Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Я в мире профессий"»
Внеклассное мероприятие по теме:
«Мы выбираем толерантность»
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Б.Шоу
Цель: формирование толерантного отношения обучающихся к окружающим людям, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей. Задачи: Образовательные: - расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу; - расширить знания учеников о взаимоотношениях людей
развивающие: - научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными, через упражнение «Жемчужина в раковине»; - развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения - развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой,
-уважать мнения других, через психологические приемы. воспитывающие: - воспитывать уважительное отношение к друг другу; - воспитывать чувство толерантности к окружающим людям Оборудование: - мультимедийная презентация, - сигнальные карточки (зеленые, красные), - бумага, фломастеры, шариковые ручки, - конверт с вопросами, шаблоны «следы» - 2 коробки (красная, черная), Форма проведения: беседа-тренинг
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, или где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех наc - белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
I. Организационный момент (приветствие, настрой на общение) -Здравствуйте ребята. Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным. 16 ноября - этот день объявлен ЮНЕСКО в ноябре 1995 г международным Днем толерантности (терпимости). Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».
«Толерантность — способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей».
Обратимся к отечественной «Политической энциклопедии». Здесь есть интересное пояснение: «толерантность вовсе НЕ СЛАБОСТЬ, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество». Толерантность - это позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами.
Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Французский писатель, Антуан де Сент Экзюпери, сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а ,напротив, одаряю»
2.Ход мероприятия
Упражнение «Знакомство». Учитель:. Для начала, давайте необычно познакомимся. Называем своё имя и по первой букве своего имени даём себе характеристику. Меня зовут Элла Наумовна, первая буква моего имени Э, я – энергичная. Продолжайте. Очень приятно познакомиться. - А начнем мы наше занятие с китайской притчи. Название притчи «Ладная семья».
Чтение и анализ притчи «Ладная семья» и история происхождения понятия «Толерантность». «Ладная семья». Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возродилась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь; Прощение; Терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? – Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. Учитель:
Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение…)
Какая основная мысль этой китайской притчи?
Наша школа необычная – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в ней всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Не было ни ссор, ни ругани, т.е чтобы мы были толерантны. Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, с которым вы уже давно знакомы, имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах, оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, уважительно относился к людям, искал решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
Буквенный анализ понятия «Толерантность». Учитель: -Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова: Ученики называют понятия и записывают на доске
-Если посмотреть друг на друга, то мы увидим, что мы различаемся по каким - то признакам. Упражнение «Давайте пофантазируем…» -Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.) -Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? -Хорошо или плохо, что мы все разные? -Как жить в мире, где столько разных людей?
Я предлагаю поговорить и о людях, с ограниченными физическими возможностями . Необходимо, чтобы независимо от того, как мы выглядим или как быстро мы усваиваем информацию, мы могли учиться, работать и жить в одном обществе, открытом для всех. Независимо от способностей и возможностей» (презентация)
А это еще один шаг к созданию инклюзивного общества в нашей стране!», - сказала основатель фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова.
Что такое инклюзивное общество, образование? Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в институте. Принципы инклюзивного образования
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. -Значит можно сделать вывод: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей.
Упражнение «Конверт откровений» - А сейчас я предлагаю каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из Конверта откровений один из помещенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. (Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует учащихся, узнать их ценности, убеждения и т. д.) Если бы ты мог перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это? Если бы ты смог на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрал. Почему? Если бы ты в течение одного дня был невидим, то как бы ты этим воспользовался? По каким критериям ты выбираешь себе друга? В какой стране ты хотел бы жить? Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели? Если бы ты поймал золотую рыбку, то какие бы три желания ты загадал? Учитель: - Мы узнали, какие интересы у вас, какими прекрасными ценностями вы обладаете, что вас волнует. Хорошо, что вы были все откровенны. Спасибо. -Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми? -Но ведь все люди разные – что помогает нам находить общий язык с другими людьми? -А вам в школе нужно уметь находить общий язык друг с другом? Для чего?
-Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни.
Упражнение «Мелочи жизни». У обучающихся сигнальные карточки (красные и зеленые). -Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились? Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает -это... Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это ... Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом – это ... Плакать по пустякам – это … Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами – это ... Сердиться, если тебя не слушают – это ... Делать то, что не нравится другим – это … Вы опоздали на запланированную встречу – это… Вам кажется, что вас не оценили - это Учитель: - Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку. -Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. - Подумайте, всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей. (ответы учеников). -А всегда ли может сказать комплименты в адрес другого человека, если мы обижены на него, или извиниться, если обидели сами?(ответы учеников)
Игра комплименты Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие слова, особенно когда заслуженно. Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет волшебную палочку, услышит о себе что-то хорошее. Я думаю, мы найдем такие слова.
Учитель задает ребятам вопросы:
Вам понравилось это упражнение?
Комплименты были одинаковые или разные. Почему?
-Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. -В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Упражнение «Камушек в ботинке». Выходят ученики 1 или 2 человека по желанию. Учитель предлагает им положить в обувь «камешек». Учащиеся пытаются, пройти перед классом.
( Не получается) Учитель: - Скажите, а что вам мешает красиво пройти. ( Камешек) -Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. ( гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите на листочках…. -Теперь сверните листок и выбросите в черную коробку. (Коробка выставляется за дверь). -Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми
Упражнение «Жемчужина в раковине». Учитель: -Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми: радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость. Запишите на листочках. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей.
Тестирование
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, то загибайте палец.
Человек плохо одет…
1. Это неважно.
2.Ты подсмеиваешься над ним.
Человек питается не так, как ты, по причине своей религии или желания
1. Ты просишь, чтобы он объяснил это.
2. Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Цвет кожи у человека отличается от твоего…
1. Ты стремишься лучше узнать его.
2.Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Пожилая женщина медленно идет…
1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
На твоих глазах на кого – то нападают…
1. Ты пытаешься защитить его.
2.Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит – инвалид…
1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Загнул 7 пальцев?Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Еслиот 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
3. Рефлексия: Упражнение « В добрый путь». Учитель: У вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Напишите их на карточках. Развесим их на доску под заголовком « В добрый путь».
В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Одним словом «Мы выбираем- Толерантность», вот тогда вы будете толерантной личностью, ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным, а жизнь окрасится совершенно другими красками. Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август. Люди всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте послушаем и подпоем песне "Солнечный круг”. Счастья вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!
1.Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
2.Учитесь путём тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.
3.Становясь старше, всё больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.
4.Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
5.Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
6.Не страдайте от того, что не всё упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.
7.Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.
8.Будьте реалистами, не ждите лёгкости в процессе позитивного самоизменения ,не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.
9.Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не "ты плохой", а "ты плохо поступил").
10.Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.
11.Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете, их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право.
12.Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.
Формируй взаимоотношения согласно «золотому» правилу:
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».