Просмотр содержимого документа
«Организация мониторинга в учреждении дополнительного образования»
Иванкова Евгения Николаевна
МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Прохоровского района Белгородской области
Методист
Организация мониторинга
в учреждении дополнительного образования
Введение
Проблема мониторинга образовательных результатов является особенно актуальной для учреждений дополнительного образования. Где отсутствуют образовательные стандарты, основным критерием результата является полнота и качество реализации дополнительных образовательных программ, существующих в учреждении. При этом, дополнительная образовательная программа должна быть нацелена не только на формирование многознания, но и на формирование личности ребенка, на его воспитание и развитие. При таком подходе проблема состоит и в том, чтобы найти инструмент оценивания, то есть какие принципы должны войти в основу оценивания, какие способы, методы, средства отслеживания результативности имеют место быть.
Умение отслеживать результаты и вовлечение в этот процесс всего педагогического коллектива является одной из важнейших задач управления современного образовательного учреждения.
Данные методические рекомендации представляют собой практическое пособие по организации мониторинга в учреждении дополнительного образования.
Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи методистам и педагогам дополнительного образования учреждения дополнительного образования.
Педагогический мониторинг в дополнительном образовании
Мониторинг - сложное понятие, рассматриваемое как система, процесс. Как система мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения, объекта отслеживания, субъектов организации и осуществления мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации. Цель - центральная нить мониторинга. Исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки качества образования, подбираются методы изучения, выстраивается процедура проведения мониторинга.
Существуют различные виды мониторинга:
- по масштабу целей обучения (стратегический, тактический, оперативный);
- по этапам обучения (входной, промежуточный, итоговый);
- по времени зависимости (ретроспективный, предупредительный, текущий);
- по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
- по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный);
- по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
- по используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный).
Также различают мониторинг информационный (сбор, накопление, систематизация и распространение информации), базовый (выявление новых проблем), проблемный (выявление процессов, которые насущны с точки зрения управления), управленческий (отслеживание и оценка эффективности), комплексный (комплексное исследование).
При организации мониторинговой деятельности необходимо определить объект, субъект и предмет мониторинга. Объектом мониторинга может быть, например, требование государственного стандарта, цель деятельности, результаты обучения (знания, умения и навыки), воспитания (уровень социальности, нравственности ребенка), развития детей (уровень развития сущностных сфер личности ребенка), результаты реализации социально-педагогических функций (уровень оздоровления, социальной защиты, адаптации, коррекции детей и т.д.). Предметом мониторинга тогда может быть соответствие результатов стандартам или целям деятельности; соответствие достижений обучающихся нормативным результатам; качество кадрового состава учреждения, удовлетворенность субъектов деятельности ее результатами и другие.
Мы выделяем следующие уровни предметов мониторинга. Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка — изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других. Предметом мониторинга на уровне педагога могут стать изменения в профессиональной позиции педагога — изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др. Рассматривая уровень результатов деятельности учреждения в целом, можно определить особенности объекта и предмета мониторинга. Они будут определяться целью деятельности учреждения и содержанием основных путей достижения этой цели. Поэтому при организации мониторинговой деятельности в образовательном учреждении важно помнить, что реализация целей, выраженных в результатах деятельности, является главным объектом мониторинга. Задача управленца — отслеживать реализацию целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности.
Существуют разные подходы к определению целей мониторинга.
Цель организации мониторинга развития учреждения — изучение изменения результативности деятельности учреждения на основе изменений в количественных и качественных характеристиках системы деятельности учреждения и его отдельных элементов.
Мониторинг связан со всеми функциями управления: анализа, мотивации и стимулирования, контроля, принятия управленческого решения.
Программа мониторинга
В процессе создания системы мониторинга результатов деятельности Учреждения была определена цель мониторинга – изучение изменения результативности Учреждения, аналитическое обобщение результатов.
Задачи мониторинга:
- разработка технологии отбора видов запросов к системе образования в учреждении и методик сбора;
- сбор информации;
- создание информационного банка;
- создание прогнозов, аналитических и справочных материалов;
- совершенствование технологии мониторинга;
- выявление сферы распространения передового педагогического опыта и его организационно-управленческого обеспечения.
Разработана модель мониторинга, которая включает в себя вариативные блоки, этапы организации мониторинга.
Программа мониторинга содержит следующие блоки:
- «Образовательная среда Учреждения»;
- «Качество образования»;
- «Воспитательная деятельность»;
- «Работа с родителями»;
- «Состояние и охрана здоровья обучающихся»;
- «Методическая работа и инновационная деятельность»;
- «Система управления»;
- «Финансовые и материально-технические условия»;
- «Информационно-организационная деятельность».
Этапы организации мониторинга:
- подготовительный;
- диагностический;
- аналитический;
-прогностический.
Содержание вариативных блоков выглядит следующим образом:
№ п/п
Содержание информации
Ответственный за сбор информации
Периодичность
Методы сбора
Использование информации (выход)
Блок «Образовательная среда» может включать в себя следующее содержание: микроклимат в Учреждении, влияние образовательной среды и др.
Блок «Качество образования» - изучение уровня возможностей и способностей обучающихся, учебно-методическое обеспечение и т.д.
Блок «Воспитательная деятельность» - состояние планирования пдо воспитательной работы в объединении, реализация раздела программ деятельности «воспитательная работа», состояния уровня воспитанности обучающихся.
Блок «Работа с родителями» - взаимодействие педагогов с родителями, формы и методы работы с семьей, анализ диагностики родителей.
Блок «Охрана здоровья обучающихся» - рациональная организация труда и отдыха обучающихся, организация профилактических мероприятий по сохранению здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий.
Блок «Методическая работа и инновационная деятельность» - уровень профессиональной компетенции педагогов, работа педагогического коллектива по реализации программы деятельности над единой методической темой, результативность и эффективность, анализ работы методической службы.
Блок «Система управления» - анализ эффективности, реализация образовательной программы.
Блок «Финансовые и материально-технические условия» - формирование и расходование средств бюджета, сохранение и развитие материально-технической базы, охрана труда.
Блок «Информационно-организационная деятельность» - проведение семинаров, массовых мероприятий и их результативность, публикации.
В процессе осуществления мониторинга используются методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, собеседование, изучение документации, анализ и т.д.
Для проведения мониторинга создается банк диагностических методик.
Заключение
Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутриучрежденческого контроля.
Мониторинг предполагает не единый сбор информации, а постоянный по одним и тем же показателям с целью выявления динамики изменения.