способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.
развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.
Подготовка: класс делится на три группы . Каждая из них получает задание:
1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ;
2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»;
3)выучить стихи к классному часу.
Ход занятия:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
1.Мотивационный блок.
Воспитатель: Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни.
Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор.
А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?»
Что изменилось?
К какой мысли вы склоняетесь больше?
Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».
Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий (зачитать эпиграф).
2. Работа с понятием.
Воспитатель: Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова: «Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»
Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?
А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК (детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «Человек»).
Много есть чудес на свете, Человек — их всех чудесней, Софокл
Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже. Сократ
Человеку по природе свойственно относиться высокомерно к тем, которые угождают ему, и с уважением к тому, кто перед ним не сгибается. Фукидид
Ищу человека! Диоген Синопский
Как великолепен человек, если это человек настоящий! Менандр
Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию. Цицерон Марк Туллий
Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. Цицерон Марк Туллий
Хорошие люди слабее плохих. Плиний Младший
Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им. Марк Аврелий
Прекрасное существо человек, если он — человек. Неизвестный автор
3. Итак, все эти качества делают нас личностью. Давайте сейчас разгадаем кроссворд о личности:
Вопросы к кроссворду:
«Ум легкомыслен и упорен. В сужденьях скор и слишком смел. Нет, человек не так – то бел, Да и опять, не так - черен…» (смелость)
«Если люди тебя уважают, Часто просят дать им совет, И тебя очень многие знают, Значит, завоевал…» (авторитет)
«Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех…» (творчество)
«Владеет тот собой среди толпы смятенной, Ответственность несет всегда смятенной, Кто верит вновь, наперекор Вселенной, В себя и в свой в делах успех…» (ответственность)
«Сравнима любовь твоя С чем в настоящем? Сравнима с огнем она, Вечно горящим…» (любовь)
«Можно жить безмятежно, условясь Зло считать для удобства добром. Но что делать тому, чья совесть Все нежданно поставить ребром?...» (совесть)
«Оттенков множество для глаз: Нет в людях краски безусловной, Добра не чужд иной виновный, И праведник грешит сто раз…» (доброта)
«Всегда бывает счастлив тот человек, Кто цель благородную в жизни поставит. Кто живет для людей свой не долгий век, Тот след глубокий на земле оставит…» (цель)
Воспитатель: Но человек состоит не только и качеств, но и поступков, дел, которые продиктованы нашими привычками или обусловлены силой воли.
Ученик: Привычки ( Татьяна Валяева)
Привычка – не то, что приходит, уходит
Легко, словно ветер поднялся и стих.
Движенье к привычке идёт вертикально,
К хорошей – с огромным усилием вверх,
А вниз – оступился, как будто случайно,
И дальше сползаешь без всяких помех.
И только тому, кто хоть как-то цеплялся,
На уровень прежний вернуться дано,
Но вряд ли кому удаётся подняться,
Спустившись в привычке на самое дно.
Лишь редкие лица со дна выползают,
А чаще и взгляда на верх не ведут,
От лени привычку свою оправдают
И даже достойной её назовут.
Подмена понятий с названием новым,
И вместо падения виден успех.
Так проще, так легче – оправдывать словом,
Чем делать попытки подняться наверх.
Ученик: А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»