Программа по "Основам духовно - нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России" 7 класс
Программа по "Основам духовно - нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России" 7 класс
Данная программа и календарно - тематичекое планирование адресовано учителям общеобразоваельных школ, преподающих "Основы духовно - нравственной кульуры народов России. Религиозные культуры народов России " в 7 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по "Основам духовно - нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России" 7 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Асерховская средняя общеобразовательная школа Собинского района
(МБОУ Асерховская СОШ)
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_____________/Н.Е. Жарёнов/
26.08.2022 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
МБОУ Асерховской СОШ
(протокол от 26.08.2022 №____)
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________Бусыгина Н.А.
приказом
от 30.08.2022 № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «ОДНКНР. Религиозные культуры народов России»
Класс7
Учитель: Скоморохова Н.П.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе пособия «Стандарты второго поколения» /Учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России»-7 класс, авторы: М.: М.В.Козлов, В.В.Кравчук, Е.С. Элбакян, О.Д.Федоров, М. «Просвещение» 2021г.
П. Асерхово
2022-2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 7 класса МБОУ Асерховской СОШ по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 2022-2023 учебном году.
Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» для 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Асерховской СОШ (в соответствии с требованиями ФГОС)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека;
- осветить наиболее важные духовно – нравственные ценности в свете развития личности и общества;
- охарактеризовать наиболее важные цели и смысловые концепции в духовной сфере, как необходимый компонент в самостоятельной ориентации по приобретению жизненно необходимых ориентиров;
- показать необходимость общечеловеческих идеалов в личностном духовно – нравственном пространстве;
- уделить особое внимание воспитательным компонентам и самовоспитательным факторам личностной ориентации.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравст-венного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности.
2. Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии.
3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры.
4. Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы.
5. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
6. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании – независимости от греха).
7. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Рабочая программа ориентирована на морально – нравственные нормы и духовные ценности Европейской цивилизации. Умения понимать и уважать общечеловеческие ценности, актуальность человеческого опыта для современного социума и его проблем, личностного становления при определении значимости смысла и целей в собственной жизни. Выявлять причинно-следственные связи между духовно-нравственной сферой и деятельностью личности, общества, в социальном пространстве больших и малых, формальных и неформальных группах. Определять главные факторы развития общества и их неотъемлемую связь с уровнем духовности и нравственности.
МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) является логическим продолжением учебного предмета основы религиозных культур и светской этики (далее – ОРКСЭ) начальной школы и проводятся в 5-х, 6-х, 7-х классах в объеме 1 часа в неделю (Письмо Минобрнауки от 25.05.2015 № 08-761), в 9-х классах – 0,5 часа в неделю.
Программа предназначена для учащихся 7 классов.
Рабочая программа по ОДНКНР. Религиозные культуры народов России. 7 класс разработана на основе
ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - М.: Просвещение, 2010г., Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы: М. В. Козлов, В. В. Кравчук, Е. С. Элбакян, М.: «Просвещение», 2021,
Основной образовательной программы основного общего образования; Учебного плана МБОУ Асерховской СОШ; Положения о рабочей программе по предмету МБОУ Асерховской СОШ; В процессе реализации программы используется учебник «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Религиозные культуры народов России» авторы: М.: М.В.Козлов, В.В.Кравчук, Е.С.Элбакян, О.Д. Федоров, М.«Просвещение» 2021 г. Данный учебник соответствует ФГОС основного общего образования и строится на социокультурном, личностно-ориентированном подходах к обучению и развитию обучающихся. В соответствии с расписанием, годовым учебным планом-графиком, утвержденным приказом от 26.08.2022г., программа составлена для 7 - 34 часа, в год, 1 час в неделю.
Форма аттестации: промежуточная аттестация в форме теста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ:
Обучающиеся научатся:
- систематизировать материал из разных источников по духовно-нравственной культуре народов России;
- характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера, менталитет, мировоззрение, коллективный разум, религия, культура, быт, этнос, нация, народ, ареал, национальный характер, душа, образ жизни, коллективное поведение, индивидуальность, национальный этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика, межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз культур, культурная миграция и др. и применять их в практической деятельности;
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
- объяснять закономерности развития российской духовно-нравственной культуры и её особенностей, сформировавшихся в процессе исторического развития страны;
- сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с духовно-нравственными ценностями народов и обществ Востока и Запада;
- давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в духовно-нравственной культуре нашей страны;
- объяснять, как природно-географические и климатические особенности России повлияли на характер её народов, выработали уникальный механизм их взаимодействия, позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно ощущать себя частью единого многонационального народа Российской федерации
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сравнивать развитие представлений о морали, нравственности, духовных ценностях России с аналогичными процессами в зарубежных странах; объяснять, в чем заключаются общие черты, а в чем - особенности;
- применять знания по духовно-нравственной культуре России в научной деятельности и в повседневной жизни;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной духовной культуры в современных условиях.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Диагностика образовательных результатов учащихся отличается вариативностью и многоаспектностью.
Уровень образованности учащихся 7 классов определяется:
• достижениями в овладении знаниями и умениями по учебному предмету;
• развитием личностных качеств в процессе познания (эмоциональной, эстетической, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы);
• готовностью к решению социально-значимых задач на основе развития процессов самопознания и соблюдения нравственных норм;
• результативностью участия в олимпиадах и конкурсах;
• уровнем сформированности исследовательской культуры (результаты работы над проектами, реферативным исследованием).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса осуществляется на основе Положения об осуществления текущей и промежуточной аттестации, перевода обучающихся, соответствующие права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС, предметом оценивания могут являться только предметные и метапредметные результаты, личностные не являются предметом персонифицированной оценки, но могут быть исследованы в ходе неперсонифицированного мониторинга для дальнейшей корректировки образовательного процесса.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ ОСНОВАМИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ:
• Критериально-ориентированный подход, позволяющий сделать вывод о достижении или отсутствии у ученика определенных знаний и умений, заданных в требованиям к результатам образования (в отличие от нормативно-ориентированного подхода, который нацелен на ранжирование учащихся по уровню подготовки в соответствии со статистическими нормами, определенными для представительной совокупности учащихся, путем сравнения со средними результатами («нормами»);
• обязательность достижения требований стандарта к результатам образования у каждого ученика;
• посильность для большинства обучающихся предлагаемой системы проверочных заданий;
• изменяемость требований к результатам образования, обеспечиваемая операционализацией требований, (создание измерителей, шкалы и критериев оценивания, способа предъявления результатов и т.д.);
• уровневый подход к оценке результатов образования (определить какие знания и умения могут продемонстрировать обучающиеся, достигшие того или иного уровня). Обычно выделяют уровни, связанные со сформированностью общеучебных умений и степенью познавательной самостоятельности;
• обеспечение объективности оценки путем стандартизации ее процедуры: соответствие измерителей планируемым целям;
• комплексный подход к оценке результатов образования, проявляющийся в аспектах: функциональном (оптимальное сочетание информационной, диагностической, мотивационной, воспитательной функций), организационном (оптимального функционирования внешней и внутренне оценки и совместного их использования при принятии решений), инструментальном (оценка различных сторон образовательных достижений с возможностью их интеграции в единые показатели).
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ И НОРМЫ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Отметка «5» ставится в случае:
• знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала;
• умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в монологе, диалоге, полилоге;
• отсутствия фактических ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала (при устных ответах, при защите проекта, презентации темы и т.п.) устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных творческих работ, исследовательских проектов.
Отметка «4» ставится в случае:
• знания всего изученного программного материала;
• умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
• за незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления творческих письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае:
• знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднений при самостоятельном воспроизведении, необходимости значительной помощи преподавателя;
• умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы. Наличие грубых ошибок при воспроизведении изученного материала, несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ, отсутствия навыков исследовательской деятельности, необходимых для работы над проектом.
Отметка «2» ставится в случае:
• знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельных представлений об изученном материале;
• отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
• наличия большого количества грубых ошибок при воспроизведении изученного материала, полного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ, отсутствие навыков написания любых творческих работ.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации по предметам, включенным в учебный план. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с локальными актами школы.
Цели текущего контроля и промежуточной аттестации:
• обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства;
• установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков;
• соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта;
• контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического планирования, проведения текущего и итогового контроля.
ФОРМЫ И ВИДЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по теме, участие в дискуссии с обоснованием позиции, интерпретация, преобразование, презентация прочитанного текста, декламация стихов и прозы, защита проектов и др.);
- письменные (письменное выполнение домашних заданий, написание зрительного диктанта, изложения, эссе, сочинения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, тестов, реферата, проектной работы, учебно-исследовательской работы и др.);
- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).
ФОРМАМИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, контрольные, творческие работы, комплексные контрольные работы, письменные ответы на вопросы теста, в том числе с использованием ИКТ; сочинения, рефераты и др.;
- устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме собеседования, зачета, защиты проекта и др.;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Основной процедурой итоговой оценки достижения предметных и метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках содержания курса с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания образовательной области. результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с текстовым сопровождением;
г) отчётные материалы по теме
, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.
Общая характеристикаучебного предмета.
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 13-14 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Семиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения - учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д.
Данные методы помогут обеспечить: - организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; шестиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; - отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты); - последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Постановление правительства РФ от 16.09.2021г № 1564, поэтому программа будет реализована за 33 часа за счет уплотнения программного материала. 22 Учебник «ОДНКНР» 7 класс авторы М. В. Козлов, В. В. Кравчук, Е. С. Элбакян М.: «Просвещение» 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» 7 класс
Модуль позволяет в наибольшей степени использовать обширный культурологический материал, состоящий из разноплановых элементов национальных культур: язык, история, литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство, фольклор и т.д. Учебные занятия и внеклассные мероприятия в рамках данного модуля следует проводить как максимально яркие, запоминающиеся и наполненные деятельностью события, личностно значимые для каждого учащегося и педагога. Здесь особенно уместны познавательные экскурсии, походы, выполнение проектов. Учащиеся могут совместно отмечать традиционные праздники и памятные даты, участвовать в восстановлении памятников культуры, проявлять свои способности в разных областях художественного творчества, исполнительского искусства, то есть, заниматься разнообразными полезными видами культуротворческой и культуроохраннной деятельности.
Главная воспитательная задача – формирование культурной идентичности, так как ощущение принадлежности к истории и культуре своего народа в единстве с культурами других народов многонациональной страны является неотъемлемой частью общей социальной идентичности человека, наряду с гражданской идентичностью и интеграция ценностей этнокультур народов России, диалога культур и терпимости.
Содержаниемодуля представленодвумячастями: «Россия - многонациональная страна» и «Культура моего народа».
Врезультате изучениямодуля обучающийсянаучится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о различных явлениях культуры;
- описывать явления духовной, в том числе традиционной культуры, понимать язык и особенности этой культуры, понимать необходимость ее сохранения;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- анализировать и объяснять роль традиционной культуры в истории и в современной жизни;
- находить, извлекать и анализировать информацию о достижениях и проблемах культуры из источников различного типа;
- описывать общие духовные ценности всего российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- раскрывать роль религии в истории и в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать явления массовой культуры;
- выявлять тенденции национализма и религиозного экстремизма в жизни современного общества, прежде всего в молодежной среде, и активно противостоять им; выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике собственное правильное поведение в этой сфере.
Содержание
Введение.
Национальная и духовная культура России
Россия — многонациональное и поликонфессиональное государство, объединившее множество народов с их неповторимыми культурными и религиозными традициями. Российский народ — единая историческая общность. Религия как часть культурного пространства государства и общества. Символика российского флага и герба. Роль религиозных идей в формировании основных общечеловеческих принципов, нравственных законов общества. Особенности восприятия мира верующим человеком. Религия в истории человечества. Многообразие религиозных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию. Религиозные организации, зарегистрированные на территории нашей страны. Межрелигиозный совет России, цели его деятельности.
Зарождение христианства и возникновение церкви. О чём говорится в Священном Писании. Нагорная проповедь. Бог и человек в христианской религии. Основание христианской церкви. Гонения на христиан в Древнем Риме. Крест как символ христианства. Православный Символ веры. Раскол христианской церкви в 1054 г. Троица. Утверждение православия на Руси. Крещение Руси и её дальнейшая христианизация. Значение принятия христианства. Как появилась славянская азбука. Церковь — миротворец. Смягчение нравов, рост международного авторитета. Параллельное сосуществование христианства и элементов дохристианских языческих верований. Традиции и праздники русского народа. Основные вехи истории Русской православной церкви. Первые русские монастыри. Владимир, Москва — резиденции митрополитов. 25 Автокефалия (независимость) Русской православной церкви. Идея «Москва — Третий Рим».
Введение патриаршества.
Раскол (схизма) Русской православной церкви. Церковные реформы патриарха Никона. Старообрядцы. Большой Московский собор 1667 г. Подчинение Русской православной церкви государственной власти: ликвидация патриаршества, учреждение Святейшего синода. Манифест Екатерины II. Учреждение Министерства духовных дел и народного просвещения. Судьба Русской православной церкви после революции 1917 г. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Гонения на церковь в СССР. Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Изменение отношения государственной власти к церкви в годы перестройки. Российская Федерация — светское государство. Организация церковной жизни. Русская православная церковь (РПЦ) — крупнейшая среди автокефальных церквей. Патриарх Московский и всея Руси. Кто такие миряне и клирики. Иерархия Русской православной церкви. Как живут в монастырях. Таинства. Молитва.
Западное христианство (католицизм и протестантизм)
Католическая церковь: учение и организация.
Католицизм — крупнейшая христианская конфессия. Страны, в которых распространено католичество. Глава Римско-католической церкви — папа римский. Государство Ватикан. Как избирается папа. Герб Папского престола. Ордена и братства в католическом монашестве. Католическое духовенство. Главное богослужение католицизма — месса. Как проходит католическое богослужение. Католические обряды. Догматы католической церкви. Святые католической церкви. Католицизм в России. Отношения Русской православной церкви с Римским престолом. Войны России с католическими странами. Отношения с Римско-католической церковью в России при Петре I и Екатерине II. Конец XIX — начало ХХ в. — расцвет католицизма в России. Известные католики в российской истории, их вклад в культуру. Гонения на католическую церковь в СССР. Возрождение деятельности католической церкви в России в 1990-е гг. Европейская Реформация и возникновение протестантизма. Начало Реформации. Тезисы Мартина Лютера. Вормсский эдикт. Аугсбургское исповедание веры, основы лютеранства. Распространение лютеранства в Европе. Реформация в Швейцарии. Основы кальвинизма, его распространение. Англиканская церковь, англиканство самостоятельное течение протестантизма. Борьба католиков и протестантов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир: закрепление религиозного раскола. Современный протестантизм. Многочисленные направления протестантизма. Пять основ протестантского богословия. Новые религии -Протестантизм в России. Откуда в России протестанты. Протестантские общины при Петре I. Рост численности лютеран при Екатерине II. Роль лютеранской церкви в развитии культуры в России.
Ислам
Зарождение и распространение ислама. Значение слов «ислам», «мусульмане». Религия арабов с Аравийского полуострова. Святыни мусульман, Кааба. Мекка. Пророк Мухаммад. Начало мусульманского летоисчисления. Арабский халифат. Священная книга мусульман — Коран. Распространение ислама. Битва при Пуатье. Мечети — главные святыни ислама.Основные положения исламского вероучения. Пять столповислама. Догматы мусульман. Шахад. Молитва. Ураза (пост). Закят (милостыня). Хадж (паломничество). Имамы, муфтии, казии. Суннизм, шиизм и суфизм. Суннизм — одно из направлений в исламе. Правовые школы в суннизме. Что является обязательным для мусульманина-суннита. Шиизм. Шиитские страны. Возникновение шиизма. Традиции шиитов. Первые религиозные общины суфиев. Учение суфизма. Ислам в России. Исламские страны — соседи Руси. Ислам — религия золотоордынских ханов. Поселения служилых татар на территории России в XV в. Мусульмане в России при Екатерине II. Признание религиозных прав мусульманского духовенства Российской империи.
Буддизм
Зарождение буддизма. Учение Будды. Легенда о Сиддхартхе Гаутаме. Учение Будды. Этапы Восьмеричного пути благородных. Распространение буддизма. Противоречия и преемственность между буддизмом и брахманизмом. Появление индуизма. Распространение буддизма, разделение на южный и северный. Направления в буддизме. Монахи и монастыри. Последователи буддизма. Тибетский буддизм. Далайлама. Монастыри Тибета. Буддизм в России. Распространение буддизма среди тувинцев, бурят и калмыков. Указ Елизаветы о разрешении проповедовать буддизм на территории Бурятии. Буддийские монастыри.
Иудаизм
Становление иудаизма. Отличие иудаизма от других религий на момент его возникновения. Пророк Моше (Моисей). Тора. Как Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства. Сюжеты иудейского Священного Писания в произведениях искусства. Израильское царство и Иудея. Священнослужители в иудаизме. Символ веры в иудаизме. Иудаизм — древняя монотеистическая религия. Основные течения в иудаизме. Символ иудаизма — семисвечник Иерусалимского храма — менора. Хасидизм — религиозное тече-ние в традиционном иудаизме. Хасидская община. Новые течения в иудаизме. Иудаизм в России. Иудейские общины на северных берегах Чёрного моря. Увеличение численности иудеев в России в XVIII в. Создание Александром I Еврейского комитета. Что такое черта оседлости. Положение евреев после падения монархии в России. Иудаизм в современной России.
Верования коренных народов России
Первобытные верования. Древние верования: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Верования коренных народов Сибири. Шаманизм. Якутский миф 27 о Сотворении мира. Бурханизм (белый шаманизм) — алтайская традиционная религия. Тенгрианство. Культ Тенгри в Монгольской империи. Верования финно-угорских народов. Карело-финский эпос «Калевала». Верования ханты и манси. Верования восточных славян. Сходство со скандинавскими верованиями. Капища, идолы, славянские боги, духи местностей, рощ, водоёмов, лесов, полей и домов. Древние верования народов Северного Кавказа. Святилища и обряды. Боги коренных жителей Кавказа. Мифы и герои.
Кейс 1. Что общего у мировых религий
Высказывания известных личностей о христианстве и Библии. Цитаты о ценностях в исламе. Буддийская притча.
Итоговое занятие по главе I
Глава II. религии России о семье и обществе
Христианское учение о семье и обществе
Семья как домашняя церковь. Равноценность мужчины и женщины. Святые Пётр и Феврония Муромские. Дети как благословение. Материнская и отцовская любовь, заповедь почитания родителей. Примеры любви родителей к своим детям и почитания детьми родителей в Священном Писании. Таинство венчания в православном христианстве. Как проходит венчание. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на Архиерейском соборе в 2000 г. Идея нерасторжимости церковного брачного союза. Церковный развод. Брак в католицизме и протестантизме. Позиция современной Римско-католической церкви. «Катехизис Римско-католической церкви (1992)». «Социальная позиция протестантских церквей России».Социальные концепции католицизма и протестантизма. Защита прав и свобод каждой конкретной личности. Развитие саморегулирующегося гражданского общества, необходимость честного труда, важность межрелигиозного мира.
Ислам как образ жизни Шариат.
Шариат (предписанный путь) — юридические нормы, нравственные принципы, правила поведения мусульманина. Многочисленные и строгие предписания шариата. Строгость наказаний. Братство всех мусульман. Пищевые запреты. Семья и брак в исламе. Почтение к родителям. Значение родственных связей. Запреты в семейнобрачных вопросах. Традиционная мусульманская свадьба. Основные положения социальной программы российских мусульман. Принятие положений на Совете муфтиев России в 2001 г. Понятие «дар ас-сульх».
Этика буддизма
Основы нравственной жизни в буддизме. Главные «яды, привязывающие бессмертную сущность человека к бесконечному колесу» рождений и 28 смертей: алчность, ненависть и заблуждение. Путь буддийской добродетели. Понятие кармы. Закон кармы. Буддийские притчи. Семья и её ценности в буддизме. Буддийское учение о семье. Буддийская свадьба. Обязанности мужа и жены.
Иудаизм как уникальная культурная общность
Брак и семья в иудаизме. Церемония бракосочетания. Иудейская праведность. Обряды иудаизма. Заповеди в иудаизме. Пищевые запреты. Социальная доктрина иудаизма. Основы социальной концепции иудаизма в России. Принятие «Основ социальной концепции иудаизма в России» на Конгрессе еврейских религиозных организаций и общин России в 2003 г.
Кейс 2. Семья и семейные ценности в религиозных культурах
Рассказ Эммы Татарской «Пётр и Феврония. Легенды и быль». Пословицы и поговорки разных народов.
Итоговое занятие по главе II
Итоговое обобщение
Тематическое планирование по разделам
№
Наименование разделов
Всего часов
1
Введение
1
2
В мире культуры
4
3
Нравственные ценности
14
4
Религия и культура
10
5
Как сохранить духовные ценности
2
6
Твой духовный мир
2
Итого
33
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОДНКНР»
в 7 классе по программе 1 час в неделю /34 часа в год/
№
Название разделов
Тема
Кол – во часов
Основные формы организации учебных занятий
УУД
Основные виды учебной деятельности
План
Факт
д/з
Предметные
Метапредметные
личностные
Глава I. Религия России (21 ч)
1
Введение
Национальная и духовная культура России
1
Беседа, работа с текстом: работа с логическими цепочками
Воспитание способности к духовному развитию, формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей сраны, ее современной жизни
Р. Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
П. умение определять понятия.
К. умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем , сверстниками.
Воспитание веротерпимоси, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию
Р. Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами.
П. Умение оценивать правильное выполнение учебной задачи.
К. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России и человечества
3
Утверждение православия на Руси
1
работа с историческими источниками, интернет – ресурсами:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия.
Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
Изготовление
плакатов,
Приготовить плакат
4
Основные вехи истории Русской православной церкви
1
виртуальное путешествие:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия.
К. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
написание эссе,
написание эссе
5
Организация церковной жизни
1
рассказ по иллюстрации
Воспитание веротерпимоси, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию
Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России и человечества
подготовка экскурсионного буклета
Приготовить буклет
6
Западное христианство (католицизм и протестантизм)
3 часа
Католическая церковь: учение и организация
1
беседа
Формирование, совершенствование аналитического мышления на основе письменных, вещественных источников – основ изучения особенностей и закономерностей общественного развития
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества.
П. применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Освоение социальных норм, участие в школьном самоуправлении, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности.
Составление экскурсионного буклета
8
Европейская Реформация и возникновение протестантизма. Современный протестантизм. Протестантизм в России
1
Виртуальное путешествие,
Работа с интернет ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Организация модели музейной выставки, создание карты – аппликации, энциклопедической статьи
создание карты – аппликации, энциклопедической статьи
9
Ислам
4 часа
Зарождение и распространение ислама
1
беседа
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
10
Основные положения исламского вероучения
1
Виртуальное путешествие
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Написание эссе
11
Суннизм, шиизм и суфизм
1
Работа с интернет ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Создание экскурсионных буклетов,
Создание экскурсионных буклетов,
12
Ислам в России
1
викторины
Знание морали, нравственных, духовных идеалов хранимых в культурных традициях народов России
Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Составление карты,
Составление карты,
13
Буддизм
2 часа
Зарождение буддизма. Учение Будды. Распространение буддизма
1
Беседа, диалог - игра
Формирование представлений об основах светской этики, культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории человека
Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре языкам, ценностям народов мира
составление аппликации, кроссвордов ,рисунков,
Составить кроссворд
14
Тибетский буддизм. Буддизм в России.
1
Виртуальное путешествие, работа с интернет - ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
составление видеороликов, фотоколлажей
Составить видеоролик или фотоколлаж
15
Иудаизм
3 часа
Становление иудаизма
1
Беседа, игра - диалог
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Написание эссе
Написать эссе
16
Основные течения в иудаизме
1
Виртуальное путешествие,
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Создание экскурсионных буклетов
Создать экскурсионный буклет
17
Иудаизм в России
1
работа с интернет - ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Составление карты
Составить карту
18
Верования коренных народов России
Первобытные верования
1
Беседа ,
Знание норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России
Р. Осуществлять контроль своей деятельности в своей деятельности в процессе достижения результата,
П. устанавливать причинно – следственные связи.
К. развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
освоение социальных норм , с учетом этнокультурных , социальных, экономических особенностей
19
Верования коренных народов Сибири. Верования финно- угорских народов. Древние верования народов Северного Кавказа
1
Виртуальное путешествие
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Работа с источниковедческим материалом
20
Верования восточных славян
1
Работа с интернет - ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Формирование исследовательской работы ,потребности к самообразованию
Осознание своей этнической принадлежности, истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества
Создание видеопрезентации в ходе работы с интернет- ресурсами
Создать видеопрезентацию
21
Кейс 1 . Что общего у мировых религий
1
Работа с интернет - ресурсами
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества
Формирование потребности позитивно, аргументированно, толерантно влиять на окружающих сверстников, терпеливо ожидая позитивных изменений в их мироощущении, морали, нравственности
Формирование потребности позитивно, аргументированно, толерантно влиять на окружающих сверстников, терпеливо ожидая позитивных изменений в их мироощущении, морали, нравственности
Подготовка экскурсионного буклета
Составить экскурсионный буклет
22
Итоговое занятие к главе I
1
диалог - игра
Формирование готовности обучающихся к сознательному самоограничению в поступках, поведении
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем , сверстниками;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Глава II.Религии России о семье и обществе (8 ч)
23
Христианское учение о семье и обществе
Православная семья как домашняя церковь. Таинство венчания в православном христианстве
1
беседа
Знание норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
Формирование готовности обучающихся к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве
Р. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
П. умение самостоятельно строить логические рассуждения, умозаключения
К. владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Раскрытие на конкретных примерах смысла понятий
24
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» Брак в католицизме . Социальные концепции католицизма и протестантизма
1
Диалог - игра
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи, общества.
Формирование получения информации в открытом интернациональном пространстве
Р. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
П. строить логические рассуждения, преобразовывать знания
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообществах, с учетом социальных и экономических особенностей
Характеристика и иллюстрирование примерами
Подготовить иллюстрации
25
Ислам как образ жизни
2 часа
Шариат. Семья и брак в исламе
1
беседа
Формирование представлений об основах светской этики, культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории человека
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
26
Ислам как образ жизни. Основные положения социальной программы российских мусульман
1
Виртуальное путешествие
Формирование , совершенствование аналитического мышления на основе письменных , вещественных источников – основ изучения особенностей и закономерностей общественного развития
Р. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач .
П. устанавливать аналогии, классифицировать, строить умозаключения (по аналогии)
К. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Исследование несложных практических ситуаций
27
Этика буддизма
1 час
Основы нравственной жизни в буддизме. Семья и ее ценности в буддизме
1
беседа
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей, форм социальной жизни, включая социальные сообщества
Р. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.
П. устанавливать аналогии, классифицировать.
К. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
28
Иудаизм как уникальная культурная общность
Брак и семья в иудаизме. Иудейская праведность «Основы социальной концепции иудаизма в России»
1
Составление диалога Составление устного рассказа
Формирование представлений об основах светской этики, культуре традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории человека
К. Владение устной письменной речью.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Описание межличностных отношений, их отдельных видов
Составить устный рассказ
29
Кейс 2. Семья и семейные ценности в религиозных культурах
1
Составление монолога
Понимание значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи , общества.
Формирование навыков освоения доступных способов изучения общества с наблюдением, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом интернациональном пространстве
Р. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
Формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Развитие моральных чувств на основе личностного выбора.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных, экономических особенностей.
выступления
30
Итоговое занятие к главе II
1
Составление презентаций
Формирование, совершенствование аналитического мышления на основе вещественных источников – основ изучения особенностей и закономерностей общественного развития
Формирование исследовательской работы, потребности к самообразованию, желанию, готовности к самоограничению в поступках; потребности позитивно, аргументированно, толерантно влиять на окружающих сверстников, терпеливо ожидая позитивных изменений в их мироощущениях, морали, нравственности
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста , взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности
31 - 32
Итоговое обобщение
2
Промежуточная аттестация
33
Повторение материала
1
беседа
Р. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
П. умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации , строить логические суждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии); умение создавать, применять и преобразовывать знания и символы, модели и схемы для решения учебных познавательных задач.
К. формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.
Формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной деятельности, профессиональной ориентации
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста , взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности