Предлагаемый курс "Черчение- язык техники" позволит школьникам углубить свои знания в области графических дисциплин, повысить творческий потенциал конструкторских решений. Кроме того, знания по черчению оказывают большое влияние у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе. Основной задачей курса является формирование технического мышления, пространственных представлений, способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Изучение графической грамоты необходимо в школах, это является первоночальной подготовкой при поступлени на технические факультеты в ВУЗы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Черчение- язык техники"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 30.08.2014г № 137
_____________В.Н.Мирнов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по черчению «Черчение- язык техники»
Уровень общего образования (класс)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 8-Х КЛАССАХ
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в неделю – 1ч, за год 38часов
Учитель: Авдиенко ГалинаГеоргиевна.
Ст. Тацинская 2015-2016 уч.год
Пояснительная записка
Настоящая программа кружка по черчению для 8 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Приоритетной целью кружка по черчению является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача кружка черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления.
Цели и задачи кружка «Черчение- язык техники»
Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;
- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.
Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.
Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.
Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.
Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.
Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.
Место кружка в учебном плане.
Программа кружка в 8 классе рассчитана на 38 часов ( по 1 часу в неделю).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Содержание обучения.
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (5 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (12 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (14 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.
Календарно - тематическое планирование
№
п\п
Тема
Кол часов
Дата
Содержание теоретической части
Практическая деятельность
1
Введение. Учебный предмет черчение.
1
История развития чертежа и его роль в жизни людей. Содержание данных в современном чертеже. Основной материал и инструменты.
Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями.
I. Правила оформления чертежей (6 ч.)
2
Правила оформления чертежей.
1
Формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД. Приёмы работы чертёжными инструментами.
Оформление листа формата А4.
Рис. № 19
3
Графическая работа №1 «Линии чертежа»
1
Повторение материала по теме «Типы линий»
Графическая работа. Рис. №24
4
Сведения о чертёжном шрифте
1
Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах Основные особенности выполнения чертёжного шрифта.
Написание алфавита чертёжным шрифтом на миллиметровой бумаге
5
6
Сведения о нанесении размеров
2
Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса.
Упражнения в написании размерных линий и знаков.
7
Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»
.
1
Повторение теоретических знаний по изученным темам
Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (выполнение чертежа плоской детали с изменением масштаба).
II . Геометрические построения на плоскости (5 ч.)
8
Деление окружности на равные части
1
Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (деление окружности)
Деление окружности на 3,5,6,7,9,12 частей
9,10
Сопряжения
2
Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (сопряжения).
Сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей.
11,12
Графическая работа №3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений»
2
Построение сопряжения в контуре детали.
Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (построение прокладки по одной половине её изображения).
Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях.
Построение предмета во фронтально диметрической и изометрической проекций.
Рис. 62.
22
Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.
1
Способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции.
Построение окружности в изометрической проекции (по вариантам).
Рис. 64, 65, 66, 68.
23
Технический рисунок.
1
Отличие технического рисунка от аксонометрических проекций. Правила построения технического рисунка.
Построение технического рисунка предмета (фронтально).
24
Практическая работа «Технический рисунок».
1
Повторение темы
«Технический рисунок»
Построение технического рисунка (индивидуальные задания).
IV. Чтение и выполнение чертежей предметов (14 ч.)
25, 26, 27
Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета
3
Основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов. Алгоритм анализа геометрической формы предметов.
Построение проекций геометрических тел
(фронтально).
28
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
1
Формулы для построения развёрток геометрических тел.
Построение развёрток плоскогранных тел и тел вращения (по вариантам).
29
Графическая работа №6 «Построение третьей проекции по двум данным».
1
Повторение темы
«Проецирование предмета на три плоскости проекций ».
Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа предмета по двум в данным видам).
30
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
1
Рациональное нанесение размеров на чертежах.
Чертёж детали с нанесением размеров.
Рис. 119 б, 120 а.
31
Графическая работа №7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
1
Повторение темы
«Получение и построение аксонометрических проекций».
Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа) геометрического тела
32
Порядок чтения чертежей деталей.
1
Алгоритм чтения чертежей. Выявление габаритных размеров детали и чтение её геометрической формы.
Чтение чертежей предметов (фронтально).
Рис. 146, 147, 148.
33
Практическая работа «Устное чтение чертежей».
1
Повторение по теме
«Порядок чтения чертежей деталей».
Практическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (чтение комплексного чертежа детали письменно).
34
Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы».
1
Закрепление знаний теоретического материала.
Графическая работа.
Рис. 149, 150, 151.
35
Эскизы деталей.
1
Правила и целесообразность выполнения эскизов.
Построение эскизов по моделям деталей (фронтально).
36
Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок предмета».
.
1
Повторение по темам «Технический рисунок» и «Эскизы».
Графическая работа (выполнение эскизов по моделям деталей, индивидуально).
37, 38
Графическая работа №10 «Выполнение чертежа предмета»
2
Обобщение знаний, полученных в 8 классе по черчению.
Графическая работа
Рис. 160.
Всего:
38
Учебно-методические пособия
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008.-224с.
Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. – М.: Просвещение, 2004.-413с.
Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. – М.: Просвещение, 2004.-239с.
Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2004.-192с.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2005.-224с
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя.-М.: Владос, 2004.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
Левицкий В.С. Машиностроительное черчение: Учеб. для студентов высших технических учебных заведений. – М.: Высшая школа.: 2005. – 351 с.
Методика обучения черчению и графике. Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004 - 96 с.
Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006.-159 с.
Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2005.-109с