Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Современная школа стоит перед необходимостью кардинальных преобразований в системе обучения и воспитания молодого поколения. Они обусловлены всем ходом общественного развития, его динамикой, необходимостью не только полнее использовать интеллектуальный потенциал народа, но и всесторонне подготовить молодежь к жизни, содействовать ее безболезненной социальной адаптации. В известной степени учащийся формируется как личность на уроке, занятиях, в процессе учебного труда. Детские объединения представляет собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.
Но надо помнить, что учащийся воспитывается не только и не столько в учебных заведениях, а в первую очередь в семье, на улице, по месту жительства, т.е. в социуме, социальном окружении. И в данном процессе неоценимую роль играет детское объединение «Курай», творческое по форме и содержанию его работы.
Детское объединение «Курай» наиболее полно и ярко позволяет учащимся реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с каким-либо видом творчества.
Детское объединение «Курай» организует досуг детей, помогает семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. В детском объединении происходит процесс формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как: положительное отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным; способность к непрерывному творчеству и духовному самосовершенствованию; культура досуговой деятельности и др.
Таким образом, цель детского объединения «Курай» на современном этапе - правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего поколения.
Занимаясь в детском объединении «Курай», ученик сам выбирает любимый вид деятельности, без страха и смущения пробовает свои силы, развивает их, что дает возможность значительно опережать своих сверстников по развитости познавательно-творческих умений и способности к самостоятельности.
На уроках «Курай» школьники занимаются музыкальным творчеством. Руководят ими профессиональные музыканты-учителя.
Деятельность детского объединения «Курай» направлена на создание условий для личностного развития учащихся, адаптацию их в обществе, профессиональное самоопределение и осуществляется в комплексе:
- познавательная деятельность - направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний и умений, формирование умственных способностей и прочее;
- ценностно-ориентационная деятельность представляет процесс формирования отношений обучающихся к миру, формирование его убеждений, взглядов, усвоение нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями;
- коммуникативная деятельность - направлена на создание среды общения, развития навыков общения, воспитание культуры общения и формирование языковой культуры;
Таким образом, ребята в объединении поют, читают, устраивают различные состязания, ходят в походы, проводят праздники, устраивают конкурсы, в общем, живут интересно. Главный результат работы детского объединения “Курай” - ребёнок учится не скучать, когда он остаётся один, получает опыт размышлений и творческого поиска.