kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональные пробы школьников в условиях непрерывного профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир профессий и специальностей  чрезвычайно динамичен и изменчив. Проблема выбора профессии  будущими выпускниками школ в соответствии со своими способностями и возможностями, а главное, со своими интересами,  становится всё более актуальной. Большинство выпускников старших классов, как правило, не имеют реального представления о спросе на тех или иных специалистов в различных областях экономики на  профессии, которые востребованы обществом больше или меньше. Чаще всего при решении этой проблемы у молодых людей  преобладает случайный выбор, который влечёт за собой, соответственно,  моральные и материальные издержки, в результате которых могут быть потеряны драгоценное время, нервы, а самое главное, вера в свои собственные силы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные пробы школьников в условиях непрерывного профессионального образования»


Профессиональные пробы школьников в условиях непрерывного профессионального образования

Паршина Н.В., преподаватель

ГАПОУ КО «ККСД»


Современный мир профессий и специальностей чрезвычайно динамичен и изменчив. Проблема выбора профессии будущими выпускниками школ в соответствии со своими способностями и возможностями, а главное, со своими интересами, становится всё более актуальной. Большинство выпускников старших классов, как правило, не имеют реального представления о спросе на тех или иных специалистов в различных областях экономики на профессии, которые востребованы обществом больше или меньше. Чаще всего при решении этой проблемы у молодых людей преобладает случайный выбор, который влечёт за собой, соответственно, моральные и материальные издержки, в результате которых могут быть потеряны драгоценное время, нервы, а самое главное, вера в свои собственные силы.

Проблема профессионального самоопределения перед каждым молодым человеком стояла всегда и подходы к этим проблемам в разные периоды были совершенно не похожи друг на друга. Что сегодня предпринимается в целостной системе образования для того, чтобы эта проблема не была столь острой в связи с наличием глубокой конкурентной среды практически во всех отраслях экономики?

Считается, что в настоящий момент в области профориентационной работы и профессионального самоопределения школьников основной акцент делается на лучшие международные и отечественные практики. В стране с 2012 года проводятся Международные и национальные чемпионаты WorldSkills, и в настоящий момент при проведении подобных чемпионатов в регионах участие школьников в мероприятиях JuniorSkills является обязательным. Несомненно то, что в связи с этими актуальными событиями в каждой школе на данный момент сложилась своя уникальная практика по подготовке и проведению профориентационных мероприятий для более глубокого знакомства школьников с современным миром профессий. В целом, её и можно обозначить как профориентационную работу в школе.

Современная профориентационная работа, условно, включает в себя четыре направления.

К первому направлению можно отнести профессиональное консультирование. Как правило, этим направлением занимаются педагоги – психологи. Сегодня в школах имеется обширный диагностический инструментарий, профессионально ориентированные тесты, ролики, брошюры и др., позволяющие достаточно точно определить интерес школьника к той или иной области профессиональной деятельности. После проведения подобной диагностики, можно выработать определённые рекомендации для получения соответствующего образования в предпочитаемой области профессиональной деятельности.

Второе направление - это сама профессиональная ориентация, которую можно обозначить как необходимую помощь в ближайшем профессиональном самоопределении личности. Очевидно, что это процесс, который не может ограничиться разовым мероприятием, поскольку, как правило, значительно растянут во времени. Здесь необходим постоянный сбор информации о востребованных рынках труда, о спросе и предложении на те или иные престижные (и не очень) профессии и специальности, т. е., прежде всего, объективная информация, имеющая отношение к тому или иному роду профессиональной деятельности.

Далее, в рамках профориентации в средней школе можно говорить о серии проводимых мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, склонностей, сформированных тех или иных личностных свойств и качеств школьников, позволяющих в будущем успешно осваивать ту или иную профессию или специальность. Если профориентационную работу выстраивать системно, начиная с начальной школы, то выбор школьника к 10-11 классу будет не одномоментным и спонтанным, а осмысленным и неоднократно выверенным.

К третьему направлению можно отнести профессиональный отбор, а также осмысленный выбор школьника на основе его личных предпочтений. С этим направлением сталкиваются обучающиеся, которые принимают решение после 9-го класса поступать в отраслевые техникумы или колледжи. С понятием профессиональный отбор они сталкиваются при прохождении медицинского осмотра, где определяется их физическая пригодность или непригодность к профессии, поскольку существуют конкретные требования по состоянию здоровья к различным областям деятельности.

Школьники, которые, к примеру, поступают в педагогические или медицинские колледжи, проходят только общий медосмотр, а процедура соответствия того или иного школьника на профпригодность при работе с больными людьми, при работе с детьми в садике или начальной школе, к сожалению, как правило, не проводится. Очевидно, что здесь не надо ничего пояснять о том, какой в дальнейшем может получиться специалист, который успешно заканчивает этот колледж, но при этом совершенно не умеет находить общего языка с маленькими детьми или пациентами в больнице. То есть, людей тщательно отбирают по состоянию здоровья на предмет физического соответствия, и это, безусловно, совершенно правильно, но, как правило, совершенно не учитываются психологические особенности и склонности субъекта, его интересы и возможности. Как нам кажется, эту проблему можно частично решить за счёт достаточно нового явления в области профориентационной работы - проведения профессиональных проб школьников, начиная с 7-8 классов, а может быть и раньше.

И последним, четвёртым направлением, обозначим профессиональную адаптацию субъекта, когда он успешно закончил школу, колледж, вуз и начинает трудиться на конкретном производстве, понимая при этом, что выбор его сделан абсолютно верно. Если это так, то он всегда будет благодарен тем специалистам в школе, которые рано выявили его наклонности и способности, к примеру, к конструкторской работе или способность производить сложные математические расчёты, или работать с детьми и т.д.

В силу современных тенденций в области освоения будущих профессий, подобная работа в школах РФ проводится достаточно активно. Не считая ежегодных мероприятий, проводимых в рамках Чемпионатов WorldSkills и JuniorSkills, в каждом Российском регионе, на местах существует множество образовательных программ элективных курсов, курсов по выбору, междисциплинарных курсов и др., которые позволяют вести работу именно в том направлении, которое было рассмотрено выше.

Тем не менее, более глубоко и подробно хотелось бы остановиться на таком мероприятии, как профессиональные пробы школьников. Проводимые ежегодные Чемпионаты и конкурсы профессионального мастерства на местах могли бы стать тем рубежным этапом, когда школьник в течение учебного года проверял свои возможности при выполнении тех или иных профессиональных проб, и к периоду выхода на региональный (или муниципальный) конкурс определился с тем, где он хотел бы принять активное участие.

Современная материально – техническая база техникумов и колледжей в регионах позволяет сегодня делать это без каких либо проблем, даже в дистанционном режиме, в зависимости от принадлежности к той или иной специальности. Заинтересованы в этом сегодня все: и школа, и профессиональная образовательная организация, поскольку требования по проведению профессиональной ориентации школьников заложены в профессиональных стандартах для всех педагогов. Самое главное здесь заключается в том, что практически каждый ребёнок получает возможность на практике попробовать как можно раньше свои силы в конкретной области деятельности, которая вызывает у него сильный интерес к тому, к чему лежит его душа. Речь здесь идёт не только о престижных рабочих профессиях.

К примеру, в области педагогики есть большой выбор направлений, где школьники могут попробовать свои силы в роли будущих учителей и воспитателей. Подобные конкурсы позволяют выявить истинные способности обучающихся, которые действительно имеют талант к работе с детьми любого возраста. Будет или нет этот школьник учителем в будущем, это не принципиально. Но то, что он может проверить свои способности и склонности к педагогической деятельности в ходе проведения различных испытаний, это очевидно.

В Российской Федерации существует нормативный документ «Концепция организационно - педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», в котором говорится, что наиболее вероятным путём к увеличению роли профориентации в России должно стать увеличение соответствующих специалистов в области профориентации в процесс обучения и воспитания детей, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами. Следовательно, сегодня можно всерьёз говорить о реализации профессиональной ориентации субъектов, начиная с садика.

В основе всей профориентационной работы должна лежать проектная деятельность. Речь здесь не идёт лишь о реализации ученических проектов, хотя это тоже очень приветствуется. Речь, прежде всего, идёт об актуальных тенденциях, реализуемых в виде глобальных проектов со стороны совместной деятельности школьников и педагогов.

