kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету "Основы светской этики" 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Основы светской этики" 5 класс.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Никольская школа»



Принято

на педагогическом совете № ____

от « » 2016года

Согласовано

Заместитель директора

по УВР__________ Е.А.Федотова

Утверждаю

Директор МОУ «Никольская школа»

__________________Л.Б. Белоусова

приказ от « »___________2016г. № ___










Рабочая программа

по учебному предмету

«Основы светской этики»


5 класс









Составитель: О.А. Волкова,

учитель искусства












д. Никола

2016 год

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Рабочей программы к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса, авт. М. Т. Студеникин, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - (ФГОС).

Учебно-методический комплекс:

Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС).

Учебник. М.Т. Студеникин « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. – (ФГОС).

М.Т. Студеникин Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014


Характеристика и цели предметной области

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»


В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает:

- дальнейшее развитие обучающихся;

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа;

- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести вероисповедания, духовных традициях народов России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Системно - деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральны норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Характеристика и цели модуля «Основы светской этики»

Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена цель нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представление о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:

  • формировать нормы светской морали;

  • дать представления о светской этике;

  • познакомить обучающихся с основами культур;

  • развивать представления о значении нравственных норм;

  • обобщить знания о духовной культуре и морали;

  • развивать способности к общению;

  • формировать этическое самосознание;

  • улучшать взаимоотношения детей и родителей;

  • противодействовать суициду детей.

Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, рас­ширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оцени­вать собственное поведение и поведение других учеников.








  1. Планируемые результаты обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики»


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:


Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другим людьми и достигать в нем взаимопонимания.


Предметные результаты:

  • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах светской этики;

  • понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.


Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность, устную, письменную и монологическую речь.

Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряем формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет».

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке обучающиеся узнают об основных религиях россиян.






  1. Основное содержание программы

Введение в предмет.

Народы России, их духовно-нравственная культура.


Гражданин России.

Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональное государство.


Порядочность.

Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство.


Совесть.

Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы.


Доверие и доверчивость.

Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.


Милосердие и сострадание.

Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе.


Правда и ложь.

Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.


Традиции воспитания.

Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.


Честь и достоинство.

Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.


Терпимость и терпение.

Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность, терпимость.


Мужество.

Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.




Равнодушие и жестокость.

Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела.


Самовоспитание.

Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка.


Учись учиться.

Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии.


Речевой этикет.

Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону.


Мои права и обязанности.

Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Итоговая контрольная работа.

Проверить и обобщить знания обучающихся по основам светской этики.








  1. Тематическое планирование.


На данный момент Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов. В ряде нормативных документов подчеркивается временный характер данной нормы. Не исключено увеличение числа часов на изучение данного курса.


№ п.п

Тема урока

Количество часов

1

Введение в предмет

1

2

Гражданин России

1

3

Порядочность

1

4

Совесть

1

5

Доверие и доверчивость

1

6

Милосердие и сострадание

1

7

Правда и ложь

1

8

Традиции воспитания

1

9

Честь и достоинство

1

10

Терпимость и терпение

1

11

Мужество

1

12

Равнодушие и жестокость

1

13

Самовоспитание

1

14

Учись учиться

1

15

Речевой этикет

1

16

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа

1

17

Мои права и обязанности

1


Всего

17





8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по учебному предмету "Основы светской этики" 5 класс.

Автор: Волкова Ольга Алексеевна

Дата: 10.09.2017

Номер свидетельства: 427776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 5-9 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-5-9-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "225701"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439827754"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуля: « Основы светской этики») 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_predmeta_osnovy_religioznykh_kultur_i_svetskoi_etiki_modulia"
    ["file_id"] => string(6) "559877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1602566290"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа  "Основы религиозных культур и светской этики" модуль « Основы светской этики» "
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-proghramma-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-modul-osnovy-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "240394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445008126"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Рабочая программа «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И  СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ») 4 класс "
    ["seo_title"] => string(104) "rabochaia-proghramma-osnovy-rieligioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-modul-osnovy-svietskoi-etiki-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121642"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414030726"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства