kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в 4 классе.

Тема: Этикет – форма для содержания этики.

Цели урока по линиям развития личности.

1-я линия развития личности:

            Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

2-я линия развития личности:

            Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

            Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных

          ситуаций.

Предметные умения:

            Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе.

            Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни.

            Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам.

            Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений.

Оборудование: листы и маркеры для групповой работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.

Сейчас вы, ребята, будете работать по карточке 1. Вам надо выбрать правильный ответ, объяснить свой выбор.

Карточка 1

1. Из нижеперечисленных слов выбери одно слово, не относящееся к регулированию правил, норм поведения людей в обществе?

А. Искусство

В. Мораль

В. Обычай

Г. Традиция

2. 2013 год провозглашен в России Годом охраны окружающей среды. Какое отношение к природе следует считать правильным с нравственной точки зрения?

А. Люди должны как можно меньше влиять на природу

Б. Природа — источник ресурсов для жизни человека (воды, воздуха и др.)

В. Природа — наш общий дом, о котором надо заботиться, хранить, благоустраивать

Г. Природа это враждебная человеку среда, которую он должен подчинить себе

3. Радушное отношение к людям, приветливость к путникам и любезный прием гостей в своем доме называется…

А. бережливость

Б. вежливость

В. гостеприимство

Г. Доброжелательность

4. Предприниматель устроил праздник по случаю юбилея своего предприятия с приглашением сотрудников, друзей и почётных гостей. По каким правилам будет составляться программа поздравительных выступлений участников на этом мероприятии?

А. Движения

Б. Экономики

В. Этикета

Г. Этики

 

3. Определение темы урока, постановка цели.

Вы сейчас работали с карточкой и объясняли некоторые понятия. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке светской этики?

Тема нашего урока: Этикет – форма для содержания этики.

Цель урока – повторить понятия мораль, нравственность, этика, знакомиться с этикетом.

 

  1. Работа по теме урока.
  1. Работа со словарем. Найдите в толковом словаре понятия мораль, нравственность, этика, этикет. Прочитайте.

На доске учитель прикрепляет понятия этих слов, ребята читают и сравнивают между собой понятия словаря и понятия учебника.

 

Мора?ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Мораль – правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. человек безупречной нравственности.

Нравственность – добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

Этика -  1. философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе).

Этика – учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.

 

Этикет -  установленный, принятый порядок поведения, формобхождения.
 

Этикет – принятый порядок поведения, который устанавливает форму для фраз, жестов, одежды в разных ситуациях: за столом, на празднике, при встрече  и так далее.

 

 

Какие понятия из данных являются равнозначными? Докажите.

Приведите примеры некоторых этических правил, нравственных поступков, правил морали.

  1. Работа с карточкой 2.

Установите соответствие между христианскими нравственными нормамии народными пословицами. К каждой цифре напишите соответствующую букву.

 

1.

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея)

 

А.

Подумай о себе, прежде чем судить других (китайская пословица)

2.

«Бог гордым противится, а смиренным же даёт благодать» (Послание ап. Иакова)

Б.

Для родной Отчизны не жаль и жизни  (русская пословица).

3.

«Не судите, да не судимы будете» (Евангелие от Матфея)

В.

Не чванься, квас, — не лучше нас (русская пословица).

4.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна)

Г.

Как ты обходишься с другом, таким и он будет (осетинская пословица)

1. –           ;                 2. –           ;                 3. –            ;                4. –            .

В каждой религии есть свои заповеди, которые показывают человеку, как надо поступать в жизни и чего нельзя делать. Отличаются ли эти заповеди от светских правил поведения, от этических и нравственных норм?

Вывод: Светские правила поведения и нравственные нормы, принятые в обществе не отличаются от религиозных норм поведения, основанных на заповедях Божьих.

  1. Работа с карточкой 3.

Наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин написал такие строки: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» Какой вывод можно сделать о главной задаче любого искусства, деятельности поэта, писателя, художника на основании этих строк А.С. Пушкина?

А. Исследование загадок человеческой души

Б. Положительное нравственное воздействие

В. Развлечение людей

Г. Самовыражение художника, поэта, писателя

Сейчас вы будете работать с текстами басен. Прочитайте басни. Определите мораль басни.

Басня 1. Чижа захлопнула злодейка- западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Басня 2. Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня 3. Две бочки ехали; одна с вином,

Другая

Пустая.

Вот первая - себе без шуму и шажком

Плетется,

Другая вскачь несется;

От ней по мостовой и стукотня, и гром,

И пыль столбом;

Прохожий к стороне скорей от страху жмется,

Ее заслышавши издалека.

Но как та Бочка ни громка,

А польза в ней не так, как в первой, велика.

 

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку,

Кто делов истинно, тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепко думу

Без шуму.

Давайте повторим, каких правил поведения мы должны придерживаться,  общаясь друг с другом?

  1. Работа с понятием «этикет»

Следовать правилам поведения, этическим нормам на деле не всегда бывает просто. Врать нехорошо, но как быть, если боишься наказания? Толкаться плохо, а если ты торопишься? В джинсах удобно, но ты дожжен идти в школу?

На помощь приходит этикет.

Прочитайте отрывок из книги о этикете»Юности честное зерцало», предполагаемые составители — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс.  «Юности честное зерцало» - это правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. 

Юности честное зерцало

1. … У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

2. …Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

3. … Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…

4. … Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

5. …Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

6. … Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…

Что было запрещено правилами этикета во времена Петра Великого?

Действуют ли эти правила в наше время?

Какие правила поведения мы называем этикетом?

  1. Итог урока.

Объясните значения понятий мораль, нравственность, этика, этикет.

Для чего человеку так важно знать правила поведения, нравственные нормы, правила этикета?

Хочешь изменить мир – начни с себя. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика" »

Урок по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в 4 классе.

Тема: Этикет – форма для содержания этики.

Цели урока по линиям развития личности.

1-я линия развития личности:

Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

2-я линия развития личности:

Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных

ситуаций.

Предметные умения:

Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе.

Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни.

Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам.

Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений.

Оборудование: листы и маркеры для групповой работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

Сейчас вы, ребята, будете работать по карточке 1. Вам надо выбрать правильный ответ, объяснить свой выбор.

Карточка 1

1. Из нижеперечисленных слов выбери одно слово, не относящееся к регулированию правил, норм поведения людей в обществе?

А. Искусство

В. Мораль

В. Обычай

Г. Традиция

2. 2013 год провозглашен в России Годом охраны окружающей среды. Какое отношение к природе следует считать правильным с нравственной точки зрения?

А. Люди должны как можно меньше влиять на природу

Б. Природа — источник ресурсов для жизни человека (воды, воздуха и др.)

В. Природа — наш общий дом, о котором надо заботиться, хранить, благоустраивать

Г. Природа это враждебная человеку среда, которую он должен подчинить себе

3. Радушное отношение к людям, приветливость к путникам и любезный прием гостей в своем доме называется…

А. бережливость

Б. вежливость

В. гостеприимство

Г. Доброжелательность

4. Предприниматель устроил праздник по случаю юбилея своего предприятия с приглашением сотрудников, друзей и почётных гостей. По каким правилам будет составляться программа поздравительных выступлений участников на этом мероприятии?

А. Движения

Б. Экономики

В. Этикета

Г. Этики


3. Определение темы урока, постановка цели.

Вы сейчас работали с карточкой и объясняли некоторые понятия. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке светской этики?

Тема нашего урока: Этикет – форма для содержания этики.

Цель урока – повторить понятия мораль, нравственность, этика, знакомиться с этикетом.


  1. Работа по теме урока.

  1. Работа со словарем. Найдите в толковом словаре понятия мораль, нравственность, этика, этикет. Прочитайте.

На доске учитель прикрепляет понятия этих слов, ребята читают и сравнивают между собой понятия словаря и понятия учебника.

Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Мораль – правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. человек безупречной нравственности.

Нравственность – добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

Этика - 1. философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе).

Этика – учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.


Этикет - установленный, принятый порядок поведения, формобхождения.

Этикет – принятый порядок поведения, который устанавливает форму для фраз, жестов, одежды в разных ситуациях: за столом, на празднике, при встрече и так далее.



Какие понятия из данных являются равнозначными? Докажите.

Приведите примеры некоторых этических правил, нравственных поступков, правил морали.

  1. Работа с карточкой 2.

Установите соответствие между христианскими нравственными нормами и народными пословицами. К каждой цифре напишите соответствующую букву.

1.

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея)


А.

Подумай о себе, прежде чем судить других (китайская пословица)

2.

«Бог гордым противится, а смиренным же даёт благодать» (Послание ап. Иакова)

Б.

Для родной Отчизны не жаль и жизни (русская пословица).

3.

«Не судите, да не судимы будете» (Евангелие от Матфея)

В.

Не чванься, квас, — не лучше нас (русская пословица).

4.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна)

Г.

Как ты обходишься с другом, таким и он будет (осетинская пословица)

1. – ; 2. – ; 3. – ; 4. – .

В каждой религии есть свои заповеди, которые показывают человеку, как надо поступать в жизни и чего нельзя делать. Отличаются ли эти заповеди от светских правил поведения, от этических и нравственных норм?

Вывод: Светские правила поведения и нравственные нормы, принятые в обществе не отличаются от религиозных норм поведения, основанных на заповедях Божьих.

  1. Работа с карточкой 3.

Наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин написал такие строки: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» Какой вывод можно сделать о главной задаче любого искусства, деятельности поэта, писателя, художника на основании этих строк А.С. Пушкина?

А. Исследование загадок человеческой души

Б. Положительное нравственное воздействие

В. Развлечение людей

Г. Самовыражение художника, поэта, писателя

Сейчас вы будете работать с текстами басен. Прочитайте басни. Определите мораль басни.

Басня 1. Чижа захлопнула злодейка- западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Басня 2. Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня 3. Две бочки ехали; одна с вином,

Другая

Пустая.

Вот первая - себе без шуму и шажком

Плетется,

Другая вскачь несется;

От ней по мостовой и стукотня, и гром,

И пыль столбом;

Прохожий к стороне скорей от страху жмется,

Ее заслышавши издалека.

Но как та Бочка ни громка,

А польза в ней не так, как в первой, велика.

 

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку,

Кто делов истинно, тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепко думу

Без шуму.

Давайте повторим, каких правил поведения мы должны придерживаться, общаясь друг с другом?

  1. Работа с понятием «этикет»

Следовать правилам поведения, этическим нормам на деле не всегда бывает просто. Врать нехорошо, но как быть, если боишься наказания? Толкаться плохо, а если ты торопишься? В джинсах удобно, но ты дожжен идти в школу?

На помощь приходит этикет.

Прочитайте отрывок из книги о этикете»Юности честное зерцало», предполагаемые составители — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс.  «Юности честное зерцало» - это правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. 

Юности честное зерцало

1. … У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

2. …Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

3. … Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…

4. … Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

5. …Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

6. … Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…

Что было запрещено правилами этикета во времена Петра Великого?

Действуют ли эти правила в наше время?

Какие правила поведения мы называем этикетом?

  1. Итог урока.

Объясните значения понятий мораль, нравственность, этика, этикет.

Для чего человеку так важно знать правила поведения, нравственные нормы, правила этикета?

Хочешь изменить мир – начни с себя.






Урок составила учитель начальных классов

Казанцева Елена Борисовна,

МБОУ СОШ № 17,

г.Димитровград,

2013-2014 уч.год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика"

Автор: Казанцева Елена Борисовна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124438


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства