Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Изучение курса «Черчение» в 9 классе направлено на достижение cледующих целей:
приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности;
обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;
обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
формирование знаний об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.
Задачи:
Обучения:
научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;
научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.
Развития:
особое внимание обратить на развитие у семиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе,
закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания:
Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный Закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
7.Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.4.28 21 - 10).
8.Приказа Управления образования и науки Липецкой области №385 от 23.04.2014г «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год»;
9.Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения реализующего образовательные программы общего образования от 29.08.2014г. №66
11.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
12.Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.
13. Учебного плана филиала МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны в с.Ивановка на 2014-2015 учебный год
Сведения о программе.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы Минобрнауки РФ «Черчение», «Просвещение» 2004 г., содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по черчению на базовом уровне. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Обоснование выбора программы.
соответствие требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента Государственного образовательного стандарта;
сохранение принципа преемственности;
традиционность изложения, в соответствии с современными методологическими приёмами учебника;
возможность вариативности содержания материала.
В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
согласно обязательному минимуму графических работ добавлен раздел «Эскизы»: 1 час и 1 час резерва.
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Кол-во часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
1. Введение | 2 | 4 |
2. Метод проецирования и графические способы построения изображений | 8 | 7 |
3. Чтение и выполнение чертежей | 8 | 7 |
5. Эскизы | | 2 |
4. Сечения и разрезы | 8 | 5 |
6. Сборочные чертежи | 8 | 8 |
Резерв | | 1 |
Определение места и роли учебного курса
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования разработан в
соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.
На изучение курса отводится 33 часа (1 час в неделю), как это предусмотрено рабочим учебным планом.
Всего 33 часа; в неделю 1 час.
Графических работ – 9 часов.
Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.
Формы организации учебного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса при обучении черчению в 9 классе является урок. Программа предполагает использование таких форм, как урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок.
Технология обучения.
-уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровье сберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
- практико – ориентированное обучение.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Изучение программного материала даёт возможность учащимся владеть компетенциями:
познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной.
Формирование механизмов ключевых компетенций достигается следующим образом:
1)самостоятельная постановка учащимися учебной задачи;
2)планирование деятельности по поиску решения учебной задачи;
3)умение обнаружить существенные взаимосвязи внутри модели, теоретическая рефлексия;
4) практическая рефлексия;
5)осознание способов использования модели на практике, оценка и контроль полученных результатов.
Виды и формы контроля.
Видами и формами контроля при обучении черчению в 9 классе (согласно Уставу школы и локальным актам) являются: текущий контроль в форме выполнения самостоятельной работы, в том числе с таблицами, схемами, устного опроса, выполнения практических и графических работ; промежуточный и итоговый контроль в форме зачёта, экзамена, реферата и др.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
В результате изучения черчения ученик должен
знать/понимать:
• основы метода прямоугольного проецирования;
• способы построения прямоугольных проекций;
• способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
• изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
• правила оформления чертежей.
уметь:
• правильно пользоваться чертежными инструментами;
• выполнять геометрические построения (деление отрезка, углов, окружности на равные части, сопряжений);
• наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
• выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений) в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
• читать и выполнять чертежи несложных изделий;
• деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж)одной из них;
• осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали; изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;
• применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
иметь представление:
• Об истории зарождения графического языка и основных этапов развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
• Об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
• О форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
• О видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
• Видах соединений;
• О чертежах различного назначения.
Информация об используемом учебнике.
Программа разработана для изучения курса черчения в 9 классе общеобразовательной школы по учебнику под ред. Ботвинникова А.Д. (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год). М.: Просвещение , 2012.
Содержание рабочей программы.
Введение в курс черчения - 4 ч.
Цели:
познакомить с оформлением чертежа, форматами, ГОСТами; познакомить с основами выполнения чертёжного шрифта, его разновидностями, размерами; с правилами нанесения размеров на чертеже, выполнением размерных стрелок, выносных линий, размерных чисел и знаков;
научить выполнять основную надпись, познакомить с основными линиями; объяснить цели и задачи изучения предмета «черчение»; рассмотреть историю возникновения графического языка и чертежа в современном виде; объяснить правильное использование чертёжных инструментов с помощью выполнения тренировочных упражнений в тетради; вырабатывать навыки работы с чертёжными инструментами;
развивать навыки работы с чертёжными инструментами;
проследить межпредметные связи черчения, связи с жизнью;
Учебный предмет «черчение». Инструменты. Стандарты. Форматы. Линии чертежа. Чертёжный шрифт. Нанесение размеров. Масштаб.
Графическая работа:
1. Линии чертежа
2. Чертёж плоской детали.
Метод проецирования и графические способы построения изображений - 7 ч.
Цели:
познакомить с проецированием и его видами, принципом выбора главного вида; дать понятия о двух плоскостях проекций; познакомить с принципами выполнения технического рисунка;
объяснить последовательность построения на листе трёх видов и их проекционной связи; термин «аксонометрия»;
сформировать понятия о косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекциях, с их особенностями и различиями, расположение осей, принципы построения аксонометрических проекций;
научить выполнять построение окружности в изометрии, , объёмных деталей в аксонометрии;
развивать пространственное воображение, мышление, логику;
Понятие о проецировании. Виды проецирования. Проецирование на одну плоскость проекций. Выбор главного вида. Проецирование предмета на две плоскости проекций. Проецирование предмета на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Аксонометрические проекции. Аксонометрия объемных тел. Окружность в изометрии. Технический рисунок.
