РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ОБЖ» Основное общее образование 10 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ОБЖ» Основное общее образование 10 КЛАСС
Пояснительная записка
Программа для 10-х классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.Планирование составлено на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор программы Т.А. Смирнов, Б.О. Хренников, М.А. Маслов, В.А. Васнев), напечатанный с сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы» / по общ.ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Задачи:
– дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;
– научить правильно действовать в случаях природных и техногенных катастроф;
– научить адекватно действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.
– воспитывать патриотические чувства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа для 10-х классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения .Планирование составлено на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор программы Т.А. Смирнов, Б.О. Хренников, М.А. Маслов, В.А. Васнев), напечатанный с сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы» / по общ.ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Задачи:
– дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных; – научить правильно действовать в случаях природных и техногенных катастроф; – научить адекватно действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях. – воспитывать патриотические чувства.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основано на
положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых
актов в области безопасности личности, общества и государства:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
(утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537);
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №690);
ФЗ N 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года;
ФЗ N 2397-1 «Об охране окружающей природной среды» от 21 февраля 1992 года;
ФЗ N 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;
ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленной в федеральном государственном
стандарте общего образования второго поколения. За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
-эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс при изучении тематики ОБЖ;
- структурировать содержание программы при изучении предмета в 10-11 классах.
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля.
Место предмета«Основы безопасности жизни деятельности» в учебном плане.
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в программе предусмотрены 34 часа на год (по одному часу в неделю ). Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровнеi .Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов) iiВ соответствии с положениями нормативно-правактов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службеiii раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с обучающимися – гражданами мужского пола. Подготовка обучающихся – граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знанийiv.
Содержание учебного предмета«Основы безопасности жизнедеятельности»
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.) РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Положения Конституции РФ, гарантирующие свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения","Об обороне","О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях) Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства защиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества. Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике .Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему Пассивное курение и его влияние на здоровье Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные последствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Раздел III. Основы военной службы.
Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества. Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы. Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота. Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должнызнать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
нормы международного гуманитарного права;
требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
основные виды воинской деятельности;
строи отделения и порядок управления ими;
назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
правила подготовки автомата к стрельбе;
приемы и правила стрельбы из автомата;
основы современного общевойскового боя;
общие обязанности солдата в бою;
основные способы передвижения солдата в бою;
способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
государственные и военные символы Российской Федерации;
боевые традиции Вооруженных Сил России;
классы сходных воинских должностей;
общие требования к безопасности военной службы;
порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
средства массового поражения и их поражающие факторы;
защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
порядок размещения и условия быта военнослужащих;
уметь:
применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
выполнять строевые приемы на месте и в движении;
производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
пользоваться индивидуальными средствами защиты;
использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
Тематическое планирование
№ модуля,
Наименование модулей, разделов, тем
Кол-во часов
M-I
Основы безопасности личности и государства
11
M-II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
3
М- III
IIIОбеспечение военной безопасности государства
20
Всего часов
34
Поурочное планирование учебной программы ОБЖ 10 класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид
контроля
Оборудование
Дата проведения
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Основы безопасности личности, общества и государства
11
1
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
1
Автономное существование человека в условиях природной среды. Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.
Знать об основных правилах безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
6.09
2
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
1
Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
Знать основные правила обеспечения личной безопасности
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
13.09
3
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
1
ЧС природного характера и возможные их последствия Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера.
Знать об основных рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера. Уметь использовать приобретённые знания
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
20.09
4
.
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
1
ЧС техногенного характера и возможные их последствия Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера
Знать об основных рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера.Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
27.10
5
Современный комплекс проблем безопасности военного характера.
1
Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона. Характер современных войн и вооружённых конфликтов.
Знать почему национальная оборона является одним из приоритетов национальной безопасности России. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Семинар
Компьютер Интерактивная доска
4.10
6
Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера.
1
Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Знать нормативно-правовую база РФ. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Индивидуальный опрос.
Компьютер Интерактивная доска
11.10
7
Экстремизм и терроризм чрезвычайные опасности для общества и государства.
1
Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность.
Контрольная работа №1
Знать почему терроризм представляет серьёзную угрозу миру и безопасности.
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Контрольная работа в форме тестов. (20 мин)
Компьютер Интерактивная доска
18.10
8
Экстремизм и терроризм--чрезвычайные опасности для общества и государства.
1
Экстремизм и экстремистская деятельность.
Основные принципы и направления противодействия терроризму и экстремизму.
Знать основные принципы и направления противодействия терроризму и экстремизму.
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
25.10
9
Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ.
1
Положения Конституции РФ, Концепции противодействия терроризму в РФ ,ФЗ «О противодействию терроризму» «О противодействию экстремизму». Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.
Знать что составляет правовую основу борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
1.11
10
Духовно—нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
1
Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения
Культура безопасности жизнедеятельности –условия формирования антитеррористического мышления
Знать какое значение имеет нравственное поведение человека в противодействии влиянию идеологии терроризма и экстремизма.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
15.11
11
Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремисткой деятельности.
1
Уголовная ответственность за участие в террористической и деятельности. Ответственность за осуществление экстремисткой деятельности. Правила безопасного поведения при угрозе тер.акта.
Знать правила безопасного поведения при угрозе тер.акта. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
22.11
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
3
Компьютер Интерактивная доска
12
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
1
Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
Знать основные инфекционные заболевания и их профилактику. Уметь использовать полученные знания
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
29.11
13
Здоровый образ жизни и его составляющие.
1
Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Знать как биологические ритмы влияют на работоспособность человека. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе
Индивидуальный опрос.
Компьютер Интерактивная доска
6.12
14
Здоровый образ жизни и его составляющие.
1
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Знать о профилактике вредных привычек.
Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
13.12
Обеспечение военной безопасности государства.
21
Компьютер Интерактивная доска
15
Гражданская оборона—составная
часть обороноспособности страны.
1
Гражданская оборона—составнаячасть обороноспособности страны.Контрольная работа № 2«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин)
Знать о содержании ГО.
Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
К\р«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин)
Компьютер Интерактивная доска
20.12
16
Гражданская оборона—составная
часть обороноспособности страны.
1
Основные виды оружия и их поражающие факторы. Оповещение населения о ЧС мирного и военного времени.
Знать основные способы защиты населения от ОМП.
Уметь использовать полученные знания
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
27.12
17
Гражданская оборона—составнаячасть обороноспособности страны.
1
Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени. . Средства индивидуальной защиты населения.
Знать об основных средствах индивидуальной защиты населения.Уметь владеть навыками пользования индивидуальными средствами защиты.
Индивидуальный опрос.
Практическая работа с ИСЗ
Компьютер Интерактивная доска
Противогазы
17.01
18
Гражданская оборона—составнаячасть обороноспособности страны.
1
Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
Организация ГО в общеобразовательном учреждении.
Должны иметь представление о содержании аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
Индивидуальный опрос.
Компьютер Интерактивная доска
24.01
19
ВС РФ---защитники нашего Отечества
1
История создания ВС Российской Федерации.Дни воинской славы России.Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ.
Знать каково основное предназначение ВС РФ. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
31.01
20
Виды и рода войск
ВС РФ.
1
Сухопутные войска ,их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. ВВС их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС
Знать состав и вооружение СВ и ВВС
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
7.02
21
Виды и рода войск
ВС РФ.
1
ВМФ их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФРВСН их состав и предназначение. Вооружение и военная техникаРВСН.
Знать состав и вооружение ВМФ
и РВСН.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
14.02
22
Виды и рода войск
ВС РФ.
1
ВДВ их состав и предназначение. Космические войска их состав и предназначение.
Знать состав и вооружение ВДВ и космических войск
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
21.02
23
Виды и рода войск
ВС РФ. Контрольная работа№3
1
Войска и воинские формирования
не входящие в состав ВС РФ.
Контрольная работа №3
Знать войска и воинские формирования,
не входящие в состав ВС РФ.
Контрольная работа №3
20 минут.
Компьютер Интерактивная доска
28.02
24
Боевые традиции ВС
России.
1
Патриотизм и верность воинскому долгу --- качества защитника Отечества.Дружба и войсковое товарищество-- основа боевой готовности частей и подразделений.
Знатьпочему военнослужащий ВС РФ в первую очередь должен быть патриотом.
Индивидуальный опрос.
Компьютер Интерактивная доска
7.03
25
Размещение и быт военнослужащих.
1
Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок .Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
Знать какой распорядок дня существует для военнослужащих.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
14.03
26
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.
1
Суточный наряд .Общие положения .Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте.
Знать обязанности лиц суточного наряда.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
21.03
27
Организация караульной службы.
1
Организация караульной службы. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.
Знать обязанности часового.
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
4.04
28-
.
Огневая подготовка
1
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Приёмы и правила стрельбы из автомата.
Знать порядок неполной разборки и сборки АК.Уметь выполнять неполную разборку и сборку АК
Индивидуальный опрос
Практическая работа.
Компьютер Интерактивная доска
Макет АК
11.04
29
Огневая подготовка
1
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Приёмы и правила стрельбы из автомата.
Знать порядок неполной разборки и сборки АК. Уметь выполнять неполную разборку и сборку АК
Индивидуальный опрос
Практическая работа.
Компьютер Интерактивная доска
18.04
30
Огневая подготовка
1
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Приёмы и правила стрельбы из автомата.
Знать порядок неполной разборки и сборки АК. Уметь выполнять неполную разборку и сборку АК
Индивидуальный опрос
Практическая работа.
Компьютер Интерактивная доска
Макет АК
25.04
31
Строевая подготовка
1
Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия .Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.
Знать строевые приемы Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индивидуальный опрос
Компьютер Интерактивная доска
2.05
32
Строевая подготовка
1
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения. Развёрнутый и походный строи. Выполнение воинского приветствия в строю , на месте и в движении.
Знать основы строевой подготовки. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
Индивидуальный опрос
Практическая работа.
Компьютер Интерактивная доска
16.05
33
Контрольная работа №4
1
Контрольная работа № 4
Итоговая.
Знать материал по курсу ОБЖ10 класс.
Компьютер Интерактивная доска
23.05
34
Тактическая подготовка
1
Современный бой.
Обязанности солдата в бою.
Знать что собой представляет современный бой.
Индивидуальный опрос.
Компьютер Интерактивная доска
30.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература
Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «Просвещение»2012 г.
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2012;
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.
Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.
. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.
. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.
. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.
. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.
Литература для учащихся
1.Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2013;
Оборудование и приборы
компьютер
интерактивная доска
противогаз
учебный автомат
Контрольные работы по курсу ОБЖ – 10 класс
№ п/п
Тема контрольной работы
Форма проведения
Время работы
№ урока п/п
1
Основы безопасности
личности,общества и государства
Тестирование
20 мин.
7
2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тестирование
20 мин.
14
3
Особенности военной службы
Тестирование
20 мин.
23
4
Обобщение по курсу «ОБЖ»
Тестирование
40 мин.
33
Практические работы по курсу ОБЖ – 10 класс
№ п/п
Тема практической работы
Место проведения
Время работы
№ урока п/п
1
Индивидуальные средства защиты.
класс
15 мин.
17
2
Разборка и сборка АК
класс
25 мин.
29
3
Разборка и сборка АК
класс
25 мин.
30
4
Строевая подготовка
класс
15 мин.
32
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1
«Основы безопасности личности, общества и государства»
1.Как следует себя вести, если есть с собой крупная сумма денег?
а. деньги окружающим надо показывать только при необходимости;
б. не считать деньги на виду у всех;
в. избегать мест большого скопления народа;
г. держаться подальше от рынков и любой толпы;
д. лучше держать деньги в наружных карманах, оттуда их легче достать при совершении покупки.
2.Как необходимо вести себя, если возникла необходимость выйти из дома в тёмное время суток?
а. двигаться по кратчайшему маршруту, чтобы быстрее преодолеть плохо освещённые и малолюдные места;
б. стараться избегать малолюдных и плохо освещённых мест;
в. на улицах держаться подальше от стен домов и подворотен;
г. держаться поближе к стенам домов.
3.Как следует отнестись к предложению незнакомого водителя подвести на машине?
а. согласиться и сесть в машину;
б. посоветоваться с друзьями;
в. согласиться, если водитель внушает доверие;
г. не принимать предложение.
4.Как следует вести себя, если показалось, что кто-то преследует?
а. остановиться и выяснить, что надо преследователю;
б. следует менять темп ходьбы;
в. перейти несколько раз на противоположную сторону улицы;
г. бежать к освещённому месту или к людям, которые могут помочь.
5.Где лучше занять место, зайдя в кафе или ресторан?
а. подальше от выхода, спиной к стене;
б. поближе к выходу, спиной к стене;
в. рядом со стойкой;
г. подальше от стойки;
д. в слабо освещённом углу, чтобы не заметили.
6.Как поступить, если необходимо поменять валюту?
а. менять валюту в любом месте по наиболее выгодному курсу;
б. менять валюту только в специально предназначенных для этого местах;
в. действовать по обстоятельствам;
г. посоветоваться с прохожими;
7.Как следует поступить, если предлагают принять участие в азартных играх?
а. согласиться, чтобы увеличить свой капитал;
б. посоветоваться с друзьями;
в. подумать и , если предлагающие вызывают доверие, рискнуть;
г. не следует принимать приглашение.
8.Как необходимо действовать, если подошёл к остановке пустой автобус (троллейбус, трамвай)?
а. не следует садиться;
б. следует сесть на заднее сидение;
в. следует сесть, где понравиться;
г. следует сесть поближе к водителю.
9.Где следует находиться в автобусе, если в нем нет свободных сидячих мест?
а. рядом с подножкой;
б. в проходе у выхода;
в. в центральном проходе;
г. там, где есть место;
10. Как необходимо обходить стоящий трамвай?
а. как удобно пешеходу;
б. сзади, как и автобус;
в. спереди;
г. как большинство других пешеходов;
д. сзади и спереди.
11.Как следует поступить, если посторонние люди предлагают выпить алкогольные напитки, пиво, лимонад?
а. поблагодарить и выпить,
б. поблагодарить и отказаться;
в. посоветоваться с родственниками;
г. выпить, если предлагающие внушают доверие.
12.Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним доходит незнакомец?
а. не следует обращать на постороннего внимания;
б. пропустить незнакомца вперёд;
в. под любым предлогом задержаться у подъезда;
г. войдя в подъезд побежать наверх.
13.Что необходимо принять человеку, если он всё-таки вошёл в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение?
а. не следует ничего предпринимать, вести себя как обычно;
б. заговорить с незнакомцем;
в. нажать кнопки «диспетчер» и «стоп», завязать разговор с диспетчером и ехать на свой этаж;
г. постоянно наблюдать за действиями незнакомца.
10 класс (ответы)
Фамилия, Имя, класс
№ вопроса
Варианты ответов
а
б
в
г
д
е
1
Х
Х
Х
2
Х
Х
3
Х
4
Х
Х
Х
5
Х
Х
6
Х
7
Х
8
Х
9
Х
10
Х
11
Х
12
Х
Х
13
Х
Х
Нормы оценивания :
5 ---11-13 баллов
4 ---8-10 баллов
3 ---6-8 баллов
Контрольная работа №2
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.»
1.Какие известны факторы воздействия (риска) на здоровье человека?
а. гомеопатические; б. физические;
в. химические и биологические; г. социальные и психические.
2.Какие известны виды микроорганизмов, влияющих на организм человека?
а. сапрофиты; б. спорофиты;
в. условно патогенные; г. болезнетворные (патогенные);
д. безусловно патогенные.
3.Каковы внешние признаки большинства инфекционных заболеваний?
а. снижение температуры тела; б. подъём температуры тела;
в. озноб, разбитость во всём теле; г. головная боль.
4.Какими путями обычно передаются инфекции?
а. фекально-оральным; б. фекально-капельным;
в. воздушно-капельным и жидкостным;
г. контактным или контактно-бытовым путём, а также переносчиками зоонозных инфекций.
5.Дополните предложение.
Иммунитет с биологической точки зрения-это…
а. основа хорошего здоровья каждого человека;
б. способ защиты внешнего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;
в. способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;
г. способы защиты организма от живых существ и вредных веществ.
6. Дополните предложение.
Здоровый образ жизни-это…
а. способ существования разумных существ;
б. государственная политика, направленная на формирование у людей правильного поведения;
в. индивидуальная система поведения человека , направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.
7.Перечислите основные составляющие тренированности организма человека?
а. сердечно-дыхательная выносливость; б. сердечная сила и дыхательная выносливость;
в. мышечная сила и выносливость; г. скоростные качества и гибкость.
8.Каковы основные признаки отравления человека никотином?
а. покраснение лица, повышение температуры тела; б. кашель, тошнота;
в. головокружение; г. горечь во рту.
9.На какие железы внутренней секреции алкоголь оказывает наиболее сильное отрицательное воздействие?
а. на щитовидную; б. на слюнные и лимфатические;
в. на поджелудочную; г. на половую.
10.На сколько короче продолжительность жизни алкоголика по сравнению с непьющим человеком?
а. на 5 лет в. на 10 лет
б. на 2 года г. на 15 лет
11.Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при алкогольном отравлении?
а. положить на живот горячую грелку;
б. уложить набок и очистить дыхательные пути, а также промыть желудок;
в. положить на голову холодный компресс и вызвать «скорую помощь;
г. дать понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом;
12.В чём заключается помощь пострадавшему при наркотическом отравлении?
а. уложить пострадавшего на спину; б. очистить дыхательные пути пострадавшего;
в. уложить пострадавшего на бок или живот;
г. дать понюхать пострадавшему ватку, смоченную в нашатырном спирте и вызвать «скорую помощь»;
13.Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при отравлении лекарственными препаратами?
а. дать обезболивающие средство;
б. вызвать «скорую помощь»;
в. промыть пострадавшему желудок;
г. дать пострадавшему крепкого чая (кофе) и чёрных сухарей.
1. Назовите основную цель вынужденного автономного пребывания человека в природе?
а) Отработка навыков поведения в природных условиях;
б) Вернуться к привычным условиям существования;
в) Совершенствовать свое духовное и физическое здоровье.
2. Как называется угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир?
а) Ориентир;
б) Маршрут;
в) Азимут.
3. Как называется Закон, который предусматривает ответственность за участие в террористической деятельности?
а) УК РФ;
б) Конституция РФ;
в) Конвенция о правах.
4. Кто такие несовершеннолетние, согласно УК РФ?
а) Лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет;
б)Лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет;
в) Лица, которым ко времени совершения преступления не исполнилось 18 лет;
5. Какие виды наказаний могут назначаться несовершеннолетним, согласно ст.88 УК РФ?
а) Штраф при наличии заработка, арест, исправительные работы;
б) Пожизненное лишение свободы;
в) Штраф при наличии заработка, заключение в специальных учреждениях.
6. Как называется обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии опасного природного явления, стихийного природного явления, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
а) Авария;
б) Катастрофа;
в) Чрезвычайная ситуация.
7. Какова основная цель создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС)?
а) Объединение усилий органов гос. управления всех уровней, подчиненных им сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) Направление усилий органов гос. управления всех уровней, подчиненных им сил и средств;
в) Развитие методов и приемов органов гос. управления.
8. Как называется закон РФ, в котором закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства?
а) ФЗ «О гражданской обороне»;
б) ФЗ «Об обороне»;
в) ФЗ «О безопасности»;
9. Как называется система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера?
а) Обязанности государства;
б) Система профилактических мероприятий;
в) Гражданская оборона;
10. Что относится к химическому оружию?
а) Шариковые и фугасные авиабомбы;
б) Зарин, фосген, адамсит, синильная кислота;
в) ВИ – ИКС, мины, фугасы, СИ- Эс.
11. Какой сигнал оповещает население о ЧС?
а) Рассылание памяток с правилами поведения;
б) Сигнал «Внимание всем!» с использованием сетей проводного, радио и телевизионного вещания;
в) «Сарафанное радио».
12. На какие виды подразделяются защитные сооружения гражданской обороны в зависимости от защитных свойств?
14. Как называются работы в зоне чрезвычайных ситуаций, которые проводятся с целью поиска и удаления людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения, где для спасенных создаются необходимые условия?
а) Медицинские работы;
б) Аварийно-спасательные работы;
в) Неотложные работы.
15. Кто возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения?
а) Директор школы;
б) Учитель, назначенный директором специальным приказом;
в) Завуч по ВР.
16. Как называется широкое распространение болезни животных в районе или в стране?
а) Эпидемия;
б) Пандемия;
в) Эпизоотия.
17. На каком этапе развития инфекционной болезни устанавливают окончательный диагноз?
а) Начальный этап;
б) Инкубационный период;
в) Период разгара болезни.
18. Как называется активное наблюдение за своим состоянием?
а) Утомление;
б) Самочувствие;
в) Самоконтроль.
19. Как называется состояние временного снижения работоспособности человека?
а) Утомление;
б) Ослабление иммунитета;
в) Биологические ритмы.
20. Что такое курение?
а) Это внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека;
б) Это привычка вдыхать дым тлеющего табака;
в) Это пристрастие к наркотическим веществам.
21. Кто положил начало формированию служилого дворянства?
а) Иван III;
б) Иван IV;
в) Петр I.
22. Кем было организовано Централизованное управление армией?
а) Иваном III;
б) Иваном IV;
в) Иваном Великим.
23. В 1701 году Петром I в регулярные полки драгун было реорганизовано...
а) стрелецкое войско;
б) поместное войско;
в) пехота.
24. Выберите реформу, которую не проводил Петр I.
а) замена кадетских корпусов военными гимназиями;
б) учреждение должности главнокомандующего;
в) формирование однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии.
25. Тяжелая полевая артиллерия была создана во время военных реформ..
а) 1860-1870-ых годов;
6)1905-1912 -ых годов;
в)1-й четверти XVIII в.
26. Военные реформы каких годов проводил Д. А. Милютин?
а) 1905-1912-ых гг.;
6)1905-1912 -ых гг.;
в)1860-1870-ых гг.
27. В 1917 г. не были отменены... ?
а) воинские чины;
б) воинские звания;
в) солдатские комитеты.
28.Какая армия формировалась по принципу добровольности и рекомендаций?
а) Красная Армия;
б) ВС РФ;
в) Стрелецкое войско.
29. Что не включали ВС периода Отечественной войны?
а) роты;
б) дивизии;
в) штаты.
30. Кто в соответствии с Конституцией является верховным главнокомандующим ВС РФ?
а)министр обороны;
б) Президент Российской Федерации;
в) председатель Федерального собрания.
31. Что составляет главную ударную силу Сухопутных войск?
а) танковые войска;
б) мотострелковые войска;
в) артиллерия.
32. Как называется самый многочисленный вид войск Российской Федерации?
а) Ракетные войска стратегического назначения;
б) Военно - воздушные силы;
в) Сухопутные войска.
33. Войска гражданской обороны входят в состав...
а) Военно - морского флота;
б) Сухопутных войск;
в) других войск (вне системы Министерства обороны Российской Федерации)
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(242) "Рабочая программа по физике для индивидуального обучения 9 класс к учебнику «Физика 9 класс» под редакцией А. В. Перышкин, Е. М. Гутник"
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_fizike_dlia_individualnogo_obucheniia_9_klass_k_uchebniku"
["file_id"] => string(6) "497455"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1548659781"
}
}