kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по краеведению(5-8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа позволяет сформировать целостное представление о родном крае

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по краеведению(5-8 класс)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» Великий Новгород







ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ





Составители:

Абрамова Н.М.,

учитель географии

Рыжова Г.О.,

учитель биологии









Великий Новгород

2017

Пояснительная записка

Программа курса «Краеведение» составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.


Программа «Краеведение» предназначена для организации обучения учащихся основной школы (5 - 8 класс). Программа изучения краеведческого материала разработана с целью формирования целостного представления о родном крае.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- развитие интереса у учащихся к своей области, как части России;

- формирование у учащихся активной гражданской позиции;

- содействие освоению учащимися простых методов исследования в природе;

- развитие навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся;

- формирование экологического мышления, а также географической культуры, как необходимых условий современного отношения человека и природы.

Программа позволяет учителю предать процессу обучения характер поиска и исследования. Такая работа выводит ребят за рамки занятия, за переделы школы, в мир окружающей действительности. Краеведческий поиск с элементами исследования - это не только романтика, но и упорный, кропотливый труд.

Программа способствует формирование личности ученика, как достойного представителя региона и направлена на углубление понимания содержания, интеллектуальное развитие и возрастание самостоятельности учащихся.

Система практических работ, предусмотренных программой, содействует активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков. На протяжении всего курса учащиеся овладевают умениями читать новые для них виды карт, осуществлять их наложение, анализировать статистические данные и решать простейшие задачи, методиками исследования. Работать с материалами периодической печати, а если есть возможность, с компьютерными банками данных.

Наличие творческих заданий позволяет развивать умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать, а также активно взаимодействовать в группе.

После каждого раздела программы предусматривается проектная деятельность учащихся (групповая, индивидуальная).

Программа составлена с учетом примерной программы регионального компонента “Новгородский край” блока “Человек и природа”. Программа “Краеведение” предусматривает поэтапную систематизацию и обобщение материала и включает следующие разделы:

  1. 5 класс “Первые открытия” - 35 часов;

  2. 6 класс “Исследователи природы” - 35 часов;

  3. 7 класс “Мой край” - 35 часов;

  4. 8 класс “Экономика и Новгородская область” - 35 часов;

К программе прилагается список литературы, содержащей источники региональной информации, рабочие тетради с контурными картами.

Программа «Краеведение» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой краеведческих знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности краеведческих знаний, как важнейшего компонента научной картины края:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в природной среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «Краеведение» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам краеведческих знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

1) формирование представлений о краеведении, его роли в освоении области человеком, о знаниях как компоненте научной картины территории, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, области, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности территории области в пространстве и во времени, основных этапах её освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования краеведческой информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ


Основными методами проверки знаний и умений учащихся по краеведению являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: краеведческий диктант, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела) курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.


класс

Вид контроля

Входной контроль

Итоговый контроль

Практическая работа


Контрольные работы

Административный контроль

5

1

1

5

1


6

1

1

8

1


7

1

1

10

1


8

1

1

7

1





Первые Открытия - 5 класс (35 часов)


1. Изображение Новгородской области на плане и карте

Положение области на карте. Новгородская область на материке Евразия, на карте Родины. Административное деление области. Крупные населенные пункты и их положение. Ознакомление с планом своего города; место нахождение школы. Города Новгородской области.

Практическая работа

Определение по плану объектов местности, направлений сторон горизонта. Нахождение на карте Великого Новгорода. Отметьте на контурной карте пограничных областей и городов области.

2. Рельеф области

Особенности рельефа своей местности: частью, какой равнины она является; горные породы и характер их залегания, их использование. Природные явления изменяющие рельеф; изменение рельефа населением. Практическая работа

Определение географического положения своей местности относительно гор и равнин. Обозначение крупных форм рельефа Новгородской области на карте.

3. Внутренние воды Новгородской области

Воды области как часть мирового круговорота воды в природе. Подземные воды Новгородской области, их использование и охрана. Реки и озера Новгородской области. Особенности ближайшей реки и ее притоков: принадлежность к бассейну, питание и режим, зависимость от рельефа и времени года, значение и использование в жизни и хозяйственной деятельности человека: меры по сохранению воды и ее частоты. Охраняемые водные объекты. Основные источники загрязнения.

Практическая работа

Определение положения области относительно морей и океанов, измерение расстояния (по карте) от Великого Новгорода до Балтийского моря. Описание р.Волхов и оз.Ильмень с выявлением их зависимости от рельефа, горных пород, смены погод по временам года. Крупнейшие реки Новгородской области (работа с контурной картой).

4. Погода и климат Новгородской области

Факторы, определяющие особенности климата области. Состав воздуха, меры по охране воздуха от загрязнений. Суточный и годовой ход температур. Преобладающие ветры в Новгородской области. Среднее многолетние количество осадков; распределение их по временам года. Главная причина изменения погоды в своей местности – смена воздушных масс. Преобладающие воздушные массы зимой и летом. Типы погоды. Значение погоды для жизни и хозяйственной деятельности человека. Значение прогнозов погоды: местные признаки погоды. Климат Новгородской области.

Практическая работа

Вычисление среднегодовой температуры в Великом Новгороде и Боровичах (по статистическим данным). Построение графика годового хода температур в своем городе, определение годовой амплитуды. Описание погоды за сутки; сравнение погоды любых двух дней, в которые произошла смена одного типа погоды другим и объяснение причин изменения. Построение графика «Роза ветров» (по данным своего календаря наблюдений). Описание погоды за месяц. Описание времен года.

5. Почва

Почвы Новгородской области: меры по повышению плодородия, факторы формирования почв. Загрязнение почв. Последствия и признаки загрязнения почв.

Практическая работа

Определение структуры почвы.


Рекомендуются сезонные экскурсии.





Исследователи природы – 6 класс (35 часов)

  1. Многообразие природных комплексов лесной зоны.

Леса области – основной тип растительности. Основные лесообразующие породы. Типы лесов Новгородской области: хвойные леса, хвойно-широколиственные леса, вторичные мелколиственные. Видовое многообразие животных и растений, характерных для разных типов лесов. Луга области. Виды растений и характерные для лугов виды животных. Водно-болотные угодья области (болото, озеро, пруд). Естественные и искусственные природные сообщества. Растительный и животный мир водно-болотных угодий. Лесопарк – лесная зона города. Виды животных и растений характерные для лесопарковой зоны. Растения, используемые человеком. Лекарственные растения. Многообразие грибов. Опасные и вредные виды растений и животных встречающихся на территории области. Меры предосторожности и правила поведения при встречи с ними. Основные охраняемые виды растений и животных Новгородской области.

Практическая работа

1.Граница между таежной зоной и зоной смешанных лесов (работа с контурной картой).

2.Сравнение искусственного и естественного сообщества.

3.Моделирование природного сообщества.

4.Описание типичных растений данного сообщества. Каждому растению свое сообщество.

2. Природные ландшафты на территории области

Разнообразие природных ландшафтов. Выделение округов области. Характеристика округов. Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Воздействие человека на природу – положительное и отрицательное. Особо охраняемые природные территории: Рдейский заповедник; Валдайский национальный парк; природные заказники и памятники природы. Правила природоохранного поведения на местности. Общественное и личное участие в охране природы.

Практическая работа.

1.Округа Новгородской области (работа с контурной картой).

2.ООПТ (работа с контурной картой).

3. Фенологические наблюдения

Организация наблюдений, ведение календаря природы.

Осень: наблюдения за явлениями живой и неживой природы, за жизнью растений и животных.

Зима: наблюдения за жизнью растений и животных, зимние следы и силуэты.

Весна: изменения в неживой природе, наблюдения за раннецветущими и другими растениями, наблюдения за животными.

Лето: выполнение одного из летних заданий.


Путешествие в далекое прошлое – 7 класс (35 часов)

1.Топонимика родного края.

Топонимика и геральдика родного края. Промыслы и ремесла на Новгородской Земле. Имена Великих людей родившихся и побывавших на новгородчине. Новгород - торговый и политический центр Древней Руси. Особенности заселения территории. Новгородская губерния, современные границы Новгородской области.

Практическая работа

1.Путь из Варяг в Греки (работа на контурной карте). Водные дороги из Новгорода (работа на контурной карте).

2.Гербы населенных пунктов Новгородской области (охарактеризовать один из гербов).

2. Природные условия своего края.

2.1 Географическое положение.

Особенности физико-географического положения области. Влияние географического положения области на природные компоненты и хозяйственную деятельность. Административное деление Новгородской области. Районы и их административные центры. Положение районов на карте.

2.2 Рельеф.

История формирования и геологические особенности территории Новгородской области. Известняки, ископаемые остатки морских растений и животных. Рельеф Новгородской области. Характеристика крупных форм рельефа.

Практическая работа

1.Описание форм рельефа.

2.Обозначение на карте форм рельефа Новгородской области.

2.3 Климат.

Факторы, определяющие особенности климата Новгородской области.

Солнечная радиация, распределение давления. воздушные массы, преобладающие ветры и связанные с ними типы погоды. Годовой ход изотерм января и июля, температурный максимум и минимум Новгородской области, годовое количество осадков, их распределение по сезонам года.

Практическая работа.

1.Анализ максимальных и минимальных июньских и январских изотерм.

2.Определение районов области с максимальным и минимальным количеством осадков.(объяснение причин различия)

2.4 Внутренние волы.

Распределение внутренних вод Новгородской области в зависимости от формирования поверхности, современного рельефа и климата. Главные речные и озерные системы. Малые и крупные реки. Озера.Типы озерных котловин. Болота как особый тип водного объекта.

Практическая работа

1.Описание водного объекта (результат полевого исследования)

2.Крупнейшие водные объекты Новгородской области (работа с контурной картой)

2.5 Почвы.

Почвы области и факторы их формирования. Основные типы почв, их характеристика и размещение на территории области. Виды мелиорации. Загрязнение почв.

2.6 Природные ресурсы.

Природные ресурсы, используемые населением Новгородской области. Виды полезных ископаемых, главные месторождения полезных ископаемых. Водные ресурсы, их разнообразие и значение. Лесные ресурсы области, их использование.

Рекреационные ресурсы области.

Практическая работа

1.Анализ использования лесных ресурсов.

2.Путешествие по Новгородской области (работа с контурной картой).


Экономика и Новгородская область – 8 класс (35 часов)

1. Население Новгородской области.

Население Новгородского края в разные исторические эпохи. Родословная семьи. Численность населения области. Плотность населения. Причины различий в плотности населения. Демографическая ситуация, естественное движение населения. Городское и сельское население. Тенденция изменения городского и сельского населения. Трудовые ресурсы. Занятость населения.

Практическая работа.

1.Нанесение на карту городов и поселков городского типа.

2.Анализ демографических данных.

2. Хозяйство Новгородской области.

Основные этапы освоения и преобразования территории. Крупные промышленные центры области. Специфика отраслей хозяйства в связи с особенностями их исторического развития, природных условий и ресурсов. Характеристика отраслей промышленности; электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная химическая, промышленность. Машиностроение, производство стройматериалов. Легкая и пищевая промышленность, предприятия, обеспечивающие население потребительскими товарами.

Агропромышленный комплекс. Растениеводство и животноводство. Факторы специализации сельского хозяйства.

Сфера услуг. Здравоохранение, образование, культура, бытовые услуги.

Транспорт и связь. География транспортных путей.

Практическая работа

1.Изучение размещения крупных предприятий. Описание промышленных изделий, производимых в области.

2.Знакомство с предприятиями.

3.Определение возможностей выращивания различных сельскохозяйственных культур и развития животноводства (работа с картами атласа Новгородской области).

4.Основные грузо- и пассажиропотоки.

5.Оценка условий жизни людей своего населенного пункта: обеспечение услугами, наличие учреждений образования, здравоохранения и т.д.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

Объяснять существенные признаки понятий: географический объект, карта, масштаб, литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, гидросфера, река, озеро, атмосфера, погода, биосфера, природный комплекс, почва, население, хозяйство, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, топонимика, геральдика.

Использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по определению структуры почвы, по определению растений, по составлению родословной, по использованию основных частей герба и определению их значения, по созданию модели хозяйства, по описанию и определению специализации предприятия.

Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов открытий и путешествий, форм рельефа, стихийных природных бедствий и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, рек, озёр, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов, использования ресурсов, факторов специализации хозяйства.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между природными условиями и особенностями растительного и животного мира, между ресурсной базой и размещением предприятий.

Отбирать источники информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм рельефа, озер рек, для составления описаний погоды, коллекции минералов.

Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам, для объяснения причин строительства дорог, предприятий, расположения зон отдыха, для объяснения различий гербов области, геральдических знаков.

Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений, изображения территории из космоса для определения географических объектов и их состояний.


Список литературы

  1. Авдеев А.Н. В лесах Новгородчины. Краткий очерк развития лесных отношений и науки о лесе на Новгородской земле.1998.

  2. Андреев В. Ф. Северный страж Руси. Лениздат, 1989.

  3. Атлас Новгородской области. - М.: ГУГК, 1982.

  4. Барышева А.А. Местные климаты и ландшафты Новгородской области. – Великий Новгород: НРЦРО, 1999.

  5. Барышева А. А., Жекулин В. С., Серова В. Н. География Новгородской области.

  6. Браун В. Настольная книга для любителей природы. – Л., Гидрометеоиздат, 1985.

  7. Варенцов В.А. Наша Новгородская земля. - Л., Лениздат, 1984.

  8. Гембель А.В. Природа Новгородской области. Л., 1963.

  9. География и геология Новгородской области: Учеб. пособие /НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2002.

  10. Глушкова В.Г. Новгородская земля. ООО «Издательский дом «Вече» 2009г.

  11. Ермолаева Л.А. Охотничей домик Н.А.Некрасова в Чудове. – Л., Лениздат, 1987.

  12. Жекулин В.С., Нехайчик В.П. Озеро Ильмень. - Л., Лениздат, 1979.

  13. Ильина Л., Грахов А. Волхов. - Л., Гидрометиздат, 1980.

  14. Истомина Э. К., Яковлев З. М. Голубое диво. - Л., Лениздат, 1980.

  15. Ковалев П.М. Рыбы Новгородской области и прилегающих районов. - Л., Лениздат,1970.

  16. Коваленко Г., Смирнов В. Легенды и Загадки земли Новгородской. М: Вече. 2007

  17. Конецкий В. Я., Носов Е. Н. Загадки Новгородской области. Лениздат, 1985.

  18. Кушнир И.М. «Прогулки по Великому Новгороду с архитектором Ильей Кушниром» Издательство ООО «Газета «St.Peterburg Today», Санкт-Петербург, 2009.

  19. Леса земли Новгородской. / Администрация Новгородской области. Новгородское управление лесами; Новгород: Издв-во «Кирилица», 1998.

  20. На Древней Земле: Сборник /Сост. А.А. Островский.- Л., Лениздат, 1989.

  21. Охранная грамота. Справочно-информационный бюллетень Новгородского клуба "Экология". №№ 1-6, - В.Новгород, 1999-2000.

  22. Природное районирование Новгородской области /под ред. Разумихина Н.В. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1978.

  23. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.

  24. Серова В.Н. Наша Новгородская земля Великий Новгород, 2001.

  25. Серова В.Н. Цвети, наш край! Ленинздат 2001.

  26. Смирнов В.Г. «Памятник государства Российского. Тысячелетие в бронзе"  Издательство «Вече», Москва, 2008 год.

  27. Степанова И.Е. «Музеи быта в Новгородских усадьбах» НГОМЗ – Великий Новгород 2011

  28. Строгова В.П., Секретарь Л.А. Древние топонимы Великого Новгорода и его окрестностей. ООО «Печатный двор», Великий Новгород 2011

  29. Тукачев С.Н., Воликов А.Г. Лекарственные растения Северо – Запада России. – М.ТМГ, 1992.

  30. Федорова В.Г. Насекомые Новгородской области. Новгород: Изд. НовГУ, 1998.

  31. Юрова Э.А., Конечная Г.Ю., Крупкина Л.И. Кадастр флоры Новгородской области. Новгород: Изд. НовГУ, 1998.

  32. Шейкин А.Л. Как это будет. Книжка-картинка. Рис. Ю.Смольникова. Л., «Дет. лит.», 1979.


Новгородская область в интернет пространстве:

  1. http://www.novgorod1150.ru/news/150.html - Великий Новгород - Родина России

  2. http://novkray.home.nov.ru/index.htm – общественный информационно-методический фонд «Новгородский край»

  3. http://www.novkraj.natm.ru/ Новгородика для детей

  4. http://www.museum.ru/W1040 Новгородский музей «Витославлицы»

  5. http://www.valdaypark.ru/ Национальный парк «Валдайский»

  6. http://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=17 – Большая страна

  7. http://www.vnovgorod.info/ – Великий Новгород

  8. http://mapcy.narod.ru/ – Господин Великий Новгород

  9. http://www.vnovgorod.com/ – Великий Новгород

  10. http://www.novgorodika.ru/ – Новгородика

  11. http://www.virtan.ru/53-novgorodskaya-oblast/istoriya-novgorodskoi-oblasti – Природа России

  12. http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/show_obj2.php?id=1110 – Мир путешествий и приключений

  13. http://www.allrf.ru/article/257 – Вся Российская федерация

  14. http://novgorod.forest.ru/zveri/ – Леса Новгородчины






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа по краеведению(5-8 класс)

Автор: Абрамова Наталья Михайловна

Дата: 18.06.2017

Номер свидетельства: 422381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "рабочая программа  5 класс Крымоведение "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-5-klass-krymoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226417"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440253129"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа по краеведению "Малая Родина, истории и судьбы" "
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-po-kraieviedieniiu-malaia-rodina-istorii-i-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "134064"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416660725"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-vospitaniie-podrostkov-sriedstvami-kraieviedieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218949"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433955195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства