Просмотр содержимого документа
«Занятие "Космос и музыка"»
Тема занятия: «Космос и музыка»
Цель занятия: формировать отношение к человеческой жизни как к великому дару, подвести воспитанников к философскому рассуждению о связи музыки, жизни человека и космоса.
Задачи занятия:
подготовить ребят к осознанию того факта, что музыку, как и космос, можно и нужно изучать бесконечно;
приобщить к шедеврам западноевропейской классической музыки, в частности, к музыке И.С.Баха. Помочь им по-новому услышать музыку этого композитора и, может быть, открыть его для себя;
пробудить интерес к электронному музыкальному инструменту терменвоксу;
воспитывать чувство собственной значимости, серьёзного отношения к выбору своего жизненного пути.
Музыкальный материал:
«Токката и фуга ре минор» И.С.Баха;
фрагмент первой части «Бранденбургского концерта»№2 И.С.Баха;
музыка Ж.М. Жарра.
Оборудование: компьютер, презентация.
(1 слайд)
Ход занятия:
- Давайте посмотрим видеофрагмент, чтобы понять, чему будет посвящена наша встреча.
(2 слайд)
- Знаком вам этот инструмент? Кто знает, как он называется?
(3 слайд)
- Этот инструмент называется терменвокс. У него очень необычный внешний вид и интересный способ извлечения звука: руки музыканта парят между двумя антеннами. Левая рука отвечает за громкость, а правая – за высоту звука. Если вас заинтересовал этот инструмент, то в Интернете вы можете узнать о нём подробнее.
- Как вы думаете, о чём была музыка?
- Верно, о космосе. Тема нашего занятия сегодня: «Космос и музыка».
(4 слайд)
- Почему? (12 апреля - День российской авиации и космонавтики.)
- Знаете, ребята, оказывается, современные музыканты сочиняют огромное количество композиций, посвящённых космосу.
- Как вы думаете, а раньше композиторы обращались к этой теме?
Могли они сочинять музыку о Вселенной, о звёздах, планетах? Почему вы так думаете?
- Давайте посмотрим видео, а затем поразмышляем о том, что мы увидим и услышим?
(5 слайд)
- Какой инструмент звучал? (орган)
- Как вы думаете, кто сочинил эту музыку? Почему?
-Да, действительно, это произведение Иоганна Себастьяна Баха, композитора 18 века, оно называется «Токката и фуга ре минор».
(6 слайд)
- Такой может быть музыка о космосе?
- О чём можно думать, слушая это произведение? Что можно представлять?
- Не забывайте, что Бах сочинил эту музыку задолго до начала космической
эры!
- Человек – часть Вселенной. Значит, если мы думаем о себе, о своей жизни, можно сказать, что мы думаем о Вселенной.
- Какой всё-таки необычный инструмент - орган. Новые тембры на нём можно искать бесконечно. Количество комбинаций равно количеству звёзд на небе.
- Когда вы смотрели на игру немецкого органиста Карла Рихтера, вам это ничего не напоминало? Мне показалось, что техника игры на органе очень похожа на управление каким – то необычным летательным аппаратом. А гармоничные пропорции храма, его арочные своды напоминают беспредельность Вселенной. Может быть, к этому и стремились строители храмов?
- Как вы думаете, что общего между космосом и музыкой?
(бесконечность, вечность, красота, отмена суеты…)
- Древние мудрецы говорили: «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира».
Вселенная звучит, но человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраивается посредством прекрасных мелодий на гармоническое звучание космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.
Многие музыканты считают, что если бы наша планета вдруг зазвучала, это было бы похоже на музыку Баха.
- Получается, что Бах своей музыкой открывает мир Вселенной. Мы, открывая для себя Баха, открываем этот мир.
- Есть интересная версия о том, что музыка Баха – это закодированные ответы на многие вопросы, в том числе, и о космосе. Для того чтобы разгадать этот код, одного прослушивания, конечно, мало. Немецкий композитор Р.Шуман считал, что «Баха надо изучать бесконечно, и он становится тем глубже, чем больше в него вслушиваешься». Кто знает, может кто – то из вас когда – нибудь разгадает это код.
Мы сегодня сделаем первый шаг на пути к этому, мы будем продолжать учиться слушать многоголосие через своё собственное исполнение.
- В произведениях Баха голоса разговаривают друг с другом на какую – либо тему, мы только что это слышали. Давайте разделимся на две группы и поговорим о космосе.
1 группа обращает наше внимание на красоту звёзд и проговаривает: пам-пам, па-па-пам, па-па-пам, пам-пам;
2 группа подчёркивает математическую точность во Вселенной, ваша тема звучит так: там, та-да-та-да, та-да-та-да, та-да-та-да, там.
(Проговариваем отдельно по голосам, затем соединяем. Учитель с одной группой говорит, другой - прохлопывает)
- Знаете, что у нас получилось? Это будут первые звуки, которые услышат представители других цивилизаций. Не верите? Послушайте.
(7 слайд)
- Услышали свои партии? Это прозвучал фрагмент из 1 части «Бранденбургского концерта» №2 И.С.Баха.
В 1977 году вышел необычный золотой диск, основную часть которого составляют достижения мировой культуры. Этот диск находится на борту космического аппарата «Вояджер» («путешественник»), цель которого – поиск жизни на других планетах. И первыми звуками, представляющими наше человечество, будет музыка «Бранденбургского концерта» Баха.
- И.С.Баху удалось внутри себя услышать удивительную музыку, он записал её нотами и подарил человечеству. Хочется, чтобы и мы с вами услышали внутри себя музыку, способную сделать нас лучше.
(8 слайд)
- Немецкому философу Иммануилу Канту принадлежат слова: «Есть только две истины: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас»
Давайте чаще любоваться звёздным небом, забывая о ссорах, обидах, обо всём плохом, слушать хорошую музыку, становиться лучше под воздействием этой красоты и жить в гармонии с собой. Мы ведь только наступаем на землю, а принадлежим Вселенной.