Тема: «Язык, мимика, жесты - как средства общения" Форма проведения: интерактивная беседа Цель:1. ознакомление детей с несловесными (невербальными) средствами общения; 2.совершенствование умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи. Задачи: Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создание атмосферы доверия. Развивать речь, внимание, умение слушать друг друга. Воспитывать чувство дружелюбия и внимания к окружающим. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 1 этап. Вступительная часть Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить, живя среди людей? Обоснованные ответы детей: Без общения человек не может прожить, т.к. он живет среди людей и общение неизбежно. У человека есть друзья и недруги, и со всеми ему приходится встречаться и общаться. Воспитатель: – Какие языки вы изучаете? Дети: русский, английский, татарский, на уроках информатики – язык программирования. 2 этап. Определение темы и цели занятия Воспитатель: - А какие средства общения вы знаете? Дети: - Речь, мимика, жесты, язык. Воспитатель: : - Молодцы, это и есть тема нашего занятия. А как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить. Дети: - С какими людьми общаться легко? А с какими трудно? Как научиться общаться без ссор и крика? 3 этап . Язык, как средство общения. Воспитатель : - Ребята, сейчас я расскажу вам легенду. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: В чем смысл этой легенды? В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям. В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил……языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне купить самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа. Учитель: - Как вы поняли, почему язык может назвать другом и врагом? /Учитель читает выдержку из толкового словаря значение слова ЯЗЫК/ - Какое значение слова язык подходит к нашему занятию. Язык – речь, средство общения. Работа в группах. - Объясните смысл пословиц: Слово жжет сильнее огня. Мягко стелет, жестко спать. Слово не стрела, а пуще стрелы. (Можно предложить детям вспомнить другие пословицы по теме) Воспитатель: Часто наше благополучие зависит от доброго слова, взгляда. И на оборот: злое слово нас больно ранит. А как общаются люди, которые не умеют говорить? 4 этап. Жест, как средство общения. Воспитатель: – Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем – это язык мимики, жестов, телодвижений человека “body language”. На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная. . Только что вы пользовались этим языком (пожали плечами, выразили удивление, замотали головой). В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2000 жестов. Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения был известен еще древним римлянам: так после окончания поединка император давал знать - оставляет ли он жизнь гладиаторам или нет. Есть жесты, которые стали международными и понятными всем, но некоторые жесты оного народа могут быть непонятны другому народу. Жест – движение рукой или телом, что–то обозначающее или сопровождающее речь. Воспитатель: Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем. Дети показывают жест большой палец вверх. Воспитатель: – Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции – это знак – “Прекрати говорить!/ грубо/ Замолчи!” Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев “большой палец” обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1. Дети: показывают поднятый вверх указательный палец. Воспитатель: – У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец – 5. Вопрос – нужно человеку знать язык жестов и почему? Воспитатель: Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов. Перечислите жесты, которые вам знакомы. Дети: – приятные/ поклоны, рукопожатия/ – добрые /поглаживание по головке, похлопывание по плечу/ – вредные/почёсывание затылка, размахивание руками/ – обидные/пальцем у виска/ – решительные/зазывание / – профессиональные/ отдача чести у военных/ – определённой группы людей/глухонемые, иностранцы Воспитатель: – Сейчас мы проведём игру “Угадай жест”. - Задание по группам. Пользуясь языком жестов показать: Тихо. Подозвать ребенка. Обрадоваться друзьям. Воспитатель: – Умение читать жесты помогают понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест – это приветствие. Как люди приветствуют друг друга? Дети: словами “здравствуйте”, “привет”, кивком, рукопожатием, поцелуем. Воспитатель: – Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече – рукопожатие должно быть твёрдым. При этом надо знать, кто первым должен подавать руку. Попробуйте сами выстроить правила такого приветствия: со взрослыми, одноклассниками, с девочками, бабушкой и т.д. Выслушиваются ответы детей. 4.Физкультминутка. Воспитатель: – Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – приседаем. Гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие, поклон, сопение носом, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, отдавать честь, крутить пальцем у виска. Воспитатель: – Какие жесты вам неприятны? Дети: называют обидные жесты. Воспитатель: – Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты? Воспитатель: - Жесты так же несут культуру народа. Одни и те же жесты, могут нести разное значение у разных народов. Кивок головы - у русских – ДА, у болгар – НЕТ. Помашем рукой - у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. В Китае в старые времена здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни оратор этим жестом приветствует слушателей. 2. Если вы попадете в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык - не огорчайтесь. Это будет означать - "Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!". Но для других народов этот жест оскорбителен. Если житель Испании указательным пальцем левой руки оттянет нижнее веко, это будет означать "Осторожно!". Представители некоторых народов Африки в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения. В Индии изображение пальцем языка змеи означает, что "Ты - лжец!". Выражая восхищение, мы хлопаем в ладоши. А в Бразилии , восторгаясь чем-то, возьмутся за мочку уха. Лапландцы приветствуя друг руга, трутся носами. Для того, чтобы выразить знак восхищения, мексиканцы и испанцы сложат три пальца, прижмут их к губам и воспроизведут звук поцелуя. В Египте жест приветствия напоминает отдачу чести - ладонь прикладывают ко лбу. Русские на прощанье машут кистью руки сверху вниз. Но латиноамериканец воспринял бы это как жест приглашения. А вот жители андаманских островов на прощанье подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее. 5 этап. Мимика, как средство общения Воспитатель: - Как называется изменение выражение лица при помощи лицевых мышц?. /Выдержка из толкового словаря. Что такое – МИМИКА/ Задания по группам. Показать графически: Радостный человек. Удивленный человек. Сердитый человек. Воспитатель: - С каким человеком приятнее общаться? Какое выражение лица располагает к приятному общению? Творческая работа Воспитатель: – Всем людям хочется, чтобы в обращении с ними другие пользовались приятными жестами. Предлагаю вам создать знаки жестов, которые, как и дорожные знаки, будут запрещающими или разрешающими. Подумайте, где можно применить эти знаки? Дети: рисуют на заранее приготовленных листочках знаки, подобные дорожным. Устраивается показ и объяснение каждого знака. 6 этап. Подведение итога Воспитатель: - Ребята, с каким человеком общаться легко, какое общение приносит радость? Воспитатель: - А как сделать наше общение приятным? Я предлагаю вам записать правила общения в воспитанном обществе и пользоваться ими в нашем коллективе. Сначала работа идет в группах, а затем оформляется на один общий плакат в классном уголке. В воспитанном обществе нельзя! Кричать. Размахивать руками. Ссорится. Обзывать друг друга. Показывать на других пальцем. Смеяться над неудачами товарищей. и др. Воспитатель: – Прочитайте пословицу “Умение вести себя украшает и ничего не стоит”. Объясните смысл. Желаю вам стать образцовыми школьниками, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь, с помощью жеста, покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули. Дети: все показывают жест “большой палец вверх”. Воспитатель: - Давайте будем уважать друг друга. Пожелаем друг другу удачи и радости. |