kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географическому краеведению (Саратовская область) 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса Саратовской области. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, планирования по блокам, планирование по часам, методическая литература для учителя, методическая литература для учащихся. Разработки поурочные, а так же мктодическое пособие для ведения уроков. Данная рабочая программа разработана на один год. В 5 классе есть литературное краеведение, в 7 классе биологическое краеведение, в 8 классе литературное краеведение, в 9 классе историческое краеведение. Данный предмет очень интересен, потому что дети узнают много нового о своей Родине, месте  где они родились.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географическому краеведению (Саратовская область) 6 класс »

1. Программа «Географическое краеведение»

для 6 класса

общеобразовательных школ


Пояснительная записка

(34 ч., 1 ч. в неделю, резерв времени – 2 ч.)



Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

Цель – создание природного образа малой родины, подготовка учащихся к восприятию данного курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Главные задачи курса «Географическое краеведение» состоят в следующем:

  1. сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;

  2. показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;

  3. научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;

  4. продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;

  5. создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.

Учебный процесс необходимо построить так, чтобы географические знания стали фундаментом практической деятельности в краеведении.

На уроках географического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы, приёмы обучения:

  1. практические работы на местности;

  2. наблюдения за окружающей средой;

  3. экскурсии и походы;

  4. работу с краеведческой литературой;

  5. познавательные игры.

В результате изучения краеведения в 6 классе учащиеся должны приобрести умения:

    • определять географическое положение родного края, города, посёлка; определять координаты района;

    • составлять календарь погоды своей местности;

    • объяснять особенности взаимодействия человека и природы родного края;

Программа ориентирована на деятельный подход в обучении. Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся.

Перечень географических объектов края (номенклатура):

Основные формы рельефа: Русская равнина, Приволжская возвышенность, Окско-Донская равнина, Прикаспийская низменность, Сыртовая равнина, Общий Сырт, долина реки Волги, Хвалынские горы, Змеевы горы, Соколовая гора, Алтынная гора, Лысогорский массив.

Внутренние воды: Волга, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Медведица, Хопер, Большой Узень, Малый Узень.

Города: Аркадак, Аткарск, Балаково, Балашов, Вольск, Красноармейск, Маркс, Новоузенск, Петровск, Пугачев, Ртищево, Саратов, Хвалынск, Энгельс.

Источники географической информации: глобус, физическая карта России, Саратовской области, административная карта России, Саратовской области, гербарии, коллекция минералов, Красная книга России, Саратовской области, компасы, топографическая карта местности.










1. Введение

Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением – 1 час.


  1. История исследования Саратовской области, саратовцы – исследователи других континентов мира. Методы научного познания родного края – 3 часа.


Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге.

Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол – Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 – исследование Поволжья – П.С. Палласом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Н. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым (природа края). Современные ученые, краеведы Саратовской области: В.И.Горцев, А.А.Герман, А.Ф. Леопольдов, Е.К. Максимов, Г.А. Малинин, В.Н. Семенов, Н.Н.Семенов, Д.С. Худяков. Саратовцы, исследователи других континентов мира: исследователи Арктики и Антарктики – Игорь Демьянович Смилевец, Герман Гаврилович Сакунов, покорители горных вершин: Сергей Богомолов, Владимир Игошин, Юрий Никитин, Владимир Поляк. Методы научного познания родного края. Классификация методов познания. Метод наблюдения, картографический метод, социологический метод, метод измерения, работа с литературными источниками, справочной литературой, сайтами.

Практическая работа: Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями, состоянием водоёмов, растительности животного мира. Творческое задание: подготовить сообщение об исследователях земли саратовской.


  1. Особенности географического положения области, района – 2 часа.

Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями и странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.

Практическая работа: «Географическое положение Саратовской области и своего района». Работа с картами Саратовской области (административной, физической, контурной) Выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге. Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта.

Определение координат Саратова, своего населенного пункта.





  1. Строение земной коры. Минералы и горные породы – 2 часа.

Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога.

Практическая работа. Определение формы поверхности и характер залегания пород. Особенности их использования. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам.

V. Рельеф Саратовской области, своего района – 2 часа.

Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера.

Практическая работа – на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).

Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.

Горючие полезные ископаемые – нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.). Горючие сланцы – торф. Химическое сырьё – каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы – известняки, доломиты, глина, пески.

VI. Воды суши Саратовской области – 4 часа.

Воды суши: подземные и поверхностные.

Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области.

Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды.

Волга – главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.

Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.

Практическая работа: нанесение на контурную карту области основных рек. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек.

VII. Атмосфера. Климат области – 5 часов.

Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды.

Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей.

Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.

Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта

VIII. Природные комплексы Саратовской области – 5 часов.

Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.

Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Саратовской области.

Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья.

Экологические проблемы Саратовской области.

Практическая работа: экскурсия в природный комплекс (посещение отдела природы краеведческого музея).

IX. План местности – 5 часов.

Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.

Глазомерные съёмки (маршрутные и площадные). Воображаемое путешествие по физической карте своей местности. Топонимика области и своего населённого пункта.

Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.

X. Население области, своего района – 3 часа.

История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла.

Творческое задание: Экскурсия в музей. Сбор материала о народах, проживающих на территории Саратовской области.


Резерв времени – 2 часа.













Литература для учителя


  1. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. – Саратов. Издательство СГУ, 1986.

  2. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. – Саратов. Издательство Саратовского университета, 1993.

  3. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Саратов. Издательство СГУ,1984.

  4. Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2006 г. – Саратов, 2007.

  5. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. – Москва. «Школа-Пресс», 2001.

  6. Саратовской губернии черты: сост. В.Х. Валеев. – Саратов. Приволжское издательство, 1997.

  7. Семенов В.Н. Саратов геологический. – Саратов. Издательство СГУ, 2000.

  8. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. – Саратов. Приволжское книжное издательство, 1990.

  9. Худяков Д.С. Земля Саратовская. – Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.

  10. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.
























Литература для учащихся

  1. А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов. Издательство «Лицей», 2005.

  2. Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.

  3. Начало маршрута. (Сборник). Сост. В.И. Игошин. - Саратов. Вып.1 Приволжское издательство, 1989.

  4. Оскольская О.Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья. – Саратов. Издательство СГУ, 1993.

  5. Палькин Н.Е. О, Волга! – Москва. Молодая гвардия, 1985.

  6. Смилевец И.Д. Дороги к белым горизонтам.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 2005.

  7. Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. – Саратов. Издательство СГУ, 1989.

  8. Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.

  9. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видал. – Саратов. Приволжское издательство, 1980.

  10. Чигуряева А.А. Опасайтесь потерять друзей. – Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.


























2. Тематическое планирование изучения курса «Географическое краеведение»


Разделы и темы уроков

Количество часов

Введение. Что изучает географическое краеведение.

1

История исследования природы Саратовской области. Саратовцы-исследователи континентов. Методы научного познания.

3

Изучение природы нашего края с древнейших времён. Исследование Поволжья П.С. Палласом, И.П. Фальком, В.И. Лепехиным

1

Саратовцы-исследователи континентов. Покорители горных вершин и Антарктиды.

1

Методы научного познания родного края. Метод наблюдения: практическая работа. Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными наблюдениями в природе.

1

Особенности географического положения области, района.

2

Геологическое строение. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья.

1

Практическая работа. Определение горных пород по образцам.

1

Строение земной коры. Минеральные и горные породы.

2

Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине.

1

Практическая работа «Географическое положение области, своей местности». Работа с административной, физической, контурной картой Саратовской области.

1

Рельеф Саратовской области, своего района.

2

Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья.

1

Оценка рельефа своей местности практическая работа. Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых.

1

Воды суши Саратовской области

4

Внутренние воды области. Волга – главная река области.

1

Реки Волжского бассейна.

Реки бессточного бассейна. Озёра.

Практическая работа. Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины.

1

1

1

Атмосфера. Климат области.

5

Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды.

1

Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха.

1

Ветры, господствующие в области. Роза ветров.

1

Климат своего района.

1

Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики климата своего района.

1

Природные комплексы Саратовской области.

5

Типы почв Саратовской области.

1

Растительный и животный мир Саратовской области, своего района.

1

Природные зоны области, своего района.

Памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы.

Экскурсии в природный комплекс (практическая работа).

1

1


1

План местности.

5

Условные топографические знаки. Определение направлений и расстояний.

1

Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту.

1

Глазомерные съёмки (полярная, маршрутная). Составление плана местности.

Практическая работа с топографической картой.

1


1

Ориентирование по плану своего населённого пункта – практическая работа.

1

Население области, своего района.

3

История заселения, освоения области, своего района. Типы населений.

Народы, национальности, традиции.

Экскурсия в музей.

1


1

1

Резерв.

2



Планирование является примерным и может быть изменённым учителем по своему усмотрению. Возможна перестановка тем, изменение часов.

























3. Методические рекомендации

1. Введение

( 1 час)


Дать понятие о краеведении, географическом краеведении, задачам, решаемым в курсе предмета:

- изучение особенностей природных компонентов окружающей местности (микрорайон школы, город, область);

  • формирование практических навыков в изучении природы;

- формирование приемов работы с географическими источниками знаний.

Выявить знания учащихся о своем районе, поселке. Топонимика области, своей местности. Показать роль района в жизни области, страны. Образ своей малой родины. Местные газеты о своем районе (поселке, городе). Местные писатели, художники, композиторы о своем крае. Краеведы Саратовской области Дмитрий Сергеевич Худяков, Виктор Николаевич и Николай Николаевич Семеновы.

Ученик должен знать/понимать:

- различие между понятиями «краеведение», «географическое краеведение»;

  • топонимику своего района.

Ученик должен уметь:

  • выбрать нужный материал о своем крае.

Занятие можно провести на базе музея.


Творческое задание 1.

Анкетирование.


Провести опрос среди родных и близких, учащихся школ о значении географического краеведения. Заполнить таблицу:



Кто участвует в опросе

Мнение друзей, близких о роли географического краеведения

1.


2.


3.


4.


5.



Творческое задание 2

Путешествие как способ познания окружающего мира.


Расскажите о памятном для вас путешествии по Саратовской области по плану:

  1. Сведения о районе путешествия:

  1. географическое положение;

  2. особенности природы;

  3. историческая справка (что вы узнали об истории или исторических событиях, которыми интересно место вашего путешествия;

  4. особенности населения (кто проживает, на каком языке говорят, с какими обычаями или традициями вы познакомились);

  1. Памятники природы и культуры, местные достопримечательности, природные явления.

  2. Интересные события, случившиеся в путешествии.

  3. Иллюстрированный материал (фотографии, рисунки).




  1. История исследования Саратовской области

(3 часа)


1. Саратовцы – исследователи других континентов мира. Методы исследования. Методы познания родного края.

Первые сведения о Волге проявились на карте Птолемея (II в. н. э.). Наш край описывали путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, итальянцы Марко Поло, Контарини, русские географы И. К. Кириллов, В. Н. Татищев, П. И. Рычков, П. С. Паллас, И. И. Лепехин, П. П. Семенов и др.

2. Саратовцы – исследователи других континентов мира. Покорители горных вершин: Сергей Богомолов (покоритель 12 вершин Гималаев), Владимир Поляк (Памир), Владимир Игошин (Кавказ, Алтайские горы), Юрий Никитин (Урал,), Игорь Смилевец и Герман Сакунов (полярные исследователи Арктики и Антарктиды).

3. Классификация методов познания. Методы наблюдения, картографический, измерительный, социологический, работа со справочной литературой.

Учащиеся должны знать:

- ученых, исследующих территорию Саратовской области;

- называть (показывать) объекты на территории нашей земли, исследуемые саратовцами.




3. Особенности географического положения области, района

(2 часа)


Положение области на физической, административной карте России,

физической и политической карте мира: материке, Восточно-Европейской

равнине, на градусной сетке. Пограничные области:

а) определение координат Саратова;

б) нахождение Саратова по координатам на глобусе и карте России;

в) измерение расстояний по карте от г. Саратова до Северного полюса, экватора, южного полюса, Москвы, Черного моря.

Практическая работа. По картосхеме выделить наибольшие и наименьшие районы по площади. Охарактеризовать географическое положение своего района, населенного пункта:

а) определение направления и расстояний от Саратова до своего населенного пункта;

б) изучение способов изображения географических объектов и явлений на тематических картах области.

Ученик должен знать/понимать:

- различия географических карт Саратовской области по содержанию, масштабу;

- положение Саратовской области на карте России и мира.

Ученик должен называть/показывать:

  • области, граничащие с Саратовской;

  • свой населенный пункт на карте области.

Ученик должен уметь составлять:

- краткую характеристику географического положения области, своего района.




4. Строение земной карты. Минералы и горные породы

(2 часа)


Положение территории Саратовской области на юго-восточной части Восточно-Европейской платформы, имеющей жесткий кристаллический фундамент, поверх которого залегают осадочные породы разного возраста:

с различными стратиграфическими подразделениями рефейской, палеозойской, мезозойской и кайнозойской групп. Знакомство с профессией геолога.

Тему геологического строения можно изучать во время экскурсий, проведенной по определенным маршрутам. Цель – накопление фактического материала о геологическом строении. Во время экскурсии собирают коллекции окаменелостей, горных пород, коллекцию полезных ископаемых.

Эта тема может изучаться на базе музеев краеведения.

На экскурсии можно найти много горных пород (песок, различный по цвету и величине зерен; глину разной окраски, гравий, известняк и другие породы). Необходимо провести инструкцию с учащимися:

1) подготовить этикетки для образцов; 2) в этикетках указать: а) название образца; б) где найден; в) кем найден; г) дату находки.

Оборудование для работы: геологический молоток, мешочки, карандаш, компас.

Описать обнажение. В описании указать:

1) характер обнажения (осыпь, склон оврага, крутой берег реки); 2) размер обнажения; 3) состав (глина, песок, гравий); 4) цвет, структуру (рыхлый, твердый, слоистый) каждого слоя обнажения. Измерение пластов начинать снизу.

Практическая работа. Описание горных пород:

1) пористые породы, состоящие из остатков организмов (известняк, торф);

2) породы, состоящие из сыпучих или скрепленных между собой мелких обломков минералов (песок, песчаник);

3) светлая, на вид землистая порода, растирается пальцами в тонкий порошок (глина).

Ученик должен знать/понимать:

  • типы движения земной коры на территории области;

  • своеобразие горных пород своей местности.

Ученик должен уметь:

- приводить примеры минеральных и горных пород Саратовской области, своей местности.


5. Рельеф Саратовской области, своего района

(2 часа)


Дать представления об основных формах рельефа Саратовской области. Выявить различия в рельефе Правобережья и Левобережья (долины рек, овраги, балки). Обратить внимание на роль внесенных процессов в изменении рельефа. Разнообразие абсолютных и относительных высот территории области по физической карте. Самая высокая точка – г. Беленькая.

Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственную деятельность людей.

Виды минеральных рельефов: пески, глины, известняк, фосфориты, основные месторождения.

Основные горючие полезные ископаемые Саратовской области – нефть, газ.

Практическое задание

Заполните таблицу:

Как человек использует горные породы и минералы


Название

Использование

Песчаник, песок


М е л


Известняк


Глина



Работа с физической и контурной картой Саратовской области (программная практическая работа).

Ученик должен знать/понимать:

- основные формы рельефа Саратовской области и своей местности,

- среднюю высоту территории области.

Ученик должен уметь объяснять равнинность территории своей местности, различии в рельефе Правобережья и Левобережья:

  • составлять характеристику рельефа на основе анализа карт;

  • определять абсолютные высоты;

  • проводить наблюдения за изменением по времени форм рельефа.

Творческое задание 1

Исследуйте и опишите овраг. В описании укажите:

  1. название оврага; 2) где находится; 3) продолжается ли рост оврага; 4) какой длины овраг; 5) какова глубина оврага; 6) сухой овраг или на его территории есть ручей; 7) имеются ли выходы подземных вод на склонах оврага; 8) куда выходит овраг (к реке, озеру); 9) как можно использовать овраг (добыча глины, песка, устройство пруда, зеленой зоны).


6. Воды суши Саратовской области

(4 часа)


Необходимо рассмотреть состав вод суши на территории Саратовской области. Поверхностные и подземные воды. Природные и искусственные водоемы. Влияние рельефа на направление и характер течения рек.

Уделить внимание главной реки области – Волге. Создать образ Волги средствами искусства.

Реки Волжского бассейна – М. Иргиз, Б. Иргиз, Б. Караман, Терешка Еруслан.

Реки бассейна Дона: Хопер, Медведица, Баланда.

Бассейн Камыш-Самарских озер: М. Узень, Б. Узень.

Дать сведения о наиболее крупных реках области. Прививать навык анализировать статический материал в таблице.

Роль рек и озер в заселении Саратовской области. Реки и озера важнейшие зоны отдыха. Изучение по карте зон отдыха на территории своей местности. Работа с контурной картой – обозначить границы между Волжским и Донским бассейнами. Провести беседу – откуда поступает вода в наш край:

а) подземные воды;

б) из реки (название);

в) иной ответ.

Для изучения малых рек необходимо проведение гидрометрической работы – определение ширины и глубины. Профессия гидрогеолога.

Определение ширины реки. Способы измерения:

  1. ширину измеряют на глаз;

2) ширину измеряют шнуром, натянутым с одного берега на другой (этот способ применятся в том случае, если поблизости есть мост).

Глубину реки можно определять с помощью шеста, размеченного на сантиметры, и шнура с грузом. Когда шнур достигает дна, то натяжение его ослабевает. Смоченная часть шнура показывает глубину.

В данной теме предусмотрена практическая работа – описание реки или озера по плану.

Ученик должен знать/понимать:

понятия: поверхностные воды, поземные воды, река, озеро, часть реки; виды питания рек; меры по охране водных ресурсов; общественное движение «Малым рекам – большую жизнь».

Ученик должен уметь:

находить и показывать на карте реки Волгу, Медведицу, Б. Иргиз, М. Иргиз;

работать со статистическим материалом.


7. Атмосфера. Климат Саратовской области

(5 часов)


При изучении этой темы необходимо познакомить с профессией метеоролога.

Изучение климатических особенностей вашей местности начать с организации наблюдений за погодой. Климатические показатели: температура воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, виды облаков; количество осадков, виды осадков, особые явления природы.

Годовое движение Земли и изменение высоты солнца над горизонтом своей местности. Смена времен года. Охарактеризовать типы погод по временам года. Выяснить тип климата в области, вашей местности. Местные признаки погоды.

Эта тема имеет практическую направленность. Выявить распределение климатических показателей по территории области.

Работа с климатической картой области:

  1. рассмотреть годовой ход температур воздуха и атмосферных

осадков (в мм) в районе г. Саратова, розу ветров в районе Саратова (направление ветров в процентах). Определить средние температуры, амплитуду температуры;

2. составить описание погоды своей местности за сутки или описание погоды своей местности по данным календаря погоды.

Показать влияние климата на условия жизни и деятельности человека. Положительное и отрицательное влияние климата на жизнь человека.

Ученик должен знать:

  • тепловой пояс, в котором находится Саратовская область;

- времена года Саратовской области, их астрономическое и фенологическое начало;

  • климатические показатели погоды области.

Учение должен уметь:

  • определять высоту солнца над горизонтом;

- определять температуру воздуха, атмосферное давление, облачность, направление ветра;

  • вычислять среднюю температуру за сутки, месяц, год;

  • вычерчивать графики хода температур, строить розу ветров;

  • давать характеристику погоды за сутки, месяц, год;

  • выделять факторы, влияющие на климат Саратовской области.







Творческое задание № 1:

Как вы считаете, справедливо ли выражение А.С. Пушкина: «Ветер, ветер! Ты могуч…? Своё мнение аргументируйте, подтвердите рисунком, схемой.


Творческое задание № 2

Примите участие в дискуссии «Влияние человека на атмосферу.

Используйте схему ответа:

Моя позиция__________________________________________________

Краткое её обоснование________________________________________

Возможности возражения:

а) __________________________________________________________

б)__________________________________________________________

Доказательства правильности моей позиции_______________________

Заключение __________________________________________________

Проанализируйте соотношение между деятельностью человека и состоянием атмосферы.


8. Природные комплексы Саратовской области

(5 часов)


В теме «Почва Саратовской области» раскрыть понятия «почва», тип почв, главные типы почв. Различия почв по плодородию. Почвенная карта области.

Ученик долен знать/понимать:

  • определение «почва»;

  • главные типы почвы в области;

  • зависимость формирования почв от рельефа и климата.

Ученик должен уметь:

  • читать почвенную карту области.


Растительный и животный мир родного края.

Видовой состав растений и животных, их приспособленность к природным условиям. Растения и животные, занесенные в Красную Книгу.

Заполнить таблицу «Флора и фауна Саратовской области».

Природные зоны Саратовской области: лесостепь, степь, полупустыня.

Объяснить причину смены природных зон. Познакомить с памятниками природы, охраняемыми территориями.

Изучение природного комплекса вовремя экскурсии. Почему необходимо охранять ландшафты своей области. Меры по охране природы в вашем районе.

Ученик должен знать/понимать:

- содержание основных понятий и терминов (природный комплекс, природный компонент);

  • представителей растительного и животного мира;

  • причины изменения растительности своей местности по временам

года.

Ученик должен уметь:

- приводить примеры влияния человека на природу.






Творческое задание 1

Примите участие в дискуссии

В последние годы выросло число дачных участков, загородных коттеджей. Как это влияет на состояние природного комплекса?

Моя позиция ________________________________________________

Возможные возражения: а) ____________________________________

б) _________________________________________________________

Общий вывод _______________________________________________


Почему разумное самоограничение своих потребностей ради жизни нынешних и будущих поколений есть обязательное условие выживания человека на планете?_______________________________________________

Подумайте и запишите, какие жизненные потребности вы можете ограничить. Как повлияет на состояние окружающей природной среды то, что все люди предпримут попытку самоограничения? Продолжите этот перечень:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. План местности

(5 часов)


В данной теме необходимо обратить внимание на условные топографические знаки, способы определения направлений и расстояний на плане, масштаб, горизонтали. Раскрыть профессию топографа.

Ученик должен уметь:

- читать план местности;

- ориентироваться по плану и компасу, по азимуту;

- проводить глазомерные съёмки (маршрутные и площадные);

- воображать путешествие по физической карте своей местности. Ученик должен знать:

- топонимику области и своего населённого пункта.

Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.


10. Население области, своего района

(3 часа)


Выяснить принадлежность населения области к расе, языковой семье, группе, численность населения, плотность, национальный состав. Особенности быта. Воспитание, уважение к национальным культурам.

Размещение населения на территории области. Типы населенных пунктов: город, поселок городского типа, село, деревня. Топонимика.

Практическая работа: на контурной карте обозначить города (Саратов, Балаково, Энгельс, Пугачев, Балашов), свой населенный пункт.

Ученик должен знать/понимать:

понятия: плотность населения, город, поселок городского типа, село, деревня;

провести исследовательскую работу:

- учащиеся, каких национальностей обучаются в классе и школе, изучив их традиции и обычаи;

- описать свой город или поселок, населенный пункт, где Вы живете по плану: 1. год образования; 2. выявить топонимику населенного пункта; 3. численность населения; 4. какие достопримечательности имеются.

В помощь учителю в приложении приведены статистические данные по населению нашей области, кухни народов, проживающих на территории Саратовской области.


4. Примеры оформления практических работ



Пример 1.

Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоёмов, растительности и живого мира.


Цель работы:

  1. Научиться наблюдать за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоёмов, растительности и животного мира.

  2. Научиться пользоваться метеорологическими приборами.

  3. Научиться фиксировать и оформлять результаты наблюдений.


Последовательность выполнения работы

  1. Для проведения экскурсии и выполнения практической работы подготовьте полевой дневник.


Полевой дневник

Ученика (цы) ________________________________________________

VI класса ____________________________________________________

Школы ______________________________________________________

Место экскурсии _____________________________________________

Дата и время проведения ______________________________________


  1. В ходе проведения практической работы на местности определите высоту Солнца над горизонтом, состояние погоды, сезонные изменения водоёмов, растительности и животного мира.

  2. Результаты наблюдений оформите в полевом дневнике в виде таблицы.


Высота Солнца

Температура

Давление

Облачность и виды облаков

Осадки

Сезонные изменения состояния водоёмов

Сезонные изменения растительности

Сезонные изменения животного мира


Сделайте вывод о зависимости таких показателей, как высота Солнца над горизонтом, температура воздуха, состояние водоёмов, растительного и животного мира. Краткий вывод запишите в полевой дневник.


Пример 2.

Определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использования и охраны


Цели работы:

  1. Познакомиться с формами поверхности, характером залегания пород, а также водами, их использованием и охраной.

  2. Научиться характеризовать конкретные формы поверхности, обнажения, водоёмы.


Последовательность выполнения работы

  1. Для проведения экскурсии и выполнения практической работы подготовьте полевой дневник.


Полевой дневник

Ученика (цы) ________________________________________________

VI класса ____________________________________________________

Школы ______________________________________________________

Место экскурсии _____________________________________________

Дата и время проведения ______________________________________

  1. Изучите формы поверхности, характер залегания горных пород, особенности вод своей местности.

  2. Используя предлагаемые планы изучения рельефа и вод, составьте описание конкретных природных объектов, рассматриваемых в ходе экскурсии.


Пример 3.

Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.


Цели работы:

  1. Выделить типичные природные комплексы своей местности и оценить их изменение под влиянием хозяйственной деятельности человека.

  2. На примере своей местности научиться составлять по типовому плану описание природных комплексов и оценивать их изменение под влиянием хозяйственной деятельности человека.


Последовательность выполнения работы

  1. Подготовьте полевой дневник.


Полевой дневник

Ученика (цы) ________________________________________________

VI класса ____________________________________________________

Школы ______________________________________________________

Место экскурсии _____________________________________________

Дата и время проведения ______________________________________

  1. Ознакомьтесь с природными комплексами, имеющимися в вашей местности.

  2. Опишите наиболее типичные для вашей местности природные комплексы по предложенному плану.




  1. В полевом дневнике сделайте запись по форме:

План описания

I участок

II участок

III участок

Название комплекса

Назовите исследуемый комплекс

(по форме рельефа, по растительности)




Особенности компонентов

Определите формы рельефа, горные породы, почвы, глубоко ли залегают подземные воды, характер растительности (скудная, богатая), виды растений, животных.





5. Сравните исследуемые участки и сделайте вывод о связях между отдельными компонентами и причинах отличия комплексов.

6.Установите, какие изменения внёс человек в природные комплексы. Предложите свои меры по их охране.




5. Примеры творческих заданий для учащихся

Мой родной край


К теме: Географическое положение.


Наш _________________________________________________________

(название населённого пункта, в котором находится школа)

находится _________________________________________________________

(область, район, на изучаемой территории,

__________________________________________________________________

где находится ваш населённый пункт)

__________________________________________________________________.

Географическая широта нашего населённого пункта ________________,

географическая долгота __________.



Сюда наклеить ту часть контурной карты России, на которой находится ваш населённый пункт. Карту раскрасить в соответствующие цвета и подписать географические названия.


От нашего населённого пункта:

Москва находится в _______ направлении на расстоянии ______ км., ближайшее море в _________ направлении на расстоянии ______ км., экватор в _______ направлении на расстоянии на расстоянии _________ км. Северный полюс в _______ направлении на расстоянии _______ км., ближайшая ж.д. станция в ________ направлении на расстоянии ______ км., ближайшая судоходная река в _______ направлении на расстоянии _______ км.

Наш район называется _________________________________________.

Его площадь ________ кв. км. В районе ________________________ городов, ____________________ рабочих посёлков, ______________________

сёл и деревень, ______________________________.

Наш районный центр называется ________________________________.


К теме: Рельеф.

Поверхность и полезные ископаемые нашего района


Наш район расположен _________________________________________

__________________________________________________________________

(написать, на какой низменности или возвышенности находится ваш населённый пункт

__________________________________________________________________

или в каких горах)

Абсолютная высота местности нашего района в среднем равна _____ м.

Самая высокая точка нашего района имеет высоту _______ м. и называется ________________________________________________________.

Основные горные породы, которыми сложена поверхность нашего района: ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Здесь изобразите разрез обнажения, который Вы увидели в ходе экскурсии.


В нашем районе добываются следующие полезные ископаемые:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Эти полезные ископаемые используются _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

К теме: Климат.

Климат нашего района


Климат нашего района _________________________________________

(морской, умеренно-континентальный,

__________________________________________________________________.

континентальный, резко континентальный)

В нашей местности средняя температура января __________, февраля ________, марта __________, апреля __________, мая _________, июня ________, июля ___________, августа ___________, сентября ____________, октября _________, ноября ________, декабря __________.

Средняя годовая температура воздуха равна ______________________.


Здесь начертите график изменения температуры в вашей местности в течение года


Среднее годовое количество осадков в нашей местности ___________ мм.

В _____________ в нашей местности преобладает ясная погода, а в

(название месяца)

_______________ - пасмурная.

(название месяца)

Преобладающие ветры в нашем районе __________________________.

Лето в нашем районе ______________, чем в Сочи, и более __________,

(холоднее, теплее) (влажное, сухое)

чем во Владивостоке.

К теме Воды суши


Внутренние воды нашего района


Наша местность находится в бассейне реки _______________________.

Кратчайшее расстояние от нашей школы до этой реки ___________________.

Наша река имеет следующие большие притоки: _________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Наша река замерзает в __________________, а в течение ____________

(название месяца)

_____________ месяцев, с _________________ по ______________________,

(название месяца) (название месяца)

бывает свободна ото льда.

Самое большое озеро нашего района называется ___________________.

От нашей школы оно находится в ______________________ направлении на расстоянии ________________________________________________________.

Население нашего населённого пункта пользуется _______________________

________________________________________ водой.

(речной, колодезной, родниковой, озерной)


Здесь дайте описание реки или озера, которое вы исследовали на местности


Для охраны вод в нашей местности проводятся следующие мероприятия: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.



К теме: Природные комплексы.

Почвы, растительность и животный мир нашего района


В нашем районе преобладают ___________________________ почвы. Для улучшения их плодородия в почву необходимо вносить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Наш район находится в _________________________________________

(в тундре, лесной зоне, зоне степей,

__________________________________________________________________

зоне пустынь, в субтропиках)

В наших лесах растут следующие древесные породы: ______________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Главнейшие кустарниковые породы нашего района: ________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В нашем районе возделывают следующие сельскохозяйственные культуры: _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

В нашем районе растут следующие лекарственные растения: _________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В нашем районе водятся такие животные, как ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Для охраны природы в нашей местности проводятся следующие мероприятия: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.











































7. КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

  1. В какой части света располагается Саратовская область?

  2. К чему ближе Саратов (или Ваш населенный пункт) – к Северному полюсу или экватору?

  3. Какие государства Европы могли бы разместиться на территории Саратовской области?

  4. Какие города мира и России расположены на широте Саратова (по карте)?

  5. Какому городу соответствуют координаты 51 с.ш. и 46 в.д.?

  6. Определите, какая местность расположена «под Вами» в другом полушарии, в месте диаметрально противоположном тому, в котором Вы живете. Суша? Море?

  7. Какие страны мира находятся в широтах Саратовской области? (по карте)

  8. О какой реке Саратовской области говорят: Двигаясь вперед, часто приезжаешь назад»?

  9. Как раньше называли Волгу древние греки?

  10. Назовите космонавтов, приземлившихся на Саратовской земле.

  11. Какой Вы знаете национальный парк на территории Саратовской области?

  12. Отправьтесь в путешествие по карте по «Вашему» меридиану, какие пункты окажутся на пути следования?

  13. В каких природных зонах лежит территория Саратовской области?

  14. Как называется высшая точка Саратовской области и какая ее абсолютная высота?

  15. Какое время в вашем районе 22 июня и как называется этот день?

  16. Какая природная зона в Саратовской области занимает 80% от территории нашего края?

  17. В какой природной зоне водится дрофа?

  18. Какое направление в Вашей местности показывает Полярная звезда?

  19. Представителем, какой природной зоны является сайгак?

  20. В какой природной зоне и в каком районе сохранилась меловая сосна?

  21. Назовите три самые длинные реки в Саратовской области.

  22. Какое направление показывает азимут 225

  23. Какие ветры преобладают в Вашей местности?

  24. В каком направлении от Вашего населенного пункта находятся Уральские горы?

  25. Назовите альпиниста и Саратовской области, покорившего 12 вершин Гималаев.



Приложение

Таблица 1

Крупнейшие по численности населения народы области

Народы

Численность,

человек 1989

% от всего населения

Численность,

человек 2002

% от всего населения

2002 г.

% от 1989

русские

2298992

85,6

2293129

85,9

99,7

казахи

73428

2,7

78320

2,9

106,7

украинцы

101832

3,8

67257

2,5

66,0

татары

52867

2,0

57577

2,2

108,9

армяне

6404

0,2

24976

0,9

390,0

мордва

23381

0,9

16523

0,6

74,9

азербайджанцы

10610

0,4

16417

0,6

154,7

чуваши

20613

0,8

15956

0,6

77,4

белорусы

17771

0,7

12675

0,5

71,3

немцы

17068

0,6

12093

0,4

70,8

чеченцы

5063

0,2

8515

0,3

142,8

лезгины

4952

0,2

5308

0,2

107,2

башкиры

4085

0,1

3988

0,1

97,6

марийцы

5318

0,2

3983

0,1

74,9

молдаване

4535

0,1

3840

0,1

84,7

евреи

8054

0,3

3428

0,1

42,6

другие народы

28598

1,2

44325

2,0

155,0


Примечание: таблица составлена Уставщиковой С. В. по материалам саратовского областного комитета государственной статистики.

С. В. Уставщикова. Этнический состав населения Саратовской области. Издательство Саратовского Университета. 2006.


Таблица 2.


Доля народов по районам Саратовской области


Район области

народы, % от всего населения района


русские

казахи

татары

украинцы

другие

1

2

3

4

5

6

Ал.-Гайский

40,9

52,1

2,4

-

чеч. -1,3

Аркадакский

93,6

-

-

1,1

арм. - 0,9

Аткарский

82,1

1,4

0,9

2,9

азер. - 2,4

Баз.-Карабулакский

78,8

-

8,2

-

чув.- 3; морд.- 1,2; арм. - 1

Балаковский

78,8

4,7

3,7

2,3

чув. - 2,2; морд.- 2,3

Балашовский

93,2

-

-

2,2

азер. - 0,9

Балтайский

81,6

-

28

-

морд.- 2,7, арм. - 9,0

Вольский

87,2

-

1,8

2,2

чув. – 2,9; чеч. – 1

Воскресенский

83,2

-

2,7

2,3


Дергачевский

53,2

20,8

17,8

1,9


Духовницкий

91,1

0,9

-

1,1

арм. - 0,9

Екатериновский

89,5

-

-

1,2

арм.- 1,7; чеч.- 2

Ершовский

74,0

9,6

4,4

3,2

арм. - 2,4

Ивантеевский

86,0

3,9

-

0,9

арм. - 1,7; чув. -1,5

Калининский

82,7

0,9

1

7,6

арм. - 1,5; чеч. - 1,2

Красноармейский

81,9

3,4

-

2,7

нем. - 2,6

Краснокутский

71,0

13,5

2,1

4,6

арм. - 1,4; нем. - 1,6

Краснопартизанский

81,1

9,2

-

-

мар. - 1

Лысогорский

87,8

-

-

2,6

чеч. - 1,4

Марксовский

68,3

11,1

2,1

4,8

нем. - 5,2

Новобурасский

82,4

-

3,9

-

азер.- 2,8

Новоузенский

67,1

25,1

-

-

чеч. - 1,5

Озинский

63,9

19,8

-

-

-

Перелюбский

66,6

11,4

-

-

башк. - 7,6

Петровский

72,6

-

8,7

-

чеч. - 1,4; морд. - 10,6

Питерский

67,0

23,9

-

-

-

Пугачевский

79,8

6,8

-

-

чув. - 1,7; башк. - 1,9; мар. -1,3

Ровенский

60,2

18,9

4,4

39

нем. - 4,0

Романовский

95,4





Ртищевский

92,2

-

-

1,6


Самойловский

76,1



16,9


Саратовский

84,8

-

-

3,7

морд. - 1,5

Советский

78,3

10,5

-

-

-

Татищевский

83,5

-

-

2,9

морд. - 2,6; арм. - 1,9; чеч. -1,3

Турковский

95,7

-

-

-

-

Федоровский

69,2

10,6


9,6



1

2

3

4

5

6

Хвалынский

82,0

-

5,5

-

морд. - 5,4

Энгельсский

72,5

9,0

2,9

5,1

морд.- 2,3; нем. -2,5


Примечание.

Таблица составлена Уставщиковой С. В. по материалам Саратовского облкомстата.

Рассматриваются народы, доля которых не менее 0,9 % по всем районам.

С. В. Уставщикова. Этнический состав населения Саратовской области. Издательство Саратовского Университета. 2006.

Сокращения: чеч. - чеченцы; арм. - армяне; азер. - азербайджанцы; морд. - мордва; чув. - чуваши; нем. - немцы; мар. - марийцы; башк. - башкиры.


















КУХНЯ


Специфичность продуктов питания

разных этносов Саратовской области


Русская кухня: хлебные, мучные, зерновые блюда. Из хлебных изделий – блины, оладья, пышки, баранки, калачи, пироги с различными начинками (грибной, мясной, фруктовой, овощной, рыбной).

После принятия христианства на Руси (X век) русский стол разделился на: постный (растительно-рыбно-грибной) и скоромный (молочно-яично-мясной). О меню простого русского народа хорошо говорит старинная русская поговорка «щи да каша – пища наша». Традиционный напиток – квас.


Украинская кухня – мучные изделия – паляницы (большие хлеба из пшеничной муки), галушки, вареники с разнообразной начинкой, овощные блюда (украинский борщ), молочные изделия (варенец).


Белорусская кухня отличается обилием мучных блюд (блины, пышки, кулеш), разнообразные блюда из картофеля.


Татаро-башкирская кухня достаточно специфична. Супы у татар и башкир как бы «жарятся» и сильно загущены, вторые блюда подаются в полужидком состоянии. В казане готовится традиционный плов. Баранина и мясо обычно не отделяются от костей. Принятие пищи не мыслится без чая. Чай пьют в течение всего обеда, запивая жирную мясную закуску и мучные изделия.


Северо-кавказская кухня связана с приготовлением шашлыков, обильным использованием пряностей, мясо – тестяные блюда, кисломолочные продукты, (полупресный сыр), фасоль (лобби), кондитерские изделия (халва, шербет). Супы и соусы щедро заправляются чесноком, перцем. Основу армянской кухни составляют блюда из зерновых (армянский лаваш, излюбленными остаются блюда из молотого мяса и шашлык).
















ТОПОНИМИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рельеф

Правобережье

АЛТЫННАЯ ГОРА – две версии: первая - на ю-з г. Саратова, «алтын» (с татарского) – золото, т.е. золотая гора, вторая - алтын – старинная русская монета, которую платили за помощь в трудном спуске или подъеме.

ГОРА. ДУРМАН – ниже утеса Ст. Разина, по преданию Степан Разин запирал в подземелье захваченных в плен купцов.

ГОРА КУДЕЯРА – около села Лох Новобурасского р-на, есть пещера, где по преданию укрывался Кудеяр – сподвижник Степана Разина

ДЕВИЧЬИ ГОРЫ – две версии: первую связывают с разбойниками, которыми руководила девушка Пелагея, вторая - это сравнение невысоких склонов с молодыми девушками, в красивых нарядах.

ЗМЕЕВЫ ГОРЫ – название происходит из-за извилистых оврагов, рассекающих берега.

г. Большой Маяк – высшая точка Вольских гор как ориентир для волжских судов.

ЛЫСАЯ ГОРА – из-за скудной растительности.

СОКОЛОВАЯ ГОРА – есть две версии: 1 из-за обитания в былые времена соколов, 2 в честь воровского атамана Соколова.

УВЕК ГОРА – «увек» (с монгольского) – вая, плотина, покатость; «Укек- Укок» - город крепость.

Утес Ст. РАЗИНА – в честь атамана, народного героя Степана Разина.

ХВАЛЫНСКИЕ ГОРЫ – это подводные рифы Хвалынского моря, некогда существовавшего в Саратовской области. Название возникло от существовавшего моря.

Левобережье

КАМЕННЫЙ СЫРТ - водораздел, разделяющий реки Большой Иргиз и Малый Иргиз. Простирается по территории Пугачевского и Ивантеев­ского районов Левобережья Саратовской области. Сложен твердыми каменистыми породами. Отсюда, вероятно, название - каменный. Сырт – вытянутая невысокая плоская возвышенность, водораздельная гряда, междуречье, широкие и пологие гряды, увалы со сглаженными формами. Сырт - в переводе с тюркского - внешний, находящийся в стороне. В турецком языке - спина, местность пустынная, нах

СИНИЕ ГОРЫ - отроги Общего Сырта, которые служат водоразделом рек Волги и Урала, а одновременно - и восточной границей Саратов­ской области. Близ поселка городского типа Озинки располо­жена Синяя гора, которая является вершиной Общего Сырта в Саратовском Заволжье (абсолютная высота 172 метра). В горах залегают горючие сланцы, мел, песчаники, опоки, глины, калийные соли, а на поверхности сохранились островки леса. Из недр Синей горы добывают щебенку для мощения дорог. Видимо по цвету залега­ющих пород горам было дано название - синие.

ТРИ МАРА - останец-холм в северо-восточной части Марксовского района, абсолютная высота 161 метр. "Мар" (эрзян­ское) - одинокий бугор, островерхий холм или природная сопка. Искусственное караульное сооружение в виде насыпи, каменного бугра для осмотра горизонта, сторожевая высота.

Внутренние воды

Правобережье

Река АРКАДАК – «арка» (с тюркского) – удлиненная возвышенность, «ада» - остров, «ак» - белый, т.е. длинный возвышенный белый остров.

Река АЛАЙ – правый приток р. Терешки, «ал» с мардовского – низ, низменность, глубокий, «ай» с тюркского – река, т. е. глубокая река.

Река АТКАРА – правый приток Медведицы – названа по имени начальника улуса Золотой Орды – Аткари, владевшего землями по берегам реки.

Река БАКУР – левый приток р. Сердобы с тюркского «балык» - рыба, т.е. рыбный ручей.

Река БАЛАНДА – правый приток Медведицы, рыбная река.

Река ВОЛГА – с мордовского «ра», с марийского – «йул», с чувашского «этал», «атал», с литовского «лужа», с эстонского «белая, светлая», с тюркского – «идель» или «едель» или «эдель», т.е. большая светлая река, с древнерусского «Волга» - т.е. влага, воглый – сырой, влажный.

Река ЕЛАНЬ – правый приток р. Терсы, с тюрского «елань» - пастбище, луг или «лесная прогалина». Река ЕЛШАНКА – приток р. Курдюм, «елшанный» - ольшановый, ольховый.

Река ИЗНАИР – левый приток Хопра, с тюркского – извилистый или с марийского «чистая».

Река КАЛМАНТАЙ – левый приток р. Алай, рыбная, холодная река – название дано мордвой и чувашами.

Река КАРАМЫШ – левый приток р. Медведицы, с тюркского «кара» - черный, «мыш» - как суффикс, т.е. чернящая, пачкающая, илистая речка.

Река КАРАЙ – правый приток р. Хопра – с тюркского «кар» - снежный, «ай» - река, т.е. река, питающаяся в основном талыми снегами.

Река КРАСАВКА – приток р. Елань, некогда обитал журавль- красавка или растения красавки (белладонны).

Река МЕДВЕДИЦА – по Далю «кладовая для хранения меда»; с тюрского «аркуда» - медведь, медведица.

Река ТЕРСА – правый приток Медведицы, с тюркского «терс» - обратный, противоположный (по отношению к Волге).

Река ТЕРЕШКА – правый приток Волги, по-русски – Тереха (от Терентия), уменьшительно Терешка, с тюрского «терк» - быстрый, а теряк – тополь.

Река ЧАРДЫМ – первый приток Волги, с марийского «черда», «ым» - лесная река.

Левобережье

АТАТА - река, протекающая в Дергачевском районе. О возникновении названия реки существуют легендарные или полулегендарные предания. Одно из них повествует о том, что еще в конце восемнадцатого века здесь на берегу речки обосновалось шесть конных мужчин со своими женами и детьми. Отсюда якобы и произошло название речки, что значит шесть мужчин (семей).

Реки БОЛЬШОЙ ИРГИЗ и МАЛЫЙ ИРГИЗ - левые притоки Волги, отличающиеся большой извилистостью берегов и небольшим падением своих русел. Этимология названий точно не известна. Существует легенда, что якобы у хана Маянги была красавица-дочь Ир-Кис, которую хотел взять себе в жены сын соседнего хана, но гордая девушка ему отказала. Хан не стерпел обиды и начал войну против соседней страны. Девушка сама повела воинов отца. Сражение разыгралось на реке. В честь храброй девушки реку назвали Ир-Кис, потом звуки "к" и "с" стали более звонкими, в результате получилось Иргиз. Некоторые ученые считают, что название реки произошло от тюркского "ир" (извилина) или "ырг" - крюк. Это наиболее правдоподобно, так как река Большой Иргиз течет среди широкой и разработанной долины, которая местами расширяется до 10-15 километров. Склоны долины имеют ассиметричное строение: склон, обращенный на юг,– крутой, обрывистый, обращенный на север, - пологий. Длину Большого Иргиза определяют более чем в одну тысячу километров, из которых четыреста семьдесят пять приходится на Левобережье Саратовской области. Своими крутыми изгибами и зелеными от леса берегами река придает степному ландшафту своеоб­разный колорит и красоту. Длина Малого Иргиза в пределах Левобережья Саратовской области - двести три километра.

Реки БОЛЬШОЙ УЗЕНЬ и МАЛЫЙ УЗЕНЬ. Река Большой Узень бессточная, протекает в юго-восточной части Левобережья Саратовской Области. Берет свое начало с отрогов Общего Сырта и теряется за пределами области в разливах Камыш - Самарских озер соседнего Казахстана. Длина реки в пределах области - триста сорок два километра. Сейчас в нее по Саратовскому каналу поступает волжская вода. Название происходит от "озень" (тюркское) - небольшая река. Длина реки Малый Узень в пределах Левобережья Саратовской области - двести десять километров.

Река БОЛЬШОЙ КАРАМАН - происхождение названия возможно: от слова "кара" - залив, заводь, глубокое место на реке. Также название Караман может происходить от тюркского - "карасу", что означает - родник; стоячая вода; - озеро; той реки, питающейся выходами грунтовых вод у подножья гор и в междуречных долинах.

Река ЕРУСЛАН - левый приток Волги, который совсем недавно пересыхал. Сейчас это полноводная река, длина которой в пределах Саратовского Заволжья - сто тридцать пять километров. Происхождение названия реки связано с тюркским словом "арслан" - барс, лев.

Река КАМЕЛИК - левый приток реки Большей Иргиз. Протекает по территории Перелюбского, Пугачевского, Ивантеевского районов. Происхождение названия неясно. "Кам" (иранское) - в смысле "арык" (тюрк­ское), В свою очередь "арык" - искусственный канал. Слово тюркского происхождения, пришедшее на смену иранскому, "Мелеет" (меляк) - мелкое место. По-видимому, слияние этих двух слов (корней) и есть нынеш­нее название - Камелик, данное реке переселенцами тюркского происхождения.

Река КАМЫШЕВКА - правый приток реки Алтаты. По берегам реки встречаются густые заросли камыша. Отсюда, вероятно, и название.

КРАСНАЯ РЕЧКА - небольшая речка, впадающая в реку Малый Иргиз. Протекает по территории Пугачевского и Духовницкого районов. Название происходит от цвета пород, которые слагают берега речки.

Река МАЛЫМ КУШУМ - название предположительно происходит от "куша" или "куща" – хижина, временное жилье. У Даля - "кущевать" (жить в куще) - близко к татарскому "кочевать". Вполне возможно, что название реке дали татарские кочевники, которые, путешествуя в этих местах, остановились здесь на временное жилье. Со временем, вероятно название преобразовалось в Кушум.

МИУС - река, протекающая по территории Ершовского района, впадает слева в реку Кушум. Топонимия Приазовья "многопластовая", сложная и отличается своей древностью Можно в данном случае с уверенностью отнести элемент "ус» (монгольское, бурятское) - вода к гидронимам, употребляемым для обозначения озер, рек и речек. Топоним Миус явно занесен в Саратовское Заволжье переселенцами с Приазовья в восемнадцатом веке.

Река МЕЧЕТКА - правый приток реки Большой Караман, протекающий по территории Марксовского и Советского районов. Происхождение названия вызывает споры. Мечетное - первое название нынешнего города Пугачева. Связь этих названий со словом "мечеть" вполне допустима. В.А.Никонов считает объяснение происхождения этого названия спорным и обращает внимание на то, что "при объяснении не использовано слово "меч" (удмуртское) - крутой, обрывистый. Заволжские реки и речки, несмотря на их общий равнинный характер, очень часто имеют врезанные крутые берега, что, в частности, зависит от экспозиции их склонов". Если исходить из такого объяснения, то формант "-етка" становится суффиксальным. В документах XVI–XVII вв., относящихся к охране русского государства "сторожами"- подвижными отрядами из стрельцов и казаков, встречается термин "смежать" - в смыс­ле перемены места пограничных временных стоянок этих отрядов". Термин этот сближен с позднейшим, употребляемым в другом смысле, а именно: "по указу Екатерины II в Заволжье, по Большому Иргизу, стали "отмечаться" земли, отводимые переселенцам - реэмигрантам (раскольникам). Поэтому новоселы оседали на "меченых местах". Отсюда и могло произойти название населенного пункта и речки.

Река САКМА - левый приток реки Большой Иргиз, протекающий по территории Краснопартизанского района. Название происходит от слова "сакма", которое поясняется В.И.Далем, как "след или брод по траве, по росе, путь, которым прошли пешие или конные".

Река САРАТОВКА - левый приток Волги. Впадает в нее у северной окраины города Энгельса, где речка подпружена водами Волгоградского водохранилища. Название реки связано с Саратовом, который в течение пятидесяти восьми лет (1616 -1674) находился на ее берегу.

Река ТАРЛЫК - левый приток Волги, протекает по территории Энгельского и Ровенского районов. Длина приблизительно шестьдесят километров. По имени реки названы расположенные на ее левом берегу населенные пункты: Тарлык, Затарлык, Тарлыковка. "Тар" (татарское) - неширокий, узкий", лык" - речной аффикс со значением множественности явления. Таких узких речек много в Саратовском ЛевобережьеРека ЧАГРА - левый приток Волги. Впадает в нее на севере Духовницкого района. "Чагра" (тюркское) - отложения на дне реки. В свя­зи с этим, скорее всего, река получила свое название.

Река ЧЕРНАВА - левый приток реки Малый Иргиз, протекающий по территории Ивантеевского района. Название ее, по-видимому, связано с местоположением среди темно-каштановых почв. Саратовская Река ЧЕРТАНЛА - правый приток реки Большой Иргиз, протекающий по территории Новоузенского района. Тюркское слово "чертанла" можно перевести как щучья речка.

ДОЛГОЕ ОЗЕРО - старица реки Большой Иргиз близ села Канаевка в Ивантеевском районе. Озеро-старица имеет вытянутую форму.

КАЛАЧ - озеро-старица в пойме реки Большой Иргиз, близ Дома отдыха "Пугачевский". Нарицательное "калач" в русских диалектах оз­начает крутую излучину реки. В таких излучинах образуются старицы.

Города

Саратов – административный, промышленный, культурный центр Саратовской области, основан в 1590 г. Расположен в котловине правого берега Волги. Название город приобрел по одной из версий от Соколовой горы, отличающаяся своей желтизной. Раньше она называлась по-татарски Сарытау – желтая гора

Энгельс – город областного подчинения, основан в 1747 г. украинскими перевозчиками соли, как слобода Покровская (покровский городок). Здесь была построена церковь Покрова, откуда и произошло название слободы. Город расположен на левом берегу Волги напротив Саратова. С 1931 года переименован в г. Энгельс.

Балаково – город областного подчинения, в 161 км от Саратова. Балаково основано как село в 1762 году, на речке Балаковке, раскольниками-старообрядцами. Название села и речки произошло от татарского слова «балык», т.е. рыба. Балыково - значит рыбное.

Вольск – город областного подчинения, центр одноименного района, в 147 км от Саратова. В 1690 году на высоком правом берегу Волги, при впадении в нее реки Малыковки образовалась слобода Малыковка. В 1780 г. Малыковка получает статус уездного города Волгск, по названию реки Волги. Затем название смягчилось, превратившись в Вольск.

Балашов – город областного подчинения, центр одноименного района на левом берегу р. Хопер. Город находится в 226 км от Саратова. Название города произошло от первопоселенца Василия Балашка. Город основан в 1780 году.

Пугачев – город областного подчинения, центр одноименного района. Город расположен на реке Большой Иргиз, в 246 км от Саратова. Город основан в 1782 г. как слобода Мечетная раскольниками. В 1835 году город был переименован в Николаевск. С 1928 г. – Пугачев, в честь Емельяна Ивановича Пугачева, предводителя крестьянской войны 1773-1775 гг.

Петровск - город областного подчинения, центр одноименного района, на берегу р. Медведицы, в 104 км от Саратова. Город был заложен 29 июня 1698 года, в день именин Петра 1 , поэтому город носит его имя. Город ровесник Петербурга и даже старше его на 5 лет.

Маркс – город областного подчинения, расположен на левом берегу Волги в 60 км от Саратова. Основан в 1767 году как немецкая колония, основанная бароном Кано де Берегар из Голландии и названная Баронском. Позже колонию переименовали в Екатерининштадт (в честь Екатерины 11) С 1918 года – город Марксштадт (теперь Маркс).

Хвалынск – город областного подчинения, центр одноименного района, в 232 км от Саратова. Расположен на правом берегу Волги, в живописной котловине, окруженной меловыми холмами Хвалынских гор. Основан в 1556 году как сторожевой пункт на Волжском острове Сосновый. В 1606 г. поселение перенесено на правый берег. По указу Екатерины 11, с. Сосновка было преобразовано в город и названо Хвалынском, по имени Каспийского моря, которое в древности именовали Хвалынским.







Памятники природы.

АЛМАЗОВСКИЙ ЗАКАЗНИК – в его водоемах охраняется речной бобер, выхухоль, водоплавающая птица, а в лесах лось, благородный олень. Раскинулся он возле села Алмазово, отсюда и название.

АРКАДАКСКИЙ ЗАПОВЕДНИК расположен близ города Аркадак, по имени которого и получил наименование.

АЛЕКСЕЕВСКИЙ ЗАКАЗНИК - расположен в Балаковском районе, раскинувшийся по Левобережью Волги близ впадения в нее реки Большой Иргиз. Его площадь немного превышает три тысячи пятьсот гектаров. Под охрану взяты охотничье - промысловые звери и птицы: лось, заяц, лисица, косуля, куропатка и другие. Назван по одноименному селу Алексеевка, близ которого расположен.

ГРАЧЕВСКАЯ ЛЕСНАЯ ДАЧА - урочище (участок, отличный от окружающей местности) Балаковского лесничества по площади тысяча триста восемьдесят четыре гектара. Находится в открытой степи, в тридцати километрах к востоку от города Балаково. Здесь растут тридцати-шестидесяти летние дубы, вяз, обыкновенный карагач и ясень зеленый. Происхождение названия неясно.

ГРИГОРЬЕВСКАЯ ЛЕСНАЯ ДАЧА - урочище в Духовницком районе, расположенное рядом с селом Григорьевка, по имени которого и названо. Общая площадь - четыреста пятьдесят восемь гектаров, из них покрыто лесом четыреста семь гектаров. Здесь произрастают дуб, сосна, береза, ильмовые насаждения. Высота отдельных деревьев превышает шестнадцать метров, диаметр их достигает сорока сантиметров.

ДЬЯКОВСКИЙ ЛЕС - своеобразный уголок заволжской природы среди небольших приерусланских лесов рядом с селом Дьяковка, в тридцати пяти километрах от города Красный Кут. Отсюда и название. Здесь произрастают самые южные в Саратовском Заволжье реликтовые деревья - остатки лесов довольно широко распространенных в прошлом по долинам рек Большой Узень и Малый Узень.

ЗЛОБИНСКИЙ ЗАКАЗНИК – расположен в пойме Волги на территории Балаковского района. На его озерах, болотах гнездятся водоплавающие птицы, много пернатых скапливается во время весеннего и осенне­го перелетов. В пойменных лесах и лугах заказника обитают лось, заяц-русак, серая куропатка. Происхождение названия неясно, возможно назван по имени основателя.

"ЗМЕЙКА" - степной заказник в Ивантеевском районе, неподалеку от села Яблоновый Гай. Через него, извиваясь змеей, тянется овраг. Отсюда и название заказника - "Змейка". Большей интерес представляет сохранившийся в чистом виде ковыль сибирский и участок байрочного (овражно-балочного) леса. Под охряной находится растительность и животный мир.

САДОВСКИЙ ЗАКАЗНИК раскинулся в Красноармейском районе, под охрану взяты косули, кабаны, красные лисицы, серые куропатки.

"ЧЕРНЫЕ ВОДЫ" - заказник на реке Волга, где охраняется водоплавающая дичь. Назван, скорее всего, по цвету воды в реке, где располо­жен заказник.

ЧЕРКАССКИЙ ЗАКАЗНИК располагается в междуречье рек Алая и Избалпка, недалеко от поселка Черкасское, по имени которого и назван. В лесах заказника обитают лось, кабан, большая колония сурков, которая, по мнению ученых, поистине уникальна для юго-восточной Европы.


































Список используемой литературы

  1. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. Са­ратовский университет, 1984.

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва,
    том 4, 1955..

  3. Никонов В.А. Введение в топонимику. Москва, 1965.

  4. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. Москва, 1966.

  5. Гераклитов А.А. История Саратовского края XVI - XVIII веков. Са­ратов, 1923.

  6. Поспелов Ним. Школьный топонимический словарь. Москва, 1981.

  7. Жучкевич В. А. Общая топонимика. Минск-, 1968

  8. Мгеладзе Д.С. Колесников Н.П. Слова топонимического происхож­дения (топонимы) в русском языке. Тбилиси, Т965.

  9. Мурзаев З.М. География' в названиях. Москва, "Наука", 1982.

  10. Хижняк Л.Г., Новоженова Е.Л. селевый остров, Серый ключ, Красная речка. Саратов, Приволжское издательство, 1993.

  11. Сергеев И.В. Тайна географических названий. Москва,1963.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по географическому краеведению (Саратовская область) 6 класс

Автор: Кучкарова Зухра Маратовна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133723

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства