Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Владимировна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Можете садиться. | Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют друг друга. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя) Личностные УУД (правильная посадка за партой) |
Минутка чистописания | - Начнем урок с минутки чистописания. - Открываем тетради и записываем число классная работа. Сегодня 24 сентября. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. (слайд 2) Вам нужно собрать пословицу из этих слов. - Кто скажет, какая пословица тут зашифрована? - Правильно (слайд 3) - Какую орфограмму мы вставим в слове «длинный»? - Почему? - Какую орфограмму вставим в слове «короткие»? - Почему? - Запишите пословицу в тетрадь. Помните, что это минутка чистописания и мы должны писать аккуратно и красиво. (слайд 4) - А как вы понимаете смысл пословицы? - Прочитайте ещё несколько пословиц о языке. (слайд 5) - Какие из них схожи по смыслу с записанной пословицей? | Записывают в тетради - Язык длинный, мысли короткие. - Удвоенная «н» - Одна «н» в корне слова, а вторая в суффиксе. - Буква «о» - Можно подобрать проверочное слово «коротко» Записывают в тетрадь пословицу. - Если человек много и быстро говорит, он не успевает обдумывать сказанное. Читают пословицы. - Язык болтает, а голова отвечает. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
Словарная работа | - Назовите значения слова «Язык». (слайд 6) - Запишите следующие словосочетания: Русский язык, язык колокола, горчит на языке. Подчеркните орфограммы. - Какие орфограммы вы подчеркнули? - Правильно. (слайд 6) - Почему в слове «русский» удвоенная «с»? - Почему в слове «горчит» буква «о» а не «а»? - В каком из словосочетаний язык является средством общения? | - Орган вкуса, средство общения, языки пламени, язык ботинка, язык колокола Записывают в тетради - «сс» в слове «русский» и «о» в слове горчит. - Потому что это словарное слово, его нужно запомнить. - Можно подобрать проверочное слово «горький». - Русский язык. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
Подведение к теме урока | - Откройте учебник на странице 35. - Прочитайте тему раздела. Как вы ее понимаете? - Для выполнения любого действия человек использует разные средства. Например: чтобы вскопать грядку люди изобрели … ; чтобы преодолеть большие расстояния человек пользуется … - А чтобы общаться друг с другом, человек использует язык. - Что ещё использует человек для передачи информации в современных условиях? - О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? - Да, тема нашего урока «Средства общения». (слайд 7) - Как вы понимаете слово «Средство»? Давайте обратимся к рубрике «Из толкового словаря» на странице 35. Кто прочтет первое значение этого слова? А кто прочтет второе значение этого слова? | Открывают учебник - Язык нужен человеку для общения. Если бы не было языка, люди не смогли бы передавать свои мысли. - Лопату, автомобилем. - Телефон, интернет. - Мы будем говорить о языке как средстве общения. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
Работа по теме урока | (слайд 8) - Мудрая сова принесла вопрос: Какие средства общения вы знаете? - (слайд 9) Рассмотрите рисунки на стр.36 упражнение 49. Подберите к каждому из этих рисунков подпись. - А теперь подберите пословицы к этим рисункам. Какие пословицы подходят к первому рисунку? - Запишите в тетрадь. - Какие пословицы подходят ко второму рисунку? - Запишите в тетрадь. - Какие пословицы подходят к третьему рисунку? - Запишите в тетрадь. - Какими средствами общения пользовались ещё первобытные люди?(слайд 10) - Давайте прочитаем сообщение профессора Самоварова на странице 37 упражнение 50. (слайд 11) - Это предложение, слово или текст? - А почему это текст? - Какой стиль у этого текста? - Какой тип у этого текста? - Всегда ли общение с помощью жестов и мимики бывает плодотворным? - В чём же заключается величайший секрет языка? (слайд 12) | - Жесты, мимика, язык. - Общение с животными; Общение с помощью жестов и мимики; Устное и письменное общение. - Ласковое слово и кошке приятно. Ласку и собака любит. - Кто говорит, тот сеет, а кто слушает – пожинает. Что в сердце варится, то в лице не утаится. Не маши, а рассуди, не сердись, а слушай. Кому глазком мигают, а нам руками машут. - Посмотрит – рублем подарит. - Первобытные люди общались жестами и мимикой. - Дети читают сообщение. - Это текст. - В нем все предложения связаны по смыслу. - Публицистический - Повествование - Жестом можно изобразить оленя, но нельзя описать его. - Предметы стали называть звуками. Это заменило жесты, мимику и движения | Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) |
Итог урока | - Как называется раздел, который мы начали изучать? - Какие средства общения вы знаете? | - Язык как средство общения - Язык, жесты, мимика | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
Рефлексия | (слайд 14) Вот и подошёл к концу наш урок. -Что нового вы сегодня узнали на уроке? -Что особенно понравилось и запомнилось? - Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал(а) ... Я научился(ась) … Мне понравилось … Мне не понравилось … Я не понял(а) … Я себя чувствовал(а) на уроке … Самым интересным для меня было … | Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения) |