kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музей в чемодане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия

«Короб важен прям раздут: шестеро -  седьмого ждут!»

 (сценарий театрализованной экскурсии в школьном историко – этнографическом музее «Палешуки» для детей 5-11 лет)

Цель мероприятия: привить учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ.

Действующие лица: бабушка - Хранительница, Внучка, домовёнок Кузя.

Оформление:  изба, за прялкой сидит Хранительница, рядышком за вышиванием Внучка.

Предметы: утюг, рубельи валек, лапти, горшок, чугунок, ухват, короб

 

Ход

экскурсионного занятия

Входят в музей ученики... приветствуют Хранительницу и Внучку...

Хранительница:

- Добрый день, уважаемые ребята, я с внучкой рады видеть вас снова у нас в гостях. Как видите, наши экспозиции расширяются, и наш музей пополняется новыми экспонатами.

Сегодня у нас с вами необычная встреча... Посмотрите на этот короб

( показывает на ёмкость, сделанную из соломыи лозы для хранения продуктов, круп)

В похожем, но только прямоугольной формы, коробе, Машенька пряталась от Медведя в известной сказке: «Высоко сижу, далеко....», -

            Рис.1 Короб                    Правильно -  «далеко – ГЛЯЖУ...»

А вы хотите узнать, что спрятано сегодня в этом коробе?

                              (дети отвечают)

Хранительница:

- Этот короб непростой, он волшебный, Передан он мне был моей бабушкой, а ей её бабушкой. Изготавливали такие короба из лыка,лозы, соломы.  Короб служит для хранения разных круп, продуктов, даже для овощей, но сегодня в нём находятся вещи, которые  «заплутали» в избе, случайно в короб попали и теперь не ведают, кто они и для чего нужны людям.

Из далекой старины
Эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмешь,
И рассмотришь, то поймешь,
Для чего они нужны.
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.

 Вы поможете вернуть вещи на свои места?

( слушает детей)

Вот и хорошо, вот и ладненько.  Если открыть короб - вещи сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится  д. Повитье  в 2013 году.

Внучка:

 Я знаю, что Повитье была заложенав 1546 г., поэтому селу будет в 2013 году 467 лет. Ой, (муззаставка из передачи «В гостях у сказки»)  смотрите, короб приглашает к себе... Я вижу здесь какой-то свёрток, давайте его развернём.

                        (разворачивает свёрток)

Хранительница:

Ну и чем же короб нас задумал удивить...? Прочитай внученька, я слепа уже стала, не разгляжу – плывут буковки то...

Внучка:

Хорошо, бабулечка...

 ( читает записку)

« Чтобы узнать, кого я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...» (удивлённокачает головой) Да-а ... «Их всего семь! ».

Хранительница:

Хм... Ну и короб, ну и хитрец!

Внучка:

Будем отгадывать? (спрашивает у детей) Ладно, слушайте...

 

В полотняной стране;
По реке простыне 
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не ви- и -дать.

 

(прислушивается, из-за печки слышится кашель, чихание) 

-Ребята, вы слышите кто – то пыхтит, чихает, кашляет…?

(Все прислушиваются. Из – за печки вылезает сказочный герой Домовёнок Кузя)

Хранительница:

Ребята, вы узнали кто это такой?

Кузя:

 Я домовёнок, зовут меня Кузя. А загадка простешенька: утюг это ( вытаскивает утюг из короба)

   

Рис.2 Утюг угольный( засыпались угли и утюг нагревался)

 Внучка:

Да, Кузя, правильно... утюг. Постой, а что же ты делаешь за печкой?

Кузя:

Что, что... Уголь собираю.

Внучка:

 Для чего тебе нужен уголь, Кузенька?

Кузя:

 Смеётся. Что за люди пошли, совсем не понимают, для чего нужен уголь.

Хранительница:

 Ребята, а вы знаете, для чего нужен уголь?

Хранительница:

 Кузя, расскажи нам, для чего тебе нужен уголь.

Кузя:

 Ну как же! Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить сундучок со сказками и платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу (Кузя демонстрирует, как будет класть и гладить…)

Хранительница:

 Кузя, можно мы с ребятами рассмотрим твой утюг?

Кузя:

Конечно можно. Только не уроните, он у меня очень тяжёлый.

( Дети внимательно рассматривают предмет, пробуют поднять и т.д.

 Обращает внимание, что верхнюю часть утюга можно открыть///

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Музей в чемодане" »

Управление образования Кобринского райисполкома  ГУО «Повитьевский детский сад – средняя школа»   Районный этап республиканского конкурса юных  экскурсоводов музеев учреждений образования   Номинация  «Музей в чемодане»   Тема:  «Короб важен – прям раздут:  шестеро седьмого ждут!» Автор: Совет музея «Палешукі»  Руководитель музея:  Гусева Е.М.,учитель истории  1 категории 2013г.

Управление образования Кобринского райисполкома ГУО «Повитьевский детский сад – средняя школа» Районный этап республиканского конкурса юных экскурсоводов музеев учреждений образования Номинация «Музей в чемодане» Тема: «Короб важен – прям раздут: шестеро седьмого ждут!»

Автор: Совет музея «Палешукі»

Руководитель музея:

Гусева Е.М.,учитель истории

1 категории

2013г.

Цель: прививать учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ Что спрятано в коробе? Короб – ёмкость для хранения продуктов, изготавливался из соломы, лозы ,  Экскурсионное занятие «Короб важен прям раздут: шестеро – седьмого ждут»

Цель: прививать учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ

Что спрятано в коробе?

Короб – ёмкость для хранения продуктов,

изготавливался из соломы, лозы ,

Экскурсионное занятие «Короб важен прям раздут: шестеро – седьмого ждут»

Старинные вещи заблудились и спрятались в коробе. Помогите вернуть предметы на свои места...   Этот короб непростой, он волшебный. И сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в короб попали ,и теперь не ведают, кто они, и для чего нужны людям.  Из далекой старины  Эти вещи к нам пришли.  Если в руки их возьмешь,  И рассмотришь, то поймешь,  Для чего они нужны.  Чем полезны и важны  Человеку раньше были,  Что за службу сослужили.

Старинные вещи заблудились и спрятались в коробе. Помогите вернуть предметы на свои места...

Этот короб непростой, он волшебный. И сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в короб попали ,и теперь не ведают, кто они, и для чего нужны людям.

Из далекой старины Эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмешь, И рассмотришь, то поймешь, Для чего они нужны. Чем полезны и важны Человеку раньше были, Что за службу сослужили.

Если открыть короб – вещи, предметы сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится д. Повитье в 2013 году.   467( 2013- 1546)

Если открыть короб – вещи, предметы сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится д. Повитье в 2013 году.

467( 2013- 1546)

« Чтобы узнать, кого я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...» «Сядьте рядышком на лавку. Вместе с вами я сижу. Загадаю вам загадки, Кто смышленей погляжу».

« Чтобы узнать, кого я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...»

«Сядьте рядышком на лавку.

Вместе с вами я сижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу».

«В полотняной стране;  По реке простыне ...»    «В полотняной стране;  По реке простыне   Плывет пароход,  То назад, то вперед,  А за ним такая гладь,  Ни морщинки не ви - и -дать...»

«В полотняной стране; По реке простыне ...»

«В полотняной стране; По реке простыне  Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь, Ни морщинки не ви - и -дать...»

Вот неумёхи! Утюг это... А загадка про –о –стенька – а -я...

Вот неумёхи! Утюг это...

А загадка про –о –стенька – а -я...

«Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить сундучок со сказками и платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу ...» Угольный металлический утюг для глажки белья

«Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить сундучок со сказками и платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу ...»

Угольный металлический утюг для глажки белья

«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное мучение... Бывало, постираешь одёжу, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем ...»   Рубель и валек - приспособления для глажки белья

«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное мучение... Бывало, постираешь одёжу, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем ...»

Рубель и валек - приспособления для

глажки белья

«Иди за него замуж, дочка,  не упрямься, ведь в этом  доме есть утюг...»  В прежние времена утюг стоил недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...

«Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг...»

В прежние времена утюг стоил недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...

«Из липы свито дырявое корыто,  Днем заперто, а ночью открыто.  В лес идет – клетки кладет,  Из леса идет – перекладывает»   Лапти -это повседневная обувь крестьян из лыка

«Из липы свито дырявое корыто, Днем заперто, а ночью открыто. В лес идет – клетки кладет, Из леса идет – перекладывает»

Лапти -это повседневная обувь крестьян из лыка

.

. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей", — свидетельствовал известный писатель и этнограф С.Максимов.

  • «Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. вот эти петельки, в которые продевались...»
“ Огня не страшится и воды не боится”   «Был я копан, был топтан,  Был на пожаре, был на базаре.  Сколько было сил, всю семью кормил.  Сам терпел – ничего не ел.  Сделался стар, пеленаться стал.  А как пал, так и пропал.  Выбросили за окно, и собакам не надобен...»  Горшок( ёмкость для приготовления каши, картошки, мяса в печи)

Огня не страшится и воды не боится”

«Был я копан, был топтан, Был на пожаре, был на базаре. Сколько было сил, всю семью кормил. Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар, пеленаться стал. А как пал, так и пропал. Выбросили за окно, и собакам не надобен...»

Горшок( ёмкость для приготовления каши, картошки, мяса в печи)

«А из чего делали горшки?»

«А из чего делали горшки?»

  • «Верно, из глины. Сначала глину надо было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол... Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям. Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно . »
«У горшка есть брат – близнец, который никогда не бился...»   «Книзу узок, верх широк, не кастрюля … Был на базаре, очутился на пожаре. Огня не боится, в нём каша томится»

«У горшка есть брат – близнец, который никогда не бился...»

«Книзу узок, верх широк,

не кастрюля …

Был на базаре,

очутился на пожаре.

Огня не боится,

в нём каша томится»

Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который не бился.

Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который не бился.

У горшка и чугунка есть друг... «В хлеву у быка копна на рогах, Хвост у хозяйки в руках. Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит, отдает, а сам в угол идет»

У горшка и чугунка есть друг...

«В хлеву у быка копна на рогах,

Хвост у хозяйки в руках.

Не бык, а бодает, не ест, а хватает.

Что схватит, отдает, а сам в угол идет»

«Это ухват. Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок, вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут»».   Ухват

«Это ухват. Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок, вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут»».

Ухват

«То, с помощью чего ухватывают, берут...».   «Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься»

«То, с помощью чего ухватывают, берут...».

«Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься»

«Вот так вещи жили –были...» «Вот так вещи жили – были  И хозяевам служили.  А теперь они в музее,  Чтобы мы на них смотрели  И гордились стариной  Так, как я и мы с тобой...»

«Вот так вещи жили –были...»

«Вот так вещи жили – были И хозяевам служили. А теперь они в музее, Чтобы мы на них смотрели И гордились стариной Так, как я и мы с тобой...»

«А теперь они в музее,  Чтобы мы на них смотрели  И гордились стариной  Так, как я и мы с тобой...»

«А теперь они в музее, Чтобы мы на них смотрели И гордились стариной Так, как я и мы с тобой...»

Викторина

Викторина

  • 1. В каком году впервые упоминается наша деревня Повитье?
  • ( 1546г.)
  • 2.Для чего в быту использовали короба?
  • ( ёмкость для хранения продуктов)
  • 3.Почему утюги назвали угольными?
  • ( закладывались угольки для нагрева)
  • 4.Какие предметы служили для глажки белья до появления утюгов?
  • ( валек и рубель)
  • 5.При помощи чего лапти не слетали с ног?
  • ( тесёмка)
  • 6. Со скольких лет мальчиков учили плести лапти?
  • ( с 6 лет)
  • 7.Чем отличаются горшки от чугунов?
  • ( материалом изготовления)
  • 8.Для чего нужен ухват?
  • ( для передвигания в печи горшков и чугунов)
«Но вот пришло время расставанья.  До свиданья, до свиданья!  Приходите в гости к нам.   Рады мы всегда гостям»   

«Но вот пришло время расставанья. До свиданья, до свиданья! Приходите в гости к нам. Рады мы всегда гостям»  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Музей в чемодане"

Автор: Гусева Елена Михайловна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по литературе "Пушкин и Абай - созвучие муз""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokapolitieraturiepushkiniabaisozvuchiiemuz"
    ["file_id"] => string(6) "261905"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449227293"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тема урока: " Красота и правда песен о Великой Отечественной войне""
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-uroka-krasota-i-pravda-piesien-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "294528"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455650766"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "День смеха в ДОУ "Рассеяный  с улицы бассейной""
    ["seo_title"] => string(50) "dien-smiekha-v-dou-rassieianyi-s-ulitsy-bassieinoi"
    ["file_id"] => string(6) "317242"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460305957"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Разработка внеклассного мероприятия "Дорогами войны" "
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-doroghami-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "115477"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411997949"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с помощью игр». "
    ["seo_title"] => string(87) "sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-s-pomoshch-iu-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "206270"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430142822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства