Основная задача полового воспитания заключается в том, чтобы привить детям общественно полезные установки в области взаимоотношений полов. Главными вопросами целенаправленного полового воспитания в школе следует считать организацию полового просвещения с акцентом на существующие правовые нормы сексуального поведения человека в обществе; воспитание сдержанности в проявлении половых чувств, способности подчинять их разумному нравственному началу; разработку и организацию мероприятий по предупреждению ранней сексуальности и преждевременного пробуждения половой чувственности; подготовку выпускников школы к семейной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ (в помощь учителю)»
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
(в помощь учителю)
Основная задача полового воспитания заключается в том, чтобы привить детям общественно полезные установки в области взаимоотношений полов. Главными вопросами целенаправленного полового воспитания в школе следует считать организацию полового просвещения с акцентом на существующие правовые нормы сексуального поведения человека в обществе; воспитание сдержанности в проявлении половых чувств, способности подчинять их разумному нравственному началу; разработку и организацию мероприятий по предупреждению ранней сексуальности и преждевременного пробуждения половой чувственности; подготовку выпускников школы к семейной жизни.
Основными принципами правильной организации полового воспитания является строгая дифференциация в возрастно-половом аспекте, с учетом социальной и нравственно-моральной зрелости обучаемых школьников.
Учащиеся младших классов должны осознавать свою половую принадлежность. У мальчиков нужно формировать мужские черты личности: мужественность, уважительное и чуткое отношение к маме, учительнице и сверстницам; у девочек – женственность, аккуратность, уважительное отношение к маме, папе, учительнице, учителю, сверстникам и сверстницам.
Детей надо учить правилам поведения в транспорте, в общественных местах. У них необходимо воспитывать стремление к дружбе, к оказанию посильной помощи дома по хозяйству и в школе друг другу. Учащиеся должны осознать необходимость дружбы и откровенности с родителями, понять значение дружной семьи, в которой родители заботятся друг о друге и о детях.
Девочкам, начиная с 9 лет, надо рассказать об изменениях, происходящих в организме под влиянием половых гормонов (рост тела, появление вторичных половых признаков: развитие молочных желез, оволосение лобка и подмышечных впадин, появление менструаций). Их надо убедить в необходимости обращаться за разъяснением к близким взрослым или медицинским работникам при возникновении каких-либо вопросов, связанных с половым созреванием.
Младшие школьники должны понимать различие полов в растительном и животном мире, понимать как происходит размножение растений и животных, иметь общие сведения о строении организма мальчиков и девочек, о беременности женщины, понимать необходимость бережного отношения к женщине, ожидающей ребенка.
Учащихся младших классов необходимо обучать навыкам специфической гигиены: правилам подмывания половых органов и заднего прохода, регулярной смене трусов. Им необходимо объяснить значение свободного покроя белья и одежды для правильного развития половых органов.
В IV-VII классах продолжается воспитание нравственности. Мальчики должны усвоить, что бережное отношение к женщине – закон для мужчины. Девочек необходимо обучать правилам поведения в присутствии мальчика. Учащимся надо постоянно напоминать о недопустимости насмешек над физическими недостатками людей.
Мальчикам надо рассказать о некоторых анатомо-физиологических особенностях мужского организма, о процессе полового созревания (оволосение подмышечных впадин и лобка, появление поллюций, возможные изменения кожи, мутация голоса). У них надо воспитать потребность тщательного ухода за кожей тела, лица, содержания в чистоте половых органов и заднего прохода, ухода за волосами, смены белья.
Девочкам надо рассказать об изменениях в организме в связи с началом полового созревания (оволосение, некоторые изменения в функции кожи, болезни кожи – угри, увеличение грудных желез, менструация и становление менструального цикла, развитие костей таза, формирование женского типа телосложения), о физической и духовной зрелости. Им необходимо объяснить значение специфической гигиены (ежедневного туалета половых органов, смены трусов, тщательного ухода за кожей) для здоровья, важность своевременного обращения к врачу или близким взрослым в случае зуда в области половых органов (промежности), опасность нерегулярного опорожнения мочевого пузыря и кишечника.
У старшеклассников необходимо сформировать понятие о гармоническом развитии личности, о нравственности и этике. С ними надо беседовать о моральных и социальных аспектах пола, о дружбе и любви в искусстве и литературе, о дружбе и любви девушки и юноши, женщины и мужчины.
Старшеклассникам нужно дать понятие об инстинктах, о связи инстинкта и разума, о положительных и отрицательных эмоциях. Им следует разъяснять, что такое скромность и развязность, душевная чистота и целомудрие, мужское достоинство и благородство, девичья гордость.
У школьников необходимо воспитывать критическое отношение к своим и чужим поступкам, товарищеские взаимоотношения девушек и юношей, основанные на уважение личности, бережном отношении друг к другу: развивать самообладание, предупреждающее неправильные поступки. Им надо дать понятие о биологическом и социальном созревании, о симпатии, увлечении, влюбленности и любви, о дисциплине чувств, о счастье, о том, что основа семьи – единство интересов и жизненной цели, о роли семьи в обществе и государстве.
Юноши должны знать анатомо-физиологические особенности мужского организма и особенности своего организма в период полового созревания: усиление деятельности эндокринных желез увеличивает поступление в кровь мужских половых гормонов, в связи с чем возникают эротические сновидения, ночные и утренние эрекции (напряжение полового члена) и самопроизвольное выделение семенной жидкости (поллюция), повторяющиеся регулярно через 2-3 недели: функциональная недостаточность сердца и сосудов обусловливает юношескую гипертонию; увеличивается масса и сила мышц, завершается замена хрящевой ткани костной. Они должны иметь понятие о сперматогенезе и о влиянии алкоголя и курения на развитие сперматозоидов. Подросткам следует разъяснить, что появление поллюций нельзя рассматривать как признак, указывающий на необходимость начала половой жизни, что период времени между первой поллюцией и первой половой связью может исчисляться годами без всякого вреда для здоровья, и что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания.
Воспитанников надо научить отвлекать свое внимание от половых проблем посредством различных и многообразных видов деятельности (труд, спорт, кружки и т.д.), влияющей на развитие личности человека в целом.
Юношей необходимо познакомить с анатомо-физиологическими особенностями женщины, рассказать им о зачатии, развитии плода и о беременности, о вреде аборта для здоровья женщины и ее потомства. В них надо воспитать чувство ответственности перед женщиной, бережное отношение к ней.
Подростков в 14-15 лет нужно познакомить со специальной личной гигиеной – с начала появления поллюций во время душа надо подмывать головку члена с мылом, иначе скапливающиеся под крайней плотью члена выделения могут вызвать воспалительный процесс.
Юноши должны иметь представление о противозачаточных средствах.
Девушек необходимо познакомить с некоторыми анатомо-физиологическими особенностями женского организма, дать им краткие сведения о строении половых органов женщины, дать понятие об оплодотворении, зачатии, беременности, о сексуальности мужчин и женщин, о противозачаточных средствах. Рекомендуя гигиенический режим во время менструации необходимо подчеркнуть, что в этот период происходит снижение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (достаточно выкупаться в открытом водоеме или полежать на сырой земле, чтобы получить воспаление слизистой оболочки матки – эндометрит или воспаление придатков – аднексит).
Следует обратить внимание девушек на то, что нельзя делать во время менструации чтобы не вызвать кровотечение (загорать, отправляться в поход, участвовать в утомительных танцах и играх, ездить на велосипеде, быстро бегать, есть острую и пряную пищу) и на то, что не рекомендуется проводить первые дни менструации в постели; им также следует избегать охлаждения ног, поясницы, нижней части живота.
Девушки должны знать и применять гигиенические процедуры во время менструации: регулярно менять прокладки; регулярно подмываться (под стекающей спереди назад струей теплой воды 2 раза в день в период менструаций и не реже 1 раза в обычные дни); вытирать кожу и слизистые оболочки половых органов промокательными движениями: использовать для подмывания настой ромашки или крепкого чая; мыло использовать нейтральное (детское, ланолиновое и др.); принимать теплый душ, а не ванну и баню. Рассказывая о гигиене молочных желез, следует остановиться на требованиях к бюстгалтеру. Девушек надо научить самообследованию грудных желез с целью раннего выявления онкологических заболеваний. Девушки должны иметь понятие о женских болезнях - нарушении менструального цикла, воспалительных заболеваниях.
Подросткам, как девушкам, так и юношам, необходимо сообщить краткие данные о наследственности, дать понятие о врожденных болезнях, об их влиянии на потомство, рассказать о влиянии на потомство употребления алкоголя, наркотиков, курения, об отрицательном влиянии аборта на женский организм и последующую детородную функцию.
Подростки должны иметь некоторое представление о венерических болезнях, их профилактике и лечении.