kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Черчение- язык техники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый курс "Черчение- язык техники" позволит школьникам углубить свои знания в области графических дисциплин, повысить творческий потенциал конструкторских решений. Кроме того, знания  по черчению оказывают большое влияние у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе.  Основной задачей курса является формирование технического мышления, пространственных представлений,  способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Изучение графической грамоты необходимо в школах, это является   первоночальной подготовкой при поступлени на технические факультеты  в ВУЗы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Черчение- язык техники"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа №3



«Утверждаю»

Директор МБОУ ТСОШ №3

Приказ от 30.08.2014г № 137

_____________В.Н.Мирнов



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по черчению «Черчение- язык техники»

Уровень общего образования (класс)



ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 8-Х КЛАССАХ

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)



Количество часов в неделю – , за год 38часов



Учитель: Авдиенко ГалинаГеоргиевна.



Ст. Тацинская 2015-2016 уч.год

Пояснительная записка

Настоящая программа кружка по черчению для 8 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Приоритетной целью кружка по черчению является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача кружка черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие  препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть  усваиваемого учебного материала школьных предметов  представлена в вербальной форме.       

Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.

Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления.

Цели и задачи кружка «Черчение- язык техники» 

Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.

Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:

- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;

- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;

- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;

- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.

- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами. 

  1. Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

  2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.

  3. Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.

  4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.

  5. Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.

  6. Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.

 

Место кружка в учебном плане.

Программа кружка в 8 классе рассчитана на 38 часов ( по 1 часу в неделю). 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса



Учащиеся должны знать:      

  приемы работы с чертежными инструментами;

  простейшие геометрические построения;

  приемы построения сопряжений;

  основные сведения о шрифте;

  правила выполнения чертежей;

  основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

  принципы построения наглядных изображений.

 

Учащиеся должны уметь:

  анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

  осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

  анализировать графический состав изображений;

  выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

  читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

  проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

  приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

  

Содержание обучения.

 

ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6ч.)

Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы.     Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и раз­мерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (5 ч.)

 Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).

 

СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (12 ч.)

 Проецирование. Центральное и параллельное проецирова­ние. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений пред­метов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоско­стях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточно­го числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (располо­женных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели иска­жения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксо­нометрической проекции и рационального способа ее построе­ния.

 

ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (14 ч.)

 Анализ геометрической формы предметов. Проекции геомет­рических тел. Мысленное расчленение предмета на геометриче­ские тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и по­верхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей не­которых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чер­тежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряже­ний. Чтение чертежей детали.

Календарно - тематическое планирование

п\п

 

Тема

Кол часов

Дата

Содержание теоретической части

Практическая деятельность

1

 

Введение. Учебный предмет черчение.

1


История развития чертежа и его роль в жизни людей. Содержание данных в современном чертеже. Основной материал и инструменты.

Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями.


 

I. Правила оформления чертежей (6 ч.)

 

2

 

Правила оформления чертежей.

 





1


Формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД. Приёмы работы чертёжными инструментами.

Оформление листа формата А4.

Рис. № 19

3



Графическая работа №1 «Линии чертежа»

 



1


Повторение материала по теме «Типы линий»

Графическая работа. Рис. №24

4

 

Сведения о чертёжном шрифте

 



1


Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах Основные особенности выполнения чертёжного шрифта.

Написание алфавита чертёжным шрифтом  на миллиметровой бумаге

5

6

 

Сведения о нанесении размеров



2


Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса.

Упражнения в написании размерных линий и знаков.



7




 

Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»

.

1


Повторение теоретических знаний по изученным темам

Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (выполнение чертежа плоской детали с изменением масштаба).


 

II . Геометрические построения на плоскости (5 ч.)



8

 

Деление окружности на равные части



1


Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (деление окружности)

Деление окружности на 3,5,6,7,9,12 частей

9,10

 

Сопряжения



2


Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (сопряжения).

Сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей.

11,12

 

Графическая работа №3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений»



2


Построение сопряжения в контуре детали.

Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (построение прокладки по одной  половине её изображения).


 

III. Способы проецирования (12 ч.)

 

13

 

Способы проецирования

 



1



Центральное, параллельное, ортогональное проецирование.

Построение эпюра точки.

14,15

 

Проецирование детали на три плоскости проекций



2


Проецирование предмета на одну, две и три плоскости проекций предмета. Обозначение и название плоскостей.

Построение предмета в трёх основных проекциях.

Рис. 45,46,47.

16,17

 

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

 



2


Название проекций, полученных при проецировании на три плоскости и их расположение. Определение местного вида и цель его использования.

Построение предмета в трёх основных проекциях  (фронтальное задание).

Рис. 55.

18

 

Графическая работа №4 «Построение трёх проекций предмета».

 



1


Повторение по теме

«Проецирование детали на три плоскости проекций».

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение по наглядному изображению трёх видов предмета).

19,20

 

Получение и построение аксонометрических проекций.

 

2


Получение и построение фронтальной диметрической и изометрической проекций. Построение осей в аксонометрических проекциях.

Построение осей во фронтальной диметрической и изометрической проекций.

21

 

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.



1


Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях.

Построение предмета во фронтально диметрической и изометрической проекций.

Рис. 62.



22

 

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.



1


Способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции.

Построение окружности в изометрической проекции (по вариантам).

Рис. 64, 65, 66, 68.



23

 

Технический рисунок.

 



1


  Отличие технического рисунка от аксонометрических проекций. Правила построения технического рисунка.

Построение технического рисунка предмета  (фронтально).



24

 

Практическая работа «Технический рисунок».

 

1


Повторение темы

«Технический рисунок»

Построение технического рисунка (индивидуальные задания).


 

IV. Чтение и выполнение чертежей предметов (14 ч.)

 

25, 26, 27

 

Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета



3


Основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов. Алгоритм анализа геометрической формы предметов.

Построение проекций геометрических тел

(фронтально).

28

 

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

 



1


Формулы для построения развёрток геометрических тел.

Построение развёрток плоскогранных тел и тел вращения (по вариантам).

29

 

Графическая работа №6 «Построение третьей проекции по двум данным».

 



1


Повторение темы

«Проецирование предмета на три плоскости проекций ».

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа предмета по двум в данным видам).

30

 

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

 

 



1


Рациональное нанесение размеров на чертежах.

Чертёж детали с нанесением размеров.

Рис. 119 б, 120 а.

31

 

Графическая работа №7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

 



1


Повторение темы

«Получение и построение аксонометрических проекций».

 

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа) геометрического тела

32

 

Порядок чтения чертежей деталей.

 



1


Алгоритм чтения чертежей. Выявление габаритных размеров детали и чтение её геометрической формы.

 

Чтение чертежей предметов (фронтально).

Рис. 146, 147, 148.

33

 

Практическая работа «Устное чтение чертежей».

 



1


Повторение по теме

«Порядок чтения чертежей деталей».

 

Практическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (чтение комплексного чертежа детали письменно).

 

34

 

Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы».



1


Закрепление знаний теоретического материала.

Графическая работа.

Рис. 149, 150, 151.

35

 

Эскизы деталей.

 



1


Правила и целесообразность выполнения эскизов.

Построение эскизов по моделям деталей (фронтально).

36

 

Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

 

.

1


Повторение по темам «Технический рисунок» и «Эскизы».

Графическая работа (выполнение эскизов по моделям деталей, индивидуально).

37, 38

Графическая работа №10 «Выполнение чертежа предмета»

2


Обобщение знаний, полученных в 8 классе по черчению.

Графическая работа

Рис. 160.




 Всего:



38



 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методические пособия

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.  Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008.-224с.

  2. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. – М.:     Просвещение, 2004.-413с.

  3. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. – М.:     Просвещение, 2004.-239с.

  4. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2004.-192с.

  5. Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2005.-224с

  6. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя.-М.: Владос, 2004.

  7. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.

  8. Левицкий В.С. Машиностроительное черчение: Учеб. для студентов высших технических учебных заведений. – М.: Высшая школа.: 2005. – 351 с.

  9.   Методика обучения черчению и графике. Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004 - 96 с.

  1. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006.-159 с.

  2. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2005.-109с





 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Зам. директора ВР

ШМО учителей _______О.Ф.Польшенскаяот 27.08.2014года №1

______________

А.Б.Бондаренко





 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Черчение- язык техники"

Автор: Авдиенко Галина Георгиевна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Дополнительная образовательная программа объединения "Черчение-язык техники"."
    ["seo_title"] => string(89) "dopolnitiel-naia-obrazovatiel-naia-proghramma-obiedinieniia-chierchieniie-iazyk-tiekhniki"
    ["file_id"] => string(6) "264101"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449657519"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "внеклассное мероприятие "Удивительный мир черчения""
    ["seo_title"] => string(55) "vnieklassnoiemieropriiatiieudivitielnyimirchierchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "291150"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455087520"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Программа по черчению электив "
    ["seo_title"] => string(36) "proghramma-po-chierchieniiu-eliektiv"
    ["file_id"] => string(6) "220887"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434955483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа по элективному курсу «Техническое черчение» в 9 классах"
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-po-eliektivnomu-kursu-tiekhnichieskoie-chierchieniie-v-9-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "247898"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446641236"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ» 9 класс на 2016-2017 учебный год"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_fakul_tativnogo_kursa_zanimatiel_noie_chierchieniie_9_klass_"
    ["file_id"] => string(6) "377829"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484111977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства