kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа учебного предмета «Классический танец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на ос- нове «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятель- ности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания учебного предмета «Классический танец» в дет- ских школах искусств. Данная программа является составной частью дополни- тельной общеразвивающей общеобразовательной программы (ДООП) «Общая хореография» и дополнительной общеразвивающей общеобразовательной про- граммы «Современная хореография».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета «Классический танец»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Городская школа искусств 29»









Рассмотрена и одобрена Педагогическим советом МБУДО ГШИ № 29

Протокол № 5 от 07.06. 2017










ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»



ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ОБЩАЯ ХОРЕОГРАФИЯ»


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ»




Срок реализации – 3 года







Новосибирск 2017










Программа по учебному предмету «Классический танец» одобрена Методическим советом МБУДО «Городская школа искусств №29»

(протокол № 3 заседания Методического совета школы от 06.06.2017 г.)





Разработчики программы:



  • Куранова О.Н., Хандрыкина О.А. - преподаватели хореографии ГШИ

№29;



  • Разова Е.Г. – заместитель директора по методической работе ГШИ №29.









Содержание



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................................................... 4



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА..........................................................................................7



III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ ......................................................14



IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ..........................................................14



V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ....................................................16



  1. Списки рекомендуемой литературы …………………………………………………….25



    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на ос- нове «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятель- ности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания учебного предмета «Классический танец» в дет- ских школах искусств. Данная программа является составной частью дополни- тельной общеразвивающей общеобразовательной программы (ДООП) «Общая хореография» и дополнительной общеразвивающей общеобразовательной про- граммы «Современная хореография».

Классический танец является фундаментом хореографического образова- ния, ведущим предметом в комплексе учебных предметов хореографического направления. Классический танец формировался путем долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Вобрав в себя достижения различных танцевальных куль- тур, этот вид хореографического искусства развивает техническое танцевальное мастерство, учит ребенка чувствовать свое тело и выражать чувства с помощью движений, воспитывает артистизм.

Освоение программы учебного предмета «Классический танец» способ- ствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фанта- зии, раскрытию индивидуальности. Помимо этого программа направлена на укрепление здоровья учащихся, исправление физических недостатков, дефор- маций, таких, как: сколиоз, плоскостопие, слабый мышечный тонус и т.д.

  1. Срок реализации учебного предмета.

Программа учебного предмета «Классический танец» рассчитана на три года обучения. Программа преемственна программе предмета «Основы класси- ческого танца» ДООП «Основы общей хореографии», Основы современной хо- реографии» Возраст детей, приступающих к освоению программы, 10-12 лет.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ГШИ

№29 на реализацию предмета «Классический танец» предполагает занятия в количестве 2-х часов в неделю для учащихся по программе «Современная хо- реография», 4-х часов в неделю для учащихся по программе «Общая хореогра- фия».

Кроме аудиторных занятий предполагается объем времени на самостоя- тельную работу обучающихся, который определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных

способностей ученика. Продолжительность самостоятельной работы состав- ляет 2 часа в неделю.

Общая трудоемкость учебного предмета «Классический танец» при 3- летнем сроке обучения для учащихся по программе «Общая хореография» со- ставляет 630 часов. Из них: 420 часов – аудиторные занятия, 210 часов – само- стоятельная работа.

Общая трудоемкость учебного предмета «Классический танец» при 3- летнем сроке обучения для учащихся по программе «Современная хореогра- фия» составляет 420 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов

– самостоятельная работа.




  1. Сведения о затратах учебного времени ДООП «Общая хореография»

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации



Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год


Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия (часы)

64

76

64

76

64

76

420

Самостоятельная работа

(часы)

32

38

32

38

32

38

210

Максимальная учебная

нагрузка (часы)

96

114

96

114

96

114

630



ДООП «Современная хореография»

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации



Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год


Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия (часы)

32

38

32

38

32

38

210

Самостоятельная работа

(часы)

32

38

32

38

32

38

210

Максимальная учебная

нагрузка (часы)

64

76

64

76

64

76

420



  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая, групповая продолжительность урока – 1 академический час.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Классический танец».

Цель - раскрытие творческого потенциала учащихся на основе приобре- тенного ими комплекса знаний, умений, навыков в области классического тан- ца, развитие устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального хореографического искусства.

