№ урока | Тема урока | Количество часов | Виды и формы учебной деятельности (содержание, контроль) | Дата | Примечание |
Язык и культура. 13 ч. |
1 | Язык как зеркало национальной культуры. Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского языка, собственно русские слова. | 1 | Лекция, беседа | | |
2 | Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. | 1 | Лекция, беседа, презентации учащихся | | |
3 | Метафоры общеязыковые и художественные . | 1 | Лекция, беседа, упр | | |
4 | Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (человек, время, пространство, судьба, счастье и др.) | 4 | Семинар | | |
5 | Русские имена. Имена сконные и заимстованные, традиционные и новые, устаревшие и популярные. | 1 | Урок-семинар | | |
6 | Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. | 1 | Лекция, беседа | | |
7 | Краткая история русского литературного языка. | 1 | Лекция, беседа | | |
8 | Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. | 1 | Беседа, упр. | | |
9 | Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох. | 1 | Урок-практикум | | |
10 | Национально-культурное своеобразие диалектизмов. | 1 | Беседа, лекция | | |
11 | Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях. | 1 | Беседа | | |
12 | Национально-культурная специфика русской фразеологии. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной грамотности и др.) | 1 | Беседа, упр. | | |
13 | Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен. | 1 | Беседа, упр. | | |
Культура речи. 5 ч. |
14 | Основные орфоэпические нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. | 1 | Беседа, упр, работа с орфоэпическим словарём | | |
15 | Роль звукописи в художественном тексте. | 1 | Работа с художественными текстами | | |
16 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. | 1 | Беседа, упр | | |
17 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. | 1 | Беседа, упр | | |
18 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. | 1 | Лекция, беседа | | |
| Речь. Речевая деятельность. Текст. 9 ч. | | | | |
19 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Выразительность, чистота и богатство речи. | 1 | Лекция, беседа | | |
20 | Средства выразительности устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). | 1 | Практикум | | |
21 | Эффективные приемы чтения: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Эффективные приемы слушания: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | 1 | Беседа, упр. | | |
22 | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | 1 | Беседа, упр. | | |
23 | Русский язык в интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | 1 | Беседа, упр. | | |
24 | Текст как единица языка. Средства связи предложений и частей текста. | 1 | Беседа, упр. | | |
25 | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект, график, диаграмма, схема. | 1 | Беседа, упр. | | |
26 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. | 1 | Беседа, упр. | | |
27 | Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). | 1 | Беседа, упр. | | |
| Речевой этикет. 7ч. | | | | |
28 | Правила речевого этикета: нормы и традиции. | 1 | Беседа, упр. | | |
29 | Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. | 1 | Беседа, упр. | | |
30 | Обращение в русском речевом этикете. | 1 | Урок-практикум | | |
31 | Активные процессы в речевом этикете. | 1 | Урок-практикум | | |
32 | Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений, использования собственных имен, их оценка. | 2 | Семинар, практикум | | |
33 | Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приемы коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии. | 1 | Беседа, практика | | |
34 | Презентация индивидуальных сообщений по программе. | 1 | Презентация | | |