Рабочая программа по элективному курсу «Техническое черчение» в 9 классах
Рабочая программа по элективному курсу «Техническое черчение» в 9 классах
Учебно-воспитательные задачи курса способствуют формированию основ графической грамоты, умению составлять чертёжно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники. Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом, широкое использование межпредметных связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению предмета и качество обучения.
Программа открывает реальные возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, предусматривает знакомство учащихся с понятиями производственно-технического характера и требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названием деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которых они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении. Ознакомление школьников с требованиями технической эстетики и привитие им культуры графического труда создают основу для эстетического воспитания учащихся средствами черчения. Развитие умения наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства, осуществлять на основе усвоения приёмов логического мышления.
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры, а также формирование и развитие мышления школьников. Овладев базовым курсом, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы.
формирование технической грамотности, нравственной и культурной ценности народа; овладение технической культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к техническому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о чертежном языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; начертательной норме и ее разновидностях; нормах чертежа в различных сферах технической деятельности;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать виды чертежей, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности чертежа и технически моделировать в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной графической практике; повышение уровня технической культур.
Задачи данного курса:
научить учащихся читать и выполнять простые архитектурно- строительные чертежи;
овладеть рядом технических приёмов и умений на уровне свободного их использования;
приобрести определённую чертёжную культуру;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
учить в процессе чтения сборочных и строительных чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию;
научит самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в практике чтения и выполнения чертеже;
способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении графической документации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «Техническое черчение» в 9 классах»
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Техническое черчение» составлена на основе:
-Программы общеобразовательных учреждений «Технология» 5-11 классы. Москва. «Просвещение» 2010 г. Рекомендовано Министерством образования РФ. 8-е издание, с изменениями.
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ.
-Примерной программы основного общего образования по направлению «Графика».
Учебно-воспитательные задачи курса способствуют формированию основ графической грамоты, умению составлять чертёжно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники. Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом, широкое использование межпредметных связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению предмета и качество обучения.
Программа открывает реальные возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, предусматривает знакомство учащихся с понятиями производственно-технического характера и требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названием деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которых они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении. Ознакомление школьников с требованиями технической эстетики и привитие им культуры графического труда создают основу для эстетического воспитания учащихся средствами черчения. Развитие умения наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства, осуществлять на основе усвоения приёмов логического мышления.
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры, а также формирование и развитие мышления школьников. Овладев базовым курсом, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы.
формирование технической грамотности, нравственной и культурной ценности народа; овладение технической культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к техническому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о чертежном языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; начертательной норме и ее разновидностях; нормах чертежа в различных сферах технической деятельности;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать виды чертежей, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности чертежа и технически моделировать в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной графической практике; повышение уровня технической культур.
Задачи данного курса:
научить учащихся читать и выполнять простые архитектурно- строительные чертежи;
овладеть рядом технических приёмов и умений на уровне свободного их использования;
приобрести определённую чертёжную культуру;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
учить в процессе чтения сборочных и строительных чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию;
научит самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в практике чтения и выполнения чертеже;
способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении графической документации.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся.
В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. В изучении курса черчения используются следующие методы:рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических и практических работ, работа с учебником и справочным материалом
Место учебного предмета учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 39 в 9 классе во 2 полугодии на изучение элективного курса «Техническое черчение» отводится 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю. Элективный курс содержит следующие разделы и темы.
Содержание учебного предмета – 17часов
1 раздел: Сборочные чертежи – 8 часов
Общие сведения о сборочных чертежах изделий
Разрезы на сборочных чертежах
Порядок чтения чертежа
Условности и упрощения на сборочных чертежах
Практическая работа № 6 « Чтение сборочного чертежа»
Деталирование
Графическая работа № 7 «Деталирование»
Практическая работа № 8 «Элементы конструирования»
2 раздел: Схемы- 2 часа
Основные понятия. Виды схем. Условные обозначения.
Графическая работа № 8 «Электрические и кинематические схемы»
3 раздел: Архитектурно – строительные чертежи – 7 часов
Основные особенности строительных чертежей
Масштабы. Размеры строительных чертежей.
Условные изображения на строительных чертежах.
Чтение строительных чертежей
Графическая работа № 9 «Фасад здания»
Графическая работа № 10 «План здания»
Графическая работа № 11 «Генеральный план»
Тематическое планирование
Содержание темы
Виды учебной деятельности учащихся
1 раздел: Сборочные чертежи – 8 часов
Общие сведения о сборочных чертежах изделий
Виды, разрезы и сечения на сборочных чертежах; способы соединения узлов деталей. Условности и упрощения. Чтение спецификации.
Разрезы на сборочных чертежах
Виды штриховки в разрезах для выявления материала деталей, упрощения для узкой площади сечения, применение местного разреза.
Порядок чтения чертежа
Последовательность чтения чертежа. Прочитать устно сборочный чертеж по определенному плану.
Условности и упрощения на сборочных чертежах
Разобрать условности и упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Сокращение количества изображений, внешний вид и внутреннее устройство детали.
Практическая работа № 6 «Чтение сборочного чертежа»
Применение графических и теоретических знаний при чтении сборочного чертежа. Умение по чертежу представить внешний вид деталей, их соединение и применение.
Деталирование
Общие понятия о процессе деталирования. Последовательность деталирования. Нахождение сопрягаемых поверхностей. Использование справочного материала.
Графическая работа № 7 «Деталирование»
Следуя рекомендациям выполнить чертежи 1,2-х деталей. Использование пропорционального масштаба. Чертеж выполнить на А 4 с применением чертежных инструментов.
Практическая работа № 8 «Элементы конструирования»
Создание и реконструкция новых изделий по наглядному изображению. Формат а 4.
2 раздел : Схемы- 2 часа
Основные понятия. Виды схем. Условные обозначения.
Разновидности графических изображений. Проекции с числовыми отметками. Условные обозначения на кинематических и электрических схемах.
Графическая работа № 9 «Электрические и кинематические схемы»
Выполнить одну из предлагаемых схем, используя условности кинематики или электрики. Формат А 4. Чертежные инструменты.
3 раздел: Архитектурно – строительные чертежи – 7 часов
Основные особенности строительных чертежей
Особенности строительных чертежей. Правила выполнения и назначение фасада, плана и разреза здания. Высотные отметки. Надписи на чертеже.
Масштабы. Размеры строительных чертежей.
Масштабы уменьшения на строительных чертежах. Нанесение размеров на строительных чертежах.
Условные изображения на строительных чертежах.
Условные графические обозначения. Применение сплошных основных и сплошных тонких линий. Обозначение материалов в сечениях.
Чтение строительных чертежей
Порядок чтения строительных чертежей. Устно прочитать чертеж с использованием справочного материала.
Графическая работа № 10 «Фасад здания»
Особенности выполнения фасада, понятие
«отметка».По карточкам- задания выполнить
чертеж фасада в М уменьшения.
Графическая работа № 11 «План здания»
Условные обозначения окон, дверей, их виды.
Площадь здания, его линейные размеры.
Санитарно-техническое оборудование здания.
Выполнение плана своей квартиры.
Графическая работа № 12 «Генеральный план»
Понятие генерального плана, его особенности.
Условные обозначения. Экспликация. Алгоритм
выполнения генерального плана. Выполнение
генерального плана школы.
Обязательный минимум графических работ в 9 классе:
Практическая работа № 6 « Чтение сборочного чертежа»
Графическая работа № 7 «Деталирование»
Практическая работа № 8 «Элементы конструирования»
Графическая работа № 9 «Электрические и кинематические схемы»