Просмотр содержимого документа
«Квест игра "путешествие по сказкам"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Барабинского района Новосибирской области
Методическая разработка
библиотечного урока:
«Всемирный день Земли.
Давайте сохраним планету счастья!»
для 5-6 класов
Автор работы: Горст Юлия Юрьевна,
педагог-библиотеарь 1КК
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №3
Барабинск, 2017 г.
Цель мероприятия:
Формирование экологической культуры подрастающего поколения и бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
Воспитать любовь к природе, пробудить чувство прекрасного при её восприятии
Привить интерес к окружающему миру и стремление беречь природу
Преодолевать потребительское отношение к природе,
Развивать у детей экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации.
Углублять знания детей об окружающем мире и экологических проблемах
Содействовать накоплению навыков коллективной работы
Сформировать предпосылки для экологически корректного поведения
Показать красоту окружающей природы
Формировать бережное и ответственное отношение к природным богатствам.
Оформление:
Плакаты на экологическую тему
Фотографии
Рисунки детей
Книжная выставка на тему: «Это Земля твоя и моя»,
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Экран
Клип « 2017 год-год экологии»
Гимн экологии
Клип «Как прекрасен этот мир»
Клип «Берегите землю»
Клип «Не рвите цветы»
Фильм «О загрязнении планеты»
Клип «Не уроните шарик»
Презентация к мероприятию
Экологический календарь -8 шт.
Тип занятия: КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК
Работа в группах, беседа, диалог, диспут, открытие нового, выполнение проекта, закрепление и выводы.
ОРГАНИЗАИОННЫ МОМЕНТ:
Дети делятся на 4 группы, до начала занятия столы расставлены так, что за каждым по 8 человек. На столах лежат : , цветные карандаши, фломастеры,ножницы, клей, карточки, раздаточный материал, ватман.
ПРОСМОТР КЛИПА « 2017 ГОД-ГОД ЭКОЛОГИИ»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Мотивационный этап:
ВЕДУЩИЙ: Доброго вам дня, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами урок – праздник. А что значит для вас слово праздник? С чем это слово у вас ассоциируется? (ответы детей)
подарки, интересные игры, конкурсы, песни, танцы, стихи
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
ВЕДУЩИЙ: Обратите внимание, у вас на партах лежит календарь. Загляните в него. Этот календарь не простой, Что в нем необычного? Это экологический календарь. Что это значит? (ответы детей) (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
ВЕДУЩИЙ: Рассмотрите его внимательно. Давайте вместе выберем в нем особенную дату, которая отражает в себе все вместе взятые события в этом календаре.
ВЕДУЩИЙ Чтобы о ней узнать послушайте стихотворение:
читает ребенок
Стихотворение звучит на фоне произведения Ш.К. Сен-Санса «Лебедь» («Карнавал животных»).
«Берегите, Землю!»
Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стеблях повилики, На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите... Берегите Землю! Берегите...
ВЕДУЩИЙ: Ребята, у всех нас есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал день 22 апреля. Это день рождения и защиты наших рек, озер, лесов, животных, птиц, насекомых- это день защиты нашей природы. В этот день звучат песни, добрые слова и даже солнце светит ярче. Это особая дата- всемирный день Земли. ( показывает ГЛОБУС)
ТЕМА ЗАНАТИЯ:
Давайте проговорим и запишем на доске тему нашего сегодняшнего занятия.(дети проговаривают и записываю на доске
(« ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ»)
ЦЕЛЬ:
ВЕДУЩИЙ: У каждой темы должна быть определенная цель:
О красоте Земли поет душа.
О том, как мир огромен и прекрасен.
Мы разные…Земля у нас одна!
Перенесла она невзгоды и несчастья.
Вреда ей человек принес сполна…
(на экране) говорят все хором:
ВСЕ: Давайте сохраним планету счастья!
ВЕДУЩИЙ: Ребята. этот девиз и является ЦЕЛЬЮ нашего сегодняшнего праздника, для вас приготовлены эмблемы, приуроченные к нашей теме, давайте прикрепим иголочками их к одежде. Это будет наш отличительный знак защитников природы-юных экологов.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно раз, два, три,
Откроем праздник - День Земли.
звучит гимн экологии
ВЕДУЩИЙ: Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, дает все для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.
просмотр клипа «Не уроните шарик!»
ВЕДУЩИЙ: Всёв нашем доме по имени Земля взаимосвязано, всё зависит друг от друга: если погаснет солнце - все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу - значит сохранить жизнь. поэтому наше занятие так и называется «Давайте сохраним планету счастья!
Уже много лет проблема загрязнения окружающей среды стоит на первом месте у экологов и властей. За долгие годы потребительского отношения к природе человеческая деятельность нанесла колоссальный урон всему живому на Земле. Дальнейшее загрязнение планеты может привести к катастрофическим последствиям.
(Сообщения детей)
Знаете ли вы?
В Швеции только 1% мусора закапывается в землю, всё остальное идёт на переработку
В начале 90-х годов компания Nike запустила программу, которая действует и по сей день. Она заключается в переработке старых кроссовок в материал для спортивных площадок. Каждая из трёх частей обуви перерабатывается отдельно: измельчённые резиновые подошвы становятся беговыми дорожками, средняя часть из пеноматериала — покрытием теннисных кортов, а ткань — покрытием баскетбольных площадок.
Об этом мало кто знает, но в Тихом океане есть целый «континент» из пластиковых отходов, известный как Большое тихоокеанское мусорное пятно. По некоторым оценкам, размеры этого пластикового «мусорного континента» могут быть в два раза больше США.
Всемирно известная компания "Adidas" презентовала кроссовки, которые полностью сделаны из пластиковых отходов, найденных в океане. Таким образом, спортивный бренд продолжает удивлять своих поклонников стильными и необычными новинками, а также борется за чистоту окружающей среды.
Единственным относительно чистым местом на Земле является Антарктида. Данный континент находится под защитой «Договора об Антарктиде», который запрещает военную деятельность, добычу полезных ископаемых, ядерные взрывы и утилизацию ядерных отходов.
Озеро Карачай — свалка радиоактивных отходов бывшего Советского Союза, которое находится в Челябинской области, является самым загрязненным местом на Земле. Если человек проведет всего час в этом озере, он гарантированно умрет.
ВЕДУЩИЙ: Наша Земля хоть и большая, но она очень чувствительная.
Человек тоже большой, но сядет на него комарик и он его чувствует. Так и Земля всё чувствует.
Сегодня нашей имениннице мы будем посвящать стихи и песни, и подарим красивую открытку, которую сделаем все вместе. Для начала. каждая из команд выберет название для своей открытки и запишет его на ватмане.
(на экологическую тему)
3. РАБОТА ПО ТЕМЕ
ВЕДУЩИЙ: Итак, приступим. Все знают, что существуют определенные правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его еще раз. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе, здесь нельзя вести себя, как на ум взбредет. У вас на партах находятся толковые словари, в них вам необходимо найти и запомнить значение нового понятия, с которым мы сегодня познакомимся- ХОРТИЯ-что это такое?
дети работают со словарями
Задание№1: Правила поведения в природе.
У вас на столе лежат карточки, на которых описывается история, вам необходимо внимательно прочитать ее, подчеркнуть все те строки, где описывается неправильное поведение человека в природе. (В таблице в правом столбце, необходимо приклеить значок, соответствующий правильному поведению на природе. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
После заполнения таблички, вам необходимо приклеить это все на нашу открытку.
Задание№2:
ВЕДУЩИЙ: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
ВЕДУЩИЙ: Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! - Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет) - Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да) - Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
-Если разведу костер, а тушить не буду? (нет) -Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет) -Если мусор уберу, банку закопаю? (да) -Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
ВЕДУЩИЙ: ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:
Мы говорим: она течёт
Мы говорим: она играет
Она бежит всегда вперёд
Но никогда не убегает (вода)
Правильно, вода- является источником жизни человека, занимает большую часть земли, поэтому ее нужно беречь.
Задание №3: Вода
ИГРА "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» (ПО КОМАНДАМ)
Дети передают по кругу волшебную палочку и называют всё, что связано с водой, после чего берут картинку. где изображены разные виды водоёмов: река, озеро, океан, море. необходимо вырезать, приклеить на ватман и подписать где что. (подписывают водоёмы) (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
КЛИП «ЖИВИ, РОДНИК, ЖИВИ!»
(пока дети приклеивают и подписывают) 3мин.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, а без чего человек не сможет жить на земле, помимо воды? Правильно, без кислорода. а кто вырабатывает его? Конечно же растения, которых на нашей земле множество. Давайте немного отдохнем и проведем физминутку.
Задание №4:Растения
ФИЗМИНУТКА
Покажем, что растение - живая природа. (дети моделируют рост растения движениями)
Вырастает стебелек, появляется листок.
Солнышко сияет, стебелек подрастает.
Вот подрос стебелек, распустился там цветок.
Ночь – цветок закрылся, день – цветок раскрылся.
Вот подул ветерок, закачался стебелек.
Ветер все сильнее, стебелек все слабее.
Ветер тише, стебелек все выше, выше!
ИГРА «РАСТИТЕЛЬНЫЙ АЛФАВИТ»
необходимо разгадать загадку, выбрать из предложенных картинок растений правильные и приклеить по алфавиту растения.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №5-5/1)
пока дети приклеивают растения
КЛИП «НЕ РВИТЕ, ЦВЕТЫ, НЕ РВИТЕ!»
Залание №5: Животные
Сегодня мне бы хотелось вам рассказать о необычной книге, посмотрите на выставку книг, там находится большая красная книга. Как вы думаете почему ее называют красной? Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения. Красная книга-это сигнал опасности.
С 1600 г.на планете вымерло 150 видов животных, более половины –за последние 50 лет. В красную книгу занесены редкие животные, птицы, цветы и даже грибы.
ИГРА ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
ВЕДУЩИЙ: пришли телеграммы, от кого неизвестно, надо отгадать от кого, выбрать картинку животного и приклеить на открытку.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №6)
Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (черепаха).
Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне (еж).
3. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. успешно отращу себе новый (ящерица).
4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом (медведь).
5. Помогу всем, у кого сломался будильник (петух).
6. Я лесной зверь. Днем я сплю, а ночью выхожу на кормежку. Зимой питаюсь корой деревьев. Быстро бегаю. Зимой моя шуба становится белой как снег. (заяц).
(Клеят животных)
Задание №6: Ты- человек
ВЕДУЩИЙ: Кто является главным чудом на Земле? правильно-ЧЕЛОВЕК!
на выставке книг об экологии, ведущий берет книгу С. Экзюпери «Маленький принц», показывает ее, рассказывая немного о содержании книги.
ИГРА ЗАКОНЧИ ФРАЗУ:
ЧТОБЫ МЕНЯ МОГЛИ НАЗВАТЬ МАЛЕНЬКИМ ПРИНЦЕМ Я ДОЛЖЕН БЫТЬ ...
дети должны наклеить человека на ватман и подписать под ним, каким он должен быть . (ПРИЛОЖЕНИЕ №7)
(Приклеивают человека и подписывают)
ВЕДУЩИЙ:История праздника
Каждый год весной в разных странах Планеты дважды отмечают очень понятный всем праздник – Международный День Земли, имеющий разную смысловую нагрузку. Первый раз День Земли отмечают 21 марта, в день весеннего равноденствия.
Международное значение День Земли приобрел с 1970 года, когда свыше 20 миллионов человек в разных странах мира приняли участие в различных экологических акциях. А с 1990 года 22 апреля объявлено Международным днем Земли, его отмечают жители большинства стран Мира. В России День Земли отмечается с 1992 года.
День Земли 22 апреля, как и День Земли, проводимый в День весеннего равноденствия, дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.
ПРОСМОТР КЛИПА «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»
ВЕДУЩИЙ:В мире существует Флаг Земли. При этом он не считается официальным символом. Этот флаг представляет собой фотографию нашей планеты, снятой из Космоса.
Задание №7: Сложить пазлы флага и символ праздника (приклеить на ватман)
(ПРИЛОЖЕНИЕ №8)
ИТОГ УРОКА:
ВЕДУЩИЙ: Посмотрите какие красивые газеты-послания будущему поколению планеты Земля у нас получились, давайте приклеим их на доску. если взглянуть на них. Какие выводы мы можем сделать?
ВЫВОДЫ: соблюдая правила поведения в природе. заботясь о растениях, животных и вообще об окружающей среде, только тогда Земля сможет жить . процветать и радовать человека своими дарами.
ВЕДУЩИЙ: Правильно ребята, вот и заканчивается наше занятие, поставленные цели и задачи выполнены, мини-проект готов, остается только оценить наше занятие вами. У вас на партах лежат листочки деревьев: желтый-березовый, , красный – клен. Если вам все понравилось на зянятии, и вы считаете, что мы достигли поставленных целей приклейте на доску красный листочек, если же не понравилось, то желтый.
Сегодня мы с вами сделали большое дело, у нас получилось сделать послание будущему поколению наша газета.
На этом занятие-праздник закончено. Спасибо всем за внимание. Вы хорошо поработали.
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах.
Предметными результатами являются следующие умения:
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Называть основные экологические факторы в жизни растений.
Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.
Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
Объяснять роль человека в охране растительного, животного мира.
Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений, животных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Книга природы.- М.:Детск.лит.2000.
Гладкий Ю.Н.,Лавров С.Б. Дайте планете шанс: Книга для учащихся.- М.:Просвещение, 2013.
Энциклопедия для детей.Т.19.Экология/Гл.ред.В.А.Володин. -М.: Аванта
Довгуша В., Тихонов М. Война с природой /Наука и жизнь.- 2005.-№10.
Никитин Д.,Лушникова А.В.В поисках компромисса с природой /Наука и жизнь. №11,2005г.
Винокуров А. Редкие и исчезающие животные: Птицы.-М.: Высш.школа, 2012.
Основы экологии и природопользования:Учеб.пособ.для уч-ся 8-11 кл./Петин А.Н.
Cайт infourok.ru
Красная книга НСО
ВЫВОДЫ:
Решение экологических проблем невозможно, если не начинать экологическое воспитание в раннем возрасте. Исходя из проведённого мероприятия, можно сделать вывод, что дети активно реагируют на проблемы природоохранной деятельности, они хорошо понимают условия окружающей среды и готовы принимать экологически значимые решения.
Экологическое мероприятие «Спасем планету счастья!», предназначено для детей 5-6 класса. Направлено на формирование экологической культуры подрастающего поколения и позитивного отношения к окружающей среде. Воспитанию любви к природе, пробуждению чувства прекрасного. Развитию экологического мышления у учащихся. Итогом этого мероприятия станет –создание мини-проекта (Экологической открытки), которую дети сделают, выполняя задания, которые разделены на разделы: растения, вода, животные, человек. Просмотрят видеоклипы, направленные на приобщение детей к бережному отношению к природе. Физминутка способствует развитию физического, эмоционального и экологического состояния учащихся. Дети научатся выбирать информацию, работать с таблицами, текстом, развивать творческое и логическое мышление. Смогут презентавать свою работу (проект), защитят его, приводя примеры и доказательства.