Просмотр содержимого документа
«Формы работы педагога дополнительного образования при подготовке учащихся к конкурсам»
Формы работы педагога дополнительного образования при подготовке учащихся к конкурсам
Орликова Е.С., педагог дополнительного образования,
руководитель объединения
«Детский образцовый хореографический ансамбль «Ровесники»
МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»
Детский хореографический коллектив — это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Однако деятельность творческого коллектива не может быть ограничена одним репетиционным процессом. Тем более хореографические номера — одни из наиболее зрелищных концертных номеров, пользующихся у публики неизменной популярностью. Поэтому одним из важнейших звеньев в творческой жизни детского хореографического коллектива является периодическое участие в конкурсах различного уровня.
Первой и самой важной причиной успеха в конкурсной деятельности является опыт. Молодые танцоры во время подготовки к выступлениям впитывают все новые-новые знания, которые собственно и являются стимулом к работе в танцевальном зале для получения максимального результата в будущем на конкурсах. Они учатся сосредотачиваться и отрабатывать движения на пределе своих возможностей, получают неоценимый опыт сценического мастерства и это дает им возможность совершенствовать себя снова и снова!
Участвуя в конкурсах у руководителей и исполнителей есть реальная возможность получить совет, а возможно и конструктивную критику от профессионалов. Ценно ли это? Безусловно! Это не только помогает улучшить свою технику и получить множество идей, но и позволяет понять и проанализировать постановку танца. Эксперты дадут советы, как сделать хореографию более привлекательной для аудитории. Это значительно выше стоимости любой награды и само по себе должно быть уже достаточной мотивацией, чтобы заинтересоваться хореографическими конкурсами.
Общение и новые знакомства это одна из причин, по которой я принимаю участие в конкурсах. Это хорошая возможность показать себя и свой коллектив, увидеть и познакомиться с другими участниками, так же зарекомендовать себя в танцевальном мире. Информация, которую можно почерпнуть на танцевальных конкурсах может быть очень полезной для меня и коллектива «детский образцовый хореографический ансамбль «Ровесники».
При подготовке к такому важному и ответственному мероприятию, как танцевальный конкурс, я, как руководитель коллектива мобилизую свои силы и начинаю работать с удвоенной мотивацией. Это масса возможностей открывающихся передо мной! Учиться и расти, получать необходимые связи, персональную конструктивную критику. А, на вершине этого айсберга находится — право на получение стипендий и грандов, что не может не радовать.
Соревновательный момент в конкурсах заставляет детей и меня расти в профессиональном плане. Будучи участником конкурса видны талантливые и амбициозные участники, сплоченность коллективов. Во время подготовки номеров происходит максимальное сосредоточение на деталях и рисунке танца. Все это дает возможность добиваться отличных результатов.
Чтобы подготовить профессиональное танцевальное выступление, необходимо не только «пахать» в зале, но и поработать над собой, ведь: 1. Тело не лжет. 2. Танец — единственное искусство, материалом для которого служим мы сами.
Одна из трудностей в конкурсном выступлении – это психологическая. Она касается мандража перед выступлениями, страх негативной оценки своих танцевальных достижений, переживаний из-за лишнего веса и особенностей внешности, из-за воздействия и оценки публики.
Эти проблемы в той или иной мере касаются каждого исполнителя. Но вот как направить свои силы на помощь исполнению, а не чувствовать себя врагом самому себе? Ведь нам мешают наши же чувства, реакции, темперамент. У каждого исполнителя (пусть даже самого маленького) должна быть уверенность, что его деятельность очень нужна и важна.
Для выработки собственной уверенности исполнителя я готовлю их по следующему долгоиграющему сценарию, так как он основан на универсальных законах человеческой психики, поэтому страх перед выступлением обязательно отступит.
1. Нужно сформировать внутренние психологические опоры (мотивацию и ощущение успеха). 2. Нужно ликвидировать источники проблем и стресса: ментально, физически, эмоционально. 3. Опыт, опыт и еще раз опыт. Так мы находим баланс - свой собственный ответ на вопрос: "Где моя точка удовлетворенности результатом?"
В своей работе я использую следующий алгоритм подготовки к конкурсным выступлениям:
1. Формирование в сознании образа желаемого.
2. На основе опыта прошлых выступлений - сбор информации об особенностях физической готовности детей. Когда и сколько готовить программу знаю только я. И здесь нужно использовать мудрость, чтоб не загнать детей в период подготовки. Опираюсь на собственное чувствование процесса, реакции детей на режим репетиций и отклонения от него. На репетициях отрабатываем технику, так как знаю, что если эмоционально выкладываться заранее, то нечего будет переживать на сцене - задумка просто отживет, ее лепестки опадут.
3. Практика и еще раз практика, которая направлена на оттачивание движений. Для детей все должно быть привычным. В танцах психическая и ментальная работа ребенка должна быть в памяти мышц.
4. Использование рефрейминга (управление вниманием и концентрацией на успехе). Если слишком много думать о плохом, то плохое скорее всего случится. Нужно отпускать напряжение от прошлых неудач - в своем сознании. Эта память, как облака, улетает в небытие, потому что дети хотят пережить успех и я создаю условия для новой памяти. Они улетают, а дети просто продолжают вкладывать свои силы в создание своего танца. Нацеливаю детей на успешное выступление.
5. Отдых. У каждого ребенка свои особенности - кому-то надо много спать, кому-то сходить на выставку и переключиться, кому-то лежать на диване целый день после выступления. Телу необходим отдых от танцев. 6. Подготовка костюма, реквизита, музыки, деталей и условий хорошего выступления (питание, транспорт, поддержка родителей) - без этого даже железобетонные нервы не приведут вас на сцену.
После выступления, в оценке любого, даже крайне сомнительного результата, используют метод бутерброда: сначала я нахожу что-то заметно хорошее, затем перечисляю недочеты, как тему для дальнейшего роста, а в конце подвожу позитивный итог. Я просто обязана относиться к своему труду и труду детей хорошо. ОБЯЗАНА. Даже если был провал. Просто нужно найти способ извлечь пользу для новых попыток и новых выступлений.