kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному краеведению для 2 класса составлена на основе авторской программы учебного курса для начальной школы Л. В. Фёдоровой "Литературное краеведение".  Программа содержит пояснительную записку,содержание обучения, планируемые результаты освоения обучающимися программы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса »

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному краеведению составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться на основе авторской программы учебного курса для начальной школы Л.В. Фёдоровой «Литературное краеведение» (Салехард, 2004).


Структура документа

Данная программа включает следующие разделы:

- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

-Содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;

- Планируемые результаты освоения обучающимися программы по литературному краеведению

-Календарно- тематическое планирование по литературному краеведению


Общая характеристика учебного предмета

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В последние годы заметно возрос интерес к культуре и истории родного края.

Историко-литературный и природоведческий материал позволяет обогатить учащихся новыми сведениями о родном крае, расширить кругозор, способствует формированию высоконравственной личности. Тем самым школа готовит учащихся к активному участию в общественной жизни, воспитывает людей, способных самостоятельно приобретать знания.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Литературное краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поискам нового, развивается творческая мысль, воспитывается активный читатель-книголюб.

Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

- формирование у младших школьников целостного представления об особенностях развития и современном состоянии природы, социума и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа;

- становление гражданской позиции на основе воспитания нравственных норм и эстетических чувств к малой родине, к краю, в котором мы живём, и осознание ценности собственной жизни и здоровья, края за счет становления ключевых компетенций (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, социальной).

Курс литературного краеведения в особой мере влияет на решение следующих задач:

- в области образования:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности учащихся;

- формирование жизненной самостоятельности;

- гуманное отношение к окружающей среде;

- воспитание патриотизма, любви к родному краю;

- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Материал в программе расположен в соответствии с требованиями современной дидактики: умственные действия учащихся формируются поэтапно: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая навыками самостоятельного анализа.

Программа каждого класса начинается с первоосновы литературы – фольклора: «малых» жанров: песни, загадки. При изучении сказок происходит знакомство с народом, который сочинил сказку. Таким образом, школьники получают сведения о многонациональном составе северного края. От сказок народных переходят к собирателям фольклора (И.Г. Истомин, Е.Г.Сусой). Фольклорный раздел в каждом следующем классе расширяет и углубляет знания об устном творчестве народа, помогает понять, как талантлив народ, как сохраняется культура с древних времён до сегодняшнего дня.

Особое место отводится исследовательской деятельности: рассмотрению природных богатств края, климатических условий, расположение Ямало-Ненецкого автономного округа на карте и его географических особенностей относительно России.

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин, иллюстраций и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов, составлении вопросов к тексту, составлении устных рассказов на заданную тематику. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике.

По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения (обучающие): колыбельных песен, загадок (по аналогии), стихотворных текстов. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не должно быть такой подготовительной работы, как составление общего плана, пересказа, зачитывания образцов. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать и чувствовать должны быть предметом постоянного внимания учителя.

Программой предусмотрен доступный ребёнку младшего школьного возраста материал: о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике (герб, флаг), культуре родного края (обычаи, традиции), его основных ценностях.

В учебном предмете особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью предмета «Литературное краеведение» является использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений о родном крае.

Программа предусматривает посещение тематических выставок в школьном музее.

Место предмета в базисном учебном плане.

На изучение литературного краеведения в каждом классе отводится 1 час в неделю. Выполнение программы ориентировано на организацию учеб­ного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Чтобы добиться наилучшего эффекта, используются нестандартные формы работы: экскурсии в музей, на природу, проводятся уроки-встречи с жителями микрорайона, ведётся активный поиск по следам давно минувших событий. Все это в сочетании со словом писателя, с книгой делает предмет живым, интересным увлекательным.

Связь литературного материала с естественно-биологическим и историко-биографическим поможет в проведении интегрированных уроков.

Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей меж­ду собой. В этом сотрудничестве и осуществляется постижение родного края как предмета изучения.

Программой предусмотрено проведение тематических тестовых проверочных работ и итоговых контрольных работ.

Предпочтение отдаётся текущему контролю в форме устного опроса (УО), тестов (Т), самостоятельных работ (СР), проверочных работ (ПР).


В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков:

- осознанно читать текст;

- определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении;

- строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

-описывать и сопоставлять различные объекты;

-самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочной литературе;

- создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

- участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);

- владеть навыками учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;

овладения ключевыми компетенциями:

познавательной компетенциней: знать названия городов Ямало-Ненецкого автономного округа, связанных с важнейшими историческими событиями страны и края; знать символику государственной власти края, города; показывать на карте края географические объекты; знать название народностей (2-3), населяющих край; называть животных и растения, которые занесены в Красную книгу ЯНАО (2-3); знать особенности северного фольклора; уметь сравнивать, сопоставлять особенности русского и северного фольклора; знать авторов изучаемых произведений; уметь давать характеристику поступкам героев;

информационно-коммуникативной компетенцией: уметь представить себя в разных социальных ролях; уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информации; устанавливать зависимости между особенностями труда людей родного края и профессиями, распространенными на этой территории;

общекультуной компетенцией: уметь определять роль традиций и религии в жизни коренных народов севера;

рефлексивной компетенцией: уметь давать оценку воздействия человека на природу края; осознавать место своей малой родины в крае, России.


Содержание курса «литературное краеведение». (34 часа)

Тема 1. Страницы северного фольклора – 15 часов.

Приметы как обобщение многовекового опыта и наблюдений народа за явлениями природы, животными, явлениями социальной жизни.

Собирание примет, бытующих в крае, объяснение их происхождения.

Молитвы – образец обрядовой поэзии. «Адресаты» северных молитв.

Северная сказка: герои и сюжеты. Волшебные сказки. «Как Ича черта обманул» (селькупская). «Семь островов на Енисее» (селькупская). «Как ненец – пастух рыбаком стал» (ненецкая) и другие по выбору учителя с опорой на учебник.

Пословицы и поговорки северян. Большая мудрость «малого» фольклора. Специфические особенности северных пословиц и поговорок.

Тема 2. Имя на карте – 8 часов.

Салехард – полярный город, столица Ямало-Ненецкого автономного округа.

Л.Лапцуй «Песня нестареющей памяти», Р.Ругин «Салехард», А.Тарасова «Салехард – полярный город».

«Вы на карту посмотрите…» Места, где родились и выросли поэты Ямала.

Л.Лапцуй «Где ты рожден?» (Родина поэта озеро Ярото и берега реки Юрибей), «Юрибей», «Тише, ты, Пур – река!», «Далекое селение» (о посёлке Се – Яха), «Гыда», «В разведке» (о мысе Каменном), «Уренгой», «Берега реки Надымской» и другие произведения, включенные в учебник.

Р. Ругин «Имя родного селенья», «Берег детства», «Речка Питляр», «Ханты-Питлярский сор», «Обь».

Тема 3. Страницы истории Ямальского края – 7 часов.

Л.Лапцуй «Рождение Ямала» - поэма, созданная по мотивам северного эпоса.

С.Попов (коми-писатель): «Сказание о покорителях Сибири» - поэма о сибирских первопроходцах.

Л. Родионова «Слово об отроке Василии Зуеве». Воспоминания, оставленные участником северной экспедиции 200 лет назад об «Обдорском городке», нынешнем Салехарде.

Экскурсии, беседы со старожилами, встречи – 4 часа.

В результате освоения предметного содержания курса литературного краеведения у учащихся формируются общие учебные умения и способы деятельности. Школьники учатся:

  • осознавать место и роль литературного краеведения в познании окружающего мира, понимать значения литературного краеведения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

по литературному краеведению


К концу обучения во втором классе обучающийся должен:

иметь представление:

- об отличительных особенностях народной сказки;

- об основах литературной речи;

- о географии родного края;

- об исторических событиях, происходивших в родном крае;

знать:

- особенности северного фольклора;

уметь:

- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- выделять главные события произведения и их последовательность;


В результате изучения курса литературного краеведения обучающиеся научатся:

  • осознавать место и роль литературного краеведения в познании окружающего мира, понимать значения литературного краеведения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

  • определять наиболее значимые страницы истории северного края, этнические традиции и культурное достояние;

  • ценностному отношению к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, народным традициям, старшему поколению;

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

  • выделять главные события произведения и их последовательность;

  • определять особенности северного фольклора;

  • различать малые жанры северного фольклора;

  • выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

обучающиеся получат возможность научиться:

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

- устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

- выделять изученные средства художественной выразительности в литературном произведении;

- раскрывать этнологическую тему в литературе.


Перечень литературы и средств обучения


  1. Федорова Л.В. Программа учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» Издание 2-е, Салехард, 2004.

  2. Ямальский калейдоскоп/ Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс / Автор-составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007.

  3. Из сердца в сердце. Литературно-краеведческий альманах. Составители: М. Б. Швец, Г. И. Леднева, С. Ю. Моргатая . библиотека. Информационно-библиографический отдел. г. Ноябрьск, 1998.

  4. Край Ямальский: Учебное пособие по литературному краеведению. 3 класс/ Сост. Л.В.Федорова. ООО Миралл, 2007.

  5. Попова М.И. Уроки предков: учебное пособие для 4 кл. шк. Таймыра. Санкт-Петербург: Дрофа, 2007.

  6. Е.Сусой. Из глубины веков. – Тюмень, 1994.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса

Автор: Теплых Галина Анатольевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа "Литературное краеведение""
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia_proghramma_litieraturnoie_kraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "365228"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480749148"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "171183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423650333"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа по географическому краеведению (Саратовская область)  6 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafichieskomu-kraieviedieniiu-saratovskaia-oblast-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "133723"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416572232"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства