1.Основные понятия автономного существования человека в природе: причины, виды, последствия.
Автономное существование человека в природных условиях - это нахождение его в условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Основные понятия автономного существования человека в природе: причины, виды, последствия.
Автономное существование человека в природных условиях - это нахождение его в условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи.
Основные причины вынужденного автономного сосуществования.
Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек или группа людей, которые будут вынуждены некоторое время бороться за выживание.
Под выживанием понимают активную деятельность, направленную на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях (Учащиеся записывают определение в тетради).
Задание.
1 варианту изучить информацию о факторах выживания и оформить изученный материал в виде таблицы; 2 варианту изучить информацию о тактике поведения человека при выборе плана действий по выживанию и оформить изученный материал в виде таблицы;
Рассказать по таблице о факторах выживания - 1 вариант второму, о тактике поведения человека при выборе плана действий по выживанию - 2 вариант первому. (Дифференцированная работа в парах).
Факторы выживания
1.Антропологические – характеризующие состояние здоровья, резервные возможности организма.
К этой группе относятся:
*Психологическая подготовленность.
*Воля к жизни.
*Морально-волевые качества
*Активно-преобразующая деятельность.
*Обученность к действиям в условиях автономного сосуществования.
Благоприятный исход автономного сосуществования во многом зависит от этих факторов. Но как показывает опыт, только эти качества порой не спасают человека и люди погибают от зноя, жажды, голода, укусов змей. Поэтому основа успеха - в умении выживать.
Достигается это умение при наличии определенных теоретических знаний и практических навыков.
2. Факторы природной среды:
*Температура и влажность воздуха.
*Солнечная радиация.
*Осадки, ветер и др.
Чем жестче условия, тем больше напряжения требует борьба с природой.
3. Факторы, обеспечивающие защитные функции.
*Средства сигнализации.
*Снаряжение.
*Запас питания.
4.Факторы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
*Травмы, отравления, горная болезнь.
*Холод, жара, голод, жажда.
*Одиночество, страх, переутомление.
Степень воздействия этих факторов ведет к развитию стрессового состояния.
Тактика поведения человека при выборе плана действий по выживанию
Существует три вида тактики выживания человека в условиях вынужденной автономии:
1. Пассивное выживание
Когда применяется тактика пассивного выживания?
Когда есть абсолютная уверенность, что пропавших будут разыскивать; когда известно, что спасательные подразделения знают примерный район местонахождения пострадавших; если есть нетранспортабельный больной; если в группе много детей.
2. Активное выживание
Когда применяется тактика активного выживания?
Когда нет надежды на скорое прибытие служб спасения; группа уверена, что сможет найти выход к ближайшему населенному пункту; есть возможность установить свое местонахождение; если нужно срочно эвакуироваться из района бедствия.
3.Комбинация активного и пассивного типов выживания.
Когда применяется смешанная тактика выживания?
Когда в группе много детей и женщин; когда не установлено местонахождение группы; в условиях длительного автономного существования и т.д.
3.Закрепление изученного материала.
Задание 1. На доске прикреплены в произвольном порядке карточки с надписями, обозначающими различные задачи вынужденной автономии. К какой из групп вы бы их отнесли?
Групповая игра-соревнование по отделениям.
Командирам отделений подготовить вывод о том, каким должен быть алгоритм действий в чрезвычайной ситуации, доложить учителюи отработать этот алгоритм с каждым кадетом.
- Оказание само- и взаимопомощи;
- спасение имущества и продовольствия;
- установление сигналов связи или подача сигналов бедствия;
- утепление одежды, ремонт;
- инвентаризация и поиск снаряжения из подручных средств;
- построение временного укрытия;
- добыча пищи;
- поиск воды;
- разведение огня;
- ориентирование в пространстве и времени;
- выбор руководителя
- планировка лагеря (жилья, хранения пищи);
- определение обязанностей каждого члена команды.
- ожидание спасателей, скорой помощи;
4. Вывод.
Итак, впервые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продуматьпути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана; решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план.
Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю.
Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии?
-Сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ (фронтальный опрос).
Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание – это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.