В начальных классах необходимо начинать знакомство школьников с особенностями различных профессий. Делается это, чаще всего, в игровой форме. В этом возрасте дети очень явно проявляют симпатию к той или иной трудовой деятельности, играя в куклы, машинки, конструкторы и др. Некоторые из педагогов начальных классов приглашают родителей школьников, чтобы они рассказали о том, какой профессией они владеют. В плане воспитательной работы могут быть запланированы тематические экскурсии, выставки рисунков и сочинений на тему существующих в мире профессий. Всё это разнообразие мероприятий, связанных единой тематикой, проходит как реализация комплексного проекта деятельности субъектов образования на ступени начальной школы. Обучающиеся начальных классов могут выполнять несложные проекты и исследования на тему «Мир профессий». Результат такой работы можно представить в виде дневника или записи беседы с родителями и др. Большинство педагогических работников, занимающихся учебной и воспитательной деятельностью в школе, согласны с тем, что профориентационную работу надо начинать проводить с детьми с раннего возраста.

Аналогично, что работа в области профориентационной деятельности предусмотрена и для обучающихся основной и старшей школы. Сами мероприятия и события ещё только апробируются и утверждаются. Область деятельности субъектов сводится не только к мероприятиям, проводимым в самой школе. Большинство процессов уже связаны с мероприятиями WorldSkills и JuniorSkills. Вероятнее всего, что главной фигурой в команде таких специалистов будет педагог – психолог. Его основной задачей является периодическое анкетирование и тестирование обучающихся на конкретные предпочтения и склонности к той или иной профессии. Подобных диагностик в арсенале психологов достаточно много, но говорить о том, что эта работа выстроена системно и целенаправленно, пока не приходится. Все понимают, что для большинства старших школьников интересы к профессиональной деятельности, в целом, носят неустойчивый и ситуативный характер. Для них гораздо интереснее собственная оценка того, с чем они справляются наиболее успешно в настоящий момент. В связи с этим, у старших школьников возникают некоторые противоречия, связанные с будущим профессиональным самоопределением, к примеру:

-между явными склонностями и способностями к одной области деятельности и запросами, связанными с престижем и модой на другие области деятельности;

-между существующими притязаниями и реальными возможностями при выборе профессии и др.

Именно педагог, понимающий подобного рода проблемы, сможет оказать школьнику необходимую помощь в осознанном выборе направления деятельности с учётом всех имеющихся у него индивидуальных, умственных, физических, моральных и др. свойств, качеств и возможностей. Примерно в 7-м классе педагоги начинают рассказывать школьникам о том, что некоторым из них придётся сделать выбор после 9-го класса или в пользу освоения какой- либо специальности/профессии, либо продолжить обучение в старшей школе при освоении какого -либо профиля.

Вся последующая работа в области профориентационной деятельности должна складываться именно с этих позиций, реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Перед школьниками, отдавшими предпочтение профильной школе, всего через два года предстанет выбор освоения будущей профессиональной деятельности после обучения в том или ином вузе, которые предлагают конкретную специализацию по отраслям. Если выстраивать профориентационную работу на основе раннего индивидуального подхода, к примеру, начиная с начальной школы, то ко времени окончания школы выпускник хотя бы будет знать, к чему его действительно тянет, чтобы потом заниматься этим успешно в течение всей жизни.

Рассмотрим несколько подробнее возможное содержание профориентационной работы в школе на различных этапах обучения школьников:

Начальная школа (классы с 1-го по 4-й):

-понимание роли производительного труда в жизни человека;

-развитие интереса к трудовым действиям через проекты и исследования;

-формирование ценностного отношения к труду и трудовым действиям;

-выполнение содержания образовательной программы в области технологии;

-практическая включённость в различные виды трудовой, социальной, исследовательской, проектной, игровой деятельности;

-выполнение первичных трудовых проб, с учётом содержания образовательной области «Технология»

Основная школа (классы с 5-го по 9-й):

-приобретение познавательного и трудового опыта в образовательной области «Технология»;

-развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности через профессиональные пробы;

-понимание собственных интересов и возможностей через выполнение трудовых и профессиональных проб;

-приобретение практического опыта в различных сферах социально – профессиональных практик и событий: технике, искусстве, культуре, экономике и др., через выполнение групповых и индивидуальных проектов;

-приобщение к научной деятельности через учебные и научные исследования;

-реализация курсов и факультативов по выбору, в соответствии с выявленными профессиональными запросами и интересами;

-системная диагностика профессиональных интересов и склонностей;

-групповое и индивидуальное консультирование по вопросам профессиональных предпочтений и др.

Старшая школа (классы 10-й и 11-й):

-саморазвитие и самоподготовка по выявленным областям и запросам в будущей профессиональной деятельности, с учётом выбранного профиля;

-оценка готовности к будущей профессиональной деятельности;

-осуществление полезных практик и различных профессиональных проб;

-формирование и развитие предполагаемых и выявленных профессиональных и личностно значимых качеств для будущей профессиональной деятельности

Как можно было заметить, из перечней выполняемых действий школьниками на всех образовательных уровнях мы встречаемся с понятием профессиональные пробы. Согласно формулировке, представленной в Концепции, профессиональные пробы – это профессиональные испытания, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершённый процесс которых способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. В Концепции достаточно подробно прописаны версии реализации профессиональных проб школьниками.

Для любого направления профессиональной деятельности по областям и интересам, можно найти свой вариант реализации профессиональных проб. В начальной школе ещё рано говорить всерьёз о профессиональных пробах, хотя на этом этапе можно часто слышать слова о трудовых пробах. Что касается школьников основной и старшей школы, вероятно, попробовать себя в какой -либо профессии хочет каждый ученик. Все понимают, что это достаточно проблематично, но что касается выполнения тех или иных профессиональных действий, то это вполне реально, при условии предварительной договорённости со специалистами в области тех или иных профессий. Чаще всего, это происходит именно в профессиональных образовательных организациях во время проведения дней открытых дверей или в рамках реализации сетевых программ курсов по выбору для школьников.

Профессиональные пробы позволяют показать ученику все доступные элементы той или иной профессиональной деятельности. Это предварительная оценка себя и своих возможностей в профессии. Помимо того, что выполнение школьниками профессиональных проб - есть ознакомление с миром существующих профессий, это ещё и погружение в соответствующую среду практического обучения, которое сегодня очень актуально при реализации индивидуального образовательного маршрута. Профессиональные пробы могут носить самый разнообразный характер: игровой, учебный, профессиональный. Ключевым здесь остаётся то, что у каждого ученика есть возможность попробовать лично, что ему удаётся, а что нет. Сегодня, чаще всего реализуются отдельные несложные профессиональные пробы, организованные силами самой школы.

В силу того, что сейчас в каждом регионе проводятся региональные чемпионаты WorldSkills и JuniorSkills, у школьников появились возможности проверить себя в самых разнообразных пробах, с последующей возможностью заниматься этим постоянно, возможно, на базе какого- либо центра компетенций. Такие современные образовательные практики находят всё более широкий отклик при проведении процедур профессиональной ориентации. На местах уже существует достаточно много версий учебно – методического сопровождения по реализации профессиональных проб школьников. Это всевозможные анкеты и опросники, учебные методические комплексы для младших и старших школьников, типа «В мире профессий», «Мой профессиональный выбор», банки перечней алгоритмов выполнения профессиональных проб и др. Проблема актуальности продуктивной профориентационной работы продолжает стоять довольно остро и имеет много нерешённых проблем и противоречий. Системная, планово организованная работа в этом направлении ещё только начинается. Для успешного решения этих вопросов необходима общая кадровая политика, гарантированная к выполнению не только специалистами школ, поскольку требует больших финансовых затрат. Но большая часть этих вопросов уже решается, опираясь на имеющиеся международные и российские практики, адаптируясь к различным условиям на местах.

Литература

1. Концепция организационно - педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – М.: Федеральный институт развития образования. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 38 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Паршина Надежда Васильевна

Дата: 25.11.2019

Номер свидетельства: 528563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по технологии для девочек 6 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammapotiekhnologhiidliadievochiek6klassa"
    ["file_id"] => string(6) "283000"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453749249"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для 7 класса (модифицированный вариант) "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-7-klassa-modifitsirovannyi-variant"
    ["file_id"] => string(6) "119016"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413306257"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Правильная и эффективная организация свободного времени детей. "
    ["seo_title"] => string(72) "pravil-naia-i-effiektivnaia-orghanizatsiia-svobodnogho-vriemieni-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "235296"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443643432"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проект "Школа за здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(39) "proiekt-shkola-za-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "168126"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423192302"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства