Тип занятия: изучение нового знания.
Цель занятия: подвести учащихся к осознанию необходимости быть толерантными в современном мире
Задачи занятия:
- рассказать о понятии «толерантность»
- раскрыть причины необходимости толерантного поведения в наши дни;
- развивать умение парной и коллективной работы;
- развитие умения находить новую информацию в разных источниках:
- воспитывать умение выслушивать мнение других учащихся, высказывать свое мнение.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность детей | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. | Здравствуйте, Cегодня у нас мероприятие в виде круглого стола. | Формирование эмоционального настроя на занятие | Метапредметные: познавательные; Личностные. |
2 | Актуализация знаний. | Как вы думаете, что означает такая форма работы? | Честность, открытость, уметь выслушивать товарищей, равные права на свое мнение | Метапредметные: регулятивные, коммуникативные. |
3 | Формулирование темы урока | Перед тем, как сформулировать тему урока, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру, чтобы проверить насколько вы знаете себя и друг друга. Образуйте группы: 1)девочки и мальчики (легко ли было?); 2)светловолосые с темноволосыми; 3) те, кто любят кашу по утрам/те, кто не любит кашу. 4)все дети делятся на пары по желанию и парами усаживаются за парты круглого стола. Скажите, пожалуйста, для чего мы выполнили данное упражнение? Что вы заметили? Это хорошо или плохо? Тему нашего занятия вы уже сформулировали. Мы все разные и это хорошо Открываю доску, на которой расположен нарисованный земной шар с темой урока и вокруг хаотично прикреплены бумажные человечки. Тема урока написана на земном шаре. | Распределяются на группы в соответствии с указанным признаком Рассаживаются на места
Мы все разные
Это хорошо, так как мы все можем чему-то научиться друг у друга, любим разные увлечения и т.д. | Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные; Личностные. |
4. | Формулирование цели урока | Теперь нам предстоит сформулировать цель нашего занятия. Предлагаю вашему вниманию цитату Л.Вингенштейна. Прочитайте. «Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром». Как вы понимаете эти строки? Легко ли жить в согласии со всем миром? Получается, если мы все разные, значит, нам сложно жить в согласии с миром. Что нужно знать, «чтобы жить счастливо в согласии с миром»? Итак, цель нашего занятия: понять, как научиться жить в согласии с миром. Прикрепляю человечка с бутоном, на котором записан первый вывод: мы все разные и это хорошо. С этим выводом к нам прилетел первый человечек с цветком. Бутон еще не раскрылся, к концу занятия он раскроется, как только мы достигнем поставленной цели. Как вы думаете сколько будет лепестков? К концу занятия мы с вами увидим почему этот цветок был выбран для нашего занятия. | Нет, так как все мы разные или да – тогда рассматриваем взаимоотношения детей на примере класса. (Вопросы учителя: «Всегда ли вы можете договориться по игре, уступаете ли вы друг другу в споре? Всегда ли у вас с другом одинаковые увлечения?) Да. Чтобы жить в согласии, надо этому научиться и знать культуру и быт других народов | |
5. | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала. | Раз мы все разные, то мы будем стремиться жить в согласии. Наше государство старается сделать все, чтобы люди жили в мире и согласии. Поэтому в самом главном документе нашей страны (спрашиваю название) прописаны очень важные строки. Как вы поняли, о чем эта статья? Какой вывод мы можем сделать? Прикрепляю второго человечка с надписью «Конституция РФ» Поэтому, в нашей стране, появился праздник-день толерантности, который является международным и отмечается 16 ноября. (Праздник посвящен тому, что все мы разные) Прикрепляю третьего бумажного человечка с надписью «16 ноября – день толерантности» | Дети находят и зачитывают «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии». О том, что не смотря на все различия, люди имеют равные права и свободы | Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные; Предметные; Личностные. |
6. | Физкультминутка. | -Скажите, как люди обычно приветствуют друг друга? - Я предлагаю вам вспомнить традиционные приветствия народов мира. - У европейцев это рукопожатие. Почему, как вы думаете, люди жмут друг другу именно руку? - Давайте поприветствуем друг друга по - европейски. -Есть и другие приветствия: некоторые жители Африки трутся друг о друга носами, а японцы при встрече кланяются. - Поприветствуйте соседа справа по-африкански, а соседа слева по-японски, пожелайте здоровья друг другу, как это делают русские люди. | Здороваются, кивают головой, обнимаются, говорят «привет» Выполнение предложенных упражнений | |
7. | Продолжение работы по теме. | Что такое толерантность? Кому-нибудь из вас доводилось слышать это понятие? Что оно означает? Выдаю красные карточки, на которых написано толкование с русского понятия «толерантность» Прикрепляю четвертого человечка с надписью «толерантность» Можно посмотреть соц.ролики «Бумеранг добра о детях с ОВЗ» Какие качества проявили ребята? Считают ли ребята его равным, если пригласили его в игру? Значит, как они к нему относятся? Прикрепляю пятого человечка с надписью «Разные люди- равные возможности».
Проанализируем термин «толерантность» в переводе с других языков. У детей на столах лежат синие (англ.яз), зеленые (фр.язык) и желтые (кит.язык) карточки.
Формулируем вывод по карточкам, сравниваем эти определения с русским определением. | Ответы детей Толкование русского языка - терпимость к кому-либо, чему-либо. То есть мы должны что-то терпеть, не причиняя вреда. Да, так как они не причиняют ему вреда, терпимость их мы видим на видео. Эти дети не просто толерантны, но они и добры, внимательны. Они относятся к нему как к простому ребенку. Это помогает сделать его жизнь более радостной Дети выбирают цвет карточки и мы читаем и анализируем определение с какого-то из предложенных языков. В других языках толерантность трактуется более глубже, наиболее полно отражает человеческое отношение. | |
8. | Закрепление. | Теперь попробуем определить какими качествами должен обладать толерантный человек. Поиграем в такую игру. Я вам дам клубочек, вы разматывая его, называете качества, которые помогают нам жить в согласии с миром, быть толерантными и передаете соседу. Вот посмотрите, сейчас вы связаны этой ниточкой. Точно также все люди в мире связаны одной ниточкой, вот только ниточка эта невидимая. И качества, которые вы назвали помогают людям не разрывать эту ниточку. Прикрепляю шестого человека, на котором надпись: основные качества толерантного человека. | Все дети по очереди называют качества и держат ниточку в руках | Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные; Предметные; Личностные. |
9. | Подведение итогов урока | Приглашаю 5 человек соединить незримой ниточкой вокруг земного шара остальных бумажных человечков. Наше занятие подходит к концу. Вспомните, какая перед нами стояла цель? Как вы думаете, мы достигли этой цели? Формулирование вывода, опираясь на прикрепленных человечков с надписями. На доске у нас с вами раскрылся цветок, у которого 7 лепестков. Из какого он произведения? Почему именно это произведение связано с темой нашего занятия? | Понять, как научиться жить в согласии со всем миром. Да. Катаев «Цветик-семицветик» Девочка Женя использовала свое последнее желание для того, чтобы мальчик снова смог ходить, она была добра и внимательна к мальчику, который отличался от нее тем, что не мог ходить | |
10. | Рефлексия | Выдаю маленький цветочек ребенку и спрашиваю, что нового он узнал на уроке. И так далее с вопросами «Что поняли на занятии?», «В какой момент было сложно?», «Что показалось особенно интересным?» Затем оставшиеся цветы выдаю всем детям, и они все вместе украшают ими земной шар. Наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей. Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении. Занятие окончено. | Держат цветочки и высказывают свое мнение | Метапредметные: регулятивные, коммуникативные; Личностные. |