Методическая разработка занятия на тему "Бюджетный процесс РФ"
Методическая разработка занятия на тему "Бюджетный процесс РФ"
Бюджетное устройство – это организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в себя ее структурные подразделения (виды бюджетов), принципы и формы взаимосвязей между ними
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия на тему "Бюджетный процесс РФ"»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дата
25.10.2016
Тема
Бюджетный процесс РФ
Преподаватель
Зиязова Р.Н.
Профессия / Специальность
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
Группа
1523
Место проведения
корпус № 4 кабинет № 305
Тип занятия
комбинированный
Вид занятия
смешанный
Задачи учебного занятия
Методические:
- активизация учебно-познавательной, профессиональной деятельности обучающихся через использование технологии моделирования профессиональной деятельности;
- частичное применение технологии обучения «моделирования профессиональной деятельности», обеспечивающая решение поставленных задач, развитие общих (ОК 1-9) и профессиональных компетенций (ПК5.1-5.3).
Образовательные:
- получить теоретические знания по формированию бюджетного процесса;
- изучить понятия доходов и расходов бюджетного процесса;
- выявить основные задачи и принципы бюджетного процесса;
- научиться решать задачи по расчету дефицита и профицита бюджетного процесса.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию профессионально-значимых качеств: умение работать в коллективе, исполнительности, аккуратности, добросовестности;
- стремления к саморазвитию;
- устойчивого интереса к изучаемой дисциплине и специальности;
обогащение социального опыта.
Развивающие:
- способствовать развитию внимания, навыков слухового восприятия информации и публичных выступлений, умений формулировать свои мысли, познавательного интереса к профессии, дисциплине;
- умения применять на практике полученные знания, умений анализировать и делать выводы;
- навыков индивидуальной и коллективной работы;
- развитие коммуникативных умений: выражать свое мнение по теме
совершенствование навыков работы с информацией.
Методическое обеспечение учебного занятия: рабочая программа, КТП, конспект учебного занятия, бланки унифицированных форм отчетности.
Межпредметные связи: Экономика организации, Экономическая теория, Основы бухгалтерского учета.
Периферийное оборудование: компьютер, панель
Программное обеспечение: Форма Exel по проведению сравнительного анализа объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета
Средства обучения: карточки-задания, учебный материал, схема структуры бюджетной системы РФ
Цифровые образовательные ресурсы: презентация, видео Путина В.В. о бюджетном процессе и политике
Конспект темы «Бюджетный процесс РФ»
Бюджетное устройство – это организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в себя ее структурные подразделения (виды бюджетов), принципы и формы взаимосвязей между ними
Элементы бюджетного процесса:
бюджетная система и ее принципы
бюджетное право
бюджетные полномочия органов публичной власти
Типы бюджетных систем различных государств
Бюджетная система РФ –
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Структура бюджетной системы РФ
БК РФ (ст.6) дает следующее определение:
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета
Основные задачи бюджетного процесса:
перераспределение финансовых ресурсов с целью структурной перестройки экономики исходя из приоритетных видов экономической деятельности;
обеспечение адресной социальной защиты населения.
Принципы бюджетного процесса
единства бюджетной системы РФ;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней.
Основные нормативные правовые документы РФ, регламентирующие бюджетные отношения:
Конституция РФ
Бюджетный кодекс РФ
Федеральные законы РФ (о федеральном бюджете на соответствующий период и исполнении федерального бюджета за соответствующий период и др.)
Указы и распоряжения Президента РФ. Бюджетное послание Президента РФ
Постановления и распоряжения Правительства РФ
Бюджетные послания глав субъектов РФ
Законы субъекта РФ о бюджете соответствующего субъекта и его исполнении
Решение Дум муниципальных образований о бюджете соответствующего муниципального образования и его исполнении
Меры, применяемые за нарушения бюджетного законодательства:
предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
блокировка расходов;
изъятие бюджетных средств;
приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
наложение штрафа;
начисление пени;
иные.
Просмотр видео выступления президента РФ Путина В.В. о бюджетном процессе в РФ, планы и перспективы работы (5мин.)
Анализ и выделение основных приоритетов бюджетного процесса в РФ.
Задача №1 (расчет дефицита бюджета субъекта РФ)
Определите размер профицита или дефицита бюджета субъекта РФ в текущем году при следующих условиях:
расходы бюджета субъекта РФ в текущем году составят 0,76 млрд. руб.;
доходы бюджета субъекта РФ в прогнозируемом периоде увеличатся по сравнению с текущим годом на 20% и составят 840 млн. руб.
Расходы бюджета субъекта РФ в текущем году равны Рт=760 млн. руб. Доходы бюджета в прогнозируемом периоде равны Дп=840 млн. руб. Доходы бюджета в прогнозируемом периоде увеличатся по сравнению с текущим годом на 20%, следовательно, доходы бюджета в текущем периоде равны:
Дт=Дп/(1+20/100)=840/1,20=700 млн. руб.
В текущем году доходы бюджета (700 млн. руб.) меньше расходов бюджета (760 млн. руб.), следовательно, имеет место дефицит бюджета. Величина дефицита бюджета равна:
ДЕФт=Рт-Дт=760-700=60 млн. руб.
Задача №2 (расчет предельного объема расходов бюджета субъекта РФ)
Определите предельный объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, который может быть утвержден законом субъекта Российской Федерации при следующих условиях:
планируемый общий объем доходов бюджета – 7,1 млрд. руб.;
финансовая помощь из федерального бюджета – 100 млн. руб.
Решение:
Согласно ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Следовательно, сумма дефицита бюджета субъекта РФ составляет:
Д=(7,1-0,1)*15/100=1,05 млрд. руб.
Для того, чтобы спланировать предельный объем расходов бюджета субъекта РФ, который может быть утвержден законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, суммируем планируемый объем доходов и предельный размер дефицита:
Р=7,1+1,05=8,15 млрд. руб.
Домашнее задание:
Решить задачу: Определите предельный объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, который может быть утвержден законом субъекта Российской Федерации при следующих условиях:
планируемый общий объем доходов бюджета – 7,1 млрд. руб.;
финансовая помощь из федерального бюджета – 100 млн. руб.
Лекционный материал по теме «Бюджетный процесс РФ» знать, уметь пересказать.
Структура и содержание учебного занятия
(изучение нового материала)
Этапы
учебного
занятия
Хронометраж учебного занятия
Деятельность
преподавателя
Деятельность обучающихся
Организационный
5 минут
Подготовка к занятию, определение готовности к совместной деятельности
Постановка цели, мотивация учебной деятельности
Проверка присутствующих
Рефлексия, контроль
Рефлексия, самоконтроль
Самостоятельная работа (пройденного материала)
10 минут
Вводная беседа
Объяснение выбора разноуровневого задания, предоставление права самостоятельно определить уровень знаний и возможностей
Ответы на тест, дать определение, соотнести виды налогов
Изучение учебного материала
7 минут
Определение целей занятия.
Анализ проблемной ситуации.
Анализ теоретических положений
Рефлексия, контроль
Восприятие и осмысление учебного материала, актуализация знаний
Рефлексия, самоконтроль
30 минут
Формирование знаний о бюджетном процессе, понятий доходов и расходов бюджета, профицита и дефицита бюджета.
Сообщение, обсуждение, выделение положительной динамики текущего состояния
8 минут
Систематизации полученных знаний, Аналитический аспект формирования представлений о бюджетном процессе в РФ
Просмотр видео президента РФ о бюджетном процессе и принципах его формирования