kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка патриотической игры "Наше наследие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из эффективных и интересных  форм работы с детьми и молодежью по гражданско-патриотическому воспитанию является патриотическая игра. Патриотическая игра  «Наше наследие» проводится в рамках дня единых действий «День России» и  Годом защитника Отечества.  Данное мероприятие можно использовать в летних пришкольных и загородных лагерях, прогулочных группах и  дворовых площадках, реализующих гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка патриотической игры "Наше наследие"»













Патриотическая игра «Наше наследие»





Автор: Борисова Елена Ивановна,

методист МБОУ ДО «НЦДОД»,

высшей квалификационной категории




















г. Навашино, 2025г.



Пояснительная записка

«Любовь к Отчизне начинается  с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

                                                                                               Д.С.Лихачёв


В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с  детьми становится гражданско-патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории,  культуре,  народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Наши дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества. Это решение имеет особую значимость в праздновании 80-летия победы в Великой Отечественной войне. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач в современном мире, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Поэтому, наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. 

         Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач в любом образовательном учреждении.


Одной из эффективных и интересных форм работы с детьми и молодежью по гражданско-патриотическому воспитанию является патриотическая игра.

Патриотическая игра «Наше наследие» проводится в рамках дня единых действий «День России» и Годом защитника Отечества. Данное мероприятие можно использовать в летних пришкольных и загородных лагерях, прогулочных группах и дворовых площадках, реализующих гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи.

Мероприятие способствует воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции детей и молодежи. Тематика данного мероприятия соответствует возрастным (12–14 лет) и психологическим возможностям детей.

Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриот, гражданин, Родина, Россия, формировании чувства гордости за свою страну, а также в том, чтобы показать детям, как можно выразить своё отношение к Родине в стихах, песне, игре. Педагогическая ценность также в том, что дети приобретают новые знания о России, о родном крае, получают возможность новых знаний о родном крае проявить свои творческие способности, продемонстрировать свои знания.

Цель: создание условий для развития познавательного интереса по отношению к своей малой родине, воспитание чувства патриотизма, гордости за свой родной край, привлечение детей к активной творческой деятельности.

Задачи:

-способствовать развитию интеллектуальных способностей;

-развивать интерес к прошлому и настоящему малой родины;

-прививать любовь и гордость к родному краю;

-формировать чувства ответственности за судьбу своей малой Родины;

- формировать навык работы в команде;

-развивать творческие способности детей.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации данного мероприятия предполагается:

- Формирование у детей позитивного отношения к истории, культуре своего родного края;

- повышение духовной культуры детей;

- увеличение числа детей, занятых в культурно-досуговой деятельности;

- уважительно относиться к символам России, к истории Родины;

- осваивать коммуникативные навыки и работу в команде.

- рассказывать о родной стране и малой Родине с гордостью.


Форма реализации: патриотическая игра.

Методы реализации: словесный, наглядный, практический.

Краткое содержание: Участники мероприятия (команды) будут проходить путешествия по тематическим станциям:

1. Станция «Флаг и герб России»

2. Станция «Гимн России»

3. Станция «Моя Родина – Россия»

4. Станция «Русские пословицы».

5. Станция «Великие её просторы»

6. Станция «Русские сказки»

7. Станция «Русские игры»

8. Станция «Русские песни»

9. Станция «Русская армия»

10. Станция «Самые знаменитые русские»

За каждое пройденное испытание, командам начисляются баллы. По завершению игры, подводятся итоги. Команды получают призы и грамоты.

Этапы:

  1. Предварительный (формирование команд, выбор капитана, названия команды)

  2. Разработка заданий.

  3. Организационный (участники игры собираются в назначенную дату, время и место проведения игры, разъяснение правил игры)

  4. Участие в патриотической игре.

  5. Подведение итогов.

  6. Награждение.






































Патриотическая игра «Наше наследие»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса по отношению к своей малой родине, воспитание чувства патриотизма, гордости за свой родной край, привлечение детей к активной творческой деятельности.

Задачи:

-способствовать развитию интеллектуальных способностей;

-развивать интерес к прошлому и настоящему малой родины;

-прививать любовь и гордость к родному краю;

-формировать чувства ответственности за судьбу своей малой Родины;

- формировать навык работы в команде;

-развивать творческие способности детей.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации данного мероприятия предполагается:

- Формирование у детей позитивного отношения к истории, культуре своего родного края;

- повышение духовной культуры детей;

- увеличение числа детей, занятых в культурно-досуговой деятельности;

- уважительно относиться к символам России, к истории Родины;

- осваивать коммуникативные навыки и работу в команде.

- рассказывать о родной стране и малой Родине с гордостью.



Материально-техническое обеспечение:

1. Оформление места проведения игры.

2. Конверты с заданиями, ревизит.

3. Плакаты или слайды с изображением флага, герба России, текста гимна.

4. Заготовки ткани (или бумаги) разного цвета для изготовления флага России.

5. Крупный пазл «Герб России»

6. Фонограмма гимна России.

7. Грамоты.

8.Призы.



Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать участников команд на патриотической игре «Наше наследие». Мы живем в самой красивой, богатой и любимой стране –Россия.

Моя великая Россия!

Священная моя страна!

Ее равнины снеговые,

Ее порывы огневые,

Ее мечты передовые,

Ее писатели живые,

Постигшие ее до дна!

Ее полеты голубые,

Ее наряды расписные,

И наше солнце, и луна!

И песни наши разрывные,

Такие русские, родные,

И рек безбрежных глубина.

Ты в этом вся, моя Россия,

Моя крылатая страна!

Сегодняшняя игра будет посвящена государственным символам России, её истории и культуре.

Наша путешествие будет проходить по станциям:

1. Станция «Флаг и герб России»

2. Станция «Гимн России»

3. Станция «Моя Родина – Россия»

4. Станция «Русские пословицы».

5. Станция «Великие её просторы»

6. Станция «Русские сказки»

7. Станция «Русские игры»

8. Станция «Русские песни»

9. Станция «Русская армия»

10. Станция «Самые знаменитые русские»

Ведущий: И так, мы начинаем и первая

1 СТАНЦИЯ «ФЛАГ И ГЕРБ РОССИИ»

Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг. На этой станции мы с вами вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе.

Предлагаю выполнить несколько заданий.

1задание  «Флаг России»

Вопрос: «Что такое флаг?»

Ответ: Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.

Задание: Мастер-класс «Флаг». Участником необходимо из предложенных материалов создать Флаг России. За выполнение задания команды получают 1 балл. (Приложение 1)

Вопрос: «Что означают цвета российского флага?»

Ответ: Цвета российского флага выбраны не случайно:

белый - благородство;

синий – верность и честность;

красный – мужество, отвага, героизм, смелость.

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг России – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут

2 задание «Герб России»

Вопрос: Что такое герб?

Ответ: Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города.

Вопрос: Назовите, что является гербом России?

Ответ: Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Орёл – символ вечности, уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.)

Где мы встречаемся с изображением герба? (на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах).

Задание – Участкам необходимо из фрагментов составить Герб России (пазлы). За выполнение задания команды получают 1 балл. (Приложение 2)

2 СТАНЦИЯ «ГИМН РОССИИ»

Ведущий: В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.

Вопрос: «Что такое гимн?»

Ответ: Гимн – это торжественная песня или мелодия.

Вопрос: «Как нужно слушать гимн?»

Ответ: гимн слушают стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

Вопрос: «Кто знает авторов современного гимна?»

Ответ: Автор современного текста гимна России – С. В. Михалков, музыку написал А.В.Александров.

Задание – восстановите текст гимна России. Участники получают карточку с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте. За выполнение задания команды получают 5 баллов. (Приложение 3) 

3 СТАНЦИЯ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

Ведущий: Россия. Родина. Это священные для русского человека слова.

Вопрос: «Откуда же произошло слово родина

Ответ: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других.

1 задание для команды – подобрать как можно больше однокоренных слов к слову «Родина», за каждое слово – 1 балл. (Приложение 4)

Ответ:

родня,

родословная,

народ,

родина,

родич,

родители.

2 задание – Викторина

Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.

• Как сейчас называется наше государство?

(Российская Федерация)

• Назовите столицу нашей Родины России?

Москва

• Кто является главой государства, гарантом Конституции РФ.

Президент РФ

• Назовите Президента России

Владимир Владимирович Путин

• Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором отражены все законы? Конституция

• Какие самые древние города России вы знаете?

(Новгород, Ростов, Смоленск, Псков, Муром, Владимир)

• Какие крупные реки России вам известны?

Волга, Дон, Амур, Енисей.

• Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе?

Волга – самая длинная река Европы. Её протяжённость около 3 тыс. 530 км.

• Какие национальности проживают на территории России?

Мордва, чуваши, татары, карелы, калмыки, якуты, башкиры, ненцы, чукчи, немцы, ханты, манси….

4 СТАНЦИЯ «РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ»

Ведущий: На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы.

Пословицы – это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь народа, особенности национального характера. Пословицы - коллективное творчество народа, и они употребляются в речи всем народом. Много пословиц и поговорок сложено народом про нашу любимую Родину – Россию. Вот и сейчас задание командам – вспомнить пословицы и поговорки про Родину.

Вам будут даны тексты пословиц и поговорок. Но… все слова заменены антонимами.

Кто знает, что такое антоним?

Антоним - это слово с противоположным значением.

Давайте попробуем:

Сухой – мокрый

Грустный – веселый

Умный – глупый

Хорошо – плохо

Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.

1. В гостях и потолок мешает. (Дома и стены помогают)

2. Чужбина – отец, не умей за него полежать. (Родина – мать, умей за неё постоять)

3. У себя плохо, а у чужих – хуже. (В гостях – хорошо, а дома – лучше)

4. Много у зверя мачех, много и чужбин. (Одна у человека мать, одна у него и Родина).

5. Где чужая окраина – там и ад (Где родной край, там и рай).

6. Зверь с чужбиной, что рыба с молчанием (Человек без родины, что птица без песни)

7. Чужое небо и в ноге ненавистно (Своя земля и в горсти (в руке) мила).

5 СТАНЦИЯ «Великие ее просторы»

Участники игры по заданным картинкам, приведённым ниже, должны отгадать название достопримечательностей России и место их нахождения. Особо оцениваются те участники, которые владеют дополнительной информацией о данных памятниках России. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Собор Василия Блаженного в Москве

  1. Третьяковская галерея, Москва



  1. Зимний Дворец, г.Санкт-Петербург



  1. Храм Христа Спасителя, г.Москва

5.Мамаев Курган, Волгоград

6.Петергоф, г.Санкт-Петербург











7. Большой театр, г.Москва



6 СТАНЦИЯ «РУССКИЕ СКАЗКИ»

Ведущий: Все вы с самого раннего детства любите русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного поэтического творчества. Словом, «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, сатирические анекдоты, и замысловатые авантюрные повести, но больше всего мы, несомненно, любим больше всего полные чудес волшебные сказки.

На сказочной станции мы и вспомним русские народные сказки. Выполнив все задания, вы можете заработать 5 баллов.

1 Задание – «Чьи вещи?»

Надо отгадать, кому принадлежат вещи, и назвать имя или название сказки

· ступа (Баба Яга)

· щука (Емеля)

· топор (солдат)

· золотое яичко (курочка Ряба)

· туфелька (Золушка)

· морозильный посох (Морозко)

· кувшин и тарелка (Журавль и лиса)

· бобовое зернышко (Петушок и бобовое зернышко)

-зеркальце (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

2 Задание «Отгадай, кто это»

Кто использовал обогревательный прибор в качестве транспорта (Емеля)

Имя былинного богатыря из города Мурома (Илья)

Кому удалось перехитрить двух людей и трех животных (Колобок)

Какое дерево спасло двоих детей от погони (Яблоня)

Какой конь может прыгнуть до крыши терема (Сивка-бурка)

Кто, распрощавшись с зеленою кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

3 Задание «Продолжи фразу»

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…(а от тебя и подавно уйду)

В некотором царстве…(в некотором государстве)

По щучьему велению…(по моему хотению)

Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается)

Несет меня лиса…(за дальние леса, за высокие горы)

И я там был мед-пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)

7 СТАНЦИЯ «РУССКИЕ ИГРЫ»

Ведущий: Народные игры – это яркое выражение характера народа в них играющего, отражение истории его развития. Многие народные игры мы знаем с раннего детства. Вам нужно по картинке определить название русской народной игры. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Жмурки









2.Гуси-гуси

3.Колечко



4.Салки











  1. Лапта

 

8 СТАНЦИЯ «РУССКИЕ ПЕСНИ»

Ведущий: народные песни в России в основном связаны с обрядами, обычаями или народными праздниками. Были свадебные песни, солдатские песни (проводы в армию), колыбельные песни, масленичные песни пели на Масленицу, троицкие песни про березку на праздник Троицы в начале лета.

А какие песни знаете вы?

Задание – вспомните и попробуйте спеть русскую народную песню. За исполненное задание– 5 баллов. (Приложение 5)

9 СТАНЦИЯ «РУССКАЯ АРМИЯ»

Ведущий: Армия всегда была русской гордостью. Русские воины храбро защищали родную землю от врагов. Но в разное время и армия была разной: от древнерусских богатырей до сегодняшней российской армии. Знаете ли вы историю нашей армии?

Задание – Ответив на вопросы викторины, вы сможете заработать по 1 баллу за правильный ответ.

1.Как называлась основная часть княжеского войска в Древней Руси?

(Дружина)

2. Как в Древней Руси называли отважного доблестного воина, богатыря? (Витязь)

3. Как назывался бронежилет времен Александра Невского? (Кольчуга)

4. Что в 17 веке использовали для занятий по строевой подготовке при отработке поворотов налево и направо?

(Сено-солома)

5. Имя какого русского святого носит флаг Российского флота?

(Андреевский флаг)

6. При императоре Александре II срок солдатской службы сократился на 19 лет, а сколько же лет служили в русской армии до этого? (25 лет)

7. В 1903 году поручик русской армии Турчинович на радость изобрел именно это. Как вы думаете, что?

(Полевую кухню)

8. Победы России связаны с именами русских полководцев. Назовите русских полководцев, которые вам известны.

(А. Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков и др.)

9. Как назывался красноармейский головной убор в виде суконного шлема со звездой? В честь кого он назван?

(Буденовка, в честь С.М. Буденного)

10. Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров «ТТ»? (Тульский Токарева – место, где изобретен и фамилия изобретателя)

11. Автомат какого конструктора был главным на вооружении советской армии с 1949 года? (Калашникова)

12. Какого выдающегося русского полководца после Великой Отечественной войны называли «Маршалом Победы»?

(Г.К. Жукова)

13. Военнослужащие каких войск называют себя голубыми беретами?

(десантники)

14. В каком возрасте призывают на военную службу в России?

(18 лет)

15. Как называется солдатский дом

(Казарма.)

10 СТАНЦИЯ «САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ»

Ведущий: Нашу страну, конечно же, знают во всем мире. А чем особенно знаменита Россия?

Задание - Ответив на вопросы викторины, вы сможете заработать по одному баллу за правильный ответ.

1. Самая известная русская икона (Троица)

2. Самая популярная в мире русская игрушка. (Матрёшка)

3. Самый знаменитый русский певец (Шаляпин)

4. Самая известная русская порода собак (Русская борзая)

5. Самый известный русский поэт (Пушкин)

6. Самый известный русский писатель (Толстой и Чехов)

7. Самый известный русский художник (Шишкин, Васнецов)

8. Самый известный русский сорт яблок (Антоновка)

9. Самый известный русский ученый (Менделеев)

10. Самый известный русский спортсмен (Ирина Роднина, ….)

11. Самый известный русский город (Москва)

12. Самая известная русская песня (Калинка, Подмосковные вечера)

13. Самая распространенная русская фамилия (Иванов…)

14. Самое известное женское и мужское русское имя (Мария, Иван)

15. Самый знаменитый русский напиток (квас)

16. Самый известный русский богатырь (Илья Муромец)

17. Самый знаменитый русский полководец. (Суворов)

18. Самое известное русское озеро? (Байкал)

19. Самый знаменитый русский космонавт. (Юрий Алексеевич Гагарин)

После прохождения всех станций команды собираются на линейке и сдают маршрутные листы для подведения итогов.

Ведущий: Подошла к концу наша игра. Команды награждаются призами грамотами.

 

Литература

  1. Воспитываем патриота и гражданина: классные и клубные часы, тематические вечера / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2019.

  2. Данилюк А. Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –М.: Просвещение, 2019.

  3. Коллективно-творческие дела, инсценировки, праздники, аттракционы, розыгрыши, игры, сценарии. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015.

  4. Но гражданином быть обязан (Проект Дня правовых знаний в общеобразовательной школе) / авт.-сост. И.В. Чайкина. - Тавда, 2016.

  5. Чутко Н.Я. Я – гражданин России. Учебное пособие для 3 класса. – Издательский дом Фёдоров. Издательство «Учебная литература», 2016.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка патриотической игры "Наше наследие"

Автор: Борисова Елена Ивановна

Дата: 17.09.2025

Номер свидетельства: 674286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Методическая разработка "Из истории русской деревянной избы" (в рамках авторской программы "Народная культура и традиции") "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-iz-istorii-russkoi-dierieviannoi-izby-v-ramkakh-avtorskoi-proghrammy-narodnaia-kul-tura-i-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "184047"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425991088"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка "Из истории русской избы" (В рамках авторской программы "Народная культура и традиции") "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-iz-istorii-russkoi-izby-v-ramkakh-avtorskoi-proghrammy-narodnaia-kul-tura-i-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "184057"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425992239"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства