Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса. Экономика»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №8»
г.о. Саранск Республика Мордовия
РАССМОТРЕНА
И РЕКОМЕНДОВАНА
К УТВЕРЖДЕНИЮ
руководитель МО истории
ИП Гасинюкова
протокол №1от «31вгуста 2019..
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
______________ Г.Н. Зазулина
«___»____________2019г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ «СОШ №8»
_______________А.С. Николаев
«_____»_____________2019г.
Приказ №____
от «01» сентября 2019.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019-2020 учебный год
элективного курса
Основы экономической теории
для
(предмет)
10 А класса
учитель
(класс)
Гасинюкова Ирина Павловна
квалификационная категория
ВЫСШАЯ
1 час
34 часов
количество часов в неделю
количество часов в год
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа элективного курса по экономике «Основы экономической теории» составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по экономике для 10-11 классов общеобразовательных школ (автор И.В. Липсиц), а также на основе программы «Основы экономической теории» ( автор С.И. Иванов). Курс рассчитан на 34 часа. Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
• Развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации
• Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности
• Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию и для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования
• Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию ,анализировать, систематизировать полученные данные , подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения
• Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства
• Формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере
Для достижения поставленных целей необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:
• Добиваться четкого понимания основных экономических понятий, законов, принципов организации хозяйственной деятельности
• Сформировать желание, выработать навыки и умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять знания, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, закономерности
• Выработать умения применять полученные знания на практике, моделировать экономическое поведение
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
• Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
• Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации
• Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
• Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, график, диаграмма)
• Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики
• Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза
• Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности
• Владение основными видами публичных выступлений
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения курса обучающиеся должны знать: сущность изучаемых понятий и явлений, специфику экономической науки; уметь: применять основные понятия, категории в практической деятельности для анализа конкретной ситуации, воспринимать содержание экономической информации, изложенной в литературе и СМИ, формировать собственную позицию в отношении экономической политики , проводимой государством, выработать собственную точку зрения на экономические проблемы; владеть: основами культуры грамотного экономического поведения, умением грамотно и аргументировано излагать свое мнение по экономическим проблемам.
Прогнозируемый конечный результат:
Привитие интереса к новому учебному предмету, участие в олимпиаде по экономике, успешная сдача ЕГЭ по обществознанию, более взвешенный и обдуманный выбор будущей профессии, успешная социализация в обществе, расширение знаний в экономической сфере
Формы и методы работы:
Лекции, деловые игры, практические занятия, решение задач, семинары, групповое и индивидуальное проектирование. Индивидуальная, парная и групповая форма работы.
Содержание учебного курса
Тема 1 Предмет и метод экономической науки
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов Проблема выбора и альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Основные вопросы экономики. Метод экономической науки. Номинальные и реальные показатели.
Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика.
Основные черты административно-плановой системы. Основные черты рыночной системы. Субъекты рыночной экономики. Роль государства в рыночной экономике.
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Понятие спроса и закон спроса. Величина спроса. Понятие предложения и закон предложения. Величина предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Дефицит и избыток.
Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов.
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда и заработная плата. Рынок услуг земли и земельная рента. Капитал и процент. Реальный и денежный капитал. Дисконтирование.
Тема 9. Деньги и банковская система.
Деньги и их функции. Виды денег и их свойства. Ликвидность денег. Коммерческие банки. Роль баков в условиях рыночной экономики. Пассивные и активные операции банков. Центральный банк. Цели и функции Центрального банка.
Тема 10. Валовой внутренний продукт и национальный доход.
Валовой внутренний продукт (ВВП). Методы исчисления ВВП. Госбюджет и его роль в перераспределении национального дохода. Номинальный и реальный ВВП.
Тема 11. Макроэкономическое равновесие.
Доход, потребление и сбережение. Сбережения и инвестиции. Мультипликатор, процентная ставка и равновесие на денежном рынке.
Тема 12. Экономический цикл. Занятость и безработица.
Циклические колебания развития экономики как следствие нарушений равновесного состояния экономики. Экономический цикл и его фазы. Колебания занятости и безработицы как следствие циклических колебаний. Нормы безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Государственное регулирование занятости.
Тема 13. Инфляция.
Определение инфляции и ее измерение. Норма инфляции. Темп роста цен и формы инфляции. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Влияние инфляции на положение различных социальных групп, ее последствия.
Тема 14. Экономический рост.
Содержание экономического роста. Показатели экономического роста и его измерение. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Теория длинных волн.
Тема 15. Экономика и государство.
Роль государства в стимулировании экономического роста. Стимулирующее значение налогов и кривая Лаффера. Экономическая политика и государственный долг. Причины возникновения государственного долга.
Тема 16 международная торговля и валютный рынок.
Мировое хозяйство и международное разделение труда. Международная торговля. Закономерности развития мировой торговли, ее формы и методы. Внешнеторговая политика. Валютный рынок, валютные операции и валютные курсы. Мировая валютная система.
Тема 17. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Экономическая интеграция.
Международный рынок ссудных капиталов. Международные финансовые организации. Россия как импортер и экспортер капитала. Платежный баланс России. Международная экономическая интеграция. Европейский союз. Проблемы интеграции стран СНГ. Переход к рыночной экономике в России.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Название темы
Количество часов
1
Предмет и метод экономической науки
4
2
Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика
4
3
Спрос, предложение и рыночное равновесие.
4
Эластичность спроса и предложения
1
5
Поведение потребителя
1
6
Фирма. Производство и издержки
2
7
Конкуренция и рыночные структуры
1
8
Рынки факторов производства и распределение доходов
4
9
Деньги и банковская система
3
10
Валовой внутренний продукт и национальный доход
1
11
Макроэкономическое равновесие
1
12
Экономический цикл. Занятость и безработица.
2
13
инфляция
1
14
Экономический рост
1
15
Экономика и государство
1
16
Международная торговля и валютный рынок
2
17
Международное движение капиталов. Платежный баланс. Экономическая интеграция