Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса
Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса
Рабочая программа по литературному краеведению для 2 класса составлена на основе авторской программы учебного курса для начальной школы Л. В. Фёдоровой "Литературное краеведение". Программа содержит пояснительную записку,содержание обучения, планируемые результаты освоения обучающимися программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса »
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному краеведению составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться на основе авторской программы учебного курса для начальной школы Л.В. Фёдоровой «Литературное краеведение» (Салехард, 2004).
Структура документа
Данная программа включает следующие разделы:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
-Содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы по литературному краеведению
-Календарно- тематическое планирование по литературному краеведению
Общая характеристика учебного предмета
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В последние годы заметно возрос интерес к культуре и истории родного края.
Историко-литературный и природоведческий материал позволяет обогатить учащихся новыми сведениями о родном крае, расширить кругозор, способствует формированию высоконравственной личности. Тем самым школа готовит учащихся к активному участию в общественной жизни, воспитывает людей, способных самостоятельно приобретать знания.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Литературное краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве.
Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поискам нового, развивается творческая мысль, воспитывается активный читатель-книголюб.
Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
- формирование у младших школьников целостного представления об особенностях развития и современном состоянии природы, социума и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа;
- становление гражданской позиции на основе воспитания нравственных норм и эстетических чувств к малой родине, к краю, в котором мы живём, и осознание ценности собственной жизни и здоровья, края за счет становления ключевых компетенций (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, социальной).
Курс литературного краеведения в особой мере влияет на решение следующих задач:
- в области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;
- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
в области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности учащихся;
- формирование жизненной самостоятельности;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю;
- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Материал в программе расположен в соответствии с требованиями современной дидактики: умственные действия учащихся формируются поэтапно: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая навыками самостоятельного анализа.
Программа каждого класса начинается с первоосновы литературы – фольклора: «малых» жанров: песни, загадки. При изучении сказок происходит знакомство с народом, который сочинил сказку. Таким образом, школьники получают сведения о многонациональном составе северного края. От сказок народных переходят к собирателям фольклора (И.Г. Истомин, Е.Г.Сусой). Фольклорный раздел в каждом следующем классе расширяет и углубляет знания об устном творчестве народа, помогает понять, как талантлив народ, как сохраняется культура с древних времён до сегодняшнего дня.
Особое место отводится исследовательской деятельности: рассмотрению природных богатств края, климатических условий, расположение Ямало-Ненецкого автономного округа на карте и его географических особенностей относительно России.
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин, иллюстраций и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов, составлении вопросов к тексту, составлении устных рассказов на заданную тематику. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике.
По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения (обучающие): колыбельных песен, загадок (по аналогии), стихотворных текстов. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не должно быть такой подготовительной работы, как составление общего плана, пересказа, зачитывания образцов. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать и чувствовать должны быть предметом постоянного внимания учителя.
Программой предусмотрен доступный ребёнку младшего школьного возраста материал: о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике (герб, флаг), культуре родного края (обычаи, традиции), его основных ценностях.
В учебном предмете особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью предмета «Литературное краеведение» является использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений о родном крае.
Программа предусматривает посещение тематических выставок в школьном музее.
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение литературного краеведения в каждом классе отводится 1 час в неделю. Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Чтобы добиться наилучшего эффекта, используются нестандартные формы работы: экскурсии в музей, на природу, проводятся уроки-встречи с жителями микрорайона, ведётся активный поиск по следам давно минувших событий. Все это в сочетании со словом писателя, с книгой делает предмет живым, интересным увлекательным.
Связь литературного материала с естественно-биологическим и историко-биографическим поможет в проведении интегрированных уроков.
Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется постижение родного края как предмета изучения.
Программой предусмотрено проведение тематических тестовых проверочных работ и итоговых контрольных работ.
Предпочтение отдаётся текущему контролю в форме устного опроса (УО), тестов (Т), самостоятельных работ (СР), проверочных работ (ПР).
В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков:
- осознанно читать текст;
- определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении;
- строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
-описывать и сопоставлять различные объекты;
-самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочной литературе;
- создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);
- владеть навыками учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;
овладения ключевыми компетенциями:
познавательной компетенциней: знать названия городов Ямало-Ненецкого автономного округа, связанных с важнейшими историческими событиями страны и края; знать символику государственной власти края, города; показывать на карте края географические объекты; знать название народностей (2-3), населяющих край; называть животных и растения, которые занесены в Красную книгу ЯНАО (2-3); знать особенности северного фольклора; уметь сравнивать, сопоставлять особенности русского и северного фольклора; знать авторов изучаемых произведений; уметь давать характеристику поступкам героев;
информационно-коммуникативной компетенцией: уметь представить себя в разных социальных ролях; уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информации; устанавливать зависимости между особенностями труда людей родного края и профессиями, распространенными на этой территории;
общекультуной компетенцией: уметь определять роль традиций и религии в жизни коренных народов севера;
рефлексивной компетенцией: уметь давать оценку воздействия человека на природу края; осознавать место своей малой родины в крае, России.
Содержание курса «литературное краеведение». (34 часа)
Тема 1. Страницы северного фольклора – 15 часов.
Приметы как обобщение многовекового опыта и наблюдений народа за явлениями природы, животными, явлениями социальной жизни.
Собирание примет, бытующих в крае, объяснение их происхождения.
Молитвы – образец обрядовой поэзии. «Адресаты» северных молитв.
Северная сказка: герои и сюжеты. Волшебные сказки. «Как Ича черта обманул» (селькупская). «Семь островов на Енисее» (селькупская). «Как ненец – пастух рыбаком стал» (ненецкая) и другие по выбору учителя с опорой на учебник.
Пословицы и поговорки северян. Большая мудрость «малого» фольклора. Специфические особенности северных пословиц и поговорок.
Тема 2. Имя на карте – 8 часов.
Салехард – полярный город, столица Ямало-Ненецкого автономного округа.
«Вы на карту посмотрите…» Места, где родились и выросли поэты Ямала.
Л.Лапцуй «Где ты рожден?» (Родина поэта озеро Ярото и берега реки Юрибей), «Юрибей», «Тише, ты, Пур – река!», «Далекое селение» (о посёлке Се – Яха), «Гыда», «В разведке» (о мысе Каменном), «Уренгой», «Берега реки Надымской» и другие произведения, включенные в учебник.
Тема 3. Страницы истории Ямальского края – 7 часов.
Л.Лапцуй «Рождение Ямала» - поэма, созданная по мотивам северного эпоса.
С.Попов (коми-писатель): «Сказание о покорителях Сибири» - поэма о сибирских первопроходцах.
Л. Родионова «Слово об отроке Василии Зуеве». Воспоминания, оставленные участником северной экспедиции 200 лет назад об «Обдорском городке», нынешнем Салехарде.
Экскурсии, беседы со старожилами, встречи – 4 часа.
В результате освоения предметного содержания курса литературного краеведения у учащихся формируются общие учебные умения и способы деятельности. Школьники учатся:
осознавать место и роль литературного краеведения в познании окружающего мира, понимать значения литературного краеведения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
по литературному краеведению
К концу обучения во втором классе обучающийся должен:
иметь представление:
- об отличительных особенностях народной сказки;
- об основах литературной речи;
- о географии родного края;
- об исторических событиях, происходивших в родном крае;
знать:
- особенности северного фольклора;
уметь:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
- выделять главные события произведения и их последовательность;
В результате изучения курса литературного краеведения обучающиеся научатся:
осознавать место и роль литературного краеведения в познании окружающего мира, понимать значения литературного краеведения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
определять наиболее значимые страницы истории северного края, этнические традиции и культурное достояние;
ценностному отношению к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, народным традициям, старшему поколению;
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
выделять главные события произведения и их последовательность;
определять особенности северного фольклора;
различать малые жанры северного фольклора;
выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
обучающиесяполучат возможность научиться:
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
- устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
- выделять изученные средства художественной выразительности в литературном произведении;
- раскрывать этнологическую тему в литературе.
Перечень литературы и средств обучения
Федорова Л.В. Программа учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» Издание 2-е, Салехард, 2004.
Ямальский калейдоскоп/ Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс / Автор-составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007.
Из сердца в сердце. Литературно-краеведческий альманах. Составители: М. Б. Швец, Г. И. Леднева, С. Ю. Моргатая . библиотека. Информационно-библиографический отдел. г. Ноябрьск, 1998.
Край Ямальский: Учебное пособие по литературному краеведению. 3 класс/ Сост. Л.В.Федорова. ООО Миралл, 2007.