Просмотр содержимого документа
«Методика планирования и проведения уроков теоретического обучения»
Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования ЛНР
«Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
«Методика планирования и проведения уроков теоретического обучения».
Составитель: методист Гончарова Т.И.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Урок, как основная форма обучения.
2.Типы и структура уроков.
3. Методы и приемы деятельности преподавателя на уроке.
4.Современные требования к уроку.
5. Планирование учебного процесса и подготовка преподавателя к уроку.
6. Нестандартные уроки их характеристика.
7. Домашнее задание.
8. Примерная структура каждого типа урока
Приложение
«Только тот преподаватель может стать подлинным мастером своего дела, который хорошо изучит, что должны знать учащиеся и каким путем добиться этих знаний».
В.А. Сухомлинский
УРОК, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.
Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Основной формой обучения в мире является классно - урочная форма обучения.
Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.
Для урока характерны специфические признаки:
1.Постоянная группа учащихся.
2.Руководство учителем, деятельности учащихся с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.
Константи́н Дми́триевич Уши́нский — русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики (1823-1871)
3.Овладение основным изученным материалом на уроке
Традиционная классификация уроков:
Борис Петрович Есипов
доктор педагогических наук, профессор
( 1894—1967)
основные типы и виды
В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. П. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:
1.Изучение нового материала.
2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
3.Урок обобщения и систематизации знаний.
4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
5.Комбинированный или смешанный урок.
Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Типы и виды уроков по М.И. Махмутову:
Типы уроков
Виды уроков
Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков)
урок-лекция
урок-беседа
урок с использованием учебного кино-, видеофильма
урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа)
урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном)
Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.)
урок самостоятельной работы (репродуктивного типа-устных или письменных упражнений)
урок-лабораторная работа
урок практических работ
урок-экскурсия
урок-семинар
Урок обобщения и систематизации
сюда входят основные виды всех пяти типов урока
Контрольные уроки
(учета и оценки ЗУН)
устная форма проверки(фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
письменная проверка
зачет
зачетные и лабораторные работы
контрольная (самостоятельная) работа
смешанный урок (сочетание трех первых видов)
Комбинированный урок
на нем решается несколько дидактических задач
ТИПЫ УРОКОВ ПО С.В. ИВАНОВУ:
вводный урок
урок первичного ознакомления с материалом
урок образования понятий, установления законов, правил
урок применения правил на практике
урок навыков (тренировочный)
урок повторения и обобщения
контрольный урок
смешанный или комбинированный урок
ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Н. КАЗАНЦЕВУ:
урок с разнообразными видами занятий
урок в виде лекции
урок в виде беседы
урок – экскурсия
урок с использованием учебного кино-, видеофильма, телепередачи,
урок самостоятельной работы учащихся в классе
лабораторные или другие практические занятия
ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А. ОНИЩУКУ:
урок усвоения новых знаний
урок усвоения новых знаний и навыков
урок комплексного применения знаний
урок проверки, оценки и коррекции ЗУН
комбинированный урок
ТИПЫ УРОКОВ ПО И.П. ПОДЛАСОВУ:
комбин6ированный урок
урок изучения новых знаний
урок формирования новых умений
урок контроля и коррекции знаний и умений
урок практического применения знаний и умений
ТИПЫ УРОКОВ ПО Н.П. ГУЗИКУ
урок общего разбора темы и методики её изучения
комбинированное семинарское занятие
урок обобщения и систематизации знаний
урок межпредметного обобщения материала
урок-практикум
ТИПЫ УРОКОВ ПО О.Г. ХАЗАНКИНУ:
урок-лекция по всей теме
урок решения ключевых задач
урок-консультация
урок зачет
ТИПЫ УРОКОВ ПО Ю.А. КОНАРЖЕВСКОМУ:
комбинированный урок
урок усвоения новых знаний учащимися
урок закрепления изучаемого материала
урок повторения
урок систематизации и обобщения нового материала
урок проверки и оценки знаний
По выше представленному материалу -классификаций уроков десятки. Проблема эта очень сложна и не решена окончательно ни в мировой, ни в отечественной дидактике. Современная классификация уроков осуществляется на основе дидактической цели. Авторами такой классификации является В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, Н. И. Махмутов и др. Основные типы уроков в современной отечественной школе: комбинированные (смешанные) уроки; уроки усвоения новых знаний; уроки формирования навыков и умений; уроки обобщения и систематизации знаний; уроки практического применения знаний, навыков и умений; уроки контроля и коррекции знаний, навыков и умений. Такая классификация является наиболее удобной для планирования, прогнозирования деятельности учителя, обоснование методики каждого урока. Каждый тип урока имеет свою структуру, то есть этапы построения урока.
СТРУКТУРА УРОКОВ
Уроки усвоения новых знаний
Организация начала урока
Повторение опорных знаний.
Сообщение цели и темы урока, самоопределение.
Усвоение новых знаний.
Упражнения на повторение.
Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация знаний.
Итог урока.
Домашнее задание.
Урок формирования умений и навыков.
Организация начала урока
Повторение опорных знаний и практического опыта. Предварительные упражнения.
Сообщение цели и темы урока, самоопределение.
Изучение нового материала. Вводные упражнения.
Применение приобретённых знаний.
Пробные упражнения.
Тренировочные упражнения по образцу, заданию, конструкции.
Творческие упражнения.
Итог урока.
Домашнее задание.
Урок применения знаний умений навыков.
Организация начала урока
Повторение опорных знаний.
Сообщение цели и темы урока, самоопределение.
Усвоение новых знаний.
Формирование элементарных навыков и применение их в стандартных условиях.
Формирование обобщенных умений.
Формирование творческого применения знаний, навыков, умений в постоянно изменяющихся условиях.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Организация начала урока
Сообщение цели и темы урока, самоопределение.
Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений.
Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний.
Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Урок контроля и коррекции знаний умений и навыков.
Организация начала урока
Сообщение цели и темы урока, самоопределение.
Показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5.Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структурные элементы урока приведены в таблице 2.3
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА.
1. Организационный этап
Дидактическая задача этапа
подготовить учащихся к работе на уроке
Содержание этапа
взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания.
Условия достижения положительных результатов
кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
2. Этап проверки домашнего задания
Дидактическая задача этапа
глубоко и всесторонне проверить знания 1 -4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования
Содержание этапа
проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учащихся; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков
Условия достижения положительных результатов
использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 мин. получить ответы на 10-20 вопросов от учащихся всего класса; постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе
3.Этап мотивации к уроку.
Дидактическая задача этапа
организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
Содержание этапа
совместное формулирование темы урока;
сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
Условия достижения положительных результатов
предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости дня учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.
4. Этап актуализации знаний учащихся
Дидактическая задача этапа
актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке,
Содержание этапа
организация действий учащихся, направленных на решение проблем и достижение целей урока: устное решение задач по готовым чертежам, фронтальный опрос, беседа, работа с учебником.
Условия достижения положительных результатов
чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания;
отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;
количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.
5. Этап усвоения новых знаний
Дидактическая задача этапа
дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Содержание этапа
организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися.
Условия достижения положительных результатов
использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение
отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно; актуализация личного опыта и шорных знаний учащихся; словарная работа.
6. Этап проверки усвоения учащимися нового материала
Дидактическая задача этапа
Установить, усвоили или нет учащиеся связи между фактами, содержание новых понятий закономерности, устранить обнаруженные пробелы
Содержание этапа
проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
Условия достижения положительных результатов
постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов (по количеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала
7. Этап закрепления нового материала
Дидактическая задача этапа
закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Содержание этапа
закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.
Условия достижения положительных результатов
выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.
8. Этап информации о домашнем задании
Дидактическая задача этапа
сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
Содержание этапа
информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения;
Условия достижения положительных результатов
спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала
9. Этап рефлексии
Дидактическая задача этапа
подведение итогов работы, оценка собственных действий на уроке
Содержание этапа
организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники на уроке, как работал класс.
Условия достижения положительных результатов
Возможные вопросы: - Чему научились? - Где эти знания можно применить? - Каким способом вы учились? - Докажите, что сегодня вы учились, а не просто присутствовали на уроке и теряли время.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА УРОКЕ
Метод - способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого с целью решения задач.
Классификация методов обучения.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Более подробно остановимся на этой классификации.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова преподаватель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Беседа. Беседа диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
- активизирует учащихся;
- развивает их память и речь;
- делает открытыми знания учащихся;
- имеет большую воспитательную силу;
- является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
- требует много времени;
- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
- необходим запас знаний.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция. Лекция монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:
- Конспектирование краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
- Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
- Тезирование краткое изложение основных мыслей прочтенного.
- Цитирование дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
- Аннотирование краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
- Рецензирование написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
- Составление справки сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.
- Составление формально-логической модели словесно-схематического изображения прочитанного.
- Составление тематического тезауруса упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
- Составление матрицы идей сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Лабораторные работы это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в аудитории, но и за пределами колледжа (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ.
Современные требования к уроку бывают трёх видов:
1. Дидактические
- чёткое определение места урока среди других уроков,
- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,
- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,
- наличие межпредметных связей.
2. Воспитательные и развивающие методы.
- формирование памяти, внимания и мышления школьников,
- воспитание нравственных качеств личности,
- развитие познавательного интереса и мотивов,
- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,
- развитие творческих способностей,
- создание проблемной ситуации.
3. Организационные требования к уроку.
- наличие продуманного плана проведения урока,
- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),
- использование средств обучения и информационных технологий,
- завершённость урока, его гибкость и подвижность.
5. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОДГОТОВКА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К УРОКУ
В практике сложились два основных вида планирования:
1. календарно - тематическое,
2. поурочное.
В календарно - тематическом планировании указывается:
1. темы и разделы курса,
2. количество учебных часов для каждой темы и календарные сроки,
3. формы организации учебной работы (лекция),
4. оборудование,
5. задания, которые нужно выполнить по теме дома
Начинается календарно - тематический план с изучения программы. Эта работа выполняется перед началом учебного года и каждого семестра.
Изучение методической литературы занимает главное место при подготовке преподавателя к уроку, так как он просматривает разделы учебника, методическое руководство, статьи в педагогических журналах, новинки методической литературы и другие источники.
Подготовка преподавателя к уроку.
1. Изучить учебник, подготовить материалы, которые необходимо изучить на уроке и выбрать материал для самостоятельного изучения.
2. Подобрать средства обучения по теме урока (пособия, учебные фильмы , компьютерные материалы и т.д.).
3. Особое внимание необходимо уделить лабораторной работе. Технику и метод проведения преподаватель тщательно отрабатывает.
Разработка плана урока.
План урока – конечный результат подготовительной работы преподавателя.
Он составляется на основе тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.
В плане указывается:
1. – тема,
- тип,
- вид.
2. Цель урока (образовательная, воспитательная, развивающая).
3. Оборудование.
4. Литература.
5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).
Преподаватель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.
Преподавателя математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены школьникам на уроке.
Преподаватель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ГОС.
Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.
Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.
Технологическая карта отвечает на вопросы:
Какие операции необходимо выполнять.
В какой последовательности выполняются операции.
С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
Результат выполнения каждой операции.
Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.
Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.
Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.
Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход. (Приложение «Технологические карты»)
6. НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся:
- одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы.
- другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.
ВИДЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:
1.уроки - «погружения»
2.уроки - деловые игры
3. уроки – пресс-конференции
4. уроки – соревнования
5. уроки типа КВН
6. театрализованные уроки
7. уроки – консультации
8. компьютерные уроки
9. уроки – творчества
10. уроки – аукционы
11. уроки – зачёты
12. уроки – формулы
13. уроки – конкурсы
14. уроки – игры
15. уроки – суды
16. уроки – фантазии
17. уроки – концерты.
В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.
Нестандартные уроки больше нравятся учащимся, поэтому следует практиковать такие уроки.
Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.
Нетрадиционными могут быть и лекции
1. Урок – лекция «Визуализация»- т.е.информация такой лекции выполняется в таблицах и опорных схемах.
2. Урок – лекция «Парадокс» - т.е. преподаватель умышленно допускает неточности, заранее предупредив об этом учащихся.
Цель – развить внимание и критичность мышления учащихся опираясь на их имеющийся опыт и знания.
3. «Бинарные» лекции – т.е. лекции ведут два преподавателя.
Выделяют несколько вариантов её проведения:
1. Лекцию читают два преподавателя по педагогике, но один даёт новый материал, а второй проводит дискуссию или беседу.
2. Преподаватель педагогики и заместитель директора по воспитательной работе.
3. Преподаватель педагогики и психологии.
ВЫВОД: нестандартные уроки – это не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем преподавателям, но не превращать их в главную форму обучения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
«Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»
Материально-техническое обеспечение урока __________________________________________________________________________________
Структура урока:
1. Организационный этап – мин.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач – мин.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – мин.
4. Актуализация знаний– мин.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации– мин.
6. Обобщение и систематизация знаний– мин._
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – мин.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению– мин.
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) – мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
- проверить внешний вид учащихся, наличие тетрадей, ручек, карандашей и т.д.
7. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу ______________________________________________________________________
3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
Материально-техническое обеспечение урока _________________________________________________________________________________
Структура урока:
1. Организационный этап– мин.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся– мин.
3. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. – мин.
4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – мин.
5.Рефлексия (подведение итогов занятия) – мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
- проверить внешний вид учащихся, наличие тетрадей, ручек, карандашей и т.д.
3. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. – мин.
Беседует с учащимися о значении молока, сливок, кисломолочных продуктов в питании
Слушают, делают пометки в конспекты, задают интересующие их вопросы
Осознание важности темы
Проявление интереса
2. Усвоение новых знаний и способов деятельности
Изучить пищевую ценность, виды, органолептические показатели качества, условия молока, сливок, кисломолочных продуктов
Объясняет, демонстрирует средства обучения, организует фронтальную беседу, корректирует ответы
Опорные конспекты, экспонаты
Слушают, отвечают на вопросы, корректируют ответы друг друга
Осмысление учебного материала
Правильность ответов
3. Закрепление новых знаний
Закрепление изученного материала, определение степени усвоения
Выдает задания, объясняет порядок выполнения
Тесты
Индивидуально работают с тестами, проверяют работу друг друга
Оценка степени усвоения, выявление вопросов вызыва ющих затруднение
Сравнение ответов с эталоном
4. Самостоятельная работа учащихся
Ознакомиться с органолептическим методов оценки качества молока, сливок, кисломолочных продуктов, научиться определять калорийность, определять необходимое количество продуктов для приготовления блюд
Организует работу учащихся, по окончании подводит итог
Применение знаний при решении задач практического характера с использованием справочной и нормативной документации
Сравнение ответов с эталоном
5. Домашнее задание
Накопить недостающие знания для составления схемы производства молока и сливок, оформить конспект
Выдает задания, определяет форму отчета
Схемы
Работают с дополнительной литературой, составляют схемы
Приобретение дополнительных знаний, запоминание материала
Сравнение ответов с эталоном
6. Подведение итогов
Анализ деятельность
Обобщает сказанное, дает безотносительную оценку работы группы
Анализируют собственную деятельность, на различных этапах занятия слушают преподавателей
Осмысление собственной деятельности и ее результатов
Глубина анализа собственной деятельности
Технологическая карта урока № __
Этапы урока
Цель
Время
Деятельность учащихся
Деятельность преподавателя
Оснащение
Форма работы
Информирование
Мотивация учащихся, задание
Получение информации, знакомство с темой урока
Мотивация учащихся, формулировка темы урока
Проектор, ПК, экран, приложение 3
Фронтальная
Планирование
Активизация знаний учащихся
Совместная деятельность с преподавателем черчения
Совместная деятельность с преподавателем информатики
Демонстрация слайдов по теме «Аксонометрические проекции»
Демонстрация работы в программе MS Word
Фронтальная, индивидуальная
Принятие решения
Выбор оптимального плана действий
Знакомство с приложением 2, выбор оптимального плана действий по выполнению задания
Консультирование, корректировка каждой работы учащихся
приложение 2 – Порядок выполнения задания.doc; ПК, приложение 1
Индивидуальная
Выполнение
Выполнение практической работы
Построение аксонометрической проекции изделия а в соответствии порядком выполнения, заполнение спецификации в программе MS Word
Контроль
Презентация работ, проверка задания
Презентация работ на экране, краткая характеристика табурета
Корректировка
Проектор, ПК, экран
Взаимоконтроль
Оценка
Оценивание
Оценивание работ одногруппниками в соответствии с критериями
Оценивание учащихся в соответствии с критериями, занесение данных в оценочный лист
Самооценка
Рефлексия
Анализ результатов
Самоанализ проделанной работы, выявление затруднений и наиболее удачных моментов
самоанализ проделанной работы, выявление затруднений и наиболее удачных моментов
Самоанализ
Итого
Классификация, и приемы применения методов обучения
№ п/п
Класс
методов
Наименование
Приемы обучения
1
2
3
4
1.
1.1.
За источником познания
Словесный
Рассказ, объяснение, разъяснения, беседа, эвристическая беседа, инструктаж, работа, с печатным словом (инструкционно-технологической документацией, литературой и тому подобное)
1.2.
Наглядный
Демонстрация натуральных объектов и наглядных приборов, практическая демонстрация мастером трудовых приемов и операций, наблюдение учеников, демонстрационный эксперимент, экскурсия, и т.д
1.3.
Практический
Упражнения, решение производственно-технических задач, самостоятельное выполнение учебно-производственных заданий, экспериментальные учебно-производственные работы и т.д.
2.
2.1.
За характером учебно-познавательной деятельности
Объяснительно иллюстративный
Рассказ, объяснение, беседа с демонстрацией иллюстративных материалов и проведением демонстрационного эксперимента
2.2.
Репродуктивный
Учебно-производственная деятельность согласно инструкционно- технологической документации; выполнение приемов и операций по образцу, контроль хода и итогов работы по указаниям мастера, упражнения на тренажерах согласно инструкции и т.д.
2.3.
Частично поисковый (эвристический)
Выполнение учебно-производственных работ по инструкционно-технологической документации с неполными данными; самостоятельное проведение отдельных действий с самоконтролем; самостоятельное выполнение отдельных упражнений на тренажерах в разных режимах и ситуациях и т.д.
2.4.
Проблемный
В зависимости от уровня проблемы применяют на всех этапах урока в виде монологического, диалогического проблемного изложения, эвристической беседы, неполного вступительного инструктажу, самостоятельного выполнения поисковых заданий учащимися и т.д.
2.5.
Исследовательский
Самостоятельное решение учебно-производственных заданий из рационализации трудового процесса, повышению производительности труда, разработке технологических процессов в нестандартных условиях и т.д.
3.
3.1.
За логикой обучения
Дедуктивный
Изложение нового учебного материала мастер начинает из общих положений, формул, законов, а затем переходит к конкретным примерам и конкретным заданиям
3.2.
Индуктивный
Инструктирование строится таким образом, что учащиеся сначала получают информацию о выполнении отдельных трудовых приемов, назначения устройств, свойств отдельных предметов труда, а затем проводится обобщение параметров технологического процесса
3.3.
Анализ
В процессе инструктирования мастер предлагает задания, которые предусматривают выделение составляющих общего явления на основании определенных основ для анализа; выявление связи между компонентами, которые анализируются и т.д.
3.4.
Сравнение
Постановка мастером вопросов и заданий, которые допускают выявление подобия и расхождение объектов, обоснования их причин, систематизация и классификация
4.
Методы
активного (интерактивного) обучения
Неимитационные: производственная практика, стажировка, на штатном рабочем месте
Организация профессионально - практической подготовки и преддипломной практики в соответствии со следующими требованиями: - содержание и последовательность профессионально - практической подготовки должны отвечать условиям выполнения каждым учеником работ на штатном рабочем месте и программе профессионального обучения;
- работы должны быть подобраны с учетом растущей сложности, включать разнообразные приемы и операции, содействовать развитию технического мышления
4.1.
4.2.
Имитационные неигровые: анализ конкретных (производственных) ситуаций
Мастер разрабатывает систему конкретных производственных ситуаций по темам уроков, в процессе решения которых учащиеся должны избрать и обосновать целесообразность принятого технического решения: правильно разработать фрагмент технологического процесса; подобрать инструмент, приспособление, материал; избрать правильные действия в кризисных и конфликтных ситуациях и т.д.
4.3.
Имитационные игровые: деловая (ролевая) игра
Подготавливается педагогический сценарий и правила проведения деловой (ролевой) игры, которая определяет определенную профессиональную деятельность учащихся в соответствии со сроком учебы и уровню профессионально практической подготовки .
