Знакомство с отрывком из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Сказка поэта А.С.Пушкина, которая начинается такими словами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
Преподаватель: «Дети, вы знаете эти слова»?
Дети: «Да!»
Преподаватель: «Эта сказка носит длинное название- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». На сюжет этой сказки композитор Н.А.Римский- Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё немного сократил- «Сказка о царе Салтане». В опере происходит много разных событий, и одно из них- появление трёх удивительных чудес: волшебной белочки, богатырей, которые выходят из моря, и превращение лебедя- птицы в прекрасную царевну. Сегодня вы услышите музыку, которая рисует нам первое чудо- волшебную белочку. Этот отрывок так и называется «Белка». А, может быть, кто-то из вас помнит стихи из сказки А.С.Пушкина? «Помогайте, ребята!». Ель растёт перед дворцом, Кучки равные кладёт
А под ней хрустальный дом; И с присвисточкой поёт
Белка песенки поёт При честном при всём народе:
Да орешки все грызёт. «Во саду ли в огороде».
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Эту музыку исполняет музыкальный инструмент - флейта. У флейты нежный, очень высокий голос. А ещё вы услышите в мелодии напев русской народной песенки, который упоминает Пушкин, - «Во саду ли, в огороде». Наши первоклассники исполнят эту песенку в ансамбле с преподавателем на фортепиано. Начало песенки споём вместе: «Во саду ли, в огороде девица гуляла, она ростом невеличка, лицом круглоличка».
ЗНАКОМСТВО С СИМФОНИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ
С.ПРОКОФЬЕВА «ПЕТЯ и волк».
Композитор С.Прокофьев специально для детей написал музыку, которая исполняется симфоническим оркестром. Он назвал её «Петя и волк». В сказке принимают участие разные герои- мальчик по имени Петя, его дедушка, знакомая Петина птичка, утка и кошка , серый волк и охотники. Портрет каждого персонажа изображает какой-то один музыкальный инструмент. Только образ Пети играет группа струнных инструментов.
Преподаватель:
Сначала послушаете «Тему Пети» в записи, а потом ответите на вопрос: «Кто исполнял эту тему Пети»?
Дети: «Исполняет струнная группа симфонического оркестра»!
Вопрос: «А кто же написал эту музыку»?
Дети: « Сергей Прокофьев»!
Преподаватель: «А теперь послушаете тему Пети на фортепиано в ансамбле с преподавателем». «А что рисует эта мелодия?»
Дети: « Красоту раннего летнего утра; все листочки и цветочки приветливо кивают мальчику, словно здороваются с ним…).
Преподаватель: «А ещё вы прослушаете музыкальный портрет кошки. Исполнит этот портрет фортепианный ансамбль».
Дети, вы послушали эту музыку? Попробуйте, нарисовать портрет кошки красками.
ИГРОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ МИНУТКИ
«КОПИЛКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ»
Игра, которая называется «Я утверждаю, что». Правила. Преподаватель даёт для музыки разные определения. Не все определения будут верными, иногда будут ошибки. Задача- подметить ошибки преподавателя и не повторить их. Если преподаватель правильно даёт определение музыки и называет различные термины, то дети собирают в сложенные руки в «чашечку» и жестом возвращают преподавателю обратно. Если слово, которое преподаватель произнесёт неверно, то детям следует промолчать.