Здравствуйте ребята, мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике. Все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает праздник - День Космонавтики. Сегодня мы, с вами отправимся в увлекательное путешествие, где получим новые знания о Космосе, космонавтах, узнаем, как люди осваивали космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День Космонавтики. Нам предстоит пройти 4 станции, на каждой из которых вас ждут новые открытия. Время пребывания на каждой станции не более 10 мин. По итогам нашего путешествия мы опять соберемся в этом зале и определим троих самых внимательных и любознательных покорителей Космоса, которых ждут призы и памятные подарки.
2.Формирование экипажей
Ведущий:Сейчас мы поделимся на команды, у нас будет четыре экипажа, каждый из которых путешествует по своему маршруту. Затем командиры экипажа получат маршрутные листы, и начнется наше путешествие!
Поделимся на команды с помощью считалки: кто первый выйдет вон- с того начнется отсчет первых членов в наши экипажи:
(делимся на четыре команды-экипажи, придумываем названия командам , готовимся к старту)
Ведущий:Внимание! Время пребывания на станциях ограничено! Командам необходимо по сигналу, слажено и вовремя покинуть станцию: для этого надо построиться, сесть в ракету, произнести слова и согласно маршруту перейти к другой станции.
Звучит музыка «Полет к далеким звездам» Все выстраиваются по командам.
Ведущий:А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. Раз, два, три, четыре, пять —
Нам ракеты запускать.
Кто к отлёту опоздал,
Тот в ракету не попал. Полетели!
Звучит музыка, все переходят на свои станции, каждая команда-экипаж должна согласно маршруту пройти 4 станции.
3. Работа на станциях
Станция первая:
Орбитальная опытная станция(ООС): «Мы жители Солнечной системы»
Задачи посещения станции:
Образовательные:
-Развивать познавательный интерес к теме Космос,
-Закреплять и расширять знания о планетах Солнечной системы,
-Прививать навыки опытно-экспериментальной деятельности.
-Воспитание корректной коммуникативной деятельности ,
-Укрепление дружеских связей внутри коллектива,
-Развитие эмпатии.
Материальное обеспечение:
Информационный стенд: «Планеты солнечной системы»
-ноутбук для просмотра видео,
Материалы для опыта:
-сода,
-синий краситель,
-блестки,
-лимонная кислота,
-вода,
-глубокий контейнер,
-пиала,
-ложка,
-большой мерный стакан с носиком,
-рюмка.
Руководитель ООС: Мы рады приветствовать вас на нашей орбитальной опытной станции и сейчас мы проясним, что же мы знаем о нашей Галактике и Солнечной системе:
Руководитель ООС ведет опрос – беседу о планетах солнечной системы , используя материалы стенда.
Руководитель ООС: Как называется наша Галактика?
Как называется единственная звезда Солнечной системы?
Сколько основных планет в Солнечной системе?
Вокруг чего вращаются планеты в Солнечной системе?
Какая из планет является самой большой в Солнечной системе?
Есть ли твёрдая поверхность у Сатурна и Юпитера?
За счёт чего планеты остаются внутри Солнечной системы?
Какая из планет находится ближе других к Солнцу?
В честь кого названы большинство планет Солнечной системы?
У какого небесного тела летящего внутри Солнечной системы есть хвост?
Вокруг чего вращаются спутники планет внутри Солнечной системы?
Дети дают ответы. Руководитель ООС уточняет и поясняет ответы
Руководитель ООС: Космическое пространство (Космос)- это пространство, которое за пределами Земли и между небесными телами. В нем находятся звезды, галактики, планеты и множество других космических объектов. Это огромное и невероятно интересное место, которое мы можем изучать с помощью специальных телескопов, космических аппаратов и отправляя людей в космос.
Космическое пространство – это место, где нет атмосферы, гравитации и воздуха, поэтому условия там совершенно другие, чем на Земле. Например, там очень холодно и отсутствие атмосферы означает, что нет защиты от опасного космического излучения. Космическое пространство выглядит невероятно красиво и удивительно разнообразно! Там есть множество разноцветных галактик, звезд, ярких планет, комет и спутников.
Чтобы наглядно представить себе космическое пространство предлагаю вам провести опыт.
Порядок действий:
Высыпаем в пиалу 3 ч. л соды, добавляем несколько капель синего красителя и хорошо перемешиваем. Подкрашенную соду и блестки засыпаем в рюмку поочередно, в несколько слоев. Наполняем мерный стаканчикводой (200-300мл), засыпаем 2 ч. ложки лимонной кислотыи размешиваем до полного растворения. Ставим рюмку с содержимым в центр глубокого контейнера и небольшой струйкой выливаем в нее весь раствор лимонной кислоты.
В процессе опыта наблюдаем очень красивое извержение с выбросом разноцветных блесток, в результате чего образуются космические узоры!
Делимся впечатлениями
Видео ролик «Как выгляди вселенная»
https://vk.com/video-164154533_456240117
Звучит музыка: все переходят на следующие станции согласно своего маршрута
Станция вторая:
Центральная Орбитальная станция (ЦОС)
Однако такова уж особенность звездного неба:
у всякого, кто глядит на него, сладко щемит сердце.
Возможно, мы и в самом деле родом откуда-то оттуда?
(Борис Акунин)
Задачи посещения станции:
Образовательные:
-Развивать познавательный интерес к теме Космос,
- Закреплять и расширять знания о космическом пространстве,
-Прививать навыки опытно-экспериментальной деятельности.
-Воспитание корректной коммуникативной деятельности ,
-Укрепление дружеских связей внутри коллектива,
-Развитие эмпатии.
Материальное обеспечение:
Материалы, которые понадобятся для опыта:
-ноутбук для просмотра видео,
-шаблоны разных картинок,
-стеклянная емкость,
-вода,
-каски и красители,
-стеклянный стакан,
-блестки
-карточки с вопросами к шаблонам
Руководитель ЦОС: Мы рады вас приветствовать на нашей Центральной Орбитальной станция. Здесь вы узнаете: темно ли в космосе и узнаете о первых открывателях космического пространства.
Есть ли у вас предположения, темно ли в Космосе?
Дети высказывают свои предположения и обосновывают их.
Давайте с вами поиграем в игру: попытаемся рассмотреть в Космосе некоторые объекты.
Порядок действий:
Кладем на стол шаблоны разных объектов. Ставим на них прозрачную емкость с водой, в воде растворяем красители (можно три краски красного, желтого и синего цвета). Стеклянный перевернутый стакан опускаем в воду и
По заданию - загадке , находим отгадку-рисунок с шаблона.
Дети под слоем темной воды рассматривают космические картинки- ищут ответы на вопросы.
Руководитель ЦОС: Нашим опытом мы постарались создать модель космического пространства. Дело в том, что когда свет от Солнца проходит через атмосферу Земли, он взаимодействует с частичками воды, пыли, газов, отражается от них разных направлениях. Такой измененный свет мы с вами и видим, находясь на Земле.
А вот в Космосе таких объектов нет или очень мало, и нет атмосферы, поэтому там свету не на что падать и отражаться, поэтому в Космосе очень темно, несмотря на то, что там располагаются разные яркие объекты.
Руководитель ЦОС: Люди давно задумывались о возможности полета человека в космос. Необходимо было решить: вообще возможно ли освоить космическое пространство, так как сдерживали многие факторы: абсолютно не было понятно, сможет ли живой организм выдержать колоссальные нагрузки, и как это повлияет на его здоровье в дальнейшем. Для планирования стратегии таких полетов необходимо было провести серии полетов с живыми организмами, первостепенными задачами которых являлись исследования на определение влияния невесомости и перегрузки на живой организм, последствия воздействия космической радиацияи отработка систем безопасности полетов , а также надежное возвращение космонавтов домой. В Космос летали собаки, мыши, микробы. Первая мышка была в Космосе почти сутки и у нее поседела шерстка, это произошло от космических лучей, но мышка вернулась живой, потом полетели собаки. К собаке предъявлялись требования: она должна быть чуть больше кошки, весить не более 6 кг со светлой шерстью, породистые собаки слабые и не годятся для опытов. Каждый день собак тренировали: учили не бояться шума, тряски, есть по сигналу, переносить стойко жару и холод.
Давайте с вами посмотрим видео о первых животных в Космосе.
Просмотр видео ролика https://youtu.be/Jtfc_tdva3kе
Руководитель ЦОС: Итак, как звали первых собак – космонавтов? Сколько Белка и Стрелка находились на орбите? Почему именно собак отобрали для этой миссии?
Звучит музыка: все переходят на следующие станции согласно своему маршруту
Станция третья :
Информационно-поисковая станция (ИПС) «Наши покорители Космоса»
Я знаю: пройдут годы и появятся новые выдающиеся покорители космоса,
но ни один из них не сможет подняться
до величия подвига Юрия Гагарина.
(Каманин Н.П.)
Задачи посещения станции:
Образовательные:
-Активизировать познавательный интерес к теме Космос и истории его изучения,
-Знакомить с именами первых космонавтов, их открытиями и работой,
-Закреплять и расширять знания об их подвиге,
-Прививать навыки опытно-экспериментальной деятельности.
-Воспитывать чувство патриотизма к своей стране, гордости и уважения к людям, посвятившим свою жизнь покорению космоса.
-Воспитание умения действовать слаженно,
-Воспитание корректной коммуникативной деятельности ,
-Укрепление дружеских связей внутри коллектива,
Материальное обеспечение:
Информационный стенд о портретами и заслугами космонавтов России: «Они были первыми….»
Материалы, которые понадобятся для опыта:
-гуашь,
-вода,
-кисть,
-шприц,
-бумага,
-пластилин.
Руководитель ИПС: Мы рады вас приветствовать на нашей Информационно-поисковой станция (ИПС) «Наши покорители Космоса».
Это станция – история, история великих побед и мужества. Великая история маленьких, но жизненно важных побед, сыгравших огромную роль в изучении Космоса.
Первый космонавт: 1961 года 12 апреля Юрий Алексеевич Гагарин вывел на орбиту корабль «Восток-1». Полет длился 108 минут. Корабль облетел землю и приземлился в Саратовской области. Главное он вернулся живым и здоровым! Что вы еще знаете о этом факте?
Руководитель станции, используя данные стенда, рассказывает о российских космонавтах-первопроходцах и истории изучения Космоса, дети открывают для себя имена космонавтов: Герман Титов, Светлана Савицкая, Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Владимир Комаров и т.д.
Руководитель ИПС: Как вы думаете, как работают космонавты?
Дети высказывают свои предположения.
Ни на один час на орбитальной станции не прекращается работа. Космонавты наблюдают за звёздами, солнцем, планетами, растениями, фотографируют и изучают Землю.
Работа космонавтов это не всемирная известность, почет, лары и поздравления, это постоянные тренировки, учеба, преодоление себя, смелость, находчивость, умение владеть собой. Благодаря постоянному, ежедневному труду появляются такие достижения, которыми гордится вся страна и все человечество. Благодаря этим простым людям Россия - настоящая космическая держава.
Руководитель ИПС: Вот такой случай произошел с Алексеем Архиповичем Леоновым, первым человеком, совершившим выход в открытый Космос.
Насколько опасно в космическом пространстве можем проследить на опыте. В микро гравитационной среде, такой как на космической станции, рост человека может увеличиться на 2-5 см. Происходит это из-за того, что на Земле гравитация оказывает давление на позвоночник и сжимает его. В космосе же позвоночник распрямляется, поэтому рост космонавтов увеличивается. Давайте проведем опыт, где рост космонавта увеличится на глазах.
Порядок действий:Приготовим шаблоны космонавтов. Из бумажного полотенца сделаем очень плотный участок гофрированной бумаги на палочке - это имитация позвоночника и ног космонавта, обрезаем трубочки строго по размеру шаблона-космонавта. Отрезаем одной полоской обувь космонавта и приклеиваем его снизу к бумажным трубочкам, смазав клеем только голову и обувь шаблона. Наливаем в тарелку немного воды и кладем в нее космонавта. Космонавт «растет» на глазах и скафандр ему становится мал.
Руководитель ИПС: Давайте поведем итог пребывания на нашей станции. Как вы думаете, можно ли профессию космонавт назвать легкой? Почему многие космонавтам присвоено звание «Герой Советского Союза»? Как по- вашему, какими качествами должен обладать космонавт ? В каких областях наук он должен быть хорошо разбираться?
Звучит музыка: все переходят на следующие станции по своему маршруту
Станция четвертая:
Экспериментально - опытная станция решения космических задач (ЭОсРКЗ).
Однако такова уж особенность звездного неба: у всякого,
кто глядит на него, сладко щемит сердце. Возможно, мы
и в самом деле родом откуда-то оттуда?
(Борис Акунин)
Задачи посещения станции:
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес к теме изучения космоса,
-Познакомить с именами выдающихся российских ученых в истории покорения космоса
-Закреплять и расширять знания о космических явлениях: невесомость, гравитация,
-Прививать навыки опытно-экспериментальной деятельности,
-Научить ставить перед собой задачи, которые стояли перед учеными при освоении Космоса
-Воспитание корректной коммуникативной деятельности ,
-Укрепление дружеских связей внутри коллектива,
-Развитие эмпатии.
Материальное обеспечение:
Ноутбук для просмотра презентации: «История покорения космоса»
педагога ДО Исаевой М. А.МБУДО «Центр дополнительного образования»
Брянская область, п. Климово
Фотозона: «Космическое пространство»
Материалы, которые понадобятся для опыта:
-воздушный шарик,
-маркер,
-веревка,
-скотч,
-коктейльная трубочка.
Материалы, которые понадобятся для игры:
- большой черный пакет для мусора 120л,
-ножницы,
-акриловые краски или перманентные маркеры,
-шарик
Предварительная подготовка: Пакет представляет космическое пространство, вырежем на нем 3 черных дыры чуть больше диаметра шарика. Нарисуем красками или маркерами планеты и звезды.
Руководитель ЭОсРКЗ: Мы рады вас приветствовать на нашей станции, здесь вы познакомитесь с именами ученых – основателей российской космонавтики, узнаем какие непростые космические задачи стояли перед учеными и как они их решили. И запустим с вами ракету.
Принцип запуска ракеты в космос основан на том, что нужно дать ракете достаточно энергии, чтобы она могла преодолеть гравитационное поле земли и взлететь в комическое пространство.
Все ли понимают и знаю, что такое гравитация?
Предлагаю Вам посмотреть видео ролик: «Что такое гравитация?»
Просмотр видео ролика https://youtu.be/EUaSa7UxkDw
Руководитель ЭОсРКЗ: Итак, чтобы ракете взлететь, ей нужно преодолеть гравитационное поле, для этого используют реактивные двигатели, которые работают на основе законов о действии и противодействии. Когда двигатели ракеты начинают работать, они выбрасывают сзади газы со сильной скоростью, создавая тягу, которая толкает ракету в противоположном направлении. Эта тяга сильнее, чем сила тяжести, которая действует на ракету, поэтому ракета может подниматься вверх и ускоряться, пока не достигнет достаточной скорости, чтобы преодолеть гравитацию Земли. Сейчас мы с вами на примере шарика-ракеты проверим, как работает реактивный двигатель.
Порядок действий: Продеваем сквозь трубочку веревку, натягиваем и закрепляем ее на приличном (чем больше расстояние, тем дольше полет), привязываем второй конец выше первого. Нить и трубочка послужат системой навигации , с помощью которой можно контролировать траекторию движения ракеты из воздушного шарика. Надуваем шар , зажимаем рукой , чтобы он не сдулся , и маркером рисуем на нем ракету. С помощью скотча в двух местах фиксируем шарик к трубочке. 3-2-1. «Поехали »- разжимаем пальцы и ракета летит по установленной траектории от одного конца к другому.
Руководитель ЭОсРКЗ: Мы посмотрели принцип работы ракеты на примере шарика: с огромной силой струя газа вырывается через сопло (отверстие в дне ракеты) и создает силу, толкающую ракету в противоположную сторону. За счет реактивной силы ракета способна обеспечивать собственное движение и в безвоздушном пространстве, то есть она сама себя толкает.
Руководитель ЭОсРКЗ: Константин Эдуардович Циолковский в 1883 году впервые пришел к идее применения реактивного движения, которое будет использоваться для запуска космических летательных аппаратов.
Руководитель ЭОсРКЗ: Сергей Павлович Королев продолжил дело Циолковского. Над созданием искусственного спутника Земли во главе с Королевым работали ученые М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов, Н.С. Лидоренко, В.И. Лапко, Б.С. Чекунов, А.В. Бахтияров и многие другие.
Руководитель ЭОсРКЗ: После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. А про черные дыры вы слышали?
Черные дыры - одни из самых загадочных объектов Вселенной. Это такая область внутри Космоса с настолько сильной гравитацией, что она засасывает все, включая свет. Давайте поиграем в игру и представим , что мы обнаружили в космосе черные дыры, от которых следует держатся подальше!
Наш пакет представляет космическое пространство с планетами и звездами, нем 3 черных дыры. Наш шарик - это космический корабль.
Задача: пролететь по Космосу так, чтобы наш космический корабль-шар не угодил в черную дыру.
Участники-пилоты берут пакет за края и кладут на него шар. Команда должна работать слажено, наклоняя пакет и балансируя. Игра продолжается, пока корабль не пропадет в черной дыре.
Руководитель ЭОсРКЗ: Давайте вспомним, что мы узнали на нашей экспериментально – опытной станции решения космических задач. Что такое гравитация? Почему ракета взлетает? Кого считают основателем отечественной космонавтики? Кто из ученых продолжил воплощать идеи Циолковского?
Звучит музыка: все переходят на центральную станцию - отправную точку маршрута.
Ведущий: Итак, закончилось наше путешествие. Давайте теперь узнаем, что нового вы узнали. Проведем небольшую викторину по итогам нашего путешествия, и самых любознательных покорителей космоса ждут награды и подарки. За каждый правильный ответ участник получает жетон-звезду.
1. Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина? (1час 48 минут)
2.Как назывался космический корабль, на котором Ю. А. Гагарин совершил полет в космос? (Восток -1)
3. Почему в музее звёздного городка в рабочем кабинете Ю.А. Гагарина часы над дверью всегда показывают одно и тоже время – 10 часов 31 минуту? (в это время оборвалась жизнь Гагарина)
4. Назовите позывной Гагарина в его первом полёте. (Кедр)
5. Часто в газетах и журналах можно увидеть фотоснимок, где Ю.Гагарин изображён с белым голубем в руках. Какова история этой фотографии?
(Дело было в ГДР, Гагарин стоял в окружении немцев. Неожиданно подбежал какой-то мальчик и протянул ему голубя. Гагарин прижал птицу к груди, а она доверчиво распластала крылья. Так его и запечатлели фотографы)
6. Кто был дублёром Гагарина в космическом полёте? (Герман Титов)
7. Как известно, во время полёта на Ю.А.Гагарине был оранжевый скафандр, белый шлем и такие же белые шнурованные сапоги на толстой подошве. Зачем нужна была толстая подошва, ведь космонавт не собирался лететь на Луну и высаживаться там? 8. Первая женщина космонавт (Валентина Владимировна Терешкова)
9. Первый человек, вышедший в открытый космос (Алексей Архипович Леонов)
10. Первая в мире женщина космонавт, вышедшая в открытый космос. (Светлана Евгеньевна Савицкая)
11. Самая близкая к Земле звезда.(Солнце )
12. Звезда, нахождение которой на небосклоне поможет определить стороны света. (Полярная звезда)
13. Это созвездие называли разные народы и гиппопотам, и конь на привязи, и звездный воз, и верблюд. Нам оно известно под именем…(Большая Медведица)
14. Сколько существует созвездий на небе? ( 88 созвездий)
15. Самая яркая звезда на небе? ( Сириус)
16. Самая близкая к Солнцу планета? ( Меркурий )
17. Своей максимальной яркости эта планета достигает незадолго до восхода или через некоторое время после захода Солнца, что дало повод называть её также Вечерняя звезда или Утренняя звезда. (Венера)
18. Спутники какой планеты называются Фобос и Деймос?( Марс)
19.У какой планеты наибольшее количество спутников?( Юпитер- 63 спутника0
20. Какая планета называется «голубой» из-за содержания метана в её верхних слоях.(Нептун )
21. Как назывались советские космические корабли, пришедшие на смену первым кораблям? (Союз)
22. Советская космическая станция, успешно проработавшая на орбите 15 лет. ( Станция «Мир»)
23. Как назывался американский космический корабль, совершивший первый советско-американский совместный полет? (Апполон )
24.Астрономическая обсерватория вокруг Земли, названная в честь крупного американского астронома ( Космический телескоп «Хаббл» — автоматическая обсерватория на орбите вокруг Земли, названная в честь Эдвина Хаббла, американского астронома.)
5.Награждение самых любознательных членов экипажа
Ведущий:Победители и призеры награждаются дипломами 1, 2, 3 степени, и шоколадными медалями. Остальные участники мероприятия награждаются конфетами космической тематики.
6.Заключение: обмен впечатлениями.
Ведущий: Дорогие ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Было ли оно для вас полезным? Что вы нового узнали сегодня о космосе?
Дети делятся впечатлениями
Ведущий: Я вас всех благодарю за участие в нашем путешествии. Пусть за этим путешествием последует ваша любознательность, и вы откроете для себя много интересного в мире космонавтики. До свидания, до новых встреч!