Графическая работа:
Построение трёх видов детали по её наглядному изображению
Чтение и выполнение чертежей - 7 ч.
Цели:
познакомить с основными элементами предметов – вершина, ребро, грань;
учить анализировать форму предмета; учить выполнять сопряжения угла, прямой и окружности, двух окружностей;
развивать пространственное воображение, глазомер, аккуратность, логику.
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Развёртки поверхностей геометрических тел. Проекции вершин, рёбер и граней предмета. Построение третьего вида по двум заданным. Геометрические построения: деление окружностей, отрезков прямых и углов на равные части. Сопряжения.
Графическая работа:
Построение аксонометрической проекции детали по её ортогональному чертежу и нахождение проекции точек
Чертеж детали с сопряжениями
Эскизы - 2 ч.
Цели:
познакомить с правилами и алгоритмом выполнения эскизов; закрепить навыки с помощью упражнений;
развивать пространственное воображение, аккуратность, логику.
Эскизы. Выполнение с натуры эскиза детали.
Графическая работа:
Выполнение с натуры эскиза детали.
Сечения и разрезы - 5 ч.
Цели:
познакомить с общими сведениями о сечениях и разрезах, особенностями выполнения и обозначения сечений и разрезов, с видами разрезов, их построением и обозначением; дать понятие местного разреза, соединения части вида и части разреза;
развивать пространственное воображение, аккуратность, логику.
Сечения. Разрезы. Отличие разреза от сечения. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Местный разрез. Разрезы в аксонометрических проекциях.
Графическая работа:
Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями
Эскиз детали с выполнением необходимого разреза
Сборочные чертежи - 8 ч.
Цели:
познакомить со сборочными чертежами, условностями и упрощениями, спецификацией; о видах соединения деталей – разъёмных и неразъёмных, их разновидностях; ввести понятие взаимозаменяемости деталей; познакомить с выполнением чертежа штифтового и шпоночного соединения, особенностями определения размеров шпонки и штифта;
дать основные принципы изображения резьбы на чертеже и её обозначения;
рассмотреть последовательность выполнения чертежа болтового и шпилечного соединения; сформировать умения и навыки чтения сборочных чертежей;
развивать творческое воображение.
Общие сведения о соединении деталей. Разъёмные и неразъёмные соединения. Изображение и обозначение резьбы. Болтовое соединение. Шпилечное соединение.
Шпоночное и штифтовое соединения. Сборочные чертежи. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Графическая работа:
1. Резьбовое соединение
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
По наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах.
Выполнить чертеж детали, содержащей сопряжения, по ее наглядному изображению.
Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технический рисунок.
По чертежу детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.
По чертежу или наглядному изображению детали выполнить необходимые сечения.
Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению).
Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа с изображением предлагаемого решения.
Контрольная работа. По сборочному чертежу изделия выполнить чертеж одной несложной детали, входящей в состав сборочной единицы.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Колич. часов | Графические работы |
1. | Введение в курс черчения | 4 | 2 |
2. | Метод проецирования и графические способы построения изображений | 7 | 1 |
3. | Чтение и выполнение чертежей | 7 | 2 |
4. | Эскизы | 2 | 1 |
5. | Сечения и разрезы | 5 | 2 |
6. | Сборочные чертежи | 8 | 1 |
| Всего | 34 | 9 |
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
Требования к уровню подготовки
учащихся 9 класса.
В результате изучения черчения ученик 9-ого класса должен
знать:
• основы метода прямоугольного проецирования;
• способы построения прямоугольных проекций;
• способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
• изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
• правила оформления чертежей.
уметь:
• правильно пользоваться чертежными инструментами;
• выполнять геометрические построения (деление отрезка, углов, окружности на равные части, сопряжений);
• наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
• выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений) в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
• читать и выполнять чертежи несложных изделий;
• деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж)одной из них;
• осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали; изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;
• применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
иметь представление:
• об истории зарождения графического языка и основных этапов развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
• об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
• о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
• о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
• видах соединений;
• о чертежах различного назначения.
Литература и средства обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский Черчение : Учеб. для об-щеобразоват. учеб. заведений. - М.: АСТ: «Астрель». 2012 - 221 с
а также методических пособий для учителя:
Е.А.Василенко Методика обучения черчению – М. «Просвещение» 1990
Методика обучения черчению и графике. Гриф МО РФ Учебно-методическое пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004 - 96 с.
Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. - 159 с.
Подшибякин В. В. Поурочное планирование по техническому черчению. 8-9 классы. – Саратов.: «Лицей», 1999. - 32с.
В.Н.Виноградов. Тематическое и поурочное планирование по черчению.
М.: «ЭКЗАМЕН» 2006.
Г.Г.Ерохина. Универсальные поурочные разработки по черчению. М.: «ВАКО»2011.
дополнительной литературы для учителя:
Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2004 - 160 с.
Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение, 2005 - 64 с.
Презентации уроков по темам курса черчения
для учащихся:
В.Н.Виноградов, Е.А.Василенко Словарь-справочник по черчению – М.: «Просвещение»1999