kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Турист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            1.Пояснительная записка

Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных особенностей подростков и молодежи, овладение туристическими навыками, основами выживания в экстремальных ситуациях, правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, действиями в экстремальной ситуации и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Программа реализуется в несколько этапов:

1    год обучения:

1.Вводный курс.

2.Освоение учащимися основ туризма:

а) организация походов;

б) безопасность проведения походов;

в) основы техники пешеходного туризма;

г) снаряжение.

3. Знакомство со всеми функциональными обязанностями участника похода.

4. Практическое применение знаний и умений для подготовки и проведения туристического похода.

5. Начальный курс первой медицинской помощи.

2 год обучения:

1.Действия в экстремальной ситуации.

2.Качественное освоение конкретной функциональной обязанности участников походов.

3.Совершенствование навыков первого образовательного этапа.

3 год обучения:

1. Действия при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2. Завершение курса.

3. Освоение смежных, а далее - всех функциональных обязанностей участников походов.

4. Самостоятельная разработка, подготовка и проведение похода.

Основная концепция программы:

Развитие индивидуальных качеств подростка в процессе коллективной деятельности в сфере туризма и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основные цели программы:

1. Обеспечение развития личности каждого подростка в коллективе.

2. Создание условий для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника в экстремальных ситуациях.

Задачами программы являются:

1. Раскрытие индивидуальных возможностей подростков и молодежи и обеспечение их развития в процессе коллективной деятельности.

2. Воспитание самостоятельной, активной, ответственной личности.

3. Обеспечение освоения воспитанниками знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения похода и выживания при чрезвычайных ситуациях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Турист" »

1.Пояснительная записка

Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных особенностей подростков и молодежи, овладение туристическими навыками, основами выживания в экстремальных ситуациях, правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, действиями в экстремальной ситуации и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Программа реализуется в несколько этапов:

  1. год обучения:

1.Вводный курс .

2.Освоение учащимися основ туризма:

а) организация походов;

б) безопасность проведения походов;

в) основы техники пешеходного туризма;

г) снаряжение.

3. Знакомство со всеми функциональными обязанностями участника похода.

4. Практическое применение знаний и умений для подготовки и проведения туристического похода.

5. Начальный курс первой медицинской помощи.

2 год обучения:

1.Действия в экстремальной ситуации.

2.Качественное освоение конкретной функциональной обязанности участников походов.

3.Совершенствование навыков первого образовательного этапа.

3 год обучения:

1. Действия при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2. Завершение курса .

3. Освоение смежных, а далее - всех функциональных обязанностей участников походов.

4. Самостоятельная разработка, подготовка и проведение похода.


Основная концепция программы:

Развитие индивидуальных качеств подростка в процессе коллективной деятельности в сфере туризма и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основные цели программы:

1. Обеспечение развития личности каждого подростка в коллективе.

2. Создание условий для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника в экстремальных ситуациях.


Задачами программы являются:

1. Раскрытие индивидуальных возможностей подростков и молодежи и обеспечение их развития в процессе коллективной деятельности.

2. Воспитание самостоятельной, активной, ответственной личности.

3. Обеспечение освоения воспитанниками знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения похода и выживания при чрезвычайных ситуациях.


Для реализации задач необходимо:

1.Наличие квалифицированного руководителя, владеющего прикладной психологией, имеющего туристический опыт и знающего правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2.Возможности работы с группой: проведение теоретических и практических занятий.

3.Состояние здоровья подростков должно соответствовать возможностям участия в походах и физическим нагрузкам.

4.Возможность сочетать коллективные, групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия;

5.Наличие материального оснащения, необходимого для проведения туристического похода и поведения при чрезвычайных ситуациях.



2.Учебно - тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов учебных занятий

теория

практика

всего

1-2 год обучения

1

2


3

4

5

6

Введение

Специальная подготовка (курс юного спасателя)

Техника пешеходного туризма

Материально - техническая база похода

Здоровье участников похода

Поход

1

1


1

1

1


7


15

15

3

23


Итого

5

63

68

3-4 год обучения

1

2

3

4

5

6


7

Введение

Противопожарная подготовка

Техника пешеходного туризма

Материально - техническая база похода

Первая медицинская помощь

Специальная подготовка (виды чрезвычайных ситуаций)

Поход






П






Поход зачетный

1

1

1

1

1

1


1


2

7 14 14 3


21


Итого

7

61

68

5 год обучения

1

2

3

4

5

6

7

Введение

Альпинистская подготовка

Техника пешеходного туризма

Материально - техническая база похода

Специальная подготовка

Первая медицинская помощь

Поход зачетный

1

1

1

1

1

1

1

2

7

2

6

2

8

2

30

60

20

26

32

46

Итого

7

27

34

Итого за весь период обучения

19

151

170


3.Содержание программы


Первый год обучения

Введение(1 Ч)

1. Общие вопросы организации работы, традиции полевого тренировочного лагеря (далее ПТЛ).

2. Условия участия в походах.

3. Требования к участникам.

4. Задачи ПТЛ.

5. Перспективы работы ПТЛ.

6. Положение о походе.

8. Инструктаж по технике безопасности.

9.Исследование индивидуальных психологических особенностей подростков.

10. Общие сведения о подготовке и проведении походов.

Практические занятия:

Отработка норм техники безопасности во время полевых тренировок.

Специальная подготовка (8Ч)

1. Понятие о специальной подготовке.

2. Ориентирование на местности по местным признакам.

3. Средства индивидуальной защиты.

4. Правила поведения и первая медицинская помощь в экстремальных ситуациях

Практические занятия:

1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

2. Средства индивидуальной защиты кожи.

3. Первые действия в экстремальной ситуации.

4. Разработка маршрута 2-3-х дневного похода.

5. Оказание первой медицинской помощи.

Техника пешеходного туризма.

1.Основные приёмы страховки.

2.Узлы (классификация по использованию).

3.Страховочная система.

4.Основные и вспомогательные верёвки.

5.Карабины.

6.Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий.

Практические занятия:

1.Вязание узлов на время:

а) прямой;

б) академический;

в) шкотовый;

г) брам-шкотовый;

д) булинь;

е) встречный;

ж) восьмерка встречная;

з) проводник;

и) восьмерка проводник;

к) удавка;

л) стремя.

2. Надевание страховочной системы на время.

3.Отработка элементов техники пешеходного туризма (подъём и спуск по склону спортивным способом).

4. Траверс склона по перилам.

5. Движение по параллельным верёвкам.

6. Преодоление водных преград:

а) навесная переправа;

б) переправа по бревну с перилами и с шестом;

в) броды;

г) переправа болота по кладям и кочкам.

7.Прохождение туристической полосы препятствий.

Материально-техническая база похода.

1.Личное снаряжение.

2.Основные функции снаряженца.

3.Групповое снаряжение:

а) список;

б) хранение;

в) уход;

г) выдача;

д) приёмка.

4. Организация питания в походах разной продолжительности.

5. Правила приготовления походных блюд.

6. Правила развески, упаковки и хранения продуктов.

7. Состыковка по весу снаряжения и питания.

Практические занятия:

1. Ремонт снаряжения.

2. Составление меню и раскладки продуктов для 2-3-дневного похода.

3. Распределение веса на маршрут.

Здоровье участников похода.

1. Нормы личной и общественной гигиены.

2. Экология и туризм.

3. Экологические требования.

4. Основные функции медика.

5. Аптечка (состав и хранение).

6.Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи при:

а) простудах;

б) порезах;

в) кровотечениях;

г) ушибах;

д) переломах;

е) потёртостях;

ж) ожогах;

з) отравлениях.

7. Правила транспортировки пострадавшего.

Практические занятия:

1.Выбор медикаментов из аптечки и оказание первой доврачебной помощи при условной травме.

2.Транспортировка пострадавшего по слабопересечённой местности.

Зачетный поход.

Второй год обучения

Введение.

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Итоги летнего похода.

3. Выполнение отчёта о летнем походе.

4. Определение перспектив работы ПТЛ.

Противопожарная подготовка.

1. Первичные средства пожаротушения.

2.Техника безопасности при тушении очагов возгорания и использовании огнетушителя.

Практические занятия:

1.Изучения первичных средств пожаротушения;

2.Классификация огнетушащих средств.

Техника пешеходного туризма.

1.Узлы.

2.Способы и правила страховки и самостраховки.

Практические занятия:

1.Подъём и спуск со схватывающим узлом.

2.Наведение и одёргивание перил.

3.Наклонные перила.

4.Преодоление туристической полосы препятствий с самонаведением и снятием перил на скорость и качество;

Материально-техническая база

1.Выбор оптимального группового снаряжения для походов разной продолжительности, разных типов и районов.

2.Модернизация снаряжения.

3.Хранение снаряжения в городе и на маршруте.

4.Отчётность при покупке снаряжения.

5.Составление раскладки продуктов с учётом специфики маршрута (простые и сложные дни, дневки, препятствия).

6.Сохранность продуктов в походе.

7.Приготовление разнообразной пищи.

8.Развеска продуктов.

9.Баланс веса на весь маршрут с учётом конкретного состава участников.

10.Отчётность при покупке продуктов.

Обязанности на транспорте.

1.Обеспечение безопасности переездов.

2.Алгоритм заказа и покупки билетов.

3.Организация и проведение походов.

4.Алгоритм подготовки похода.

Обязанности командира.

Обеспечение координации деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода.

Практические занятия:

1.Разработка 3-дневного похода по Краснодарскому краю и республике Адыгеи

2.Отработка организации походного быта, алгоритмов «Утро», «Вечер».

3.Разработка похода по маршруту г.Майкоп –п.Хджох – 6 водопадов.


Первая медицинская помощь.

1. Самоспасение при:

а) поражении электрическим током;

б) обморожениях;

в) отравлениях;

г) укусах змей и насекомых,

2. При утоплении.

3. При падении с высоты.

4. Транспортировка пострадавшего при любой травме.

5. Применение и дозировка медицинских препаратов.

6. Универсальная аптечка.

Специальная подготовка участников.

1. Виды чрезвычайных ситуаций:

а) защита от террористических актов;

б) характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

в) характеристика и классификация чрезвычайных ситуациях природного характера.

2.Функции штурмана.

3.Составление технического описания маршрута.

4.Выживание в природной среде.

5. Организация жилья:

а) укрытие;

б) охрана.

6. Защита от животных и насекомых.

7. Отработка навыков:

а) разведения костра;

б) очистка воды для питья;

в) использование дикорастущих растений для добывания воды для питья.

Практические занятия:

1.Строительство временных жилищ.

2.Разведение костров в различных погодных условиях.

3.Практическое применение навыков поведения в горной местности.

Поход зачётный.


Третий год обучения

Введение.

1.Инструктаж по технике безопасности.

2.Итоги летнего похода.

3.Выполнение отчёта о летнем походе.

4.Определение перспектив работы ПТЛ.

Альпинистская подготовка.

1.Изучение снаряжения:

а) спускные устройства:

- дюльферная восьмерка;

- десантер;

б) подъемные устройства:

- жумар.

Практические занятия:

1.Отработка спуска.

2.Отработка подъема.

Техника пешеходного туризма.

1.Практическая отработка туристической полосы препятствий на качество и время:

а) навесная переправа;

б) наклонные перила;

в) переправа водных преград по бревну с перилами, с шестом, в брод, по кладям.

Материально - техническая база.

Обязанности старшего

1. Выбор оптимального группового снаряжения для походов разной продолжительности, разных типов и районов.

2. Модернизация снаряжения, самодельное снаряжение.

3. Хранение снаряжения в городе и на маршруте.

4. Отчётность при покупке снаряжения.

