«Методические рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» для педагогов дополнительного образования
«Методические рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» для педагогов дополнительного образования
Мониторинг качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей является механизмом отслеживания эффективности этой деятельности и необходим разным категориям работников сферы образования.
Для всех них цель мониторинга заключается в том, чтобы выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методические рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» для педагогов дополнительного образования»
«Методические рекомендации по проведению
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»
(для педагогов дополнительного образования)
В Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ отмечается, что цель дополнительного образования состоит в расширении его взаимодействия с общим образованием и максимальном использовании возможностей учреждений дополнительного образования детей по развитию профильного обучения, обеспечивающего социальное и профессиональное самоопределение детей и молодежи; в сохранении единого образовательного пространства на основе преемственности основного и дополнительного образования детей; а также в создании единого информационного поля в системе дополнительного образования на основе мониторинга ее состояния.
Мониторинг качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей является механизмом отслеживания эффективности этой деятельности и необходим разным категориям работников сферы образования.
Для всех них цель мониторинга заключается в том, чтобы выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка; обнаружить и решить наиболее острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.
За последнее время накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.
В течение нескольких лет наш педагогический коллектив работал в этом направлении, в результате чего было создано Положение о мониторинге качества образовательной деятельности СЮТ.
В качестве примера обратимся к деятельности нашей станции, которая разработала свой вариант мониторинга качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей.
1.Общие положения
1.1.Промежуточная и итоговая аттестации обучающихся детских творческих объединений Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников города Ханты-Мансийска» (далее Станция) рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.
1.2. Цель промежуточной и итоговой аттестации – выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ.
1.3. Задачи промежуточной и итоговой аттестации:
определение уровня теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области;
выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности;
анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения;
соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы;
внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности объединений.
1.4. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся объединений Станции строится на принципах:
научности;
учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
адекватности специфики деятельности объединения к периоду обучения;
необходимости, обязательности и открытости проведения;
свободы выбора педагогом методов, форм проведения и оценки результатов;
обоснованности критериев оценки результатов.
В образовательном процессе Станции в целом и каждого объединения в частности промежуточная и итоговая аттестации выполняют целый ряд функций:
учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающихся полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;
воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка;
развивающую, так как позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;
коррекционную, так как помогает педагогу одновременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;
социально-психологическую, так как дает каждому обучающемуся возможность пережить «ситуацию успеха».
2.Организация промежуточной и итоговой аттестации
2.1. Промежуточная аттестация обучающихся объединений проводится 2 раза в учебном году: в начале учебного процесса и в начале второго полугодия.
2.2. Итоговая аттестация обучающихся объединений проводится 1 раз в учебном году – по завершению учебного года.
2.3. Формы проведения промежуточной аттестации: тестирование (теоретическая и практическая часть)
2.4. Формы проведения итоговой аттестации:
контрольное занятие;
итоговое занятие;
зачет;
тестирование;
защита творческих работ и проектов;
выставочный просмотр;
конкурс;
соревнование;
и другие.
2.5. Проведение промежуточной и итоговой аттестации в объединениях регламентируется «Положением о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся детского творческого объединения».
2.6. Программа промежуточной и итоговой аттестации должна содержать методику проверки теоретических знаний обучающихся и их практических умений и навыков.
2.7. Содержание программы итоговой аттестации определяется самим педагогом на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
3.Критерии оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации
3.1. Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
широта кругозора;
свобода восприятия теоретической информации;
развитость практических навыков работы со специальной литературой;
осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
3.2. Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:
соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
качество выполнения практического задания;
технологичность практической деятельности.
Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
культура организации практической деятельности;
культура поведения;
творческое отношение к выполнению практического задания;
аккуратность и ответственность при работе;
развитость специальных способностей.
Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации
4.1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:
насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым обучающимся;
полноту выполнения образовательной программы;
обоснованность перевода обучающегося на следующий год обучения;
результативность самостоятельной деятельности обучающихся в течение всего учебного года.
4.2. Оценки итоговой аттестации могут быть занесены в журнал конкретной учебной группы объединения.
4.3. Для проведения итоговой аттестации обучающихся формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации Станции юных техников, педагоги дополнительного образования соответствующего профиля деятельности.
4.4. Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколе «Результаты промежуточной и итоговой аттестации», анализируются администрацией Стации по следующим параметрам:
количество воспитанников (%), полностью освоивших образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу;
По результатам итоговой аттестации ставится количество обучающихся, которые будут переведены на следующий этап (год) обучения, ______оставлены для продолжения обучения на том же этапе (году).
Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это, по сути, те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу.
Ожидаемые результаты как раз «и могут стать для нас неким «стандартом» в выявлении реальных достижений обучающихся объединения по итогам учебного года».
Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана, либо по итогам каждого учебного года. Ввести эти показатели в таблицу — задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
Совокупность измеряемых показателей можно разделить на несколько групп:
теоретическая подготовка обучающегося;
практическая подготовка обучающегося;
общеучебные умения и навыки обучающегося.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему — 5 баллов, максимальному— 10 баллов).
Оценка уровня:
1 балл - минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой);
5 баллов - средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½);
10 баллов – максимальный уровень (ребёнок освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой)
Говоря об ожидаемом результате, следует отметить, что в программе важно показать, что именно будет диагностироваться в ходе аттестации достижений учащихся. С другой стороны, данные условия необходимо выполнить еще и потому, что этот документ должен быть понятен ни только профессиональному педагогу, но и ребенку и его родителям, чтобы в рамках программы можно было обеспечивать индивидуальные образовательные «маршруты».