Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание обучающихся в учреждениях дополнительного образования»
Приложение
Сценарий выступления на родительском собрании руководителя кружка гражданско-патриотического воспитания «Патриот»
Тема: Патриотическое воспитание обучающихся в учреждениях дополнительного образования
Цель: способствовать созданию условий для осознания родителями (законными представителями) ценность воспитания у обучающихся младшего школьного возраста патриотических чувств и ознакомить с особенностями организации процесса гражданско-патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
-ознакомление родителей обучающихся с особенностями системы дополнительного образования детей и подростков в сфере гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся совместную деятельность по гражданско-патриотическому- патриотическому воспитанию;
- обогащение знаний и умений родителей (законных представителей) в вопросах гражданско-патриотического воспитания школьников;
- воспитание чувств патриотизма, любви, гордости и интереса к своему Отечеству, своей Родине.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, книжная выставка «Патриотическое воспитание детей и молодежи», фотовыставка проведенных патриотических мероприятий.
Предварительная работа:
Перед выступление были проведены следующие мероприятия:
Совместно в библиотекаря общеобразовательного учреждения организовано проведение библиотечной недели, посвященной вопросам воспитания детей и молодежи. Был оформлен отельный выставочный блок, посвященный гражданско-патриотическому воспитанию, с которым могли ознакомиться все участники образовательного процесса;
В период с 1 и 2 четверти 2022-2023 учебного года проводились открытые общешкольные и внешкольные мероприятия гражданско-патриотической направленности, был сформирован фотоотчет о проведенных мероприятиях с целью демонстрации положительного результата данных мероприятий и наглядного представления результатов гражданско-патриотической деятельности.
Оформлены и представлены письма-приглашения на выступления, распространены среди классных руководителей 1-4 классов и представителей родительской общественности на официальном сайте общеобразовательного учреждения и в очном формате.
План проведения выступления:
1.Приветствие;
2.Основная часть;
2.1. Истоки понятия «патриотизм». Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день;
2.2. Особенности патриотического воспитания младшего школьного возраста;
2.3. Достоинства гражданско-патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования.
3.Заключение
Ход проведения выступления:
1.Приветсвтие
Добрый день, уважаемые родители. Меня зовут Екатерина Валерьевна, и сегодня м ы с вами поговорим о важной части жизни современно общества, а именно об особенностях гражданско-патриотического воспитания обучающихся младшего школьного возраста и способах его организации.
2.Основная часть
2.1.Истоки понятия «патриотизм». Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день.
Ежедневно. Мы с вами сталкиваемся в нашей жизни с такими явлениями как «патриотизм», «гражданская осознанность», «любовь к Родине». Каждый день эти понятия напоминают о себе в нашей общественной. Культурной жизни
Патриотизм ( греч. πατριώτης — «соотечественник», πατρίς — «родина», «отечество») в современном понимании, это литический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Насущная потребность в воспитании патриотизма у граждан своего государства непосредственно связана с современными реалиями межгосударственных отношений, необходимостью обеспечения безопасности государства и государственных структур.
На современном этапе развития общества происходит очень большой поток событий, которые касаются трёх важных составляющих человеческой жизни, таких как экономическое развитие, культурная и духовная жизнь.
На данный момент наше общество находится в нелегком положении. К большому сожалению, через 70 лет после Великой Победы снова поднял свою голову фашизм. И главным полем боя стали наши земли-Донецкий регион. Война в корне изменила судьбы и отношение к жизни у миллионов людей Донбасса. Смысл борьбы Донецкой Народной Республики — сражение за независимость, за свою родную землю, за родных и близких, за мир на Донбассе.
Для нас патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания, так как будущее нашей молодой Республики зависит от подрастающего поколения. Сохранение и развитие чувства патриотизма главным залогом сохранения республик Донбасса и соблюдения прав и свобод каждого их гражданина, а также обеспечения права каждого на самоопределение в сфере духовных и культурных ценностей, само идентичности, построения государственности. Ввиду этого, воспитание патриотизма у населения Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, прежде всего у его молодого поколения, становится приоритетным направлением образовательной политики. Сегодня важной общественно политической задачей государственной политики в Республике является привитие не поддельной (пропагандистской), а настоящей, истиной любви к Родине «по собственному желанию» человека.
Именно поэтому вопрос гражданско-патриотического воспитания является актуальным на сегодняшний день и направление гражданско-патриотического воспитания является я приоритетным для системы образования нашей страны.
2.2. Особенности патриотического воспитания младшего школьного возраста;
Наиболее благоприятным для воспитания гражданско-патриотических устремлений является как раз таки младший школьный возраст. Это связано с рядом причин:
научные исследования известных педагогов и психологов подтверждают, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования базовых качеств личности за счет пластичности психических процессов, совершенствования нервной системы обучающихся;
младший школьный возраст отличается «неопределенностью», обучающиеся более восприимчивы к новому положительному опыту;
У обучающихся младшего школьного возраста значительно расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. Младшим школьникам доступны знания, выходящие за рамки непосредственно воспринимаемого. Однако самостоятельно ребёнок школьного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений.
Учитывая всё вышесказанное, можно отметить, что полноценное гражданско-патриотическое воспитание возможно только под руководством взрослых. Обучающиеся могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями.
У детей младшего школьного возраста могут быть сформированы полноценные представления и простейшие нравственные понятия, а также способность к сравнению, анализу, классификации, группировке знаний по определённым признакам.
Таким образом, организуя работу по воспитанию патриотических чувств, обеспечивая ее педагогическую эффективность, учителю необходимо осуществлять работу на высоком эмоциональном уровне.
Для этого родителям совместно с педагогами необходимо проработать четкую систему формирования морально-нравственных устремлений по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у школьников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.
Именно поэтому для обеспечения эффективного воспитательного воздействия и формирования ценностно-мотивационных устремлений обучающимся рекомендуется посещать кружки и секции гражданско-патриотической направленности.
2.3. Достоинства гражданско-патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Наиболее широкими возможностями организации гражданско-патриотического воспитания школьников обладают учреждения дополнительного образования, а именно кружки и гражданско-патриотические клубы.
На территории нашей страны возможность получения дополнительного образования обеспечивается 159 государственными и муниципальными организациями дополнительного образования для детей различной ведомственной принадлежности (79 учреждений в системе образования, 48 – в системе культуры, 32 – в системе физической культуры и спорта).
Учреждениями дополнительного образования осуществляется круглогодичная деятельность, направленная на организацию содержательного досуга детей, в том числе ив каникулярное время, организация и проведение мероприятий социальной направленности, что позволяет системе дополнительно образования выступать важнейшим звеном в воспитательном воздействии на будущих граждан нашей Родины.
Важное значение в процессе формирования у школьников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей младшего школьного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого акта Появление социальных мотивов деятельности также является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств маленького гражданина нашей Родины.
Положительными аспектами учреждения дополнительного образования в направлении гражданско-патриотического воспитания являются следующие:
Доступность;
Вариативность;
Добровольность;
Социальна сплочённость;
Социальная значимость реализуемой деятельности;
Если говорить о методах и формах организации воспитательного воздействия в учреждениях дополнительного образовании, то и тут можно отметить наибольшую вариативность по сравнению с организацией воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Так, наиболее востребованными и эффективными формами выступают:
Организация волонтёрской деятельности;
Проведение благотворительных концертов, мероприятий, социальных общественных акций, марафонов;
Проведение спортивно- патриотических игр, конкурсов, квестов, мини-путешествий, экспресс-марафонов;
Проведение исследовательской деятельности, организация работы музейный объединений на базе образовательного учреждения.
3.Заключение
Подводя итоги, мы может отметить, что участие обучающихся в кружке или клубе гражданско-патриотической направленности. Позволит обеспечить эффективную организацию гражданско-патриотического воспитания и способствовать формированию устойчивых морально нравственных качеств личности будущих граждан.
Уважаемые родители, приглашаем вас и ваших детей принять участие в деятельности гражданско-патриотического кружка «Патриот» на базе нашего общеобразовательного учреждения и лично убедиться в результативности проводимой деятельности и обеспечить увлекательный и полезный досуг.