Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Основы светской этики" 5 класс.»
Муниципальное образовательное учреждение
«Никольская школа»
Принято
на педагогическом совете № ____
от « » 2016года
Согласовано
Заместитель директора
по УВР__________ Е.А.Федотова
Утверждаю
Директор МОУ «Никольская школа»
__________________Л.Б. Белоусова
приказ от « »___________2016г. № ___
Рабочая программа
по учебному предмету
«Основы светской этики»
5 класс
Составитель: О.А. Волкова,
учитель искусства
д. Никола
2016 год
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Рабочей программы к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса, авт. М. Т. Студеникин, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - (ФГОС).
Учебно-методический комплекс:
Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС).
Учебник. М.Т. Студеникин « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. – (ФГОС).
М.Т. Студеникин Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
Характеристика и цели предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает:
- дальнейшее развитие обучающихся;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Системно - деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральны норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Характеристика и цели модуля «Основы светской этики»
Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена цель нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представление о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:
формировать нормы светской морали;
дать представления о светской этике;
познакомить обучающихся с основами культур;
развивать представления о значении нравственных норм;
обобщить знания о духовной культуре и морали;
развивать способности к общению;
формировать этическое самосознание;
улучшать взаимоотношения детей и родителей;
противодействовать суициду детей.
Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другим людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты:
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики;
понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность, устную, письменную и монологическую речь.
Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряем формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет».
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке обучающиеся узнают об основных религиях россиян.
Основное содержание программы
Введение в предмет.
Народы России, их духовно-нравственная культура.
Гражданин России.
Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональное государство.
Порядочность.
Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство.
Совесть.
Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы.
Доверие и доверчивость.
Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.
Милосердие и сострадание.
Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе.
Правда и ложь.
Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.
Традиции воспитания.
Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.
Честь и достоинство.
Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.
Терпимость и терпение.
Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность, терпимость.
Мужество.
Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.
Равнодушие и жестокость.
Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела.
Самовоспитание.
Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка.
Учись учиться.
Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии.
Речевой этикет.
Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону.
Мои права и обязанности.
Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Итоговая контрольная работа.
Проверить и обобщить знания обучающихся по основам светской этики.
Тематическое планирование.
На данный момент Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов. В ряде нормативных документов подчеркивается временный характер данной нормы. Не исключено увеличение числа часов на изучение данного курса.
№ п.п
Тема урока
Количество часов
1
Введение в предмет
1
2
Гражданин России
1
3
Порядочность
1
4
Совесть
1
5
Доверие и доверчивость
1
6
Милосердие и сострадание
1
7
Правда и ложь
1
8
Традиции воспитания
1
9
Честь и достоинство
1
10
Терпимость и терпение
1
11
Мужество
1
12
Равнодушие и жестокость
1
13
Самовоспитание
1
14
Учись учиться
1
15
Речевой этикет
1
16
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа