«Культура речи педагога: искусство говорить с детьми»
«Культура речи педагога: искусство говорить с детьми»
Задачи:
1. Поговорить о культуре речи педагога (компоненты), о культуре его профессионального общения (правила) и о роли невербального общения в передаче информации (средства невербального общения).
2. Обсудить принципы общения и самые распространенные ошибки в речи воспитателя.
3. Провести практические задания.
Оборудование: мультимедийный проектор (для показа слайдов по тексту), листы бумаги, шариковые ручки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Поговорить о культуре речи педагога (компоненты), о культуре его профессионального общения (правила) и о роли невербального общения в передаче информации (средства невербального общения).
2. Обсудить принципы общения и самые распространенные ошибки в речи воспитателя.
3. Провести практические задания.
Оборудование: мультимедийный проектор (для показа слайдов по тексту), листы бумаги, шариковые ручки.
Мастер-класс:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на этом мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о культуре речи педагога: о том, как следует говорить с детьми.
Сначала я хочу спросить вас: действительно ли культура речи так важна для педагога? (Ответы).
Да, верно. Культура речи педагога является одним из слагаемых его мастерства. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
Культуру речи можно рассматривать как науку. Это языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением и совершенствованием языка как орудия культуры.
Также, культура речи – это владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Думаю, стоит поговорить о компонентах культуры речи педагога. Это:
1) Грамотность построения фраз, как пример: грамотное произношение слов из обыденной жизни (правильное ударение в словах, исключение местных диалектов).
4) Правильное использование специальной терминологии, т.е. исключение режущих слух фразеологических оборотов и просто лишних слов.
Нужно помнить и о соблюдении культуры профессионального общения педагога. Педагогическое общение – это процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками.
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Скорость речи не должна быть слишком большой, примерно 120 слов в минуту.
4. Важно уметь пользоваться логическими и психологическими паузами для достижения большей выразительности речи. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для сказанного.
6. На эмоциональное самочувствие воспитанников сильно влияет мелодичностьголоса педагога, которая носит индивидуальную окраску. Она может воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика опирается на гласные звуки.
Слышали ли вы о невербальной культуре общения? (Ответы).
Да, ее значение тоже не следует приуменьшать.
Невербальное общение – это неречевая форма, которая передаёт образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Невербальные средства также важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Давайте рассмотрим основные невербальные средства общения:
1) Мимика. Ей отводится особая роль в передаче информации. Движения мышц лица выражают проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что при неподвижном лице педагога теряется до 10-15% информации.
2) Выразительность пластики тела. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).
Полагаю, речь должна зайти и о принципах общения. Что вы об этом думаете? Какие принципы вы соблюдаете при общении с детьми? (Ответы).
Молодцы, все что вами сказано – верно. Повторим еще раз принципы общения педагога с воспитанниками:
Принимаем каждого ребенка таким, каков он есть.
Помним о самобытности каждого человека.
Верим в способности воспитанников.
Стимулируем их творческую активность.
Уважаем личность детей, создаём ситуацию успеха для каждого.
Не унижаем достоинства ребенка.
Не сравниваем детей друг с другом, сравниваем только результаты их действий.
Помним, что каждый имеет право на ошибку.
Не забываем, что каждый волен иметь свое мнение, и никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
С принципами общения мы разобрались, а что вы можете сказать об ошибках в речи воспитателя? Может быть, у вас есть какие-то примеры? (Ответы).
Что ж, спасибо, думаю примеров достаточно. Итак, назовем самые распространённые ошибки в речи воспитателя:
1. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Употребление в речи лишних слов, слов - «паразитов» («ну», «вот», «значит», «это»).
3. Неуместное использование звукоподражательных слов («вау»).
4. Речевые ошибки («ложить» вместо «класть», «свекла» вместо «свёкла», «позвОним» вместо «позвонИм» и др.).
Подытоживая теоретическую часть, можно сделать вывод о том, что культура речи детей зависит от культуры речи воспитателя.
А теперь перейдём к практической части. Я подготовила для вас несколько заданий, которые вы будете выполнять в командах. Предлагаю вам всем разделиться на 3 команды. (Делятся). Готовы? Тогда начнём.
Задание 1.
Произнесите слова, представленные на слайде, с правильным ударением.
3 команда: вЕрба, ворОта, нет вОлка, нет гУся, возьму доскУ, давнИшний, завИдно, задОлго, инструмЕнт.
Задание 2.
Знаете ли вы, что такое паронимы? (Ответы). Так и есть: это однокоренные слова, как правило, одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению. Выберите подходящие слова в предложениях.
Правильные ответы:
1 команда:
Это ваша подпись на справке?
Кто занимался росписью этой работы?
2 команда:
Я надеваю шапку.
Воспитатель одевает Машу.
3 команда:
Мальчик одел свою младшую сестру.
Я надела пальто на Свету.
Задание 3.
Прочитайте слова, представленные на слайде. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.
2 команда: доцентЫ, редакторЫ, конструкторЫ, кондукторА.
3 команда: шофЁрЫ, ректорЫ, лекторЫ, инспекторЫ.
Молодцы, вы выполнили все задания. Надеюсь, что вы запомните свои ошибки, чтобы не повторять их в дальнейшем. И, конечно же, нужно помнить, что непрерывное совершенствование речи – это наш профессиональный долг. Ведь мы должны знать родной язык детей, которых воспитываем. На этом мы завершаем наш мастер-класс, всем спасибо за внимание!