5. Составление раскладки продуктов с учётом специфики маршрута (простые и сложные дни, дневки, препятствия).

6. Сохранность продуктов в походе.

7. Приготовление разнообразной пищи.

8. Развеска продуктов.

9. Баланс веса на весь маршрут с учётом конкретного состава участников.

10. Проблема координации веса.

11.Отчётность при покупке продуктов.

Обязанности старшего на транспорте.

1. Обеспечение безопасности переездов.

2. Алгоритм заказа и покупки билетов.

3. Организация и проведение походов.

4. Алгоритм подготовки похода.

Обязанности командира.

Обеспечение координации деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода.

Практические занятия:

1. Разработка 3-дневного похода по Краснодарскому краю: г.Горячий ключ – п.Фаногорийский – г.Нависла.

2. Отработка организации походного быта, алгоритмов «Утро», «Вечер».

Специальная подготовка.

1. Освоение смежных, функциональных обязанностей (не менее 3-х) по программе второго года обучения.

2. Завершение программы юный турист.

3. Организация и проведение походов.

4. Полное освоение алгоритма подготовки походов.

5. Внесение дополнений в «Рекомендации участникам туристических походов».

4 Формы и виды контроля

Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия, личными зачетными соревнованиями по программе юного туриста, технике туризма, быта и другим вопросам содержания программы.

5.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Туризм»


Закончив первый год обучения, подросток должен знать и уметь:

1. Требования техники безопасности в походе.

2. Общие подходы к организации и проведению походов.

3. Способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи.

4. Перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним.

5. Правила приготовления пищи.

6. Правила обустройства бивуака.

7. Нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе.

8. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуациях.

9. Способы действий при возникновении чрезвычайных ситуациях.

10. Применять указанные знания на практике.

11. Пользоваться примусами.

12. Выполнять общие обязанности участника похода.


Закончив второй год обучения, подросток должен знать и уметь:

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникновение которых возможны на территории Краснодарского края и республики Адыгеи.

2. Функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода.

3. Основы выживания при возникновении экстремальной ситуации.

4. Выполнять функции нескольких участников похода (не менее 3-х).

5. Выполнить «свой раздел отчета о походе».

6. Выполнять все операции походного быта.

7. Обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность.

8. Самостоятельно ориентироваться на местности.


Закончив третий год обучения, подросток должен знать и уметь:

1. Действия при возникновении чрезвычайных ситуациях.

2. Алгоритм подготовки похода.

3. Выполнять функции любого участника похода.

4. Самостоятельно подготовить и провести многодневный поход.

5. Составлять отчет о походе.

6. Свободно ориентироваться на местности.

Более подробный перечень требований руководитель устанавливает для каждой конкретной группы.

Три раза в год руководитель оценивает уровень развития коллектива по специальной подготовке, первой медицинской помощи, технике пешего туризма, альпинисткой подготовке, противопожарной подготовке.

Далее приводятся основные разделы программы, их содержание по годам обучения.

Распределение по часам осуществляет руководитель в зависимости от конкретных условий работы, особенностей группы.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Турист"

Автор: Байдин Максим Александрович

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "программа внеурочной деятельности "Юный турист" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-turist-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242423"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445452445"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Электронный образовательный ресурс внеурочной деятельности по теме" Юные туристы-краеведы ""
    ["seo_title"] => string(80) "eliektronnyi_obrazovatiel_nyi_riesurs_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_po_tiemie_iun"
    ["file_id"] => string(6) "452937"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517071028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа творческого объединения "Юный турист""
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia_proghramma_tvorchieskogho_obiedinieniia_iunyi_turist"
    ["file_id"] => string(6) "447412"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1514639003"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Образовательная программа  дополнительного образования детей  «Истоки» модифицированная"
    ["seo_title"] => string(85) "obrazovatielnaiaproghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiadietieiistokimodifitsirovannaia"
    ["file_id"] => string(6) "266267"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450114907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства