Литературно – музыкальный час, посвященный памяти Владимира Высоцкого «Высоцкий – детям»
Литературно – музыкальный час, посвященный памяти Владимира Высоцкого «Высоцкий – детям»
Литературно – музыкальный час, посвященный памяти Владимира Высоцкого
«Высоцкий – детям»
Задачи:
1. Приобщить учащихся к богатству литературы;
2. Развивать у учащихся способности эстетического восприятия;
3. Воспитывать эстетический вкус и гражданскую идейно- нравственную позицию учащихся, речевую культуру, культуру слушания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно – музыкальный час, посвященный памяти Владимира Высоцкого «Высоцкий – детям»»
МОБУ СОШ с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Литературно – музыкальный час, посвященный памяти Владимира Высоцкого
«Высоцкий – детям»
Учитель
русского языка и литературы
Зайкина Алина Семёновна
2015 год
Задачи:
Приобщить учащихся к богатству литературы;
Развивать у учащихся способности эстетического восприятия;
Воспитывать эстетический вкус и гражданскую идейно- нравственную позицию учащихся, речевую культуру, культуру слушания.
Оформление:
На доске цитата из стихотворения В.Высоцкого. В классе – круглый стол, покрытый скатертью, на столе – портрет В Высоцкого, книги поэта.
Действующие лица сидят за столом:
Ведущий, ученики, актёр, исполняющий роль поэта В.Высоцкого.
Звучит песня Вилли Токарева «Высоцкому»
Ведущий
- Есть имена, при упоминании которых на душе становится теплее. Среди таких имен – В. Высоцкий.
Наш вечер посвящён автору, песни и голос которого известны всей стране. Высоцкий сам писал песни и исполнял их. Он был замечательным актером театра и кино, талантливым человеком во всём. Его интересовали люди всех профессий: шахтёры, лётчики, моряки, геологи, врачи. Герои его песен – люди самых разных характеров, возрастов. Его интересовали разные места действия: тайга, тундра, борт пиратского судна, больница, футбольное поле и боксерский ринг.
Высоцкий писал песни не только для взрослых. Знавшие близко Высоцкого люди помнят, как уважительно он относился к детям, к подросткам: разговаривал с ними как с взрослыми, никого не поучал. Он хотел, чтобы дети росли умными и добрыми, чтобы стали хорошими людьми. Владимир Высоцкий однажды сказал: «Я больше всего ценю аудиторию студенческую, морскую или лётчицкую, потому что они каждый раз рискуют, уходя туда; а другие очень долго без берега, без дома, это тоже накладывает отпечаток на их души, они более подвижны, а почему люблю студенческую аудиторию, объяснять даже не надо».
Давайте представим, какой бы разговор мог состояться между молодыми людьми, любящими музыку, песни, играющими на гитаре и знаменитым поэтом, музыкантом Владимиром Семёновичем Высоцким.
1 ученик:
Владимир Семёнович, расскажите о том, как вы начали писать стихи и музыку, о том времени, когда вы были таким же, как мы…
Поэт:
Вы юны, талантливы, перед вами ведь лежит вся жизнь. И вам, конечно же, интересно узнать о начале моего творческого пути…
У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, короче говоря, никто из людей искусства. Но мама моя очень любила театр и с самых - самых малых лет каждую субботу - лет до 13-14 – водила меня в театр. И это, наверное, осталось на всю жизнь. Видно, в душе у каждого человека остаётся маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству. Вот и вы учитесь играть на гитаре - это ведь тоже оставит след в вашей судьбе.
2 ученик:
Я бы хотел стать профессиональным музыкантом, но вот родители говорят: «Сначала получи диплом инженера, а потом можешь стать и музыкантом».
Поэт:
С моими родителями была похожая ситуация. Они хотели, чтобы я стал нормальным инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что это мне…словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертёж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что с завтрашнего дня больше в институт не хожу. То есть формально я ходил, чтобы получать стипендию, но учиться перестал.
Но это совсем не значит, что ты должен бросить институт, когда будешь там учиться, потому что тебе нравится музыка. Так вот. В это время я уже несколько лет занимался в самодеятельности. Это было хобби. Конечно, это меня увлекало больше, чем моё студенчество, и я просто ушёл из института. И решил поступать в студию МХАТ. Поступил туда с большим трудом – считалось, что мой голос не приспособлен для сцены. Меня даже пытались отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса, но руководитель курса Павел Владимирович Масальский не позволил.
3 ученик:
Когда же Вы начали писать стихи?
Поэт:
Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии. Все балуются в юности стихами и собираются это делать в будущем.
Почти все могут писать - это не так сложно – и знают, как зарифмовать «кровать» с «убивать» или «мать» и так далее, но это ничего не стоит, это дело четвёртое или пятое – рифмовка. Можно взять историю русской рифмы, словарь для рифмовки – и пошёл шпарить! И так можно графоманствовать всю жизнь, а вот некоторые почему-то со временем превращаются в Евтушенко, Вознесенского, Ахмадуллину и Окуджаву.
4 ученик:
Я вам и ребятам прочитаю моё любимое стихотворение, которое написали Вы.
Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так…
Если сразу не
разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни-
рискни! –
Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой –
Так поймешь, кто такой.
Если парень в горах –
не ах,
Если сразу раскис –
и вниз,
Шаг ступил на ледник –
и сник,
Оступился – и в крик,-
Значит рядом с тобой –
чужой,
Ты его не брани –
гони:
Вверх таких не берут
и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
не ныл,
Пусть он хмур был и зол,
но шёл,
А когда ты упал
со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шёл он с тобой
как в бой,
На вершине стоял – хмельной, -
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
1966.
(затем звучит фонограмма этой песни).
1 ученик:
Многие из наших ребят тоже пишут стихи, а потом мы придумываем музыку и поём под гитару.
Поэт:
А вот у меня гитара появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом – на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы. Вообще, я песни пишу, сколько себя помню. Но раньше я писал пародии на чужие мелодии, всякие куплеты. В театральном училище я писал громадные «капустники», на полтора- два часа. Вскоре после окончания студии Художественного театра – молодым ещё человеком – услышал пение Окуджавы. Его песни произвели на меня удивительное впечатление не только своим содержанием, которое прекрасно, но и тем, что, оказывается, можно в такой манере излагать стихи. Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это сам. Я стал писать в его манере именно потому, что это не песни – это стихи под гитару.
2 ученик:
А можно я спою одну из ваших песен? (играет на гитаре, поёт под фонограмму).
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите – три, четыре!-
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока ещё,-
гимнастика!
Если вы в своей квартире,-
Лягте на пол – три, четыре!
Выполняйте правильно
движения!
Прочь влияние извне,-
Привыкайте к новизне,-
Вдох глубокий до изнеможения!
Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус – три, четыре!-
Ширится, растет заболевание.
Если хилый – сразу гроб!
Сохранить здоровье чтоб –
Применяйте, люди, обтирания!
3 ученик:
Владимир Семёнович, расскажите, как вы написали первую песню.
Поэт:
Первую свою песню я написал в Ленинграде где-то в 1961 году. Дело было летом, ехал я в автобусе и увидел впереди себя человека, у которого была распахнута рубаха и на груди была видна татуировка – нарисована была очень красивая женщина, а внизу написано: «Люба, я тебя не забуду!» И мне почему-то захотелось про это написать. Я сделал песню «Татуировка», только вместо «Любы» поставил для рифмы «Валю». Вот так получилась первая песня. И поскольку в то время я только учился играть на гитаре, а чужие песни всегда труднее разучивать, - я стал писать свои. И вот так потихоньку дошёл до такой жизни.
4 ученик:
А как вы вообще пишете стихи? Что сначала – музыка, слова, мелодия?
Поэт:
Не слова и не мелодия – я сначала просто подбираю ритм для стихов, ритм на гитаре. И когда есть точный ритм, как-то появляются слова. Очень трудно сказать, как они получаются. Одним словом, музыка помогает тексту, текст – музыке. Песня рождается странно, пишется трудно.
1 ученик:
Часто говорят, что наши песни, которые мы сочиняем, какие-то дворовые, несерьёзные – всего три- четыре аккорда, будто мы больше и не знаем.
Поэт:
У авторской песни есть, конечно, масса недостатков: бедность сопровождения, упрощённый ритм. Но все равно это хорошо, что у меня мелодии простые. Но в зависимости от аудитории, от настроения все они будут звучать по- другому, чем в прошлый раз. У меня такая же ситуация. Но я знаю, что для меня ценно. У меня есть гитара, ваши глаза – и больше ничего. Есть ещё моё желание рассказать вам о том, что меня волнует. Но это очень много! Для авторской песни нужна обстановка, для неё нужна атмосфера.
2 ученик:
Вот я слушаю Вас, и, кажется, что у вас голос просто удивительный, такой необычный.
Поэт:
Я не раз слышал, как «под меня» поют. Некоторые думают, что надо, мол, подышать в форточку холодным воздухом, голос сорвать(изображает): «А-а-а» - будет «под Высоцкого». Во-первых, это неправда, потому что у меня всегда был такой голос, я с ним ничего не делал. Я, правда, подорвал его куревом, питьём, криком, но даже когда я был вот таким пацаном и читал свои стихи взрослым людям, они часто говорили: «Надо же, какой маленький, а как пьёт!» Голос всегда был такой низкий- это просто строение горла такое, я уж не знаю,- от папы с мамой. Сейчас он чуть-чуть видоизменился в связи с годами и многочисленными выступлениями. Раньше говорили «пропитой», а теперь из уважения говорят «с трещиной». Так что шутки и упрёки по этому поводу я слышал давно.
3 ученик:
А где вы берёте темы для своих песен?
Поэт:
Темы - повсюду; те новые впечатления, которые я получаю, являются основой, а вообще это все придумано, обрастает материалом. Я же имею право на авторскую фантазию, на какие-то допуски. Песни мои – сюрреальные: в них иногда происходят такие вещи, которых мы в нормальной жизни, может быть, никогда и не видим. 10 процентов я беру из чьих- нибудь рассказов и собственных впечатлений, а на 90 процентов всё придумано. Иначе нет тайны, её даже песней не назовёшь, какая же это поэзия?!
4 ученик:
А расскажите какой- нибудь смешной случай.
Поэт:
Все мы в какой-то период жизни страдаем от слухов. Иногда такого про себя наслушаешь…Вот одна девочка из Новосибирска меня спросила: «Правда, что вы умерли?» Я говорю: «Не знаю».
Но вот, кажется, подходит к концу наша с вами встреча. Может быть, он получился не совсем обычным.
Ученики:
Владимир Семёнович, а можно ваш автограф?
Поэт:
Конечно. В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума. Пацанам, подросткам и даже детям – хоть это к делу не относится,- обязательно пишу: «Вырасти сильным, умным и добрым». А девушкам: «Будь умной, красивой и доброй».
Я благодарю вас ещё раз и с удовольствием буду к вам приезжать. У вас хорошие лица. Вы смеётесь, когда надо, серьёзны тоже, когда надо,- в общем, вы сегодня делали всё хорошо. Надеюсь, что и я тоже.
Я надеюсь, что, пока живу и пока буду двигать рукой, я буду продолжать писать песни. Если мои друзья будут того желать, я буду писать песни для их картин, для спектаклей, ну и, естественно, для своих друзей и знакомых. В общем, сколько буду жить – столько буду писать, потому что это одно из самых моих любимых занятий, авторская песня.
До новых встреч. Всего доброго. (Уходит).
Ведущий:
У В.Высоцкого два сына – Аркадий и Никита. И, наверное, когда они были маленькими, они любили, чтобы папа рассказывал им сказки и пел песни на ночь. А Высоцкий решил придумать сказку для всех детей. Он взял всем известную сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Высоцкий любил эту сказку. За что? За радость, которой она наполнена. Владимир Высоцкий, как замечательный сказочник и рассказчик, сам исполнил в этой сказке несколько ролей - Попугая, орленка Эдда и, конечно же, роль Кэрролла, который всё знает о Стране Чудес.
(Звучит песня «Страна Чудес».)
Страна Чудес – это царство фантазии и выдумки, там нет места скуке и тоске. Музыкальную сказку «Алиса в стране чудес» Высоцкий написал для маленьких ребят, а для детей постарше – шуточную поэму «Про Витьку Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного». Поэма получилась веселая, остроумная, про забавные приключения двух приятелей. Одному из них он дал имя своего друга – актера и режиссера Ивана Дыховичного. Иногда Высоцкий называл своих героев известными именами – ради улыбки, которую очень любил в людях
Владимир Высоцкий считал очень важным, какие книги в детстве читают дети.
(Звучит песня «Баллада о борьбе».)
Для фильма «Стрелы Робин Гуда» Высоцкий написал песню «Баллада о борьбе». В этой балладе он пишет о мальчишках, которые читают приключенческие книги и сами мечтают о подвигах. Именно из таких мальчишек потом получаются настоящие мужчины.
Конечно, Высоцкий написал для детей не очень много стихов и песен. Но его творчество, его песни, стихи, роли помогают воспитывать в детях ум и доброту.
Литература:
1. В.Высоцкий «Четыре четверти пути»; сост.Крылов, Андреев; изд. «Физкультура и спорт», Москва, 1989 г.
2. В. Высоцкий «Поэзия и проза»; сост. Крылов, Новиков; изд. «Книжная палата», Москва, 1989г.
3. В.Высоцкий «В.Высоцкий: монологи со сцены»; лит. запись О.Л.Терентьева; Харьков «ФОЛИО», Москва «АСТ», 2000г.