Виды уроков
Типы уроков
Виды уроков
1. Урок изучения нового материала
урок-лекция; урок-беседа; урок-экскурсия; урок с использованием учебного видеофильма; урок теоретических или практических самостоятельных (лабораторных) работ (исследовательского типа); урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке); учебный или трудовой практикум.
2. Урок закрепления знаний и умений (урок совершенствования знаний и умений);
урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений); урок-лабораторная работа; урок практическая работа; урок-экскурсия; семинар; собеседование, консультация.
3. Урок повторения, обобщения и систематизации (повторительно-обобщающий урок);
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков (контрольный или учетный урок);
устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); письменная проверка; зачет; зачетные практические и лабораторные работы; контрольная (самостоятельная) работа; смешанный урок (сочетание трех первых видов); общественный смотр знаний и умений (презентация).
5. Комбинированный (объединенный) урок
На них решаются несколько дидактических задач, поэтому здесь используются основные виды всех пяти типов уроков.
Оценка уровня работы преподавателя на уроке
Уро
вень
Создание познавательной атмосферы урока
Применяемые методы
обучения
Организация деятельности учащихся
Учебное взаимодействие учителя и учащихся
Речь педагога
и ее значение
на уроке
Воспитывающая сторона
занятия
Контроль и коррекция деятельности
Контроль и коррекция деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ПАССИВНЫЙ
- Не прослеживается содержательная логика урока
- Темп урока невысок
- Преподаватель «привязан» к конспекту, не импровизирует
- Атмосфера не настраивает на активную уч. работу
-На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации
- Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и уч-ся
- Деятельность учащихся носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись и т.д.)
- Уч-ся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности
- Отсутствует диалог с педагогом: учащиеся дают односложные ответы или отказываются отвечать
- Преподаватель не настроен на учебное сотрудничество с учащимися, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях
- Монологи учителя не отличаются образностью, богатством примеров
- Вопросы носят репродуктивный характер
- Речевая деятельность не выполняет основной коммуникативной функции
-Преподаватель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей
- Не принимает во внимание эстетику помещения
- Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений
- Контролирующая функция не выполняется в системе
- У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУНа
- Ответы уч-ся не комментируются
- Контроль формальный, а не содержательный
- Изучаемый материал не усвоен большей частью уч-ся
- Школьники не приобрели и/или не закрепили имеющиеся ЗУНы
- Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся
СИТУАТИВНЫЙ
- Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью
- Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий
- Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке
- Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы
- Преподаватель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения
- Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока)
- Уч-ся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому
- Учащиеся предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий
- Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом
-Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога
- слабо развиты умения совместной поисковой деятельности
- В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся
- Педагог «зациклен» на привычном тексте
- Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер
- Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся
- Преподаватель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока
- Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д.
- Преподаватель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока
- Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблемы
- Материал усвоен фрагментарно и/или только отдельной группой (продвинутых) учащихся
На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы
-Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере
АКТИВНЫЙ
- Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом
- Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы
- Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций
- Преподаватель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию
- Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса
- Учащиеся готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя
- Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей
-Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися
- Учащиеся охотно вступают в диалог
- Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей
- Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога
-Преподаватель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную доступную для освоения форму
- Речь выразительна, богата, формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу
- Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока
- Преподаватель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе
- Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающих на продуктивную работу
- Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе
-Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока
- учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала
-Основной материал усвоен учащимися в объеме, достаточном для первичного освоения
- Учащиеся осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях
-Закреплен позитивный эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока
ТВОРЧЕСКИй
Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме
- В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех
- Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей
- Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания
- Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся
-Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах)
- Учащиеся принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками
- Педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия
- Учителем и учащимися совместно создаются возможности для самореализации личности
- Речь учителя обогащает учебный материал
- В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации
- Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к творчеству
- Преподаватель (манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания
- Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения
- Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот
- В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся
- Учащиеся владеют навыками само и взаимоконтроля
- Передача контрольных функций от педагога к учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, знании критериев оценок, навыках самоанализа и рефлексии
- Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения
- Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности
- Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя своего места в мире).