Введение
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы. Потребность в красивом утверждает непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. Зло и подлинная красота несовместимы».
В.А.Сухомлинский
Актуальность:
Какой интерес и восхищение вызывает у нас всё, что окружает вокруг с рождения и до глубокой старости? Почему, покинув родные уголки на долгие годы, мы вспоминаем их с нежностью, постоянно с гордостью рассказываем о красоте и богатстве своего родного края? Ярким проявлением патриотизма является любовь к природе. Это важное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать её богатства. Красота родной природы рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее.
Очень важно показать детям, как взрослые оберегают и умножают природные богатства, сколько труда вкладывают, чтобы радовали всех леса и горы, поля и реки. Современная школа рассматривает экологическое воспитание как активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В современном мире остро встает вопрос экологического воспитания школьников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. Родители и педагоги должны учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, вносить свою посильную лепту в дело сохранения природных богатств.
Поэтому в младшем школьном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Дети в наше время должны любить нашу планету, тот её уголок, где мы живем, где мы провели своё детство. Пусть это будут тенистые леса с ягодами и грибами, луга с высокими и цветущими травами, тихие заводи рек. Широкие степи с яркими тюльпанами весной, заснеженная тундра с северным сиянием зимой и пёстрым ковром низкорослых цветов летом, высокие горы с белоснежными вершинами, скалистые берега морей… Мы обязаны сохранить всю эту красоту и богатства природы для будущих поколений.
Цель: заинтересовать учащихся вопросами экологии;
Задачи:
* формировать культуру поведения в природе;
* прививать любовь к природе, желание беречь её, заботиться о своём здоровье;
*закреплять знания, полученные на уроках «Окружающего мира».
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- накрытые столы для команд
- конверты с заданиями
Оформление:
- выставка плакатов на экологическую тему
- на стенах берёзки с нарисованными листьями
- на доске плакат: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» Л.Н.Толстой.
Основная часть
Ход
(Звучит музыка П.И.Чайковского)
- Гостей встречают хозяин и хозяйка гостиной.
Хозяйка: добрый день, гости званные и желанные!
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.
Хозяин: давно вас ждём - поджидаем, без вас не начинаем!
Проходите, гости милые, рассаживайтесь!
(гости рассаживаются за столиками)
Хозяйка: дорогие гости! Экологическая гостиная дружелюбно распахнула перед вами свои двери. Разрешите вам представить жюри: библиотекарь школы Васильева Л.П., учитель биологии Галухина О.В., председатель родительского комитета Алешина Е.Ю.
Хозяин: оглянитесь вокруг: нашу гостиную украшают берёзки. Но у них листья «обгрызли» гусеницы. Помогите березкам вернуть их красоту.
Хозяйка: в листочки вписаны пословицы о природе, только половинку каждой придется вписать вам.
(гости добавляют пословицы, половинки листьев объединяются и крепятся к веткам берез).
Хозяин: наши березки ожили, словно благодарят нас за маленькую услугу. Вот так любое общество в природе ждет нашего участия, нашей помощи. Поэт С.Смирнов называет природу храмом. Послушайте.
1 чтец. Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
2 чтец. Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи туда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
2.Хозяйка: нас много, а природа у нас одна. Все мы пользуемся услугами природы-матушки. Купаемся в водоемах, собираем грибы и ягоды, добываем полезные ископаемые. Но часто, стремясь к прекрасному, мы забываем платить добротой природе за ее щедрость. А порой наносим ей огромный вред. Безумно вторгаемся мы в природу. Загрязняем реки, вырубаем леса. Все это ведет к исчезновению животных.
Хозяин: сегодня каждый из нас должен задуматься, что сделать, чтобы спасти природу - наш общий дом. Наша планета – это не огромный шар, а – маленький хрупкий шарик. Останется ли зеленой и цветущей наша планета или превратится в безжизненную пустыню - вот главный важный вопрос. От вас, от меня, от каждого зависит, сумеем ли преодолеть разлад с природой, жить в гармонии с ней, обретя счастье.
Хозяйка: дорогие гости, сейчас мы с вами создадим свою Книгу жалоб природы. Представьте себя на минуту речками, лугами, зверями, птицами, рыбками. От их имени напишите жалобу или просьбу к людям о защите.
(команды составляют жалобы в стихах, загадках, фактах, цифрах)
Хозяин: спасибо, дорогие гости! У нас получилась объемная Книга жалоб. Мы передадим ее в школьную библиотеку. Заглядывайте на досуге в нее, листайте страницы. Добротой и заботой откликнитесь на просьбы в ней.
3.Хозяйка: наша жизнь неотделима от природы. Природа нас кормит, поит, одевает. Она не жалеет ничего, даря нам свои бесценные дары и требует взамен лишь одного – чтобы мы, люди, были к ней добры.
Хозяин: природа и Родина – неотделимые понятия. Любовь к Родине начинается с любви к природе. А малая Родина – это не только дом, где родился, это и таинственный лес, бескрайнее небо над головой, золотые луга, великолепные водоемы. Наша московская область богата лесами, речушками, рощами, перелесками. Сотни горожан любят отдыхать на природе. А как живется у нас матушке-природе? Нам всем интересно узнать, что выявили, наблюдали ребята во время экологического десанта.
(команды делают сообщения о результатах десанта на слайдах с фотографиями: 1) о чистоте воды в реке Клязьма и ее окрестностях; 2) о чистоте улиц, ближайших к школе; 3) экологическое состояние Комитетского леса)
4. Хозяйка: по этим сообщениям видно, что вы понимаете проблемы природы, видите последствия губительного воздействия человека на нее. Давайте попробуем найти выход из разных ситуаций.
(команды достают из конвертов задания – ситуации, связанные с природой. Готовят ответы)
1 ситуация. В лесу дети нашли цветущую сон-траву. Саша предложил: «Возьмем, в саду посадим». А Сережа сказал: «Сорвем и поставим учительнице на стол в вазу с водой». Кто прав? Как вы поступите?
2 ситуация. На прогулке Дима бил палкой раненого голубя. На вопрос: «Зачем ты это делал?» ответил: «Мама сказала, что они распространяют заразу». Как вы это оцениваете?
3 ситуация. На экскурсии Миша, Егор и Степа набрали дождевых червей и хотели их раздавить. На вопрос «Почему?» - ответили: «Вредные очень, едят морковь, свеклу в саду». Правы ли они?
5. Хозяин: спасибо вам, ребята. Вы очень хорошо разрешили все ситуации. А теперь попробуйте разгадать кроссворд «Дары леса»
(команды разгадывают кроссворд на карточках)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
По горизонтали:
2.Не высок и коренаст,
Поглядеть решил на нас,
Приподнять с утра под ёлками
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)
4. Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи)
5. Не балует дуб детей,
Одевает без затей.
Все из его семейки
Носят тюбетейки. (Жёлуди)
6. Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые. (Шишки)
По вертикали:
1.Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)
3.Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и, душистая,
Попадает в кружки. (Земляника)
6. Хозяйка: нам трудно иногда запомнить правило по русскому языку, формулу по математике, но правила общения с природой нам доступны и понятны без заучивания и зубрёжки. Давайте все вместе составим правила «Лесного кодекса».
(команды формулируют правила, продолжая мысль)
- Собирая ягоды и грибы…….
- Если вокруг красивые цветы……
- Если вам в лесу повстречается зверек….
- Придя с друзьями в лес….
- Уходя из леса……
- Если вы увидели птенца, выпавшего из гнезда….
7. Хозяин: мы говорили о том, что природа нас кормит и одевает. Но она еще и лечит, вдохновляет, успокаивает. Шепот ветра, шелест листвы, пение птиц уносит порой в мир грез, принося душевную радость. Стихи и песни рождаются в уединении с природой. Сейчас в нашей гостиной наступает момент дружеских музыкальных сюрпризов.
(команды исполняют песни, сценки на экологическую тему)
8. Хозяин: а сейчас всех приглашаю к чаю. Он у нас необыкновенный – настоян на травах. Опять природа щедро угощает нас своими богатствами. Пейте ароматный чай, а жюри оценит конкурс плакатов и объявит победителей нашего мероприятия.
(Слово жюри. Победителям вручаются грамоты и сладости к чаю)
9. Хозяйка: спасибо всем участникам экологической гостиной! Пусть наш разговор в гостиной не останется лишь красивыми правильными словами. Надеемся, что унесете отсюда главную мысль: всем нам надо постараться сохранить для наших будущих поколений радость общения с прекрасной природой.
Хозяин: нам надо сделать все, чтобы не исчезли разноцветные луга и поля, могучие леса, аромат лесной ягоды, трепет крыльев бабочки и чудесная трель птичьих голосов. Пусть призывом для нас звучит стихотворение А.Ершова.
Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.
Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить,
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких.
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природа наша русская
Век будет процветать.
Заключение
10. Цветовая рефлексия.
(учащиеся составляют цветок из лепестков разного цвета)
Красный цвет – нам очень хорошо! Всё понравилось! Здорово!
Розовый – мы не скучали.
Жёлтый – мы узнали много нового.
Чёрный – нам всё не понравилось.