Программа состоит из интерактивных занятий с привлечением элементов театрализации и мультимедийных возможностей. Дети имеют возможность приобщиться к культурным и историческим традициям родного края, соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат, стать непосредственным участником действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Музей в чемодане"»
«Музей в чемодане»
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Проект подготовила : Чудова Е.Е
Учитель истории и обществознания
Введение
Где-то в дальнем углу антресолей Дерматиновый, пылью покрытый, Чемоданчик потертый, забытый. В нем хранятся обрывки историй.
В последнее время, совершенствуя свою педагогическую работу, мы изучаем новые методики преподавания, которые смогут помочь заинтересовать детей для изучения предмета. На сегодняшний день открываются классы, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, на них мы должны обратить особое внимание, так как процесс обучения для них трудноусвояемый. При работе с такими детьми применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. Пробуждение интереса происходит путем использования разнообразных формы, методов и приемов проведения видов деятельности: занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.
Актуальность нашего проекта: использование инновационных технологии в работе с детьми с ОВЗ.
Цель нашего проекта:
создание интерактивной музейной образовательной программы «Музей в чемодане».
Задачи проекта:
1. Формирование интереса к истории родного края средствами музейной педагогики.
2. Приобщение к культурным и историческим традициям родного края.
3. Развитие чувства духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
4. Воспитание музейной культуры.
5. Выработка навыков общения с музейными предметами.
6. Предоставление подлинных материалов из фонда школьного музея.
7. Организация досуга детей с ограниченными возможностями, приобщение их к музейной культуре.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети со средним и низким уровнем способностей, слабой мотивации к обучению, недостаточными навыками самостоятельности в учебной деятельности. Все эти особенности контингента требуют учета индивидуальных особенностей учащихся, требуют использования современных педагогических технологий, позволяющих обучать учащихся с трудностями в социальной и школьной адаптации: учителя школы используют модульную технологию планирования, технологию управление учением школьников с ориентацией на конечный результат, ИКТ и другие технологии.
Исходя из этого, появилась идея: в рамках школьного музея создать «музейный чемоданчик».
Все экспонаты, которые будут находиться в нем, можно будет брать в руки, отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать», читать, рассматривать, примерять и исследовать, делать открытия. Эта интерактивная форма работы с музейными предметами, документами и материалами, которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они смогут через экспонаты прикоснуться к истории. Мы предоставляем детям возможность «обучения с развлечением», через удивление и яркие эмоции. Занятия будут представлять собой не сухой рассказ, а игру-разговор на темы, связанные с историей, культурой, литературой. Одновременно это будет активным досугом и знакомством с музейными предметами. Также мы обратились за помощью к мультимедийным презентациям, так как с помощью презентаций можно грамотно, интересно и содержательно провести полноценную, развернутую лекцию в любой аудитории.
Содержание проекта:
Программа состоит из интерактивных занятий с привлечением элементов театрализации и мультимедийных возможностей. Дети имеют возможность приобщиться к культурным и историческим традициям родного края, соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат, стать непосредственным участником действия.
Программа действий
Для реализации проекта обозначена следующая программа действий:
Проведение агитационной работы, выступления на классных часах, родительских собраниях с целью привлечения к участию в проекте учащихся школы.
Проведение конкурса на лучшую эмблему «Музея в чемодане».
Проведение поисково-собирательской работы.
Подготовка экскурсоводов по составленному плану.
Посещение Канского Краеведческого музея
Проведение музейных занятий в классах, где обучаются дети с ОВЗ.
Проведение музейных занятий с ребятами коррекционной школы.
Проведение музейных занятий в «Детском доме им. Гагарина» и «Канском приюте»
Освещение проекта в средствах массовой информации.
Разработка внеклассных мероприятий для учеников начальной школы с использованием экспонатов «музейного чемодана».
Оформление социального проекта.
Реализация программы
Сегодня технологии музейной педагогики могут применяться как для работы с детьми имеющую хорошую подготовку или не имеющую ее вообще, главное определить уровень заданий и требований к учащимся в соответствие с их возможностями.
Важным элементом реализации проекта «Музея в чемодане» является подбор экспонатов и определение тематики занятий, которые должны быть связаны с курсом истории. Главное условие – это доступность материала для учащихся.
Основные задачи урока: на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость изучения истории; расширить представления детей о музее как хранителе культурных ценностей.
Планируемые достижения учащихся: созданная непринужденная атмосфера, которая складывается на любом занятии, заставляет участников взаимодействовать друг с другом, с экспонатами, определять для себя нечто важное, что, может быть, было скрыто до этого момента. Данные занятия помогут устанавливать коммуникацию между собой и предметами истории и литературе, а имея возможность посмотреть, потрогать, поработать с этим экспонатами, а в неторных случаях повторить, т.е. сделать своими руками по образу и подобию.
Для каждого класса занятия составляются индивидуально в соответствии с особенностями учащихся. Каждое занятие сопровождается презентацией для эффективности усвоения материала. При изучение темы используются экспонаты, которые помогают ребятам постоянно быть включенными в учебный процесс.
Проектом заинтересовались учителя начальной школы и среднего звена, поэтому было принято решение расширить его границы. Создавались брошюры для привлечения внимания и заинтересованности учащихся (приложение 1 ) .
В ходе реализации проекта был объявлен конкурс на лучшую эмблему «музейного чемодана», в которой приняли участие школьники 5-8 классов (приложение ).
Заинтересовавшиеся ребята организовали группу для развития проекта. Ребята работают в библиотеке, знакомятся с электронными ресурсами в Интернете, изучают дополнительный материал для разработки новых занятий.
Одной из трудных задач проекта стала подготовка экскурсоводов. Потому что это не простая экскурсия, а это игра-занятие, в которой необходима импровизация. Увлечь слушателей, включить их в «обучение через развлечение» – совсем непросто, да и к каждой группе ребят, учитывая их особенности, нужен свой подход. Появилась необходимость объявления конкурса «История экспоната» для выявления творческих способностей ребят. И у нас выделилась группа активистов, которых привлекла именно эта работа.
Любой музей славится подлинными экспонатами. Конечно, нам тоже хотелось, чтобы в наш чемоданчик попали редкие и удивительные предметы. И мы активно включились в поисково-собирательскую работу.
Собранные и изученные материалы послужили основой для разработки текста экскурсии. Но материалов достаточно много, и их обработку мы продолжаем.
В ходе работы над созданием программы «Музей в чемодане» мы поняли, что на основе его экспонатов можно разработать несколько уроков для ребят с ОВЗ для других учреждений.
Приложение
Брошюры проекта «Музей в чемодане». Занятие по теме «Крестьянский быт»