Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур народов России» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова.
Нормативно-правовые основы, регламентирующие изучение курса.
1. ФЗ-273 от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования (зарегистрирован Минюстом 01.02.2011 г. №19644).
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
4. Приказ Минобрнауки России от «31» марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» – (http://минобрнауки.рф/).
5. Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур народов России» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова.
Нормативно-правовые основы, регламентирующие изучение курса.
1. ФЗ-273 от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования (зарегистрирован Минюстом 01.02.2011 г. №19644).
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
4. Приказ Минобрнауки России от «31» марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» – (http://минобрнауки.рф/).
5. Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года. Регистрационный № 199.
Общая характеристика учебного предмета.
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого , убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье» ,-Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Возможно, что сегодня духовно-нравственный кризис общества, обусловлен именно отрывом от национальных основ. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ. В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:
• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократичного гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».
Место курса в учебном плане
На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе начальной школы в учебном плане отводится 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая программа, пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя), приведенной в данном издании.
Содержание учебного предмета
В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется, в том числе, и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.
А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».
Концепция учебника базируется на следующих принципах:
• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;
• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;
• общеобразовательный, светский характер курса.
В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:
• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через исторические и личностно значимые примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);
• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;
• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.
Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:
• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;
• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
В связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кл-во часов
1.
Христианство.
11
2.
Ислам
6
3.
Иудаизм
5
4.
Буддизм
6
5.
Творческие проекты.
6
Итого:
34
Календарно-тематический план
№
п/п
у-а
Тема
урока
Тип урока
Целевая установка урока
(уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Домашнее задание
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные
Личностные
результаты
Христианство
Подготовить сообщение «Храмы Иркутска»
Введение .
Православие в Древней Руси.
2ч.
Урок
открытия новых знаний
Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире.
Обожествление сил
природы. Понятие души. Язычество.
Душа,
религия,
язычество
Понимать причины
возникновения религиозных верований.
Уметь характеризовать понятие «душа».
Учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения
новой задачи
Становление
гуманистических и демократических
ценностных
ориентаций
Православие в Древней Руси.
Монастыри, их роль в развитии православия и государства. Прп.Антоний и Феодосий Печерские. 2ч.
Урок
открытия новых знаний
Распространение православной веры на Руси. Монастыри. Житие Прп.Антония и Феодосия Печерских.
Монастырь, скит, монах
Объяснять роль монастырской культуры в становлении православной веры на Руси.
Учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения
новой задачи
Становление
гуманистических и демократических
ценностных
ориентаций
Рисунок к конкурсу
«Красота Божьего
мира»
Православие в
Московской Руси. 2ч.
Урок
открытия новых знаний
Дружба. Мир. Согласие. Первая светская проповедь, данная князем Владимиром Мономахом.
Литературный памятник
Проанализировать слова «Поучения…»
Развитие
этических
чувств —
стыда, вины,
совести как
регуляторов
морального по-
ведения
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на
мир в его органичном
единстве и
разнообразии
природы, народов, культур и религий
Сбор информации по теме.
4
Православие
при царях и императорах России. 1ч.
Урок
открытия новых знаний
Прп.Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Битва на Куликовом поле.
Лавра, Свято-Троице-Сергеева лавра
Понятие «Монастырский Устав». Защита государства-защита веры.
Развитие
этических
чувств —
стыда, вины,
совести как
регуляторов
морального по-
ведения
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на
мир в его органичном
единстве и
разнообразии
природы, народов, культур и религий
Составить кроссворд.
От советской
России до
Современности.2ч.
Урок
открытия новых знаний
Монастырь на Руси-крупнейший центр образованности: летописи, иконопись и искусство книжного писания, переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.
пустынь
икона«Знамение»
Краеведческий материал. Знание истории своей местности.
Знание основных моральных
норм и ориентация на их
выполнение,
дифференциация моральных
и конвенциональных
норм
Развитие
этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной
отзывчивости, пони-
мания и сопереживания
чувствам других людей
Библейские истории.
Православие в
традициях русского народа.2ч.
Урок
открытия новых знаний
Династия Романовых.
Благотворительная акция «Белый цветок».
Страстотерпцы, мученики
Святые царственные страстотерпцы.
Развитие
морального
сознания как
переходного
от доконвенционального
к конвенциональному
уровню
Развитие
этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной
отзывчивости, пони-
мания и сопереживания
чувствам других людей
Библейские истории.
Дом и семья в
Православии. 2ч.
Урок
открытия новых знаний
Связь Ф.М.Достоевского с пустынью.
Старец
чудотворец
Виртуальное знакомство с историей Оптиной пустыни. Жизнь и учения старцев обители.
Смысловое
восприятие художественных
и познавательных текстов,
выделение
существенной
информации
из сообщений
разных видов
(в первую очередь текстов)
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его органичном
единстве и
разнообразии
природы, народов, культур и религий
Подготовить проект
«Моя семья»
Творческие
работы обучающихся.
1ч.
Урок общеметодологической направленно
сти.
Русская Православная Церковь в Советское время и в годы Великой Отечественной войны.
гонения
Смысловое
восприятие художественных
и познавательных текстов,
выделение
существенной
информации
из сообщений
разных видов
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в его органичном
единстве и
разнообразии
природы, народов, культур и религий
Подготовка проекта.
Ислам
История ислама в России.2ч.
Урок
открытия новых знаний
Детство и юность
Мухаммада. Первое
откровение Аллаха,
ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди
ислама. Хиджра – уход
Мухаммада из Мекки
в Медину.
Кааба, мусульмане,
Коран, Хиджра
Знать основные события жизни и деятельности пророка
Мухаммада.
Осознавать значение
Хиджры и важную
роль этого события в
истории ислама.
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле как
собственных
поступков, так
и поступков
окружающих
людей
Формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за
свою Родину,
российский
народ и историю России
Подготовить сообщение «Культура
Мусульманского народа»
Ислам в современной
России. 2ч.
Урок
открытия новых знаний
Мусульманские праздники:
Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества,
Праздник разговения,
Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).
Намаз, закят,
хадж, Рама-
дан
Знать содержание
основных норм шариата.
Иметь представления
о воззрениях мусульман на устройство
мира, на суть борьбы
добра и зла в мире.
Понимать значение
свободы выбора в исламе, которая дается
Аллахом человеку.
Знание основных моральных
норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и
конвенциональных норм
Развитие
этических
чувств, доброжелательности
и эмоционально- нравственной отзывчивости,
понимания и
сопереживания чувствам
других людей
Подготовить сообщение «Культура
Мусульманского народа»
Дом и семья в исламе. 2ч.
Урок
открытия новых знаний
Мусульманский календарь и мусульманское
летосчисление. Месяц Рамадан в жизни
мусульман.
Божественное откровение, Сунна
Ночь
могущества,
Курбан-байрам
объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей.
читать и анализировать текст;
- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения
осознавать и выражать свое мнение о ценности семьи.
Записать мусульманские посло
вицы о семье.
Творческие
работы обучающихся.
1ч.
Урок общеметодологической направленно
Сти.
Иудаизм
Появление и развитие
Иудаизма в России. 2ч.
Урок
открытия новых знаний
Иудаизм – вера одного
народа (евреев). Легендарное происхождение
еврейского народа. Завет,
заключенный Авраамом
с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака.
Иосиф и переселение
еврейского народа в Египет. Порабощение евреев
египетскими фараонами.
Святая земля (Земля
обетованная), казни
египетские
Познакомиться с некоторыми сюжетами ветхозаветных
преданий иудаизма.
Знание основных моральных
норм и ориентация на их
выполнение,
дифференциация моральных
и конвенциональных
норм
Формирование основ
российской
гражданской
идентичности, чувства
гордости за
свою Родину,
российский
народ и историю России
Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с существованием иудейских общин в России
Сбор информации по
теме.
Иудаизм в современной России. 1ч.
Урок
открытия новых знаний
Познакомиться с некоторыми сюжетами ветхозаветных
преданий иудаизма.
Знание основных моральных
норм и ориентация на их
выполнение,
дифференциация моральных
и конвенциональных
норм
Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с существованием иудейских общин в России
Ветхозаветные
предания иудаизма.
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
Урок
открытия новых знаний
Иегова (Яхве) – единый
Бог для иудеев. Десять
заповедей в жизни
иудея. Заповеди Ноя.
Галаха,
богоизбранность
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле как
собственных
поступков, так
и поступков
окружающих
людей
Развитие
морального
сознания как
переходного
от доконвенционального
к конвенциональному уровню
Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с существованием иудейских общин в России.
Подготовить проект
«Праздники иудаизма»
Иудаизм в России.
Обычаи
иудеев
Творческие
работы.
Урок общеметодологической направленно
сти.
Галаха – свод иудейских
религиозных норм и
заповедей. Вера иудеев
в избранничество еврейского народа. Вера
в мессию. Пророк Моисей. Десять
казней египетских и исход евреев из Египта.
Первый храм в
Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев.
Иудейское царство. Покорение
еврейского народа римлянами. Расселение ев-
реев по разным странам
Песах, манна небесная,
скрижали,
Ковчег Завета
Шабат,
Рош-ашана,
шофар,
Йом-Кипур,
Шавуот
Раввин, синагога
объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей.
читать и анализировать текст;
- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения
Развитие этических чувств,
доброжельтельности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и
сопереживания чувствам
других людей
Подготовить проект
«Праздники иудаизма»
Появление и развитие буддизма в
России. 2ч.
Урок
открытия новых знаний
Древняя Индия – родина
буддизма. Распространение буддизма
Нирвана
Нирвана
Четыре благородные
истины, карма, сансара,
счастливые
и несчастливые пере-
рождения
Знать, как распространялся буддизм в древности. Знать основные ареалы распространения буддизма в современности
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле как
собственных
поступков, так
и поступков
окружающих
людей
Формирование основ
российской
гражданской
идентичности, чувства
гордости за
свою Родину,
российский
народ и историю России
Подготовить сообщение «Священные
сооружения буддизма»
Буддизм в СССР и современной России. 2ч.
Урок
открытия новых знаний
Монастыри
и монашество в буд-
дизме. Буддийский
календарь. Буддийские
праздники: Новый год,
Рождение Будды, Уход
Будды на небеса и др.
Три драгоценности
буддизма
Иметь представление
о роли монашества
и монастырей в буддизме. Знать основные
праздники и обряды
буддизма.
Смысловое
восприятие художественных
и познавательных текстов,
выделение
существенной
информации
из сообщений
разных видов
(в первую очередь текстов)
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на
мир в его
органичном
единстве и
разнообразии
природы, на-
родов, куль-
тур и религий
Записать буддийские
Пословицы.
Буддизм в культуре и
традициях народов России 2ч.
Урок
открытия новых знаний
Три
драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед
и проповедей Будды
Ступа, Лама
Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России.
Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.
ческиПонимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе
Подготовка творческих
проектов.
Творческие проекты детей. 2ч. Обобщающий урок.
Урок общеметодологической направленно
сти.
Творческие работы
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России
Смысловое
восприятие художественных
и познавательных текстов,
Формирование основ
российской
гражданской
идентичности, чувства
гордости за
свою Родину,
Ресурсное обеспечение программы
Справочные издания
Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины,
Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997—1998.
Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1998.
Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.
Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001.
Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника: в 5 т. М., 2003.
Добротолюбие: избранное для мирян / сост. Архим. Ювеналий. М., 2002.
Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература ХVIII—ХХ вв. М., 2002.
Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994.
Житие и чудеса святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. М., 1994.
Жития русских святых: в 2 т. М., 2003.
Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели ХVII века. М., 1972. Также в Н.: Жуков Д.А. Огнепальный. Новосибирск, 1988.
Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников казанских: год 1918-й. М., 1996.
Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006.
Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000.
Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007.
История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994—1999. Т. 1—7: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700—1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви, 1917—1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988—1917. Жизнь и учение старцев.
Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.
Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.
Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003.
Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.
Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.
Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.
Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.
Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998.
Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная библейская энциклопедия. М., 2006.
Новый Завет. Псалтирь. М., 2006.
Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ—ХVI вв. М., 2002.
Польский М., протопресв. Новые мученики российские: в 2 кн. М., 1993.
Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007.
Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.