Программа по" Основам духовно - нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России" "
Программа по" Основам духовно - нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России" "
Данная пронрамма и календарно - тематическое планирование адресовано для учителей общеобразовательных школ, преподающих предмет "Основы духовно - нравственной культуры народов России" по программе аворов: М.В.Козлов, В.В.Кравчук, Е.С.Элбокян, О.Д.Федоров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по" Основам духовно - нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России" "»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Асерховская средняя общеобразовательная школа Собинского района
(МБОУ Асерховская СОШ)
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_____________/Н.Е. Жарёнов/
26.08.2022 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
МБОУ Асерховской СОШ
(протокол от 26.08.2022 №____)
УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ Асерховской СОШ
от 30.08.2022 № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «ОДНКНР. Религиозные культуры народов России»
Класс8
Учитель: Скоморохова Н.П.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе пособия «Стандарты второго поколения» /Учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России» для 8 класса, авторы: М.: М.В.Козлов, В.В.Кравчук, Е.С. Элбакян, О.Д.Федоров, М.»Просвещение» 2021г.
П. Асерхово
2022-2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса МБОУ Асерховской СОШ по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 2022-2023 учебном году.
Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» для 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Асерховской СОШ (в соответствии с требованиями ФГОС)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека;
- осветить наиболее важные духовно – нравственные ценности в свете развития личности и общества;
- охарактеризовать наиболее важные цели и смысловые концепции в духовной сфере, как необходимый компонент в самостоятельной ориентации по приобретению жизненно необходимых ориентиров;
- показать необходимость общечеловеческих идеалов в личностном духовно – нравственном пространстве;
- уделить особое внимание воспитательным компонентам и самовоспитательным факторам личностной ориентации.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравст-венного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности.
2. Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии.
3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры.
4. Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы.
5. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
6. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании – независимости от греха).
7. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Рабочая программа ориентирована на морально – нравственные нормы и духовные ценности Европейской цивилизации. Умения понимать и уважать общечеловеческие ценности, актуальность человеческого опыта для современного социума и его проблем, личностного становления при определении значимости смысла и целей в собственной жизни. Выявлять причинно-следственные связи между духовно-нравственной сферой и деятельностью личности, общества, в социальном пространстве больших и малых, формальных и неформальных группах. Определять главные факторы развития общества и их неотъемлемую связь с уровнем духовности и нравственности.
МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) является логическим продолжением учебного предмета основы религиозных культур и светской этики (далее – ОРКСЭ) начальной школы и проводятся в 5-х, 6-х, 7-х, 8 – х классах в объеме 1 часа в неделю (Письмо Минобрнауки от 25.05.2015 № 08-761), в 9-х классах – 0,5 часа в неделю.
Программа предназначена для учащихся 8 классов.
Рабочая программа по ОДНКНР. Религиозные культуры народов России. 8 класс разработана на основе
ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - М.: Просвещение, 2010г., Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы: М. В. Козлов, В. В. Кравчук, Е. С. Элбакян, М.: «Просвещение», 2021,
Основной образовательной программы основного общего образования; Учебного плана МБОУ Асерховской СОШ; Положения о рабочей программе по предмету МБОУ Асерховской СОШ; В процессе реализации программы используется учебник «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России» авторы: М.: М.В.Козлов, В.В.Кравчук, Е.С.Элбакян, О.Д. Федоров, М.«Просвещение» 2021 г. Данный учебник соответствует ФГОС основного общего образования и строится на социокультурном, личностно-ориентированном подходах к обучению и развитию обучающихся. В соответствии с расписанием, годовым учебным планом-графиком, утвержденным приказом от 26.08.2022г., программа составлена для 8 класса - 34 часа, в год, 1 час в неделю.
Форма аттестации: промежуточная аттестация в форме теста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ:
Обучающиеся научатся:
- систематизировать материал из разных источников по духовно-нравственной культуре народов России;
- характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера, менталитет, мировоззрение, коллективный разум, религия, культура, быт, этнос, нация, народ, ареал, национальный характер, душа, образ жизни, коллективное поведение, индивидуальность, национальный этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика, межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз культур, культурная миграция и др. и применять их в практической деятельности;
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
- объяснять закономерности развития российской духовно-нравственной культуры и её особенностей, сформировавшихся в процессе исторического развития страны;
- сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с духовно-нравственными ценностями народов и обществ Востока и Запада;
- давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в духовно-нравственной культуре нашей страны;
- объяснять, как природно-географические и климатические особенности России повлияли на характер её народов, выработали уникальный механизм их взаимодействия, позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно ощущать себя частью единого многонационального народа Российской федерации
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сравнивать развитие представлений о морали, нравственности, духовных ценностях России с аналогичными процессами в зарубежных странах; объяснять, в чем заключаются общие черты, а в чем - особенности;
- применять знания по духовно-нравственной культуре России в научной деятельности и в повседневной жизни;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной духовной культуры в современных условиях.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Диагностика образовательных результатов учащихся отличается вариативностью и многоаспектностью.
Уровень образованности учащихся 8 классов определяется:
• достижениями в овладении знаниями и умениями по учебному предмету;
• развитием личностных качеств в процессе познания (эмоциональной, эстетической, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы);
• готовностью к решению социально-значимых задач на основе развития процессов самопознания и соблюдения нравственных норм;
• результативностью участия в олимпиадах и конкурсах;
• уровнем сформированности исследовательской культуры (результаты работы над проектами, реферативным исследованием).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса осуществляется на основе Положения об осуществления текущей и промежуточной аттестации, перевода обучающихся, соответствующие права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС, предметом оценивания могут являться только предметные и метапредметные результаты, личностные не являются предметом персонифицированной оценки, но могут быть исследованы в ходе неперсонифицированного мониторинга для дальнейшей корректировки образовательного процесса.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ ОСНОВАМИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ:
• Критериально-ориентированный подход, позволяющий сделать вывод о достижении или отсутствии у ученика определенных знаний и умений, заданных в требованиям к результатам образования (в отличие от нормативно-ориентированного подхода, который нацелен на ранжирование учащихся по уровню подготовки в соответствии со статистическими нормами, определенными для представительной совокупности учащихся, путем сравнения со средними результатами («нормами»);
• обязательность достижения требований стандарта к результатам образования у каждого ученика;
• посильность для большинства обучающихся предлагаемой системы проверочных заданий;
• изменяемость требований к результатам образования, обеспечиваемая операционализацией требований, (создание измерителей, шкалы и критериев оценивания, способа предъявления результатов и т.д.);
• уровневый подход к оценке результатов образования (определить какие знания и умения могут продемонстрировать обучающиеся, достигшие того или иного уровня). Обычно выделяют уровни, связанные со сформированностью общеучебных умений и степенью познавательной самостоятельности;
• обеспечение объективности оценки путем стандартизации ее процедуры: соответствие измерителей планируемым целям;
• комплексный подход к оценке результатов образования, проявляющийся в аспектах: функциональном (оптимальное сочетание информационной, диагностической, мотивационной, воспитательной функций), организационном (оптимального функционирования внешней и внутренне оценки и совместного их использования при принятии решений), инструментальном (оценка различных сторон образовательных достижений с возможностью их интеграции в единые показатели).
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ И НОРМЫ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Отметка «5» ставится в случае:
• знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала;
• умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в монологе, диалоге, полилоге;
• отсутствия фактических ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала (при устных ответах, при защите проекта, презентации темы и т.п.) устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных творческих работ, исследовательских проектов.
Отметка «4» ставится в случае:
• знания всего изученного программного материала;
• умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
• за незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления творческих письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае:
• знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднений при самостоятельном воспроизведении, необходимости значительной помощи преподавателя;
• умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы. Наличие грубых ошибок при воспроизведении изученного материала, несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ, отсутствия навыков исследовательской деятельности, необходимых для работы над проектом.
Отметка «2» ставится в случае:
• знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельных представлений об изученном материале;
• отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
• наличия большого количества грубых ошибок при воспроизведении изученного материала, полного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ, отсутствие навыков написания любых творческих работ.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации по предметам, включенным в учебный план. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с локальными актами школы.
Цели текущего контроля и промежуточной аттестации:
• обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства;
• установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков;
• соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта;
• контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического планирования, проведения текущего и итогового контроля.
ФОРМЫ И ВИДЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по теме, участие в дискуссии с обоснованием позиции, интерпретация, преобразование, презентация прочитанного текста, декламация стихов и прозы, защита проектов и др.);
- письменные (письменное выполнение домашних заданий, написание зрительного диктанта, изложения, эссе, сочинения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, тестов, реферата, проектной работы, учебно-исследовательской работы и др.);
- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).
ФОРМАМИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, контрольные, творческие работы, комплексные контрольные работы, письменные ответы на вопросы теста, в том числе с использованием ИКТ; сочинения, рефераты и др.;
- устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме собеседования, зачета, защиты проекта и др.;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Основной процедурой итоговой оценки достижения предметных и метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках содержания курса с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания образовательной области. результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с текстовым сопровождением;
г) отчётные материалы по теме
, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.
Общая характеристикаучебного предмета.
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 13-14 -15 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Семиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения - учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д.
Данные методы помогут обеспечить: - организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; шестиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; - отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты); - последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Постановление правительства РФ от 16.09.2021г № 1564, поэтому программа будет реализована за 33 часа за счет уплотнения программного материала. 22 Учебник «ОДНКНР» 8 класс авторы М. В. Козлов, В. В. Кравчук, Е. С. Элбакян М.: «Просвещение» 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР».
Религиозные культуры народов России. 8 класс
Модуль позволяет в наибольшей степени использовать обширный культурологический материал, состоящий из разноплановых элементов национальных культур: язык, история, литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство, фольклор и т.д. Учебные занятия и внеклассные мероприятия в рамках данного модуля следует проводить как максимально яркие, запоминающиеся и наполненные деятельностью события, личностно значимые для каждого учащегося и педагога. Здесь особенно уместны познавательные экскурсии, походы, выполнение проектов. Учащиеся могут совместно отмечать традиционные праздники и памятные даты, участвовать в восстановлении памятников культуры, проявлять свои способности в разных областях художественного творчества, исполнительского искусства, то есть, заниматься разнообразными полезными видами культуротворческой и культуроохраннной деятельности.
Главная воспитательная задача – формирование культурной идентичности, так как ощущение принадлежности к истории и культуре своего народа в единстве с культурами других народов многонациональной страны является неотъемлемой частью общей социальной идентичности человека, наряду с гражданской идентичностью и интеграция ценностей этнокультур народов России, диалога культур и терпимости.
Содержаниемодуля представлено3частями: «Религиозные праздники»-12часов, «Религиозная литература и музыка»-9 часов и «Религиозное пластическое искусство»- 9 часов.
Врезультате изучениямодуля обучающийсянаучится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о различных явлениях культуры;
- описывать явления духовной, в том числе традиционной культуры, понимать язык и особенности этой культуры, понимать необходимость ее сохранения;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- анализировать и объяснять роль традиционной культуры в истории и в современной жизни;
- находить, извлекать и анализировать информацию о достижениях и проблемах культуры из источников различного типа;
- описывать общие духовные ценности всего российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- раскрывать роль религии в истории и в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать явления массовой культуры;
- выявлять тенденции национализма и религиозного экстремизма в жизни современного общества, прежде всего в молодежной среде, и активно противостоять им; выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике собственное правильное поведение в этой сфере.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Глава I. Религиозные праздники (12 ч) Христианские праздники (5 ч) Христианский календарь. Общие христианские праздники, специфические — для отдельных христианских направлений, престольные праздники. Юлианский и григорианский календари. Цвета праздничных облачений. Цвет церковных одежд священнослужителей в зависимости от праздника. Что символизируют цвета церковных облачений. Благовещение Пресвятой Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Архангел Гавриил. Образ голубя — символическое изображение Святого Духа. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Почему этот день называется Вербным воскресеньем. Пасха. Главный православный праздник. Когда отмечается Пасха. День победы над смертью. Пасхальные символы. Вознесение Господне и Троица. Когда отмечаются праздники, чему они посвящены. Почему Троица называется Пятидесятницей. Что символизируют праздники Вознесения и Троицы. Традиции и обычаи праздников. Икона «Сошествие Святого Духа». «Троица» Андрея Рублёва. Её роль в истории русской культуры. Преображение Господне. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Традиции праздника, его значение для православной культуры. Успение Пресвятой Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Двухнедельный пост в преддверии праздника. Храмы и соборы, возведённые в честь Успения Богородицы. Рождество Пресвятой Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Почему православные христиане воздают честь Богородице. Воздвижение Креста Господня. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Голгофа — место казни Христа. Крест как символ искупления грехов человечества. Первоначальные символы христианства. 17 Введение во храм Пресвятой Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Рождество Иисуса Христа. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Рождественские традиции. Что символизирует рождественская ель. Когда в России появилась традиция ёлочных украшений. Рождественский вертеп. Николай Чудотворец. СантаКлаус. Как называют Санту в других странах. Когда в России появился Дед Мороз. 40-дневный Рождественский пост. Сочельник. Рождество — семейный праздник. Период между праздниками Рождества и Крещения — Святки. Святочные гадания. Как рождественская символика отразилась в светских традициях новогодних праздников. Крещение Господне. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Сретение Господне. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Что означает «сретение». Праздничный цвет. Католические праздники. Особенности празднования Пасхи и двенадцати христианских праздников в Римско-католической церкви. Различия во времени празднования по григорианскому календарю. Протестантские праздники. Сходство и отличия от православных и католических. Христианские посты. Что такое «постная» и «скоромная» пища. Значение поста в жизни христианина. Постные дни. Четыре больших поста. Продолжительность православных постов. Память святых в христианстве. Канонизация. Беатификация. Святцы. Наиболее известный святой Русской православной церкви — Сергий Радонежский. Дмитрий Ростовский. Христианские чудеса. Формы организации и виды деятельности: урок-беседа, работа с текстом, подготовка устных сообщений, рассказ, работа с картой, историческими источниками, рассказ по иллюстрации, подготовка экскурсии, виртуальное путешествие, работа со словами, создание макета, интервьюирование старших членов семьи, написание эссе, создание календаря христианских праздников. 18 Исламские праздники (2 ч) Хадж и Курбан-байрам. Хадж — паломничество в город Мекку в Саудовской Аравии. Кому полагается совершать хадж. Запретная мечеть. Кааба. Курбан-байрам — великий праздник жертвоприношения. Праздничный стол. Пост в Рамадан и праздник Ураза-байрам. Пост в Рамадан — священная обязанность мусульман. Кто освобождается от поста. Иные исламские праздники. День общественной молитвы. День Ашур. Праздник рождения пророка Мухаммада. Священные ночи: Ночь Даров, Ночь Вознесения, Ночь очищения. Навруз-байрам — древний иранский праздник. Формы организации и виды деятельности: беседа, создание словаря-аппликации, работа с историческими источниками, работа с интернет-ресурсами, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, изготовление календаря, виртуальное путешествие, рассказ по иллюстрации, написание эссе, подготовка экскурсионного буклета. Праздники буддизма (2 ч) Культовая практика в буддизме. Неоднородность буддистских праздников. Общие черты, характерные для всей буддийской культуры. Общий для всех буддистов обряд — принятие буддийского прибежища в «Трёх драгоценностях»: Будде, Дхарме, Сангхе. Обряд чтения текстов — сутт, или сутр, входящих в канонические собрания буддизма. Обряд напевания мантр, или паритт, служащих для охраны от бед и преодоления сложностей в жизни. Буддийские дары монахам — дана. Созерцательные практики и медитация. Практика простирания. Освобождение из неволи животных. Регулярные службы — хуралы. Ритуальные обряды. Ритуальные украшения священных мест для медитаций в буддизме. Паломничество, паломнические маршруты. Главные праздники буддизма. Весак (Дончодхурал) — день рождения, просветления и ухода в вечность Будды. Украшение храмов. День Сангхи. День Дхармы. Праздник Катхина. Буддийский календарь. Каждый год определяется названием животного. Особые дни: полнолуние и новолуние. Региональные особенности буддизма. Новый год по тибетскому календарю — Сагаалган. Праздник Круговращение Майтреи (Майдари-хурал). 19 Формы организации и виды деятельности: беседа, заполнение контурных карт, изготовление плакатов, диалог-игра, виртуальное путешествие, работа с историческими текстами, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление экскурсионного буклета, работа с интернет-ресурсами, создание макета, карты-аппликации, энциклопедической статьи, рассказ по иллюстрации. Иудейские праздники (2 ч) Праздники Торы. Иудейский календарь — лунно-солнечный. Месяц Нисан. Еврейский праздник Песах. Память Исхода евреев из Египта. Особая трапеза: седер. Обрядовые предметы. Праздник Шавуот, посвящённый дарованию евреям Торы на горе Синай. Чтение Торы. Еврейский Новый год — Рош ха-Шана. Символ праздника — бараний рог шофар. Сладкая трапеза. Период Ямим Нораим (ужасные дни). Праздник Йом Хакипурим (Йом Кипур) — день Высшего суда и Всепрощения. Строгие пищевые запреты в иудаизме. Шаббат. Праздники Талмуда. Главные из талмудических праздников — Пурим, Ханука и Симхат Тора. Происхождение и традиции празднования. Каббалистические праздники. Новый год деревьев. Новый год животных. Праздник приношения снопа. Символы единства еврейского народа. Формы организации и виды деятельности: беседа, виртуальное путешествие, выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с картой, викторина, работа с интернет-ресурсами, работа с историческими источниками, рассказ по рисунку, составление словаря, макета, написание эссе. Итоговое занятие по главе I (1 ч) Формы организации и виды деятельности: работа над итоговыми заданиями к главе, работа с текстом, работа с интернет-источниками, квест, викторина, конференция. 20 Глава II. Религиозные литература и музыка (9 ч) Христианская литература и церковная музыка (2 ч) Священное писание — Библия. Самая читаемая книга в мире. Книги Ветхого Завета. Книги Нового Завета. На каком языке написана Библия. Переводы Библии. Издание Библии на русском языке. Роль Библии в жизни христиан. Святоотеческие творения. Священное Предание: труды Отцов Церкви — авторитетных церковных писателей и богословов. Различные жанры Писания Отцов. «Закон Божий». Жития святых и патерики. Жизнеописания святых — обязательное чтение в каждом благочестивом доме в Российской империи. Великие Четьи-Минеи. Сборники. Православные мотивы в художественной литературе. Творчество великих русских писателей. Роман «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. «Лето Господне» И. С. Шмелёва. «Отец Арсений». Католическая и протестантская литература. «Цветочки Франциска Ассизского» (конец XIV века). Фома Аквинский. Переводы Библии протестантскими миссионерами. Христианская музыка. Песнопение. Колокольный звон. Использование колокольного звона в оперной и симфонической музыке. Хоровое пение. Орган в католическом богослужении. Протестантская духовная музыка. Песенная гимнографическая поэзия. Особенные стили: американский госпел, афроамериканский спиричуэлс, использование музыкальных жанров: джаза, кантри, рока и других направлений в современной музыке. Произведения русских композиторов для церкви. Формы организации и виды деятельности: беседа, виртуальное путешествие, выступление с подготовленным сообщением, работа с интернет-ресурсами, прослушивание аудиозаписей, создание экскурсионных буклетов, рисунков, видеороликов, фотоколлажей, написание эссе, сочинений. Исламская литература и музыка (2 ч) Исламская литература. Коран, хадисы, сказки. Произведения на арабском, персидском, турецком и других языках. Коран — священная книга мусульман. Хадисы — часть Сунны мусульманского Священного Предания. Кодификация хадисов. Худо 21 жественное произведение исламской литературы — сборник сказок «Тысяча и одна ночь», их религиозный подтекст. Ключевые идеи исламской литературы. Главное отличие исламских сказок от христианских. Религиозные песнопения. Популярные мусульманские религиозные песнопения — нашиды: мужской вокал без музыкального сопровождения. Восхваления Аллаха и религиозные гимны. Формы организации и виды деятельности: урок-беседа, работа с картой, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с интернет-ресурсами, создание рисунков, прослушивание аудиозаписей, написание сценария по литературному произведению, его инсценировка, создание плаката, буклета, афиши. Буддийская литература и музыка (2 ч) Буддийские тексты из Палийского канона. Первый буддийский собор. Поучения Будды (Сутта): пять разделов. Свод философских трактатов — Абхидхарма. Другое название Паллийского канона — «Три корзины». Происхождение названия. Деление сутр на два раздела: сутры окончательного значения и сутры, требующие интерпретации. Разные подходы. Религиозные тексты Махаяны. Специфика буддийских сутр. Лотосовая сутра. Притча о горящем доме. Сутры, связанные с религиозным поклонением. Существование множественных вселенных. Литературные традиции Тибета. Возникновение письменности. Тибет принял буддийскую традицию из Индии, родины буддизма. Переводы на тибетский язык буддийских текстов. Тибетский канон — основополагающий священный текст буддистов, проживающих в Тибете и России. Труды главы российских буддистов Пандито Хамбо-ламы Д.-Д. Итигэлова. «Захая» («Завет»). Классификация литературы буддизма. Музыка в буддийской традиции. Совместное чтение монахами буддийских канонических текстов — сангити («спевка»). Исполнение текстов под аккомпанемент музыкальных инструментов: лютневых (бива, сямисена, товшура и др.) и смычковых (эрху, хуура, хучира и др.). 22 Формы организации и виды деятельности: беседа, семинар, виртуальное путешествие, выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с картой, викторина, рассказ по иллюстрациям, составление кроссворда, словаря, прослушивание аудиозаписей. Литература и музыка иудаизма (2 ч) Священные книги иудаизма. Тора, Пророки и Писание (Танах). Тора — Пятикнижие Моисеево, аналогичное первым пяти книгам библейского канона. Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа) и Дварим (Второзаконие). Десять заповедей. Чтение Торы — центр еврейского богослужения. Устная и Тайная Тора. Комментарий к Танаху — мидраш — основа Устной Торы. Саддукеи и фарисеи. «Мишна». «Гемара». Талмуд. Музыкальная культура иудаизма. Теилим (псалмы). Нигуны — мелодии, музыкальные призывы к молитве, которые принято петь в честь служения Богу. Отличительные черты иудейской музыки. Формы организации и виды деятельности: беседа, семинар, виртуальное путешествие, работа с историческими источниками, с текстами правовых документов, выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с картой, викторина, рассказ по иллюстрациям, составление кроссворда, словаря, написание сочинения, круглый стол, прослушивание аудиозаписей, составление схемы (инфографики «Священные книги иудаизма»). Итоговое занятие по главе II (1 ч) Формы организации и виды деятельности: работа над итоговыми заданиями к главе, работа с текстом, работа с интернет-источниками, квест, викторина, конференция. Глава III. Религиозное пластическое искусство (9 ч) Христианское пластическое искусство (2 ч) Христианская живопись и скульптура. Период Византийской империи. Собор Святой Софии Константинопольской. Наполнение античного представления о красоте христианскими представлениями и символикой. Иконописный канон. Ренессанс: возрождение Античности в западной культурной традиции. Различия в 23 культуре Запада и Востока. Москва — преемница и хранительница восточной христианской традиции. Иконопись. Творчество Андрея Рублёва. Деревянная скульптура Русского Севера. Православные мотивы в народном творчестве, лубок. Религиозное прикладное искусство на Руси: изготовление ювелирных изделий, шитьё, литьё и ковка. Западное влияние в искусстве XVII–XIX веков. Традиции художественного образования. Широкое внедрение натуралистической академической живописи в храмовое искусство. Библейские сюжеты. Палехская школа. Храмы России. Исаакиевский собор. Храм Христа Спасителя. Скульптура и чеканные барельефы в украшении храма. Разрушение храмов в советский период. Постсоветское возрождение храмового изобразительного искусства. Символизм христианского храма. Молитвы первых христиан в катакомбах. Храм — архитектурно-художественная модель христианского мировосприятия. Устройство и внутреннее убранство православного храма. Различные архитектурные стили в строительстве храмов. Остромирово Евангелие. Западное пластическое искусство. Эпоха Возрождения — расцвет религиозной живописи на католическом Западе. Италия. Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Тициан, Микеланджело, Альбрехт Дюрер, Иероним Босх. Густав Доре. Как украшены католические храмы. Отсутствие культа икон и священных предметов в протестантизме. Формы организации и виды деятельности: беседа, семинар, виртуальное путешествие, составление плана рассказа, работа с иллюстрациями, викторина, рассказ по иллюстрации, составление словаря, создание экскурсионного буклета. Исламское пластическое искусство (2 ч) Арабески. Преобладание орнамента. Запрет на культовое изображение людей и животных. Мотивы орнаментов древних кочевых народов. Арабески — математика в искусстве. Мечети. Внутреннее устройство мечети. Мечеть Куббат асСахра («Купол Скалы») в Иерусалиме. Мусульманские миниатюры. Иранские изразцы. Мавзолеи. План мавзолея, его символика. Ханаки и машады. Обители суфиев. Формы организации и виды деятельности: беседа, семинар, виртуальное путешествие, составление плана рассказа, работа 24 с иллюстрациями, викторина, рассказ по иллюстрации, составление словаря, создание экскурсионного буклета. Буддийское пластическое искусство (2 ч) Зарождение буддийского искусства. Изображения Будды. Разнообразие архитектуры. Глубокий символизм буддийского искусства. Буддийская живопись. Резьба по камню. Настенная живопись. Карта распространения буддийской живописи. Роспись монастырских интерьеров, декоративное оформление жилищ. Тханкопись. Символические правила буддийских изображений. Мандалы. Ритуальные маски. Скульптуры Будды. Материалы для скульптур. Типы изображений. Буддийская архитектура. Главный тип священной буддийской архитектуры — ступа. Символика фрагментов ступы-субургана в тибетской традиции. Буддийские монастыри. Формы организации и виды деятельности: беседа, семинар, виртуальное путешествие, составление плана рассказа, работа с иллюстрациями, викторина, рассказ по иллюстрации, составление словаря, создание экскурсионного буклета. Пластическое искусство иудаизма и мотивы священной истории иудеев в русской живописи (2 ч) Скиния Завета и Иерусалимский храм. Ритуальное шитьё, ковка, ювелирное искусство. Еврейское переносное святилище — скиния. Иерусалимский храм. Синагога. Внутреннее устройство синагоги. Известные синагоги мира. Священная история иудеев в русской живописи. Религиозные темы в работах выпускников Российской академии художеств. «Всемирный потоп» И. К. Айвазовского. «Иов и его друзья» И. Е. Репина. «Медный змий» Ф. А. Бруни. Формы организации и виды деятельности: беседа, семинар, виртуальное путешествие, составление плана рассказа, работа с иллюстрациями, викторина, рассказ по рисунку, составление словаря, создание экскурсионного буклета. 25 Итоговое занятие по главе III (1 ч) Формы организации и виды деятельности: работа над итоговыми заданиями к главе, работа с текстом, работа с интернет-источниками, квест, викторина, конференция. Заключение. Разнообразие религиозных культур как национальное достояние России (1 ч) Историко-культурная самоидентификация гражданина Российской Федерации. Связь творчества с религией. Русская литература — средоточие самосознания нации. Вклад русской литературы в
Тематическое планирование по темам
№
Наименование разделов
Всего часов
1
Введение
1
2
Христианские праздники
5
3
Исламские праздники
2
4
Праздники буддизма
2
5
Иудейские праздники
2
6
Итоговое занятие по главе I
1
7
Христианская литература и церковная музыка
2
8
Исламская литература и музыка
2
9
Буддийская литература и музыка
2
10
Литература и музыка иудаизма
2
11
Итоговое занятие по главе II
1
12
Христианское пластическое искусство
2
13
Исламское пластическое искусство
2
14
Буддийское пластическое искусство
2
15
Пластические искусство иудаизма и мотивы священной истории иудеев в русской живописи
2
16
Итоговое занятие по главе III
1
17
Заключение. Разнообразие религиозных культур как национальное достояние России
1
18
Итоговое обобщение
1
Итого
33
развитие межнациональных и межрелигиозных отношений. Категории добра и зла, истины и лжи, запрета и дозволенного. Процесс возрождения религиозных ценностей в России. Мультикультурность современной России — духовное богатство нашей страны. Формы организации и виды деятельности: семинар, викторина, круглый стол, конференция, защита проектов. Итоговое обобщение (1 ч) Формы организации и виды деятельности: семинар, викторина, круглый стол, конференция, защита проектов.
Тематическое планирование по разделам
№
Наименование разделов
Всего часов
1
Введение
1
2
В мире культуры
4
3
Нравственные ценности
14
4
Религия и культура
10
5
Как сохранить духовные ценности
2
6
Твой духовный мир
2
Итого
33
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур народов России. Религиозные культуры народов России. 8 класс» составлено из расчёта 34 часа нагрузки (32 учебных часа + 2 резервных часа).
№
п/п
Разделы и темы курса
Количество часов
Глава I. Религиозные праздники
Тема 1. Христианские праздники
5
1
Христианский календарь
Цвет праздничных облачений
Благовещение Пресвятой Богородицы
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
1
2
Пасха.
Вознесение Господне и Троица.
Преображение Господне
1
3
Успение Пресвятой Богородицы.
Рождество Пресвятой Богородицы
Воздвижение Креста Господня.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
1
4
Рождество Иисуса Христа
Крещение Господне
Сретение Господне
1
5
Католические праздники
Протестантские праздники
Христианские посты
Память святых в христианстве. Христианские чудеса
1
Тема 2. Исламские праздники
2
6
Хадж и Курбан - байрам
1
7
Пост в Рамадан и праздник Ураза – байрам.
Иные исламские праздники
1
Тема 3. Праздники буддизма
2
8
Культовая практика в буддизме
1
9
Главные праздники буддизма.
Буддийский календарь
1
Тема 4 . Иудейские праздники
2
10
Праздники Торы
1
11
Праздники Талмуды.
Каббалистические праздники
1
12
Итоговое занятие по главе I
1
Глава II. Религиозные литература и музыка (9 ч)
Тема 5 .Христианская литература и церковная музыка
2
13
Священное писание – Библия.
Святоотеческие творения.
Жития святых и патерики
1
14
Православные мотивы в художественной литературе.
Католическая и протестантская литература.
Христианская музыка
1
Тема 6 . Исламская литература и музыка
2
15
Исламская литература. Коран, хадисы, сказки
1
16
Религиозные песнопения
1
Тема 7. Буддийская литература и музыка
2
17
Буддийские тексты из Палийского канона.
Религиозные тексы Махаяны
1
18
Литературные тексты Тибета.
Музыка в буддийской традиции
1
Тема 8 . Литература и музыка иудаизма
2
19
Священные книги иудаизма
1
20
Музыкальная культура иудаизма
1
21
Итоговое занятие по главе II
Глава III.Религиозное пластическое искусство (9ч)
22
Христианская живопись и скульптура
1
23
Символизм христианского храма.
Западное пластическое искусство
1
Тема 10. Исламское пластическое искусство
2
24
Арабески.
Мечети
1
25
Мавзолей.
Ханаки и машады
1
Тема 11. Буддийское пластическое искусство
2
26
Зарождение буддийского искусства.
Буддийская живопись
1
27
Скульптуры Будды.
Буддийская архитектура
1
Тема 12. Пластическое искусство иудаизма и мотивы священной истории в русской живописи
2
28
Скиния Завета и Иерусалимский храм.
Синагога
1
29
Священная история иудеев в русской живописи
1
30
Итоговое занятие по главе III
1
31
Заключение. Разнообразие религиозных культур как национальное достояние России
1
32
Итоговое обобщение
1
33-34
Резерв
2
Итого:
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОДНКНР»
в 8 классе по программе 1 час в неделю /34 часа в год/
№
Название разделов
Тема
Кол – во часов
Основные формы организации учебных занятий
УУД
Основные виды учебной деятельности
План
Факт
д/з
Предметные
Метапредметные
личностные
Глава I. Религия России (21 ч)
1
Христианские праздники
Христианский календарь
Цвет праздничных облачений
Благовещение Пресвятой Богородицы
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
1
Беседа, работа с текстом: работа с логическими цепочками
Воспитание способности к духовному развитию, формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей сраны, ее современной жизни
Р. Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
П. умение определять понятия.
К. умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем , сверстниками.
Воспитание российской гражданской идентичности, прошлому и настоящем народа России
Создание рисунков,
написать рассказ о традициях празднования Пасхи в твоей семье. Узнай у родителей, родственников или найди в интернете рецепт пасхального блюда.
2
Пасха. Вознесение Господне и Троица. Преображение Господне
1
Беседа,
Воспитание веротерпимоси, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию
Р. Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами.
П. Умение оценивать правильное выполнение учебной задачи.
К. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России и человечества
Выполнение рисунков
3
Успение Пресвятой Богородицы. Рождество Пресвятой Богородицы. Воздвижение Креста Господня. Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
1
работа с историческими источниками, интернет – ресурсами:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
рисунки
Приготовить презентацию и рассказ, найти материал о других праздниках
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия.
К. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
написание эссе,
Написать эссе
5
Католические праздники. Протестантские праздники Христианские посты. Память святых в христианстве. Христианские чудеса.
1
рассказ по иллюстрации
Воспитание веротерпимоси, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию
Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России и человечества
подготовка экскурсионного буклета
Подготовить экскурсионный буклет
6
Исламские праздники
Хадж и Курбан - байрам
1
беседа
Формирование, совершенствование аналитического мышления на основе письменных, вещественных источников – основ изучения особенностей и закономерностей общественного развития
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Пост а Рамадан и праздник Ураза – байрам. Иные исламские праздники
1
Заполнение контурных карт,
Диалог – игра, работа с историческими тестами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества.
П. применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Освоение социальных норм, участие в школьном самоуправлении, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности.
Составление экскурсионного буклета
Составить экскурсионный буклет
8
Праздники буддизма
Культовая практика в буддизме
1
Виртуальное путешествие,
Работа с интернет ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Организация модели музейной выставки, создание карты – аппликации, энциклопедической статьи
создание карты – аппликации, энциклопедической статьи
9
Главные праздники буддизма. Буддийский календарь
1
беседа
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Записи в тетради
подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?».
10
Иудейские праздники
Праздник Торы.
1
Виртуальное путешествие
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Написание эссе
составьте небольшой тест по данной теме для своих одноклассников. «Проверим, кто лучше всего разбирается в еврейском календаре».
11
Праздники Талмуды.
Каббалистические праздники
1
Работа с интернет ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Создание экскурсионных буклетов,
Создать экскурсионный буклет,
12
Итоговое занятие по главе I
1
викторины
Знание морали, нравственных, духовных идеалов хранимых в культурных традициях народов России
Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Составление карты,
Составление карты,
13
Христианская литература и церковная музыка
Священное писание – Библия. Святоотеческие творения. Жития святых и патерики
1
Беседа, диалог - игра
Формирование представлений об основах светской этики, культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории человека
Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре языкам, ценностям народов мира
составление аппликации, кроссвордов ,рисунков,
Составить кроссворд
14
Православные мотивы в художественной литературе. Католическая и протестантская литература. Христианская музыка
1
Виртуальное путешествие, работа с интернет - ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
составление видеороликов, фотоколлажей
Составить видеоролик или фотоколлаж
15
Исламская литература и музыка
Исламская литература. Коран, хадисы, сказки
1
Беседа, игра - диалог
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Создание экскурсионных буклетов
Составить устный рассказ на тему
17
Буддийская литературе и музыка
Буддийские тексты из Палийского канона.
Религиозные тексты Махаяны
1
работа с интернет - ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Составление карты
Составить карту
18
Литературные тексты Тибета.
Музыка в буддийской традиции
1
Беседа, слушание музыки буддийской традиции
Знание норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России
Р. Осуществлять контроль своей деятельности в своей деятельности в процессе достижения результата,
П. устанавливать причинно – следственные связи.
К. развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Работа в малых группах
Задание № 1. Объединитесь по 2 человека и расскажите друг другу о течениях – Хинаяна и Махаяна. Для выполнения следующего задания учащиеся объединяются в более многочисленные группы.
Задание № 2 (каждой группе отдельное).
1-я группа - работает по возникновению другого течения - ламаизм. Готовит сообщение о Далай-Ламе.
2-я группа – работает, и готовят сообщение по распространению буддизма в Казахстане.
3-я группа – работает по памятникам, которые свидетельствовали о распространении буддизма на территории Казахстана.
4-я группа - анализируют работу групп и делают выводы.
Написать эссе на тему: «Четыре благородные истины». Прочитать и изучать священные тексты буддизма. Прочитать о течениях - Хинаяна и Махаяна. Подготовить дополнительную литературу о буддизме после смерти Гаутама
19
Священные книги иудаизма
1
Виртуальное путешествие
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Работа с источниковедческим материалом
Составить таблицу: Священные книги религий мира (по образцу)
20
Музыкальная культура иудаизма
1
Работа с интернет - ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Формирование исследовательской работы ,потребности к самообразованию
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Создание видеопрезентации в ходе работы с интернет- ресурсами
Создать видеопрезентацию
21
Итоговое занятие по главе II
1
Работа с интернет - ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Формирование потребности позитивно, аргументированно, толерантно влиять на окружающих сверстников, терпеливо ожидая позитивных изменений в их мироощущении, морали, нравственности
Формирование потребности позитивно, аргументированно, толерантно влиять на окружающих сверстников, терпеливо ожидая позитивных изменений в их мироощущении, морали, нравственности
Подготовка экскурсионного буклета
Составить экскурсионный буклет
22
Христианское пластическое искусство
Христианская живопись и скульптура
1
диалог - игра
Формирование готовности обучающихся к сознательному самоограничению в поступках, поведении
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем , сверстниками;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Записи в тетради
Презентация об одном стилей живописи
23
Символизм христианского храма. Западное пластическое искусство
1
беседа
Знание норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
Формирование готовности обучающихся к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве
Р. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
П. умение самостоятельно строить логические рассуждения, умозаключения
К. владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма к Отечеству, прошлому и настоящему . воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
Раскрытие на конкретных примерах смысла понятий (запись терминов в словари)
Выучить записи в конспекте, выучить все определения
24
Исламское пластическое искусство
Арабески. Мечети
1
Диалог - игра
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи, общества.
Формирование получения информации в открытом интернациональном пространстве
Р. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
П. строить логические рассуждения, преобразовывать знания
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообществах, с учетом социальных и экономических особенностей
Характеристика и иллюстрирование примерами
Подготовить иллюстрации Подготовить вопросы и составить кроссворд по теме «Искусство ислама».
25
Мавзолеи. Ханаки и машады
1
беседа
Формирование представлений об основах светской этики, культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории человека
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Запись терминов в словарик
Составить кроссворд по терминологии
26
Буддийское пластическое искусство
Зарождение буддийского искусства. Буддийская живопись
1
Виртуальное путешествие
Формирование , совершенствование аналитического мышления на основе письменных , вещественных источников – основ изучения особенностей и закономерностей общественного развития
Р. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач .
П. устанавливать аналогии, классифицировать, строить умозаключения (по аналогии)
К. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Исследование
Буддийского искусства(записи в тетради)
Выучить записи в тетради
27
Скульптура Будды. Буддийская архитектура
1
беседа
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей, форм социальной жизни, включая социальные сообщества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Записи в тетради
На выбор:
1.Составить «путеводитель» по буддийской Индии.
2.Слайд – фильм «Буддийская художественная культура Индии».
3. Презентация (реферат) «Первообразы в художественной культуре Древней Индии»
28
Пластическое искусство иудаизма и мотивы священной истории иудеев в русской живописи
Скиния Завета и Иерусалимский храм. Синагога
1
Составление диалога Составление устного рассказа
Формирование представлений об основах светской этики, культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории человека
К. Владение устной письменной речью.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Записи в тетради
Составить устный рассказ
29
Священная история иудеев в русской живописи
1
Составление монолога
Понимание значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи , общества.
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества с наблюдением, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом интернациональном пространстве
Р. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Развитие моральных чувств на основе личностного выбора.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных, экономических особенностей.
Выступления
Учащихся (сообщения)
соотнеси изображения на картинах с названиями картин и их авторов
30
Итоговое занятие к главе III
1
Составление презентаций
Формирование, совершенствование аналитического мышления на основе вещественных источников – основ изучения особенностей и закономерностей общественного развития
Формирование исследовательской работы, потребности к самообразованию, желанию, готовности к самоограничению в поступках; потребности позитивно, аргументированно, толерантно влиять на окружающих сверстников, терпеливо ожидая позитивных изменений в их мироощущениях, морали, нравственности
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста , взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности
31
Заключение. Разнообразие религиозных культур как национальное достояние России
2
Промежуточная аттестация
32
Итоговое обобщение
1
беседа
Р. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
П. умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации , строить логические суждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии); умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
К. формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.
Формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной деятельности, профессиональной ориентации
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста , взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности