№ п/ п | Наименование раздела программы. Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля. Измерители | Домашнее задание | Дата |
1/1 | «Три кита» в музыке. | С.Прокофьев «Марш», «Итальянская полька» С.Рахманинов, «Песня о школе» Д. Кабалевский | Узнавание «трех китов» - песня, танец, марш. Чистота интонирования в песни. | Устный опрос | Выучить названия «трех китов» | |
1/2 | Знакомство с жанром «марш» | Познакомить с жанром марша | Вырабатывать навыки пения в ансамбле, не выделяясь из общего звучания | Устный опрос, пение | | |
1/3 | «Марш» | «Встречный марш» С. Чернецкого, «Футбольный марш» М. Блантера, «Пионерский марш», «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского. «Три варианта марша» | Знать разновидности марша. В песне добиться певучести. Узнать знакомые марши. | Опрос-летучка | Выучить разновидности маршей | |
1/4 | Танец | «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского «Итальянская полька» «Вальс-шутка» Д.Шостаковича. «Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского, «Камаринская». | Узнавание танцев, определение их характера. Определить кто танцует - взрослые, дети, куклы. Иметь представление о вариации | Устный опрос. | Выучить характеры танцев | |
1/5 | Танец | «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского «Итальянская полька» «Вальс-шутка» Д.Шостаковича. «Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского, «Камаринская». | Узнавание танцев, определение их характера. Определить кто танцует - взрослые, дети, куклы. Иметь представление о вариации | Устный опрос | Выучить характеры танцев | |
1/6 | Танец | «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского «Итальянская полька» «Вальс-шутка» Д.Шостаковича. «Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского, «Камаринская». | Узнавание танцев, определение их характера. Определить кто танцует - взрослые, дети, куклы. Иметь представление о вариации | Устный опрос. | Выучить характеры танцев | |
1/7 | Песня | «Сурок» Л.Бетховен, «Дон-дон» р.н.п., «Колыбельная» Г.Гладков. «В нашем классе», «Дон-дон», «Пусть всегда будет солнце». | Знать, что такое мелодия. Уметь определить характер мелодии в различных произведениях. Знать, что песня может быть без слов. | Устный опрос, хоровое пение | Выучить, что такое мелодия | |
1/8 | Песня | «Сурок» Л.Бетховен, «Дон-дон» р.н.п., «Колыбельная» Г.Гладков. «В нашем классе», «Дон-дон», «Пусть всегда будет солнце». | Знать, что такое мелодия. Уметь определить характер мелодии в различных произведениях. Знать, что песня может быть без слов. | Устный опрос, сольное пение | Выучить, что такое мелодия | |
1/9 | Три кита | Основы музыкальной грамоты. Мелодия – душа музыки. Мелодия – многоголосный элемент музыки. Мелодическая линия | Знать специфику мелодии.. Уметь чисто интонировать мелодию музыкального произведения) | Устный опрос, сольное пение | | |
1/10 | О чем говорит музыка | Знакомство с биографией и творческим наследием В. – А. Моцарта – великого композитора. Многообразие его деятельности: клавесинист – виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестящий импровизатор | Знать основные этапы биографии и творчества В. – А. Моцарта. Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения (или их фрагменты | Устный опрос. | | |
1/11 | Что выражает музыка? | Основы музыкальной грамоты. Что называется интонацией в музыке. Интервал в музыке – отношение высот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прим, секунда, терция, кварта, секста, септима, октава | Знать понятие «интонация», «интервал», основные интервалы и те интонации, которые они выражают. Уметь воспроизводить интервалы голосом; чисто интонировать при пении, использовать певческое дыхание и певческую дикцию | Устный опрос. | Нарисовать деревянного солдатика | |
1/12 | О чем говорит музыка | Основы музыкальной грамоты. Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и короткие (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые) | Знать понятия «сюита», «длительность»; длительности нот. Уметь: прохлопать ритмический рисунок знакомой мелодии и то же по графическому изображению длительностей; составить указанный ритмический рисунок из долгих и коротких нот | Устный опрос | Ритмические упражнения на знакомом материале | |
1/13 | О чем говорит музыка | Орган – самый большой клавишный духовой инструмент. Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные мастера. Шпильтиш (кафедра) – место органиста; клавиатура (мануаль). Инструментальная полифония | Знать принцип работы органа Уметь отличать звучание органа от других инструментов;оп ределять общий характер музыкального произведения; эмоционально откликаться на музыку; плавно, протяжно и легко вести звук при пении | Устный опрос, сольное пение | Прослушать органные произведения, запомнить их названия, композиторов | |
1/14 | Изобразительность в музыке | Жанры музыки. Балет – мир выразительных танцевальных движений, жестов, мимики. Происхождение балета. Составные части балета. Балетные спектакли. Балетные исполнители. Балетные костюмы. Особенности балетной хореографии | Знать значение понятий балет, вариации, кардебалет. Уметь объяснить, в чём состоит связь балета и музыки, живописи, жеста; охарактеризовать образы балета | Устный опрос. Хоровое пение | Устный опрос. Хоровое пение | |
1/15 | Изобразительность в музыке | Жанры музыки. Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - балет в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. – Т. – А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». «Щелкунчик» - классика русских балетов, новаторское сочинение. Рассмотреть, какие музыкальные образы характеризуют девочку, отважного Щелкунчика, мышиного короля | Знать главные отличительные особенности музыкально – театрального жанра балета; либретто балета «»Щелкунчик, историю его создания, кто такой хореограф – постановщик, балетмейстер. Уметь определять на слух фрагменты из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; выразительно петь разучиваемое произведение | Устный опрос. Хоровое пение | Нарисовать декорации к балету «Щелкунчик» | |
1/16 | Изобразительность в музыке | Выразительные возможности музыки в описании зимней природы. Природа в музыке. Краски и звуки любимой природы. Могут ли звуки рассказать о зиме, нарисовать картину спящей природы? | Знать содержание и музыкальный материал изученных произведений; особенности изображения музыкальными звуками зимних пейзажей | Устный опрос. Хоровое пение | Нарисовать зимний пейзаж | |
1/17 | Куда ведут нас «три кита». | Основы музыкальной грамоты. Размер в музыке – количество и тип метрических единиц (долей) в такте; своеобразный пульс в музыке, определяемый количеством долей в одном такте – от одной сильной доли до другой. Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух и трёх дольные размеры, смешанные размеры | Знать, что обозначает размер в музыке, простые размеры, счёт простых размеров Уметь -определять музыкальные размеры; - считать музыкальные размеры 2/4, ¾, 4/4 | Устный опрос. Хоровое пение | Нарисовать сцену вальса из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» | |
1/18 | Куда приводит нас песня? | Жанры музыки. Различие жанров музыкальных произведений. Особенности звучания Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (трёхчастная форма: I ч.) – характер страшный, отрывистый – это образ Черномора, коварного и злого волшебника; IΙ ч. – характер лёгкий, прозрачный, мелодичный – впечатление волшебной сказки создано колокольчиками; III ч. – повторение) | Знать жанры музыкальных произведений; выразительные особенности марша. Уметь определять общий характер музыкального произведения, эмоционально откликаться на музыку, подыгрывая на барабане и колокольчиках | Устный опрос | Нарисовать Черномора | |
1/19 | Куда ведет нас песня? | Фортепиано – собирательное название класса клавишно – струнных музыкальных инструментов (роялей и пианино). Название от итал. Forte – громко и piano – тихо. Выразительные возможности этого музыкального инструмента. Концерт как музыкальное произведение | Знать происхождение слова «фортепиано», выразительные особенности звучания фортепиано. Уметь определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку | Устный опрос. | Подготовить сообщение о фортепиано | |
1/20 | Куда ведет нас песня? | Основы музыкальной грамоты. Аккомпанемент – инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту | Знать понятие «аккомпанемент» Уметь определять виды аккомпанемента и аккомпанирующий инструмент | Устный опрос. | Сочинить (придумать) ритмический аккомпанемент знакомой мелодии, танцу | |
1/21 | Куда ведет нас танец? | Воплощение в музыке чувства, настроения, эмоционального состояния человека. Самовыражение в музыке: поделимся своей радостью в песенках о маме и бабушке. Праздничный концерт – музыкальная открытка, музыкальное поздравление | Знать текст изученных вокальных произведений. Уметь: - определять общий характер музыкальных произведений; - эмоционально откликаться на музыку, чисто интонировать при пении; - исполнять произведение выразительно | Устный опрос. Хоровое пение | Спеть для мамы и бабушки изученную песенку | |
1/22 | Куда ведут нас песня и танец? | Великие композиторы, великие произведения. Продолжение знакомства с творчеством Н. А. Римского – Корсакова: опера «Снегурочка». Либретто по сказке А. Н. Островского; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характеристика героев | Знать основные произведения Н. А. Римского – Корсакова. Уметь: - слушать, воспринимать музыкальное произведение и характеризовать его музыкальные особенности; - исполнять песню легко, звонко, протяжно | Устный опрос. | Нарисовать иллюстрацию к сказке | |
1/23 | Куда ведет нас марш? | | | Пение. Устный опрос | | |
1/24 | Куда приводит марш? | | | Пение. Устный опрос | | |
1/25 | Куда приводят «киты»? | Краски и звуки музыкальной природы. Выразительные возможности музыки в описании весенней природы. У разных композиторов весна разная. Слушаем и анализируем, как, какими красками музыку весны рисуют композиторы | Знать: - изученные произведения; - средства музыкальной выразительности. Уметь анализировать музыкальные произведения (их фрагменты), средства музыкальной выразительности, с помощью которых композитор передал весенние мотивы | Хоровое пение | Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению | |
1/26 | Что такое музыкальная речь? | Все звуки обладают собственной звуковой окраской, «характером» - тембром. Свойство звуковой окраски – тембр, благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого. | Знать понятие «тембр». Уметь: определять общий характер музыкальных произведений; - эмоционально откликаться на музыку; - выразительно, легко, протяжно исполнять русскую народную песню, чисто интонировать при пении | Пение. Устный опрос. | Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению | |
1/27 | Музыкальная речь | | | Пение. Устный опрос | | |
1/28 | Музыкальная речь | Свойство звуковой окраски – тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо – фантастических образов | Знать понятие «тембр». Уметь: - различать на слух тембры различных инструментов и голосов; - слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения (их фрагменты); - применять при пении приобретённые навыки певческого дыхания, звуковедения, певческой дикции | Устный опрос. Хоровое пение. | | |
1/29 | Музыкальная речь | Лёгкая музыка – термин в поп – музыке, охватывающие разные стили, общим для которых являются простые, лёгкие и запоминающиеся мелодии, исполняемые, как правило, под аккомпанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка). Лёгкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп – музыка, рок и т. д. популярные исполнители. Вокально – инструментальный ансамбль | Знать специфику эстрадной музыки. Уметь: - определять на слух направления эстрадной музыки; - различать тембры различных музыкальных инструментов; - анализировать музыкальные произведения (их фрагменты) | Устный опрос. Сольное пение | | |
1/30 | Что такое музыкальная речь? | | | Устный опрос | Сольное пение | |
1/31 | Музыкальная речь | Мариинский театр (Санкт – Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Италия), Гранд – Опера (Париж), Ковент – Гарден (Лондон | Знать ведущие оперные театры страны и мира, театральные направления, кто такой зритель, режиссёр, постановщик | Устный опрос | Сольное пение | |
1/32 | Музыкальная речь | Мариинский театр (Санкт – Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Италия), Гранд – Опера (Париж), Ковент – Гарден (Лондон | Знать ведущие оперные театры страны и мира, театральные направления, кто такой зритель, режиссёр, постановщик | Устный опрос | Сольное пение | |
1/33 | Музыкальная речь | Мариинский театр (Санкт – Петербург), Большой театр (Москва), Ла Скала (Италия), Гранд – Опера (Париж), Ковент – Гарден (Лондон | Знать ведущие оперные театры страны и мира, театральные направления, кто такой зритель, режиссёр, постановщик | Устный опрос | Сольное пение | |
1/34 | Музыкальная речь | | | Устный опрос | Сольное пение | |