Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных особенностей подростков и молодежи, овладение туристическими навыками, основами выживания в экстремальных ситуациях, правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, действиями в экстремальной ситуации и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Программа реализуется в несколько этапов:
1 год обучения:
1.Вводный курс.
2.Освоение учащимися основ туризма:
а) организация походов;
б) безопасность проведения походов;
в) основы техники пешеходного туризма;
г) снаряжение.
3. Знакомство со всеми функциональными обязанностями участника похода.
4. Практическое применение знаний и умений для подготовки и проведения туристического похода.
5. Начальный курс первой медицинской помощи.
2 год обучения:
1.Действия в экстремальной ситуации.
2.Качественное освоение конкретной функциональной обязанности участников походов.
3.Совершенствование навыков первого образовательного этапа.
3 год обучения:
1. Действия при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Завершение курса.
3. Освоение смежных, а далее - всех функциональных обязанностей участников походов.
4. Самостоятельная разработка, подготовка и проведение похода.
Основная концепция программы:
Развитие индивидуальных качеств подростка в процессе коллективной деятельности в сфере туризма и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Основные цели программы:
1. Обеспечение развития личности каждого подростка в коллективе.
2. Создание условий для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника в экстремальных ситуациях.
Задачами программы являются:
1. Раскрытие индивидуальных возможностей подростков и молодежи и обеспечение их развития в процессе коллективной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Турист" »
1.Пояснительная записка
Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных особенностей подростков и молодежи, овладение туристическими навыками, основами выживания в экстремальных ситуациях, правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, действиями в экстремальной ситуации и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Программа реализуется в несколько этапов:
год обучения:
1.Вводный курс .
2.Освоение учащимися основ туризма:
а) организация походов;
б) безопасность проведения походов;
в) основы техники пешеходного туризма;
г) снаряжение.
3. Знакомство со всеми функциональными обязанностями участника похода.
4. Практическое применение знаний и умений для подготовки и проведения туристического похода.
5. Начальный курс первой медицинской помощи.
2 год обучения:
1.Действия в экстремальной ситуации.
2.Качественное освоение конкретной функциональной обязанности участников походов.
3.Совершенствование навыков первого образовательного этапа.
3 год обучения:
1. Действия при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Завершение курса .
3. Освоение смежных, а далее - всех функциональных обязанностей участников походов.
4. Самостоятельная разработка, подготовка и проведение похода.
Основная концепция программы:
Развитие индивидуальных качеств подростка в процессе коллективной деятельности в сфере туризма и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Основные цели программы:
1. Обеспечение развития личности каждого подростка в коллективе.
2. Создание условий для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника в экстремальных ситуациях.
Задачами программы являются:
1. Раскрытие индивидуальных возможностей подростков и молодежи и обеспечение их развития в процессе коллективной деятельности.
3. Обеспечение освоения воспитанниками знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения похода и выживания при чрезвычайных ситуациях.
Для реализации задач необходимо:
1.Наличие квалифицированного руководителя, владеющего прикладной психологией, имеющего туристический опыт и знающего правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2.Возможности работы с группой: проведение теоретических и практических занятий.
3.Состояние здоровья подростков должно соответствовать возможностям участия в походах и физическим нагрузкам.
4.Возможность сочетать коллективные, групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;
5.Наличие материального оснащения, необходимого для проведения туристического похода и поведения при чрезвычайных ситуациях.
5. Составление раскладки продуктов с учётом специфики маршрута (простые и сложные дни, дневки, препятствия).
6. Сохранность продуктов в походе.
7. Приготовление разнообразной пищи.
8. Развеска продуктов.
9. Баланс веса на весь маршрут с учётом конкретного состава участников.
10. Проблема координации веса.
11.Отчётность при покупке продуктов.
Обязанности старшего на транспорте.
1. Обеспечение безопасности переездов.
2. Алгоритм заказа и покупки билетов.
3. Организация и проведение походов.
4. Алгоритм подготовки похода.
Обязанности командира.
Обеспечение координации деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода.
Практические занятия:
1. Разработка 3-дневного похода по Краснодарскому краю: г.Горячий ключ – п.Фаногорийский – г.Нависла.
2. Отработка организации походного быта, алгоритмов «Утро», «Вечер».
Специальная подготовка.
1. Освоение смежных, функциональных обязанностей (не менее 3-х) по программе второго года обучения.
2. Завершение программы юный турист.
3. Организация и проведение походов.
4. Полное освоение алгоритма подготовки походов.
5. Внесение дополнений в «Рекомендации участникам туристических походов».
4 Формы и виды контроля
Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия, личными зачетными соревнованиями по программе юного туриста, технике туризма, быта и другим вопросам содержания программы.
5.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Туризм»
Закончив первый год обучения, подросток должен знать и уметь:
1. Требования техники безопасности в походе.
2. Общие подходы к организации и проведению походов.
3. Способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи.
4. Перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним.
5. Правила приготовления пищи.
6. Правила обустройства бивуака.
7. Нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе.
8. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуациях.
9. Способы действий при возникновении чрезвычайных ситуациях.
10. Применять указанные знания на практике.
11. Пользоваться примусами.
12. Выполнять общие обязанности участника похода.
Закончив второй год обучения, подросток должен знать и уметь:
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникновение которых возможны на территории Краснодарского края и республики Адыгеи.
2. Функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода.
3. Основы выживания при возникновении экстремальной ситуации.
4. Выполнять функции нескольких участников похода (не менее 3-х).
5. Выполнить «свой раздел отчета о походе».
6. Выполнять все операции походного быта.
7. Обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность.
8. Самостоятельно ориентироваться на местности.
Закончив третий год обучения, подросток должен знать и уметь:
1. Действия при возникновении чрезвычайных ситуациях.
2. Алгоритм подготовки похода.
3. Выполнять функции любого участника похода.
4. Самостоятельно подготовить и провести многодневный поход.
5. Составлять отчет о походе.
6. Свободно ориентироваться на местности.
Более подробный перечень требований руководитель устанавливает для каждой конкретной группы.
Три раза в год руководитель оценивает уровень развития коллектива по специальной подготовке, первой медицинской помощи, технике пешего туризма, альпинисткой подготовке, противопожарной подготовке.
Далее приводятся основные разделы программы, их содержание по годам обучения.
Распределение по часам осуществляет руководитель в зависимости от конкретных условий работы, особенностей группы.