№ урока | Раздел | Темы уроков | Цели и задачи | Содержание и вопросы | Деятельность учеников | Социокультурный ряд |
1 | Соха и топор (2 часа) | «Соха и топор» «Куда соха и топор вместе ходили?» | Присоединение ученика к важнейшим горизонтанльным, социальным ценностям российской цивилизации. Формирование представления о передаче новым поколениям образа жизни и труда. Передать ученикам простоту основных орудий труда, опыт российской аграрной цивилизации, которые находились в согласии с суровой природно –географической средой. Учащиеся выходят на категории, которые воспитывают главные человеческие качества, необходимые любому человеку: выносливость, наблюдательность, добросовестность | Какие трудовые качества воспитывала соха? Как сохой землю пашут? Борона. Топор всему делу голова? Какие трудовые качества топор воспитывает? Как упорство и труд помогали человеку? Топор и соха – истоки земледелия, крестьянского труда, крестьянской цивилизации. | Работа в паре (развивающий): «Соха и топор» Работа в паре (развивающий): «Как работали соха и топор» Ресурсный круг: (развивающий) «Работа в артели» | Простота Опыт Артель Община Мастерство Подсека Пашня |
2 | | «Чему соха и топор человека учили» «Соха и топор как чудеса России» (возможен вариант урока – экскурсии) | Учащиеся выходят на категории того, что соха и топор учат уму – разуму. Присоединение к истокам крестьянской, российской цивилизации. Обобщающий урок по теме, где учащиеся закрепляют те категории, которые определяют важнейшие, горизонтальные ценности российской цивилизации. Присоединение к истокам родного края и памятникам России (Кижи, Малые Карелы и др.) | Как и чему соха и топор учили человека? Народная мудрость и ценность сохи и топора. Топор всему делу голова. Какие у сохи и топора секреты? Почему соха и топор чудеса России? Чудо без единого гвоздя. Умели строить наши предки. | Работа в паре (развивающий): «Чему соха и топор человека учили?» Работа в паре (оценивающий): «Соха и топор как чудеса России | Простота Мудрость Ум- разум Чудо опыта |
3 | Крестьянские хоромы (3 часа) | «Крестьянские хоромы» (Состав крестьянских хором) | Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни центром которого являются крестьянские хоромы. | Что входило в состав крестьянских хором? Из чего и как троили хоромы? В чем особая красота крестьянского дома? | Работа в паре (развивающий): «Крестьянские хоромы» | Хоромы (двор – усадьба) Чувство меры |
4 | | «И тесен дом, да просторен он» «Домашний лад и порядок» | | Особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного. Тайны, символы, обычаи дома. Мир крестьянской семьи. Домашний лад и порядок. Каждому было свое дело, занятие. | Работа в паре (развивающий): «Для каждого дела свое место» Ресурсный круг: (развивающий) «В крестьянских хоромах» Работа в паре (развивающий): «Чему учились дети у родителей» Ресурсный круг: (развивающий) «Домашний лад и порядок» | Разумное домоустроительство Освященный мир Лад Согласие Родной дом |
5 | | «Крестьянские хоромы – чудо России» (возможен вариант проведения урока в музее «Крестьянская изба») | Обобщающий урок по теме, где закрепляются приобретенные на уроках социально значимые ценности российской цивилизации. | Почему крестьянские хоромы – чудо России? Присоединение к истокам родного края. | Работа в паре (оценивающий): «Крестьянские хоромы как чудо России» | Мир Деревня Помочи |
6 | Соловки (2 часа) | «Особый мир монастыря» «Этапы жизни Соловецкого монастыря» | Обратить внимание на особенности работы в тренинге – работа в группе. Учащиеся начинают присоединяться к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям цивилизации. Тяготение к горнему миру, любви, согласию и соборности через упорный труд души и тела. Учащиеся прикасаются к своеобразному, загадочному, величественному миру русского монастыря, почувствовать его особенности, приоткрыть для себя его тайны. Проследить основные вехи в становлении монастыря. Выйти на ценности единства труда земного и труда духовно – гармонии. Учащиеся совершают заочное путешествие в Соловецкий монастырь. Составляют для себя образ величия и красоты общерусской святыни, попытаться передать свои чувства. Создается целостный образ монастыря. | Монашество на Руси. Пустынники. Люди шли к неоткрытым землям – на Север, в Сибирь. Землепроходцы, мореходы. Возникновение Соловецкого монастыря. Упорный труд преображения земли. Игумен Филипп и второе рождение Соловков. Соловки возводила вся Русь. О чем горько вспоминать и тяжело говорить? За стенами монастыря. Любить природу, не вредить ей, а сотрудничать с ней. | Работа в четверке (развивающий): «Особый мир монастыря» Работа в четверке (развивающий): «Этапы жизни Соловецкого монастыря» Ресурсный круг (развивающий): «Путешествие в Соловецкий монастырь» | Молитва Труд Отшельничество Монастырь Пустынники Скит Братия Монах Гармония Сотрудничество |
7 | | «Соловецкий монастырь – чудо России» | Передать ученикам основную идею, что Соловецкий Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения и придавая многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл. Учащиеся закрепляют значимость духовных ценностей России на примере Соловков – как Всероссийской духовной, хозяйственной и экологической ценности. Понять значение Соловков для каждого русского человека. | Упорный труд преображения земли, достижение гармонии, красоты, усвоение истины. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в условиях Севера. Соловки – чудо российской цивилизации. Особый мир монашества. Соловки - это святыня, памятник культуры, мир преображенной природы. | Работа в четверке (развивающий): «Чудо Преображения» Ресурсный круг: «Как преображение человека помогает преображению земли?» Работа в четверке (оценивающий): «Соловецкий монастырь – одно из чудес России» | Преображение Умирение Общерусская святыня Духовный подвиг |
8 | Храм Покрова на Нерли (3 часа) | «Покров Пресвятой Богородицы» | На основе знаний полученных во 2 кл. (тема «Храм») или экскурсии идет присоединение к теме, развивается целостное восприятие образа храма, его назначения. Как изменяется социокультурный опыт учащихся. Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей; особая значимость заступничества для России (особое признание) Значение этого праздника для русского народа. | Храм в жизни человека. Мои ощущения в храме. История образа «Покров Пресвятой Богородицы» | Ресурсный круг: «Когда я бываю в храме?» Работа в четверке (развивающий): «Покров Пресвятой Богородицы» | Гармония Духовность Умиротворенность Образ Богоматери Покров |
9 | | «Храм Покрова – символ гармонии» | Обратить внимание на особенность АФО - мнемотехника по формированию способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти. Показать, что храм Покрова на Нерли стал символом гармонии между миром духовным, природным и рукотворным. Развитие целостного восприятия. Расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма. | История храма. Князь Андрей Боголюбский. Выбор места. Белый храм у чистой воды. Секреты храма Покрова на Нерли. Храм Покрова – символ гармонии. | Мнемотехника (развивающий): «На святом месте» Ресурсный круг: «Белый храм у чистой воды» Работа в четверке (оценивающий): «Архитектурные секреты храма» | Душевная чистота Безгреховность Мир природный Гармония Мир рукотворный Примирение |
10 | | «Храм покрова на Нерли - одно из чудес России» | Обобщение полученных знаний и познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного, народных промыслов. | Почему храм Покрова можно считать чудом России? Промыслы Вологодчины (Шемогодская резьба) Поморские кресты (возрождение крестов в «Северной Фиваиде») | Работа в четверке (развивающий): «Храм Покрова – символ гармонии») Ресурсный круг: «Почему храм Покрова можно считать одним из чудес России?» | Памятник русского и мирового искусства |
11 | Икона «Живоначальная Троица» (3 часа) | Икона «Живоначальная Троица» (возможен вариант урока – экскурсии в художественный музей или использования видеофильма «Андрей Рублев» | Обратить внимание на собенности тренинга. На основе социокультурного опыта 2-3 кл. выйти на усвоение ценностей духовного смысла иконы. Первое восприятие иконы «Живоначальная Троица» Прослеживается основная идея: Икона «Живоначальная Троица» - вершина русской иконописной традиции. Научиться с помощью языка символов и красок иметь представление о духовном мире; умение раскрывать библейский сюжет иконы. | Чем является икона в православной традиции? А. Рублев. Иконопочитание в русской Православной традиции. Святой. Паломничество. Обет. Образ Троицы для России. Что изображено на иконе? «Язык» иконы. Дерево, храм, гора. | Ресурсный круг: «Что значит икона в твоей жизни?» Работа в четверке (развивающий): «Путешествие в мир иконы» | Чудотворные Образ Смысл Святой Обет Духовный подвиг Единство Нераздельность Неотмирное единство |
12 | | «Звенящие краски иконы» «Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы» | Учащиеся знакомятся с особенностями цветовой символики иконы, которые помогают приблизиться к миру духовному, небесном, помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен. Глубже проникнуться в мир иконы. Выход на понимание нераздельности и неслиянности лиц Св. Троицы. Увидеть соответствие библейского текста с иконой А. Рублева. Обратить внимание на особенности тренинга по закреплению ресурса успеха учащихся | Духовный смысл иконы. Цвет. Краски. Нераздельность Троицы. Что незримо присутствует в иконе? Неслиянность лиц Св. Троицы. | Работа в четверке (развивающий): «Звенящие краски иконы» Работа в четверке (оценивающий): «Нераздельность и неслияннсть лиц Пресвятой Троицы» | Нераздельность Горний мир Завершенность Вечность |
13 | | «Икона «Живоначальная Троица» как чудо России». | Обобщаются знания по данной теме, по формированию духовных и художественных ценностей российской цивилизации | Почему икона А.Рублева является чудом России? | Ресурсный круг: «Почему икону А. Рублева «Троица» можно читать чудом России?» | |
14 | Московский Кремль (2 часа) | «Щит военный. Щит духовный». (возможно использование в/ф «Московский Кремль») | Учащиеся присоединяются в этой теме к древнейшему институту сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта. Формируется понимание выражений «щит военный», «щит духовный». Расширяются знания о Московском Кремле. Заочное путешествие по Московскому кремлю и знакомство с сооружениями, соборами, памятниками. | Московский Кремль – щит военный, щит духовный. История Кремля. Исторические памятники Кремля. | Работа в четверке (развивающий): «Щит военный, щит духовный». Работа в четверке (развивающий): «Сооружения и соборы Московского Кремля». | Щит военный Щит духовный Общероссийская светница Историческая память |
15 | | «Московский Кремль – центр государства» «Московский кремль – чудо России» | Учащиеся выходят на восприятие Московского Кремля не только как исторического центра, но государственная ценность Московского Кремля сегодня. Подчеркивается значение Кремля как центра Российского государства. Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля. Формирование образа исторической памяти и верности: передать идею: Московский Кремль – символ черт и идеалов российской цивилизации: патриотизма, державности, связь земного Отечества с духовными идеалами. Обобщающий урок по теме с закреплением основных социокультурных ценностей раздела. Прочувствовать свое родство и свои общие истоки с символом могущества и славы. | Кремль – центр российской государственности. Символы государства. Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата. В чем видим, чувствуем гордость за Московский Кремль, как чудо России? | Работа в четверке (развивающий): «Московский Кремль – символ Российского государства» Мнемотехника (развивающий): «Хранитель истории, доблести, славы». Ресурсный круг: «Путешествие по Московскому Кремлю» Работа в четверке (оценивающий): «Московский Кремль – чудо России». | Резиденция Государственные регалии Символы государства Вера и Правда Связь времен Центр истории; Общерусская святыня; Шедевр культуры; Символ государства |
16 | Летописи (2часа) | «Первые летописцы и первые летописи» «Как писали и украшали летописи?» (возможно проведение урока в музее или интегрированного урока с литературой) | Учащимся дается представление о первых летописцах, их мировоззрения, т.к. они отражали историю Отечества в свете Божественного Промысла. Показать в теме особенность древнерусской литературы. Ознакомить с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора. Создается образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта. | Историческая память, сказатели, первые летописи и летописцы. Жития Вологодских святых. Образ летописца, его труда, жизни. Как рождались летописи? | Работа в четверке (развивающий): «Какими были первые летописцы?» Мнемотехника (развивающий): «В келье летописца» Работа в четверке (развивающий): «Рождение летописи» | Национальное достояние; Исторические источники; Книжники; Летопись; Мудрость; Патриотизм. Житие Сказание Слово |
17 | | «Преподобный Нестор и его летописи» «Летописи – чудо России». | У учащихся формируется представление об образе пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет». Учащиеся воспринимают и прочувствуют главную особенность летописи – патриотичность, злободневность, религиозность, историзм, народную мудрость. Учащиеся подводятся к мысли, что летописи Нестора – чудо России. Обобщение и закрепление по теме. Учащиеся выходят на понимание, что летописи объединяет тема родины. На уроке идет глубинное, прочувственное восприятие летописей и их значения для каждого русского человека и Отечества. Воспитательный момент, что летописи учат добру, справедливости. | Преп. Нестор «Повесть временных лет» Пр. Нестор и наш край. Почему летописи чудо России? Каково значение их для дня сегодняшнего? Чему учат нас летописи? | Работа в четверке (развивающий): «Первый летописец» Работа в четверке (оценивающий): «Чему нас могут научить летописи?» Ресурсный круг: «Летописи – чудо России». Работа в четверке (оценивающий): «Семь чудес России» | Энциклопедия древнерусской истории, литературы «Повесть временных лет» - чудо России. |
Промежуточный контроль: творческая работа по темам: Белозерский Кремль, Памятник деревянного зодчества Ильинская церковь,
Итоговый контроль: творческая работа по теме « Семь чудес России».
Русские: историко-этнографический атлас. М., 1967. Рябццв Ю. С. Трудовая деятельность крестьян // Преподавание истории в школе. 1995, № 1.
Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990. Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. Архангельск, 1975.
Миронов Г.Е. Три иконописца // Преподавание истории в школе. 1994, №4.
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть первая (раз дел «Московский Кремль конца XV-XVII веков»). М., 1997.