Просмотр содержимого документа
«Дружба - это ценный дар»
Тема классного часа: Дружба - это ценный дар.
Аудитория: 5 класс.
Цель:Создание доброжелательного микроклимата в классе, доверительного и уважительного отношения друг к другу.
Задачи:
1.Развить умение вести общение, умение аргументировать свою точку зрения, умение выслушивать точку зрения других.
2.Формировать нравственные качества: умение дружить и беречь дружбу; на основе примеров жизненного опыта детей показать ценность настоящей дружбы.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающим людям.
Форма занятия: час общения.
Ход классного часа:
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;
исключить из жизни дружбу — все равно,
что лишить мир солнечного света.
Цицерон.
Приветствие
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мне очень приятно видеть сейчас ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесёт нам всем радость общения друг с другом, ведь сегодня мы с вами здесь собрались, чтобы всем вместе поговорить на одну общую и важную тему.
2. Чтение притчи
Притча про волчью стаю.
В волчьей стае Старый Вожак решил назначить себе преемника. Он подошел к самому смелому и сильному Волку и сказал:
- Я старею, поэтому назначаю тебя Новым Вожаком стаи. Но ты должен доказать, что достоин. Поэтому возьми лучших Волков, сходи на охоту и добудь еды на всю стаю.
- Хорошо, — сказал Новый Вожак и ушел с 6 волками на охоту.
И день его не было. И вечер его не было. И когда наступила ночь, стая увидела 7 волков, гордо несущих добытую еду. Все были цели и невредимы.
- Расскажи мне, как все было, — попросил Старый Вожак.
- О, это было легко. Мы искали добычу, а потом увидели 10 охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, разорвали в клочья, а добычу взяли себе.
- Молодец. Завтра пойдешь еще раз.
На следующий день 6 волков и Новый Вожак опять пошли на охоту. И день их не было. И вечер. И ночь. И утро.
И вот лишь днем на горизонте показался 1 истощенный волк. Это был Новый Вожак — весь в крови, с изодранной шерстью, хромой и еле живой.
- Что случилось? — спросил Старый Вожак.
- Мы зашли далеко в лес и долго искали добычу и увидели троих охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, но они оказались сильнее нас. Они убили всех моих воинов, я кое-как смог спастись.
- Но как же так?! — удивился Старый Вожак, — Вчера вы с легкостью победили 10 охотников, а сегодня не смогли справиться с тремя?!?!
- Да, но вчера это была просто группа из 10 охотников, а сегодня это были 3 лучших друга!
3. Беседа
- О чем эта притча?
- Какова главная мысль этой притчи?
- Как вы думаете, почему волки победили 10 охотников, но не смогли победить 3 охотников?
- Как вы думаете, эта притча как-нибудь связана с темой нашего классного часа?
- Сформулируйте тему нашего классного часа? (Да, мы будем говорить о дружбе)
- По вашему мнению, что такое дружба?
- Найдите как это определение описывается в разных словарях:
В словаре Ушакова: ДРУ́ЖБА (дружбы, мн. нет, жен.) - близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения.
В толковом словаре Ожегова: ДРУ́ЖБА (-ы, жен.) - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
В толковом словаре Дмитриева: ДРУЖБА — это отношения между людьми, которые основаны на взаимной симпатии, доверии, общих интересах и т. п.
- Что вы можете сказать об этих определениях? (все они очень похожи между собой, даже одинаковые)
- По вашему мнению, в чем заключается настоящая дружба? (в помощи друг другу, во взаимовыручке, взаимопомощи, в уважительном отношении друг к другу и т.д.)
- Существует ли настоящая дружба? (ответы обучающихся)
- Есть ли у вас настоящий друг? Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг
-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!
- Давайте послушаем как описывает дружбу известный английский поэт Уильям Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
Давайте попробуем выяснить, кто же это - настоящий друг, умеете ли вы дружить друг с другом. Стихотворения и рассказы, ваши личные наблюдения помогут вам понять, важно ли иметь друга, и кто может стать вашим настоящим, надежным другом.
Давайте обсудим такие вопросы: 1. Нужна ли дружба вообще? 2. Почему люди дружат? 3. Почему люди ценят дружбу? 4. От чего зависит дружба? 5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?
Незаконченный тезис « Друг - это тот…» Каковы же признаки настоящей дружбы?
Вывод: Дружба - нужна! Хорошо об этом говорить, а как бы вы поступили в определенных ситуациях?
- А теперь, ребята, давайте попробуем разыграть ситуации по группам:
1-Я СИТУАЦИЯ В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Сергей и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Сергей - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Сергей был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте? (Обсуждение 1-й ситуации.)
2-Я СИТУАЦИЯ Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – коробка конфет . Он случайно зацепил мой пакет коробкой и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я -собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая? (Обсуждение 2-й ситуации)
- Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
О дружбе народ сложил много пословиц и поговорок .
Игра « Собери пословицу»
-Сам погибай, а товарища выручай
-Без друга на душе вьюга.
-Друг за друга стой - выиграешь бой.
-Старый друг - лучше новых двух.
-Не тот друг, что на пиру гуляет, а тот кто в беде помогает.
-Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
-Дружба как стекло - разобьёшь не склеишь. -С пчёлкой водиться- в медку находиться, а с жуком связаться- в навозе оказаться.
Поэтому я желаю вам – запомнить следующие поговорки:
-Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна.
-Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.
-Добрые дела всегда нужны и приятны людям.
- А каких людей чаще всего не любят в классе, во дворе, в любом коллективе? Почему у некоторых людей дружба не складывается? Какие качества мешают этим людям?
-Можно ли обидеть своего друга? Как?
Вывод: Поступай с другими так, как тебе бы хотелось, чтобы поступали с тобой – если ты будешь следовать этому мудрому совету, ты никогда не ошибёшься.
- Цените и дорожите дружбою, никогда не предавайте своих друзей.
Поэтому - Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - ……(береги)».
Все мы разные , но все мы живём в одном коллективе.
Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела.
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества. А вот несколько нехитрых правил.
Излучайте положительные эмоции. Весёлый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.
Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.
Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
Называйте его по имени и так, как он хочет сам.
Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.
Говорите комплименты.
А давайте вместе с вами создадим правила жизни в нашем классном коллективе, выучим их и очень постараемся не нарушать.
Законы жизни в коллективе.
1.Учись честно говорить о своих ошибках.
2.Будь объективным к себе и другим.
3.Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. Понимать и делать выводы.
4.Умей сопереживать.
5.Проявляй терпение и терпимость.
6. Рефлексия.
Как вы считаете, полезным ли был для вас наш сегодняшний разговор? Закончите предложения:
-Полезно было узнать…
-Понял, что…
– Вот и подошёл к концу наш классный час. Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!
Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!
А в заключение скажу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: – Ребята, давайте жить дружно!
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.
Учитель: Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения.