kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно – музыкальный час, посвященный памяти Владимира Высоцкого «Высоцкий – детям»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно – музыкальный час, посвященный памяти Владимира Высоцкого «Высоцкий – детям» Задачи: 1. Приобщить учащихся к богатству литературы; 2. Развивать у учащихся способности эстетического восприятия; 3. Воспитывать эстетический вкус и гражданскую идейно- нравственную позицию учащихся, речевую культуру, культуру слушания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно – музыкальный час, посвященный памяти Владимира Высоцкого «Высоцкий – детям»»

МОБУ СОШ с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан











Литературно – музыкальный час, посвященный памяти Владимира Высоцкого

«Высоцкий – детям»











Учитель

русского языка и литературы

Зайкина Алина Семёновна









2015 год







Задачи:


  1. Приобщить учащихся к богатству литературы;

  2. Развивать у учащихся способности эстетического восприятия;

  3. Воспитывать эстетический вкус и гражданскую идейно- нравственную позицию учащихся, речевую культуру, культуру слушания.


Оформление:

На доске цитата из стихотворения В.Высоцкого. В классе – круглый стол, покрытый скатертью, на столе – портрет В Высоцкого, книги поэта.


Действующие лица сидят за столом:

Ведущий, ученики, актёр, исполняющий роль поэта В.Высоцкого.


Звучит песня Вилли Токарева «Высоцкому»


Ведущий

- Есть имена, при упоминании которых на душе становится теплее. Среди таких имен – В. Высоцкий.

Наш вечер посвящён автору, песни и голос которого известны всей стране. Высоцкий сам писал песни и исполнял их. Он был замечательным актером театра и кино, талантливым человеком во всём. Его интересовали люди всех профессий: шахтёры, лётчики, моряки, геологи, врачи. Герои его песен – люди самых разных характеров, возрастов. Его интересовали разные места действия: тайга, тундра, борт пиратского судна, больница, футбольное поле и боксерский ринг.

Высоцкий писал песни не только для взрослых. Знавшие близко Высоцкого люди помнят, как уважительно он относился к детям, к подросткам: разговаривал с ними как с взрослыми, никого не поучал. Он хотел, чтобы дети росли умными и добрыми, чтобы стали хорошими людьми. Владимир Высоцкий однажды сказал: «Я больше всего ценю аудиторию студенческую, морскую или лётчицкую, потому что они каждый раз рискуют, уходя туда; а другие очень долго без берега, без дома, это тоже накладывает отпечаток на их души, они более подвижны, а почему люблю студенческую аудиторию, объяснять даже не надо».


Давайте представим, какой бы разговор мог состояться между молодыми людьми, любящими музыку, песни, играющими на гитаре и знаменитым поэтом, музыкантом Владимиром Семёновичем Высоцким.




1 ученик:

Владимир Семёнович, расскажите о том, как вы начали писать стихи и музыку, о том времени, когда вы были таким же, как мы…


Поэт:

Вы юны, талантливы, перед вами ведь лежит вся жизнь. И вам, конечно же, интересно узнать о начале моего творческого пути…

У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, короче говоря, никто из людей искусства. Но мама моя очень любила театр и с самых - самых малых лет каждую субботу - лет до 13-14 – водила меня в театр. И это, наверное, осталось на всю жизнь. Видно, в душе у каждого человека остаётся маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству. Вот и вы учитесь играть на гитаре - это ведь тоже оставит след в вашей судьбе.


2 ученик:

Я бы хотел стать профессиональным музыкантом, но вот родители говорят: «Сначала получи диплом инженера, а потом можешь стать и музыкантом».

Поэт:

С моими родителями была похожая ситуация. Они хотели, чтобы я стал нормальным инженером, и я поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Но потом почувствовал, что это мне…словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертёж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что с завтрашнего дня больше в институт не хожу. То есть формально я ходил, чтобы получать стипендию, но учиться перестал.

Но это совсем не значит, что ты должен бросить институт, когда будешь там учиться, потому что тебе нравится музыка. Так вот. В это время я уже несколько лет занимался в самодеятельности. Это было хобби. Конечно, это меня увлекало больше, чем моё студенчество, и я просто ушёл из института. И решил поступать в студию МХАТ. Поступил туда с большим трудом – считалось, что мой голос не приспособлен для сцены. Меня даже пытались отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса, но руководитель курса Павел Владимирович Масальский не позволил.


3 ученик:

Когда же Вы начали писать стихи?


Поэт:

Пишу я очень давно. С восьми лет писал я всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал немножко постарше, писал всевозможные пародии. Все балуются в юности стихами и собираются это делать в будущем.

Почти все могут писать - это не так сложно – и знают, как зарифмовать «кровать» с «убивать» или «мать» и так далее, но это ничего не стоит, это дело четвёртое или пятое – рифмовка. Можно взять историю русской рифмы, словарь для рифмовки – и пошёл шпарить! И так можно графоманствовать всю жизнь, а вот некоторые почему-то со временем превращаются в Евтушенко, Вознесенского, Ахмадуллину и Окуджаву.


4 ученик:

Я вам и ребятам прочитаю моё любимое стихотворение, которое написали Вы.

Если друг

оказался вдруг

И не друг, и не враг,

а так…

Если сразу не

разберешь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни-

рискни! –

Не бросай одного

его:

Пусть он в связке в одной

с тобой –

Так поймешь, кто такой.

Если парень в горах –

не ах,

Если сразу раскис –

и вниз,

Шаг ступил на ледник –

и сник,

Оступился – и в крик,-

Значит рядом с тобой –

чужой,

Ты его не брани –

гони:

Вверх таких не берут

и тут

Про таких не поют.



Если ж он не скулил,

не ныл,

Пусть он хмур был и зол,

но шёл,


А когда ты упал

со скал,

Он стонал,

но держал;

Если шёл он с тобой

как в бой,

На вершине стоял – хмельной, -

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

1966.

(затем звучит фонограмма этой песни).


1 ученик:

Многие из наших ребят тоже пишут стихи, а потом мы придумываем музыку и поём под гитару.


Поэт:

А вот у меня гитара появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом – на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы. Вообще, я песни пишу, сколько себя помню. Но раньше я писал пародии на чужие мелодии, всякие куплеты. В театральном училище я писал громадные «капустники», на полтора- два часа. Вскоре после окончания студии Художественного театра – молодым ещё человеком – услышал пение Окуджавы. Его песни произвели на меня удивительное впечатление не только своим содержанием, которое прекрасно, но и тем, что, оказывается, можно в такой манере излагать стихи. Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это сам. Я стал писать в его манере именно потому, что это не песни – это стихи под гитару.


2 ученик:

А можно я спою одну из ваших песен? (играет на гитаре, поёт под фонограмму).


Вдох глубокий, руки шире,

Не спешите – три, четыре!-

Бодрость духа, грация и пластика!

Общеукрепляющая,

Утром отрезвляющая,

Если жив пока ещё,-

гимнастика!


Если вы в своей квартире,-

Лягте на пол – три, четыре!

Выполняйте правильно

движения!

Прочь влияние извне,-

Привыкайте к новизне,-

Вдох глубокий до изнеможения!


Очень вырос в целом мире

Гриппа вирус – три, четыре!-

Ширится, растет заболевание.

Если хилый – сразу гроб!

Сохранить здоровье чтоб –

Применяйте, люди, обтирания!


3 ученик:

Владимир Семёнович, расскажите, как вы написали первую песню.


Поэт:

Первую свою песню я написал в Ленинграде где-то в 1961 году. Дело было летом, ехал я в автобусе и увидел впереди себя человека, у которого была распахнута рубаха и на груди была видна татуировка – нарисована была очень красивая женщина, а внизу написано: «Люба, я тебя не забуду!» И мне почему-то захотелось про это написать. Я сделал песню «Татуировка», только вместо «Любы» поставил для рифмы «Валю». Вот так получилась первая песня. И поскольку в то время я только учился играть на гитаре, а чужие песни всегда труднее разучивать, - я стал писать свои. И вот так потихоньку дошёл до такой жизни.


4 ученик:

А как вы вообще пишете стихи? Что сначала – музыка, слова, мелодия?


Поэт:

Не слова и не мелодия – я сначала просто подбираю ритм для стихов, ритм на гитаре. И когда есть точный ритм, как-то появляются слова. Очень трудно сказать, как они получаются. Одним словом, музыка помогает тексту, текст – музыке. Песня рождается странно, пишется трудно.


1 ученик:

Часто говорят, что наши песни, которые мы сочиняем, какие-то дворовые, несерьёзные – всего три- четыре аккорда, будто мы больше и не знаем.


Поэт:

У авторской песни есть, конечно, масса недостатков: бедность сопровождения, упрощённый ритм. Но все равно это хорошо, что у меня мелодии простые. Но в зависимости от аудитории, от настроения все они будут звучать по- другому, чем в прошлый раз. У меня такая же ситуация. Но я знаю, что для меня ценно. У меня есть гитара, ваши глаза – и больше ничего. Есть ещё моё желание рассказать вам о том, что меня волнует. Но это очень много! Для авторской песни нужна обстановка, для неё нужна атмосфера.


2 ученик:

Вот я слушаю Вас, и, кажется, что у вас голос просто удивительный, такой необычный.


Поэт:

Я не раз слышал, как «под меня» поют. Некоторые думают, что надо, мол, подышать в форточку холодным воздухом, голос сорвать(изображает): «А-а-а» - будет «под Высоцкого». Во-первых, это неправда, потому что у меня всегда был такой голос, я с ним ничего не делал. Я, правда, подорвал его куревом, питьём, криком, но даже когда я был вот таким пацаном и читал свои стихи взрослым людям, они часто говорили: «Надо же, какой маленький, а как пьёт!» Голос всегда был такой низкий- это просто строение горла такое, я уж не знаю,- от папы с мамой. Сейчас он чуть-чуть видоизменился в связи с годами и многочисленными выступлениями. Раньше говорили «пропитой», а теперь из уважения говорят «с трещиной». Так что шутки и упрёки по этому поводу я слышал давно.


3 ученик:

А где вы берёте темы для своих песен?


Поэт:

Темы - повсюду; те новые впечатления, которые я получаю, являются основой, а вообще это все придумано, обрастает материалом. Я же имею право на авторскую фантазию, на какие-то допуски. Песни мои – сюрреальные: в них иногда происходят такие вещи, которых мы в нормальной жизни, может быть, никогда и не видим. 10 процентов я беру из чьих- нибудь рассказов и собственных впечатлений, а на 90 процентов всё придумано. Иначе нет тайны, её даже песней не назовёшь, какая же это поэзия?!


4 ученик:

А расскажите какой- нибудь смешной случай.


Поэт:

Все мы в какой-то период жизни страдаем от слухов. Иногда такого про себя наслушаешь…Вот одна девочка из Новосибирска меня спросила: «Правда, что вы умерли?» Я говорю: «Не знаю».

Но вот, кажется, подходит к концу наша с вами встреча. Может быть, он получился не совсем обычным.


Ученики:

Владимир Семёнович, а можно ваш автограф?


Поэт:

Конечно. В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума. Пацанам, подросткам и даже детям – хоть это к делу не относится,- обязательно пишу: «Вырасти сильным, умным и добрым». А девушкам: «Будь умной, красивой и доброй».


Я благодарю вас ещё раз и с удовольствием буду к вам приезжать. У вас хорошие лица. Вы смеётесь, когда надо, серьёзны тоже, когда надо,- в общем, вы сегодня делали всё хорошо. Надеюсь, что и я тоже.

Я надеюсь, что, пока живу и пока буду двигать рукой, я буду продолжать писать песни. Если мои друзья будут того желать, я буду писать песни для их картин, для спектаклей, ну и, естественно, для своих друзей и знакомых. В общем, сколько буду жить – столько буду писать, потому что это одно из самых моих любимых занятий, авторская песня.

До новых встреч. Всего доброго. (Уходит).


Ведущий:

У В.Высоцкого два сына – Аркадий и Никита. И, наверное, когда они были маленькими, они любили, чтобы папа рассказывал им сказки и пел песни на ночь. А Высоцкий решил придумать сказку для всех детей. Он взял всем известную сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Высоцкий любил эту сказку. За что? За радость, которой она наполнена. Владимир Высоцкий, как замечательный сказочник и рассказчик, сам исполнил в этой сказке несколько ролей - Попугая, орленка Эдда и, конечно же, роль Кэрролла, который всё знает о Стране Чудес.


(Звучит песня «Страна Чудес».)


Страна Чудес – это царство фантазии и выдумки, там нет места скуке и тоске. Музыкальную сказку «Алиса в стране чудес» Высоцкий написал для маленьких ребят, а для детей постарше – шуточную поэму «Про Витьку Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного». Поэма получилась веселая, остроумная, про забавные приключения двух приятелей. Одному из них он дал имя своего друга – актера и режиссера Ивана Дыховичного. Иногда Высоцкий называл своих героев известными именами – ради улыбки, которую очень любил в людях

Владимир Высоцкий считал очень важным, какие книги в детстве читают дети.


(Звучит песня «Баллада о борьбе».)


Для фильма «Стрелы Робин Гуда» Высоцкий написал песню «Баллада о борьбе». В этой балладе он пишет о мальчишках, которые читают приключенческие книги и сами мечтают о подвигах. Именно из таких мальчишек потом получаются настоящие мужчины.

Конечно, Высоцкий написал для детей не очень много стихов и песен. Но его творчество, его песни, стихи, роли помогают воспитывать в детях ум и доброту.

















Литература:


1. В.Высоцкий «Четыре четверти пути»; сост.Крылов, Андреев; изд. «Физкультура и спорт», Москва, 1989 г.

2. В. Высоцкий «Поэзия и проза»; сост. Крылов, Новиков; изд. «Книжная палата», Москва, 1989г.

3. В.Высоцкий «В.Высоцкий: монологи со сцены»; лит. запись О.Л.Терентьева; Харьков «ФОЛИО», Москва «АСТ», 2000г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зайкина Алина Семеновна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249992


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства