Входят в музей ученики... приветствуют Хранительницу и Внучку...
Хранительница:
- Добрый день, уважаемые ребята, я с внучкой рады видеть вас снова у нас в гостях. Как видите, наши экспозиции расширяются, и наш музей пополняется новыми экспонатами.
Сегодня у нас с вами необычная встреча... Посмотрите на этот короб
( показывает на ёмкость, сделанную из соломыи лозы для хранения продуктов, круп)
В похожем, но только прямоугольной формы, коробе, Машенька пряталась от Медведя в известной сказке: «Высоко сижу, далеко....», -
Рис.1 Короб Правильно - «далеко – ГЛЯЖУ...»
А вы хотите узнать, что спрятано сегодня в этом коробе?
(дети отвечают)
Хранительница:
- Этот короб непростой, он волшебный, Передан он мне был моей бабушкой, а ей её бабушкой. Изготавливали такие короба из лыка,лозы, соломы. Короб служит для хранения разных круп, продуктов, даже для овощей, но сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в короб попали и теперь не ведают, кто они и для чего нужны людям.
Из далекой старины
Эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмешь,
И рассмотришь, то поймешь,
Для чего они нужны.
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.
Вы поможете вернуть вещи на свои места?
( слушает детей)
Вот и хорошо, вот и ладненько. Если открыть короб - вещи сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится д. Повитье в 2013 году.
Внучка:
Я знаю, что Повитье была заложенав 1546 г., поэтому селу будет в 2013 году 467 лет. Ой, (муззаставка из передачи «В гостях у сказки») смотрите, короб приглашает к себе... Я вижу здесь какой-то свёрток, давайте его развернём.
(разворачивает свёрток)
Хранительница:
Ну и чем же короб нас задумал удивить...? Прочитай внученька, я слепа уже стала, не разгляжу – плывут буковки то...
Внучка:
Хорошо, бабулечка...
( читает записку)
« Чтобы узнать, кого я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...» (удивлённокачает головой) Да-а ... «Их всего семь! ».
Хранительница:
Хм... Ну и короб, ну и хитрец!
Внучка:
Будем отгадывать? (спрашивает у детей) Ладно, слушайте...
В полотняной стране;
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не ви- и -дать.
(прислушивается, из-за печки слышится кашель, чихание)
-Ребята, вы слышите кто – то пыхтит, чихает, кашляет…?
(Все прислушиваются. Из – за печки вылезает сказочный герой Домовёнок Кузя)
Хранительница:
Ребята, вы узнали кто это такой?
Кузя:
Я домовёнок, зовут меня Кузя. А загадка простешенька: утюг это ( вытаскивает утюг из короба)
Рис.2 Утюг угольный( засыпались угли и утюг нагревался)
Внучка:
Да, Кузя, правильно... утюг. Постой, а что же ты делаешь за печкой?
Кузя:
Что, что... Уголь собираю.
Внучка:
Для чего тебе нужен уголь, Кузенька?
Кузя:
Смеётся. Что за люди пошли, совсем не понимают, для чего нужен уголь.
Хранительница:
Ребята, а вы знаете, для чего нужен уголь?
Хранительница:
Кузя, расскажи нам, для чего тебе нужен уголь.
Кузя:
Ну как же! Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить сундучок со сказками и платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу (Кузя демонстрирует, как будет класть и гладить…)
Хранительница:
Кузя, можно мы с ребятами рассмотрим твой утюг?
Кузя:
Конечно можно. Только не уроните, он у меня очень тяжёлый.
(Дети внимательно рассматривают предмет, пробуют поднять и т.д.
Обращает внимание, что верхнюю часть утюга можно открыть///
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Музей в чемодане" »
Управление образования Кобринского райисполкома ГУО «Повитьевский детский сад – средняя школа» Районный этап республиканского конкурса юныхэкскурсоводов музеев учреждений образованияНоминация«Музей в чемодане»Тема:«Короб важен – прям раздут:шестеро седьмого ждут!»
Автор: Совет музея «Палешукі»
Руководитель музея:
Гусева Е.М.,учитель истории
1 категории
2013г.
Цель: прививать учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ
Старинные вещи заблудились и спрятались в коробе. Помогите вернуть предметы на свои места...
Этот короб непростой, он волшебный. Исегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в короб попали ,и теперь не ведают, кто они, и для чего нужны людям.
Из далекой стариныЭти вещи к нам пришли.Если в руки их возьмешь,И рассмотришь, то поймешь,Для чего они нужны.Чем полезны и важныЧеловеку раньше были,Что за службу сослужили.
Если открыть короб – вещи, предметы сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится д. Повитье в 2013 году.
467( 2013- 1546)
« Чтобы узнать, кого я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...»
«Сядьте рядышком на лавку.
Вместе с вами я сижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу».
«В полотняной стране;По реке простыне ...»
«В полотняной стране;По реке простыне Плывет пароход,То назад, то вперед,А за ним такая гладь,Ни морщинки не ви - и -дать...»
Вот неумёхи! Утюг это...
А загадка про –о –стенька – а -я...
«Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить сундучок со сказками и платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу ...»
Угольный металлический утюг для глажки белья
«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное мучение... Бывало, постираешь одёжу, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем ...»
Рубель и валек - приспособления для
глажки белья
«Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг...»
В прежние времена утюг стоил недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...
«Из липы свито дырявое корыто,Днем заперто, а ночью открыто.В лес идет – клетки кладет,Из леса идет – перекладывает»
Лапти -это повседневная обувь крестьян из лыка
. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей", — свидетельствовал известный писатель и этнограф С.Максимов.
«Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. вот эти петельки, в которые продевались...»
“Огня не страшится и воды не боится”
«Был я копан, был топтан,Был на пожаре, был на базаре.Сколько было сил, всю семью кормил.Сам терпел – ничего не ел.Сделался стар, пеленаться стал.А как пал, так и пропал.Выбросили за окно, и собакам не надобен...»
Горшок( ёмкость для приготовления каши, картошки, мяса в печи)
«А из чего делали горшки?»
«Верно, из глины. Сначала глину надо было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол... Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям. Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно . »
«У горшка есть брат – близнец, который никогда не бился...»
«Книзу узок, верх широк,
не кастрюля …
Был на базаре,
очутился на пожаре.
Огня не боится,
в нём каша томится»
Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который не бился.
У горшка и чугунка есть друг...
«В хлеву у быка копна на рогах,
Хвост у хозяйки в руках.
Не бык, а бодает, не ест, а хватает.
Что схватит, отдает, а сам в угол идет»
«Это ухват. Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок, вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут»».
Ухват
«То, с помощью чего ухватывают, берут...».
«Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься»
«Вот так вещи жили –были...»
«Вот так вещи жили – были И хозяевам служили. А теперь они в музее, Чтобы мы на них смотрели И гордились стариной Так, как я и мы с тобой...»
«А теперь они в музее, Чтобы мы на них смотрели И гордились стариной Так, как я и мы с тобой...»
Викторина
1. В каком году впервые упоминается наша деревня Повитье?
( 1546г.)
2.Для чего в быту использовали короба?
( ёмкость для хранения продуктов)
3.Почему утюги назвали угольными?
( закладывались угольки для нагрева)
4.Какие предметы служили для глажки белья до появления утюгов?
( валек и рубель)
5.При помощи чего лапти не слетали с ног?
( тесёмка)
6. Со скольких лет мальчиков учили плести лапти?
( с 6 лет)
7.Чем отличаются горшки от чугунов?
( материалом изготовления)
8.Для чего нужен ухват?
( для передвигания в печи горшков и чугунов)
«Но вот пришло время расставанья.До свиданья, до свиданья!Приходите в гости к нам.Рады мы всегда гостям»