Задачи учебного предмета:
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • воспитание интереса к классическому танцу и хореографическому искусству в целом;

  • приобретение учащимися первоначальной хореографической подготовки;

  • овладение основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять танцеваль- ные композиции;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;

  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения клас- сическим танцем в пределах программы;

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

  • воспитание художественного вкуса, культуры общения, дисциплины, само- стоятельности, потребности вести здоровый образ жизни;

  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных вы- ступлений;

  • укрепление здоровья, физическое развитие учащихся.

  1. Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

    • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

    • распределение учебного материала по годам обучения;

    • требования к уровню подготовки обучающихся;

    • формы и методы контроля, система оценок;

    • методическое обеспечение учебного процесса.

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета исполь- зуются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);

  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцов- щиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);

  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впе- чатлений);

  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способно- стей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.



  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Классический танец».

Материально-техническая база ГШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету «Основы классического танца» Для реализации программы в образовательной организации имеются в наличии:

  1. кабинеты хореографии, оснащенные хореографическими станками, зерка- лами; фортепиано; аудиоаппаратурой;

  2. специально оборудованный концертный зал для выступлений;

  3. кабинет для теоретических занятий, оснащенный звукозаписывающей и воспроизводящей видео и аудиозаписи оборудованием, фортепиано;

  4. раздевалки для мальчиков и девочек;

  5. костюмы для концертных номеров;

  6. коврики для партерной гимнастики.

Помещения учебных классов имеют звукоизоляцию и своевременно ре- монтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настрой- щиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).


    1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Учебная программа по предмету «Классический танец» рассчитана на 3 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обуче- нии поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении но- вого материала.



Первый год обучения



Основные задачи обучения:

  • развитие устойчивости путем введения полупальцев у станка и на сере- дине зала,

  • начало изучения больших прыжков.

  • освоение техники вращения.



Тематический план

ДООП «Общая хореография»

Название темы

теория

практика

1

Беседы о классическом танце. Видео-

6



просмотр балетных спектаклей



2

Упражнения у станка


64

3

Движения и упражнения на середине зала


50

4

Прыжки


20


Итого: 140 часов









Название темы

теория

практика

1

Беседы о классическом танце. Видео-

просмотр балетных спектаклей

3


2

Упражнения у станка


34

3

Движения и упражнения на середине зала


25

4

Прыжки


10


Итого: 70 часов

ДООП «Современная










Тема 1. Видео-просмотр балетных спектаклей Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан»

С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев «Каменный цветок»

Тема 2. Упражнения у станка

  1. Grand plie в больших позах

  2. Battement tendus pour batterie

  3. Battment foundu на полупальцах

  4. Plie releve на 45°

  5. Plie releve на 45° с demi rond de jambe

  6. Battment frappe на полупальцах

  7. Flic-flac с подъемом на полупальцы и окончанием в сторону на 45°

  8. Pas tombe c продвижением другая нога на носок

  9. Rond de jambe en l’air на полупальцах 10.Petit battement на полупальцах 11.Battment soutenus на 90° на полупальцах

12.Battement releve lent и battement developpe во всех позах на полупальцах 13.Аttitudes

14.Полуповороты на одной ноге en dehors и en dedans:

  • с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied

  • с подменой ноги на полупальцах

Тема 3. Движения и упражнения на середине зала

  1. V-е port de bras

  2. Grand plie в больших позах

  3. Battement foundu на полупальцах

  4. Battement frappe на полупальцах

  5. Rond de jambe en l’air

  6. Petit battement

  7. Battement releve lent на 90

  8. Battement developpe на 90°

  9. Позы аttitude croisee и effacee 10.Grand battment jete

  1. Pas de bourre без перемены ног

  • Ballote на effacee и croisee

  1. Pas glissad en tournant en dedan по диагонали 13.Тур chaines



Тема 4. Прыжки (allegro)

  1. Sisson ouverte

  2. Sisson ferme

  3. Temps leve

  4. Pas de chat

  5. Pas emboite вперед и назад sur le cou-de-pied и на 45°

  6. Sissonne tombe

  7. Grand sissonne на I arabesques

Прогнозируемый результат

По окончании года учащиеся должны:

    • устойчиво выполнять движения на полупальцах у станка и на середине зала,

  • владеть техникой исполнения больших прыжков,

    • грамотно исполнять вращения.

Второй год обучения



Основные задачи обучения:

  • дальнейшее развитие устойчивости путем усложнения комбинаций на полу- пальцах на середине зала,

  • освоение движений en tournant на середине зала,

  • введение более сложных форм adagio на середине зала.

Тематический план ДООП «Общая хореография»

Название темы

теория

практика

1

Беседы о классическом танце. Видео-

просмотр балетных спектаклей

6


2

Упражнения у станка


64

3

Движения и упражнения на середине зала


50

4

Прыжки


20


Итого: 140


Название темы

теория

практика

1

Беседы о классическом танце. Видео-

просмотр балетных спектаклей

3


2

Упражнения у станка


32

3

Движения и упражнения на середине зала


25

4

Прыжки


10


Итого: 70

ДООП «Современная хореография»

Тема 1. Видео-просмотр балетных спектаклей Ц. Пуни «Собор Парижской Богоматери»

Л. Минкус «Баядерка» А. Глазунов «Раймонда»



Тема 2. Упражнения у станка

  1. Grand rond de jambe jete en dehors и en dedans

  2. Battment foundu на 90°

  3. Pas tombe c продвижением другая нога на 45°

  4. Battement doubles frappes с поворотом на ½ круга

  5. Temps releve на 45

  6. Rond de jambe en l’air en dehors и en dedans с plie-releve

  7. Battement battus sur le cou-de-pied

  8. Soutenu en tournant en dehors и en dedans (полный поворот) на 90°

  9. Battement releve lent и battement developpe en face и во всех позах на полу- пальцах:

    • с plie-releve

  10. Grand battment jete developpe («мягкие» battements)

  11. Полуповороты на одной ноге en dehors и en dedans, работающая нога в по- ложении sur le cou-de-pied с приема pas tombe

  12. Поворот fouette en dehors и en dedans на ½ круга с ногой, поднятой вперед или назад на 45°

  13. Flic-flac en tournant en dehors и en dedans 14.Pirouette en dehors и en dedans c temps releve



Тема 3. Движения и упражнения на середине зала

  1. III-е port de bras c ногой, вытянутой на носок назад на plie (с растяжкой)

  2. Battement tendu en tournant

  3. Battement jete en tournant

  4. Rond de jambe par terre en tournant

  5. Battement double frappe на полупальцах и с окончанием в demi-plie

  6. Battement foundu на 90° en face и в больших позах

  7. Rond de jambe en l’air на полупальцах

  8. Petit battement на полупальцах\

  9. Battment soutenus на 90° 10.Temps lie на 90

  1. Grand battment jete passé par terre 12.Pas de bourre en tournant

  • С переменой ног en dehors и en dedans

  • Ballote на по ¼ поворота

13.Pirouette en dehors с coupe шага (pirouette-pique) по диагонали

Тема 4. Прыжки (allegro)

  1. Temps leve sauté по V позиции с продвижением

  2. Pas echappe на II позицию en tournant по ¼ и ½ поворота

  3. Pas assemble с продвижением

  4. Pas jete с продвижением

  5. Pas ballone

  6. Pas coupe

  7. Pas de chat (с броском ног назад)

  8. Заноски:

  • entrechat-quatre

  • royale

Прогнозируемый результат.

По окончании года учащиеся должны:

  • устойчиво выполнять более сложные комбинации на полупальцах на сере- дине зала,

  • уметь исполнять движения en tournant на середине зала,

  • выразительно и точно выполнять сложную форму adagio на середине зала.

Третий год обучения



Год является завершающим этапом обучения, главное в котором заключается в работе над чистотой, свободой и выразительностью исполнения движений и в развитии артистичности и индивидуальности учащихся через музыкальный ха- рактер танцевальных комбинаций.

Тематический план ДООП «Общая хореография»



Название темы

теория

практика

1

Беседы о классическом танце. Видео-

просмотр балетных спектаклей

6


2

Упражнения у станка


60

3

Движения и упражнения на середине зала


48

4

Прыжки


20

5

Подготовка танцевального этюда


6



Итого

140

ДООП «Современная хореография»

Название темы

теория

практика

1

Беседы о классическом танце. Видео-

просмотр балетных спектаклей

3


2

Упражнения у станка


30

3

Движения и упражнения на середине зала


24

4

Прыжки


10

5

Подготовка танцевального этюда


3


Итого:70



Тема 1.Видео-просмотр балетных спектаклей И. Стравинский «Весна священная»

К. Голейзовский «Хореографические миниатюры» А. Меликов «Легенда о любви»


Тема 2.Упражнения у станка

    1. Double rond de jambe en l’air en dehors и en dedans на полупальцах.

    2. Flic-flac en tournant en dehors и en dedans с окончанием на 45°

    3. Pas tombe в позу на 90°

    4. Demi rond и grand rond de jambe на 90° на полупальцах и demi-plie

    5. Battement releve lent и battement developpe на полупальцах:

      • с plie-releve demi-rond de jambe

    6. Battement developpe ballottes

    7. Grand battement jete на полупальцах

    8. Поворот fouette en dehors и en dedans на ½ круга с ногой, поднятой вперед или назад на 90°

    9. Pirouette en dehors и en dedans c, начиная с открытой ноги 10.Tour tire-bouchon en dehors и en dedans с V позиции.

    1. ½ pirouette en dehors и en dedans с V позиции.



Тема 3. Движения и упражнения на середине зала

  1. VI port de bras

  2. Demi-rond de jambe и rond de jambe на 45° на полупальцах и demi-plie

  3. Rond de jambe на 45° с plie-releve

  4. Battement foundu с plie-releve и demi-rond de jambe на 45°

  5. Battement frappes c releve на полупальцы

  6. Battement double frappes с releve на полупальцы

  7. Rond de jambe en l’air en dehors и en dedans с plie-releve

  8. Grand battement jete developpe («мягкие» battements)

  9. Pas de bourre dessus-dessous en tournant en dehors и en dedans 10.Pirouette en dehors с degage по диагонали

pirouette en dehors и en dedans c V, IV, II позиций с окончанием в IV и V позиции.



Тема 4. Прыжки (allegro)

  1. Temps lie saute

  2. Pas echappe battu

  3. Pas assemble battu

  4. Pas brise вперед и назад

  5. Pas faille вперед и назад

  6. Grand sisson ouverte

  7. Grand pas jete

  8. Grand pas de chat



Тема 5. Подготовка танцевального этюда



Прогнозируемый результат



По окончании года учащиеся должны:

  • свободно и выразительно выполнять сложные танцевальные комбинации,

  • владеть стилевыми особенностями исполнения комбинаций в зависимо- сти от характера музыки.



Итоговая аттестация учащихся

В конце учебного года на выпускном экзамене учащиеся демонстрируют экзер- сис у станка, экзерсис на середине зала и прыжки (allegro). Кроме того, они де- монстрируют танцевальный этюд, составленный на основе пройденного мате- риала в эстетике классического танца.



    1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ



Результатом освоения программы по учебному предмету «Классический танец» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навы- ков:

  • знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной пло- щадке;

  • знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;

  • знаний терминологии классического танца;

  • знаний основ методики исполнения движений классического тренажа;

  • владеть мышцами своего тела;

  • владеть грамотной постановкой корпуса, рук и ног;

-владеть хорошей координацией;

  • слушать и понимать музыку, ритм, темп и характер;

  • владеть самоконтролем через собственное физическое ощущение;

  • владеть выразительностью, музыкальностью исполнения.


    1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК



Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, вос- питательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Классический танец» являются:

    • текущий контроль успеваемости,

    • промежуточная аттестация,

    • итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освое- ния какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на под- держание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответ- ственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий ха- рактер.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использо- ваться устные опросы, тестирование, контрольные уроки, просмотры концерт- ных номеров, концерты, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учеб- ный предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выстав- ляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:

    • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

    • качество выполнения домашних заданий;

    • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

    • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, технических зачетов, исполнения концертных номеров. Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти, полугодия, года. Технический зачет проводится в феврале месяце каждого учебного года. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемон- стрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требова- ниями. При проведении итоговой аттестации по учебному предмету «Классиче- ский танец» применяется форма экзамена.

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включаю-

щие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позво- ляющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приоб- ретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности вы- пускников к возможному продолжению профессионального образования в об- ласти музыкального искусства.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой.

При проведении аттестации качество подготовки обучающегося оценива- ется по пятибалльной шкале, которая может быть дополнена системой «+» и «-

», что даст возможность более конкретно отметить уровень освоения материа- ла, предусмотренного учебной программой.

Основные критерии оценивания результатов учебной деятельности уча- щихся по предмету «Классический танец»:

  • знание содержания экзерсисов у станка, на середине, адажио, аллегро;

  • умение выполнять комбинации;

  • уровень развития и подготовленности организма к дальнейшим заняти- ям хореографическим искусством;

  • уровень проявления отношения к урокам.







баллы

критерии оценки

5 «отлично»

Учащийся осознанно и свободно владеет содержанием экзерсиса у станка, на середине, адажио, аллегро; комбинации исполняет уверен- но, выразительно, музыкально, без ошибок. Свободно владеет пласти- кой тела, демонстрирует физическую готовность опорно- двигательного аппарата к дальнейшему обучению, апломб, танце- вальность и выразительность поз, легкий высокий прыжок, четкость вращений. Учащийся проявляет целеустремленность, ответствен-

ность, познавательную активность, творческое отношение к занятиям.

4 «хорошо»

Учащийся знает содержание экзерсис у станка, насередине, адажио, аллегро; исполняет комбинации музыкально, с несущественными ошибками, которые быстро самостоятельно исправляет. Достаточно владеет пластикой тела, демонстрирует развитость опорно-

двигательного аппарата, устойчивость, чувство позы. Учащийся про- являет старание и интерес к занятиям.

3 «удовлетворительно»

Учащийся слабо ориентируется в содержании экзерсис у станка, на середине, адажио, аллегро; исполняет комбинации с существенными ошибками. Недостаточно владеет пластикой тела, опорно- двигательный аппарат развит слабо. Учащийся не проявляет должно-

го старания и интереса к занятиям.

2 «неудовлетворительно»

Учащийся не имеет представления о содержании экзерсиса у станка, на середине, адажио, аллегро; исполняет комбинации с существенны- ми ошибками, которые не может исправить. Не владеет пластикой тела. Опорно-двигательный аппарат развит слабо. Учащийся не про-

являет должного старания и интереса к занятиям.

    1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



При успешном окончании программы учащийся получает свидетельство об окончании программы.

Прохождение программы должно опираться на следующие основные принципы:

  • постепенность в развитии природных данных учеников;

  • строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой классиче- ского танца и техническими приемами;

  • систематичность и регулярность занятий;

  • целенаправленность учебного процесса.

Для эффективности занятий классическим танцем следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетания сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, нагляд- ности, творческого подхода к изучаемому материалу).

Хореография дает широкий простор для использования в процессе заня- тий всех названных принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с учащимися.

Сочетание эмоционального и логического является непременным услови- ем ведения уроков. Например, разучивание движений закрепляется легче в том случае, когда они от непроизвольного рефлекса подражания проходят стадии прочувствования и осознания, закрепляясь, таким образом и в мышечном ощу- щении («отпечатываясь» в качестве стереотипа в коре головного мозга). Вы- ученные таким образом движения надолго остаются в памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различном танцевальном образе.

Наглядность — это основа обучения и совершенствования хореографиче- ских движений. Активно действующие во время занятий зрительный, мышеч- ный и слуховой анализаторы помогают ученикам воспринять и запомнить движение, уточнить, исправить его рисунок, мышечно проверить равновесие и силу, распределить во времени. Показ движения педагогом, учениками, хорошо усвоившими движения, целыми группами, анализ исполнения стимулирует восприятие, вносит разнообразие и в занятие.

Большое значение имеет образное слово - метафора, логические объясне- ния. Показ, аннотация, снова повторный показ с объяснением можно считать основным приемом педагогического процесса в занятиях хореографией. Вместе с тем, каким бы ни был адекватным показ (идеально исполненного движения), пока педагог не учитывает постепенность восприятия движения учениками, он не сможет добиться эффективности его исполнения.

Данная программа имеет тот объем материала, который максимально мо- жет быть использован педагогом с учетом физических данных и возможностей конкретного класса, при этом не стоит пренебрегать качеством исполнения движений, стремясь пройти все программные требования. Не следует перехо дить к следующему этапу обучения, если предыдущее движение проучено не достаточно хорошо. Изучение тех или иных движений, прохождение которых окажется недоступным данному классу в связи с ограниченными возможностя- ми учащихся, педагог может по своему усмотрению перенести в следующий класс.

Нужно проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, встающие перед педагогом в процессе преподавания. При этом главная задача – поиск методов работы, кото- рые обеспечат в системе дополнительного образования качественное обучение учащихся.

Преподаватель самостоятельно составляет урок на каждый класс, опира- ясь на данные программные требования. Поскольку в младших классах закла- дываются основы классического танца, движения проучиваются в «чистом» ви- де. По мере увеличения объема учебного материала педагог должен объединять отдельные движения в комбинации, сначала простые, затем более сложные. В результате в старших классах педагог выстраивает урок, сочиняя танцевальные комбинации, добиваясь от учеников не схематичного, механического исполне- ния, а понимания художественного начала движения, открывая мир движений свя- зующих, что воспитывает танцевальную гармонию исполнения, грацию.

Одно из основных требований методики классического танца – целена- правленное музыкальное воспитание, поэтому все комбинации урока должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Давая определенные темп, метр и ритмический ри- сунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и одновременно приучает учеников понимать соот- ветствие между характером музыки и характером движения. В повседневной классной работе концертмейстер должен творчески участвовать в процессе урока и музыкальном воспитании учеников, умело подбирая музыкальную ли- тературу в тех случаях, когда задание педагога требует готовой музыкальной формы.



Пальцевая техника.

Успешное освоение азов пальцевой техники поможет учащимся поднять их исполнительское мастерство на более высокий уровень. А приобретенные ими навыки существенно расширят возможности при выборе репертуара на основе классического танца.

Элементы пальцевой техники вводятся преподавателем с учетом в каждом конкретном случае состава класса: - физических данных и возможностей учащихся. Преподаватель может по своему усмотрению перенести изучение в следующий класс или вовсе исключить те движения, прохождение которых окажется недоступным классу в связи с ограниченностью возможностей учащихся. Успешное выполнение данной части программы зависит от умения преподавателя создать свой индивидуальный, методически верный план прохождения программы, учитывающий возможности каждого конкретного учащегося.

Наиболее благоприятным для начала занятий хореографией считают воз- раст 7-10 лет. Дети в эти годы в силу своих психофизиологических особенно- стей легко осваивают новые двигательные навыки и в том числе необходимые для исполнения движений классического танца, а пластичность детского орга- низма позволяет улучшить профессиональные данные и исправить некоторые недостатки (дефекты) осанки.

Однако начинать занятия с детьми на пуантах можно только по достиже- нии ими 10-летнего возраста. Такое возрастное ограничение имеет под собой серьезные основания.

Как известно, физические свойства костей детей отличаются от физиче- ских свойств костей взрослых. Так у детей они более эластичны и менее ломки. Хрящи у детей также более пластичны. С возрастом их химический состав из- меняется, в них нарастает количество минеральных солей. Так как процесс око- стенения происходит в течение многих лет и еще не завершен у младших школьников, то односторонние и непосильные для данного возраста физиче- ские упражнения могут деформировать скелет.1 А в данном случае стопу ре- бенка.

Освоение учащимися пальцевой техники должно начинаться не ранее 3- го класса (по достижении большинством учащихся 10-летнего возраста).

Наряду с этим, приступать к занятиям на пуантах следует лишь после того, как учащимися будут освоены все базовые движения классического экзерсиса, в достаточной степени укреплен костно-связочный и мышечный аппарат, в осо- бенности стопа и голень, приобретены некоторые профессиональные навыки координации движений в экзерсисе у станка и на середине зала. Другими сло- вами до начала занятий на пуантах, учащиеся должны получить определенную хореографическую подготовку.

К детям, поступающим в хореографические училища, предъявляются определенные требования по профессиональным данным: выворотность, гиб- кость, танцевальный шаг, чувство ритма и др. Техника на пальцах играет в женском классе значительную роль. Поэтому одним из основных требований является форма пальцев на ногах. Большое количество претенденток отсеива- ются именно по причине несоответствия формы пальцев так называемой «ба- летной ножке».

А.Я. Ваганова писала: «Танцем на пальцах называется, строго говоря, та- нец на концах всех пальцев при вытянутом подъеме. Но пальцы бывают очень различны и зависят от сложения ноги танцовщицы.2

Наиболее приспособлены для танцев на пуантах стопы с ровными, как бы «об- рубленными» пальцами. Однако такая форма встречается очень редко. У остальных людей, имеющих нормальную стопу без патологических отклоне- ний, форма пальцев представляет следующую конфигурацию: 12345. Та- кая стопа называется в балете «косой срез».

К детям, поступающим в школу искусств на отделение хореографии, так- же предъявляются определенные требования. Однако, на практике, не всегда учитываются физиологические особенности строения стопы претенденток. Та- ким образом, по проведенным нами исследованиям, среди учащихся хореогра- фических отделений школ искусств встречается немало учащиеся не обладаю- щих ни достаточным подъемом, ни ровными пальцами на ногах, позволяющи- ми вставать на пуанты правильно, как предписывает школа классического тан- ца.

В связи с этим начинать занятия с учащимися на пальцах следует только после тщательного изучения преподавателем особенностей стопы каждого учащегося в отдельности. Как уже отмечалось выше, удобнее всего для танца на пальцах нога с ровными, как бы «обрубленными» пальцами, невысоким подъемом и плотной крепкой щиколоткой.

Учащимся с незначительным «срезом» стопы заниматься на пуантах все- таки можно. А.Я. Ваганова писала: «Нога же, которую мы считаем красивой, с высоким подъемом, хорошо схваченной и тонкой щиколоткой, с правильно сгруппированными пальцами, затрудняет движение на пальцах, особенно прыжки на пальцах, которые теперь широко применяются. Если такой ноге и не удается стать на все пальцы, как предписывают правила танца, ей все же можно помочь, старательно увеличивая выворотность».3

Учащимся с ярко выраженным «срезом» стопы от занятий на пуантах следует отказаться полностью. Так как для этой категории учащихся появление профессиональных заболеваний типа hallux valgus наиболее вероятно. Причину этого объясняют тем, что при выполнении танцевальных pas при положении стопы в резком эквинусе, что физиологически нехарактерно для стопы челове- ка, из-за недостаточной фиксации внутреннего отдела туфли и минимальной площади опоры (0,3-0,35 дм2) вес тела перераспределяется на самый длинный палец и на первую плюсневую кость. Не имея поддержки со стороны других пальцев, первая плюсневая кость отклоняется внутрь, а первый палец - наружу, образуя так называемый "завал" на первый палец. Возникшая вальгусная уста- новка при дальнейших занятиях балетом может перейти в стойкую деформа- цию.

Для приступающих к занятиям, первоначальное изучение танца на паль- цах нужно начинать у палки с подъема на пальцы на всех позициях. Перейдя на середину, следует придерживаться определенной последовательности в изуче- нии движений (все движения в данном приложении выстроены в соответствии с последовательностью их изучения).

Рекомендуемые упражнения на пальцевую технику.

  1. й год обучения
  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



    1. Pas couru вперед и назад в маленьких и больших позах.

    2. Pas glissade en tournant en dehors и dedans на ½ поворота с продвижением в сторону.



  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



  1. Temps lie par terre.

  2. Sissonne simple:

a) en face и в позах;

б) en tournant на ¼ и ½ поворота en dehors и en dedans.



  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



  1. Sus-sous в маленьких и больших позах.

  2. Pas jete (pique), другая нога в положении sur le cou-de-pied во всех направлениях в маленьких и больших позах.



  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



  1. Pas coupe-ballonne с открыванием ноги в сторону.

  2. Preparation к pirouette en dehors и en dedans с V и IV позиций и с оконча- нием в IV и V позиции.



  • По окончании учебного года учащиеся должны знать названия движений на французском языке, дословный перевод, а также правила, приемы и возможные ошибки в исполнении pas; должны уметь правильно испол- нять программные элементы экзерсиса на пальцах.



  1. й год обучения
  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



  1. Pirouette en dehors и en dedans с V позиции и с окончанием в IV и V пози- ции.

  2. Полуповороты (demi-detourne) в V позиции с переменой ног с demi-plie (с croise на croise).



  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



  1. Pas echappe en tournant на II и IV позиции ¼ и ½ поворота.

  2. Pas assemble soutenu en tournant en dehors и en dedans по ½ и по полному повороту.



  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



    1. Pas de bourree ballotte en tournant по ¼ поворота.

    2. Pas glissade en tournant en dedans по полному повороту с продвиже- нием по диагонали.



  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



  1. Sissonne ouverte par developpe на 45° во всех направлениях и в по- зах.

  2. Pas tombe из позы в позу на 45°.



  • По окончании учебного года учащиеся должны знать названия движений на французском языке, дословный перевод, а также правила, приемы и возмож- ные ошибки в исполнении pas; должны уметь правильно исполнять программ- ные элементы экзерсиса на пальцах.



  1. й год обучения
  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



    1. Releve на одной ноге, другая в положении sur le cou-de-pied и на 45°(2-4 раза).

    2. Pas ballonne во всех направлениях и в маленьких позах (2-4 раза).



  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



  1. Pas jete (pique) в большие позы.

  2. Soutenu en tournant en dehors и en dedans, начиная с положения нос- ком в пол.



  1. четверть.

Тематический план.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Упражнения на пальцах

2



  1. Pas jete fondu и по диагонали вперед и назад.

  2. Pas польки во всех направлениях. IV четверть

Тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Прыжки на пальцах

2



  1. Temps sauté по V позиции на месте и с продвижением.

  2. Changement de pied.



  • По окончании учебного года учащиеся должны знать названия движений на французском языке, дословный перевод, а также правила, приемы и возмож- ные ошибки в исполнении pas; должны уметь правильно исполнять программ- ные элементы экзерсиса на пальцах.






Рекомендуемые упражнения на растяжку:
  • Лицом к станку, правая нога на станке, левая – на полу по выворотной позиции. Левая нога исполняет plie, port de bras назад, вправо, влево.

  • Правая нога скользит по станку в сторону, за счет чего ноги раскрывают- ся на возможную ширину шага.

  • Правая нога приподнимается со станка и удерживает высоту, либо под- нимается выше. То же самое исполняется из положения работающей ноги впе- ред и назад. После скольжения по станку назад нога, возвращаясь в исходное положение, приподнимается и сгибается в высокий attitude назад.

  • Держась за станок одной рукой, левая нога стоит в выворотной позиции. Правая рука обхватывает щиколотку правой ноги поднятой высоко в сторону. Левая нога исполняет plie. В это время рука подтягивает ногу вперед по отно- шению к корпусу. Левая нога вытягивается, правая возвращается в исходное положение. При заведении вперед нога увеличивает высоту, при отведении в сторону – сохраняет.






    1. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИ- ТЕРАТУРЫ


  1. «Классический танец. Программа для хореографических училищ (8 лет обу- чения)». – М., «Валент», 1995

  2. «Проблемы танцевальной педагогической деятельности» Сборник научных статей - Н. 2002

  3. Базарова Н. Классический танец. - Л., 1985

  4. Бекина С., Соковнина Е. «Музыка и движение». - М., 2000

  5. Блок Л. Классический танец. - М., 1987

  6. Ваганова Н. «Классический танец. - Л., 1985

  7. Васильева Т. «Тем, кто хочет учиться балету». - М., 1994

  8. Григорович Ю. Балет. Энциклопедия. - М., 1981

  9. Захаров Р. «Записки балетмейстера». - М. – Л., 1963

  10. Костровицкая В., Писарев Л. Школа классического танца. - Л., 1980

  11. Лисицкая Т. «Хореография в гимнастике». - М., 1998

  12. Лукьянова Е. «Дыхание в хореографии» - М., 1989

  13. Львов – Анохин Б. «Мастера большого балета» - М., 1976

  14. Мессерер А. «Танец, мысль, время». - М., 1990

  15. Пасютинская В. «Волшебный мир танца». - М., 1985

  16. Романовский Я. «Постановочная работа в танцевальном коллективе». - М., 1990

  17. Серебренников И. «Поддержка в дуэтном танце». - Л., 1989

  18. Соковикова Н. «Психологическая природа классического танца» - Н., 2001

  19. Тарасов Н. Классический танец. - М., 1981

Фомин А. «Балетмейстер, музыка и танец». - Н., 1973







2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа учебного предмета «Классический танец»

Автор: Хандрыкина Ольга Анатольевна

Дата: 21.04.2022

Номер свидетельства: 605401

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Методическая разработка урока по предмету «Классический танец в современном танце» образовательной программы «Хореографическое искусство»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_predmetu_klassicheskii_tanets_v_sovremennom_t"
    ["file_id"] => string(6) "476668"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535567576"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "программа "Ритмика""
    ["seo_title"] => string(18) "proghramma-ritmika"
    ["file_id"] => string(6) "292519"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455290239"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Календарно-тематическое планирование. "
    ["seo_title"] => string(42) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403902756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Программа кружка "Аэробика" "
    ["seo_title"] => string(27) "proghramma-kruzhka-aerobika"
    ["file_id"] => string(6) "161987"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422291896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства