kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному краеведению для 2 класса составлена на основе авторской программы учебного курса для начальной школы Л. В. Фёдоровой "Литературное краеведение".  Программа содержит пояснительную записку,содержание обучения, планируемые результаты освоения обучающимися программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса »

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному краеведению составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться на основе авторской программы учебного курса для начальной школы Л.В. Фёдоровой «Литературное краеведение» (Салехард, 2004).


Структура документа

Данная программа включает следующие разделы:

- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

-Содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;

- Планируемые результаты освоения обучающимися программы по литературному краеведению

-Календарно- тематическое планирование по литературному краеведению


Общая характеристика учебного предмета

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В последние годы заметно возрос интерес к культуре и истории родного края.

Историко-литературный и природоведческий материал позволяет обогатить учащихся новыми сведениями о родном крае, расширить кругозор, способствует формированию высоконравственной личности. Тем самым школа готовит учащихся к активному участию в общественной жизни, воспитывает людей, способных самостоятельно приобретать знания.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Литературное краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поискам нового, развивается творческая мысль, воспитывается активный читатель-книголюб.

Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

- формирование у младших школьников целостного представления об особенностях развития и современном состоянии природы, социума и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа;

- становление гражданской позиции на основе воспитания нравственных норм и эстетических чувств к малой родине, к краю, в котором мы живём, и осознание ценности собственной жизни и здоровья, края за счет становления ключевых компетенций (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, социальной).

Курс литературного краеведения в особой мере влияет на решение следующих задач:

- в области образования:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности учащихся;

- формирование жизненной самостоятельности;

- гуманное отношение к окружающей среде;

- воспитание патриотизма, любви к родному краю;

- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Материал в программе расположен в соответствии с требованиями современной дидактики: умственные действия учащихся формируются поэтапно: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая навыками самостоятельного анализа.

Программа каждого класса начинается с первоосновы литературы – фольклора: «малых» жанров: песни, загадки. При изучении сказок происходит знакомство с народом, который сочинил сказку. Таким образом, школьники получают сведения о многонациональном составе северного края. От сказок народных переходят к собирателям фольклора (И.Г. Истомин, Е.Г.Сусой). Фольклорный раздел в каждом следующем классе расширяет и углубляет знания об устном творчестве народа, помогает понять, как талантлив народ, как сохраняется культура с древних времён до сегодняшнего дня.

Особое место отводится исследовательской деятельности: рассмотрению природных богатств края, климатических условий, расположение Ямало-Ненецкого автономного округа на карте и его географических особенностей относительно России.

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин, иллюстраций и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов, составлении вопросов к тексту, составлении устных рассказов на заданную тематику. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике.

По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения (обучающие): колыбельных песен, загадок (по аналогии), стихотворных текстов. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не должно быть такой подготовительной работы, как составление общего плана, пересказа, зачитывания образцов. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать и чувствовать должны быть предметом постоянного внимания учителя.

Программой предусмотрен доступный ребёнку младшего школьного возраста материал: о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике (герб, флаг), культуре родного края (обычаи, традиции), его основных ценностях.

В учебном предмете особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью предмета «Литературное краеведение» является использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений о родном крае.

Программа предусматривает посещение тематических выставок в школьном музее.

Место предмета в базисном учебном плане.

На изучение литературного краеведения в каждом классе отводится 1 час в неделю. Выполнение программы ориентировано на организацию учеб­ного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Чтобы добиться наилучшего эффекта, используются нестандартные формы работы: экскурсии в музей, на природу, проводятся уроки-встречи с жителями микрорайона, ведётся активный поиск по следам давно минувших событий. Все это в сочетании со словом писателя, с книгой делает предмет живым, интересным увлекательным.

Связь литературного материала с естественно-биологическим и историко-биографическим поможет в проведении интегрированных уроков.

Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей меж­ду собой. В этом сотрудничестве и осуществляется постижение родного края как предмета изучения.

Программой предусмотрено проведение тематических тестовых проверочных работ и итоговых контрольных работ.

Предпочтение отдаётся текущему контролю в форме устного опроса (УО), тестов (Т), самостоятельных работ (СР), проверочных работ (ПР).


В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков:

- осознанно читать текст;

- определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении;

- строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

-описывать и сопоставлять различные объекты;

-самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочной литературе;

- создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

- участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа);

- владеть навыками учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;

овладения ключевыми компетенциями:

познавательной компетенциней: знать названия городов Ямало-Ненецкого автономного округа, связанных с важнейшими историческими событиями страны и края; знать символику государственной власти края, города; показывать на карте края географические объекты; знать название народностей (2-3), населяющих край; называть животных и растения, которые занесены в Красную книгу ЯНАО (2-3); знать особенности северного фольклора; уметь сравнивать, сопоставлять особенности русского и северного фольклора; знать авторов изучаемых произведений; уметь давать характеристику поступкам героев;

информационно-коммуникативной компетенцией: уметь представить себя в разных социальных ролях; уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информации; устанавливать зависимости между особенностями труда людей родного края и профессиями, распространенными на этой территории;

общекультуной компетенцией: уметь определять роль традиций и религии в жизни коренных народов севера;

рефлексивной компетенцией: уметь давать оценку воздействия человека на природу края; осознавать место своей малой родины в крае, России.


Содержание курса «литературное краеведение». (34 часа)

Тема 1. Страницы северного фольклора – 15 часов.

Приметы как обобщение многовекового опыта и наблюдений народа за явлениями природы, животными, явлениями социальной жизни.

Собирание примет, бытующих в крае, объяснение их происхождения.

Молитвы – образец обрядовой поэзии. «Адресаты» северных молитв.

Северная сказка: герои и сюжеты. Волшебные сказки. «Как Ича черта обманул» (селькупская). «Семь островов на Енисее» (селькупская). «Как ненец – пастух рыбаком стал» (ненецкая) и другие по выбору учителя с опорой на учебник.

Пословицы и поговорки северян. Большая мудрость «малого» фольклора. Специфические особенности северных пословиц и поговорок.

Тема 2. Имя на карте – 8 часов.

Салехард – полярный город, столица Ямало-Ненецкого автономного округа.

Л.Лапцуй «Песня нестареющей памяти», Р.Ругин «Салехард», А.Тарасова «Салехард – полярный город».

«Вы на карту посмотрите…» Места, где родились и выросли поэты Ямала.

Л.Лапцуй «Где ты рожден?» (Родина поэта озеро Ярото и берега реки Юрибей), «Юрибей», «Тише, ты, Пур – река!», «Далекое селение» (о посёлке Се – Яха), «Гыда», «В разведке» (о мысе Каменном), «Уренгой», «Берега реки Надымской» и другие произведения, включенные в учебник.

Р. Ругин «Имя родного селенья», «Берег детства», «Речка Питляр», «Ханты-Питлярский сор», «Обь».

Тема 3. Страницы истории Ямальского края – 7 часов.

Л.Лапцуй «Рождение Ямала» - поэма, созданная по мотивам северного эпоса.

С.Попов (коми-писатель): «Сказание о покорителях Сибири» - поэма о сибирских первопроходцах.

Л. Родионова «Слово об отроке Василии Зуеве». Воспоминания, оставленные участником северной экспедиции 200 лет назад об «Обдорском городке», нынешнем Салехарде.

Экскурсии, беседы со старожилами, встречи – 4 часа.

В результате освоения предметного содержания курса литературного краеведения у учащихся формируются общие учебные умения и способы деятельности. Школьники учатся:

  • осознавать место и роль литературного краеведения в познании окружающего мира, понимать значения литературного краеведения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

по литературному краеведению


К концу обучения во втором классе обучающийся должен:

иметь представление:

- об отличительных особенностях народной сказки;

- об основах литературной речи;

- о географии родного края;

- об исторических событиях, происходивших в родном крае;

знать:

- особенности северного фольклора;

уметь:

- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- выделять главные события произведения и их последовательность;


В результате изучения курса литературного краеведения обучающиеся научатся:

  • осознавать место и роль литературного краеведения в познании окружающего мира, понимать значения литературного краеведения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

  • определять наиболее значимые страницы истории северного края, этнические традиции и культурное достояние;

  • ценностному отношению к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, народным традициям, старшему поколению;

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

  • выделять главные события произведения и их последовательность;

  • определять особенности северного фольклора;

  • различать малые жанры северного фольклора;

  • выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

обучающиеся получат возможность научиться:

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);

- устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

- выделять изученные средства художественной выразительности в литературном произведении;

- раскрывать этнологическую тему в литературе.


Перечень литературы и средств обучения


  1. Федорова Л.В. Программа учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» Издание 2-е, Салехард, 2004.

  2. Ямальский калейдоскоп/ Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс / Автор-составитель Л. В. Федорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007.

  3. Из сердца в сердце. Литературно-краеведческий альманах. Составители: М. Б. Швец, Г. И. Леднева, С. Ю. Моргатая . библиотека. Информационно-библиографический отдел. г. Ноябрьск, 1998.

  4. Край Ямальский: Учебное пособие по литературному краеведению. 3 класс/ Сост. Л.В.Федорова. ООО Миралл, 2007.

  5. Попова М.И. Уроки предков: учебное пособие для 4 кл. шк. Таймыра. Санкт-Петербург: Дрофа, 2007.

  6. Е.Сусой. Из глубины веков. – Тюмень, 1994.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа по литературному краеведению для2 класса

Автор: Теплых Галина Анатольевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа "Литературное краеведение""
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia_proghramma_litieraturnoie_kraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "365228"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480749148"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "171183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423650333"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа по географическому краеведению (Саратовская область)  6 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafichieskomu-kraieviedieniiu-saratovskaia-oblast-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "133723"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416572232"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства