Организованная учебная деятельность
Область «Социум»
Раздел «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим миром»
Область «Творчество»
Раздел «Лепка»
Тема: «Досты? сыры»
«Секреты дружбы»
Т?рбиеші: А.П.Савенкова
Ма?саты: «дос», «досты?» т?сінігін ?алыптастыру
формирование понятий "друг", "дружба".
Міндеттер:
білім берушілік: познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений, закреплять знания пословиц и стихов о дружбе.
Учить передавать образ солнышка пластическим способом, закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики.
дамытушылы?: обогащать словарный запас, закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения.
Развивать и укреплять мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.
т?рбиелік: учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения, формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.
Билингвальді компонент: «дос», «досты?», хат, к?н.
Материалдар ж?не жабды?тар: аудиозаписи песен: "Дружба начинается с улыбки", «Настоящий друг» (муз. В. Шаинского, сл. М. Плятсковского), "Большой хоровод" (муз. Б. Васильева, сл. А. Хайта). Ноутбук, мультфильм "Крошка Енот". Сюжетные картинки на тему "Как и кому можно помочь".
Алдын ала ж?мыс:
-наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения.
-повторение с дошкольниками стихотворений и пословиц о дружбе; работа над смыслом пословиц.
-просмотр мультфильма «Крошка Енот».
-чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей.
Методические приемы: общение в кругу, восприятие музыкального образа, логические загадки (договаривание пословиц), сопоставление и анализ ситуаций, ролевая игра, использование технических средств обучения, тактильное взаимодействие.
Ход организованной учебной деятельности
Звучит песня «Настоящий друг». Дети проходят в группу становятся возле воспитателя.
Воспитатель: -Балалар, бізге б?гін ?она?тар келді.
-С?леметсіздер ме, ?она?тар! Денсаулы? тілейміз!
Раздается стук в дверь. Воспитатель проходит к двери возвращается с письмом (хат).
-Ребята, приходил почтальон.
Ол бізге хат ?келді.
–
Хотите узнать, что в нем написано?
Воспитатель читает загадку про дружбу и предлагает детям отгадать ее.
-Жарайсы?дар, балалар!
-А теперь я предлагаю вам послушать песню.
-Какая замечательная песня! Мне очень она понравилась, а вам?
Балалар,б?л досты? туралы ?н. (Эта песня о дружбе)
Ребята, неслучайно мы отгадали такую загадку и послушали такую песню. Кто из вас самый сообразительный и уже догадался о чем мы сегодня будем говорить?
Д?рыс балалар, б?гін біз сендермен досты? ??пиясын шешеміз.
(Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о дружбе и разгадывать ее секреты.)
В дверях появляются девочка и мальчик с другой группы, но в группу они не проходят, останавливаются возле двери.
Воспитатель: -?ара?дар, бізге ?она?тар келді! Кірі?іздер!
Смотрите, у нас еще гости! Ну, заходите!
(Дети не реагируют, стоят на месте)
-Наверное, я была невежливой, и гостям не захотелось войти. –Давайте с ними поздороваемся и пригласим вежливо их присоединиться к нам. (Дети здороваются на казахском языке, мальчик и девочка проходят.)
Сендер та?ы ?андай сыпайы с?здер білесі?дер?
(Какие еще вежливые слова вы знаете?) (Ответы детей.)
-Давайте познакомимся с нашими гостями.
-Мені? атым Лизонька. -Мені? атым Данилочка.
Все и гости Данил и Лиза и дети встают в круг.
-А мы сегодня с вами тоже будем называть друг друга ласково.
«К?рші?ді сыпайы ата» жатты?у.
Проводиться упражнение «Назови соседа ласково по имени»
(Например: С?леметсіз бе, Настенька! Здравствуй,Мишенька! Хелоу, Яночка!)
Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем.
Воспитатель: -Лиза и Данил будут помогать нам разгадывать секреты дружбы, а пока присядут за специальный столик для гостей.
Лиза и Данил садятся за столик.
-Досты? ??пиясын шешуге дайынсы?дар ма?
(Все готовы разгадывать секреты дружбы?)
Первый секрет «спрятан» в песне. Слушаем….
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».
-Досты? неден басталады?
(Так с чего начинается дружба?)
Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет.
-Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку.
Дети встают в круг дарят улыбку друг другу.
Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него.
?азір Лиза мен Данил «Доспен кездесу» ?ойылымын ойнайды.
(Сейчас Лиза и Данил разыграют сценку «Встреча с другом»).
-Лиза и Данил вы готовы? Вы должны будете по ходу моего рассказа показать с помощью жестов, мимики, каких-либо действий то, о чем я буду говорить.
У мальчика Данила была подруга Лиза. (Дети берутся за руки.) Но вот настало лето, и им пришлось расстаться (Разжимают руки.) Данил остался в городе, а Лиза с родителями уехала в деревню. (Машут друг другу на прощанье, Лиза убегает.) Скучно без нее в городе. (Мальчик садиться подпирает голову рукой.)
Прошел месяц. Однажды идет Данил по улице и видит, как из автобуса выходит его подружка. (Данил делает несколько шагов. Появляется Лиза.)
-Как же они обрадовались друг другу! (Обнимаются.)
Рахмет Данил и Лиза! Очень хорошая сценка. Мне очень она понравилась. А вам ребята?
-Балалар, мына ?ойылымда ?андай досты? сыры «жасырын?ан».
-Какой же секрет дружбы «спрятан» в этой сценке?
(Нужно ценить дружбу, вместе всегда веселее)
-Ой, а чей это звонит телефон? Лизонька твой?
(Разговаривает по телефону. Говорит, что звонили детки с театра «Дружбы» им нужна их помощь в показе сценки и они просят их прийти в театр. Данил и Лиза очень рады, что пришли к таким дружным детям как вы и они уверены, что остальные секреты дружбы вы угадаете без их помощи. Приносят свои извинения. Прощаются. –Сау болы?ыздар, балалар!)
-Давайте немного отдохнем
«Досты?» сергіту с?ті
Ала?ан мен ?рамыз
Досты? ???ілмен
Тарсылдатып ая?пен
Тату-т?тті ?аттыра?
Тіземізді ?рамыз
Тыныш, тышыш, тыныш,
?олымызды к?терейік
Биік, биік,биік
Айналсын ?олымыз бізді?.
?олымызды т?сіреійік
Айналдырып, айналдырып то?тайы?.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
– Жарайсындар балалар, жатты?уды бірігіп жа?сы жасады?дар.
( Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку).
Воспитатель: -О друзьях говорить всегда приятно. Наверное, поэтому многие поэты пишут стихи о дружбе. Кто из вас помнит такие стихи?
Досты?- б?л жылы жел.
Досты?- б?л жар?ын ?лем.
Досты?- к?ні жар?ырап,
???ілді ?лемде ж?р.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
К?мекке келемін ?рдайым
Досыммен ?рдайым боламын
Досымды са?таймын, а?таймын
Ойыншы?ты беремін.
-Я уверена, что вы знаете много пословиц о дружбе, давайте их вспомним. Я буду говорить начало пословицы, а вы -ее продолжение.
Ескі досын (жа?а достан арты?). Старый друг (лучше новых двух)
- Досты? (іске ?ам?ор). Дружба в делах (помощница)
- Нет друга, так ищи (а найдешь, так береги)
- Друзья познаются (в беде)
-Мына ма?алды ?алай т?сінесі?дер?
(Как вы понимаете эту пословицу?)
- Дружба и братство (дороже любого богатства)
- Старый друг (лучше новых двух)
О каких секретах дружбы говорится в пословицах? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята давайте вспомним мультфильм про Крошку Енота.
Будьте внимательны.
Просмотр заключительных эпизодов.
-Какой секрет дружбы мы с вами узнали, посмотрев этот мультфильм?
Каким должен быть Крошка Енот, чтобы подружиться с тем, кто сидит в пруду? (доброжелательным). А что значит быть доброжелательным?
Как другие узнают, что ты человек желающий добра? (Надо не вредничать, не жадничать, никого не обижать.)
Итак, нам уже известны многие секреты дружбы остался еще один. Он «зашифрован» в картинках.
(Выставляет сюжетные картинки)
-Чтобы его расшифровать, попробуйте определить, что общего в них (люди помогают друг другу, животным, растениям).
Это еще один из секретов дружбы - помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.
-Сегодня мы узнали о разных секретах дружбы. Давайте их вспомним.
(К?не еске т?серейік, к?мекке з?ру адам?а к?мектесу.)
(Чаще улыбаться. Цени дружбу. Быть добрым. Помогать тому, кто нуждается в помощи и т. д.)
-Б?гін бізді? топта «Досты? м?ражайы» ашуды ?сынамын.
А я предлагаю вам открыть в нашей группе «Музей дружбы». И сегодня мы сделаем первые поделки для нашего музея. А что мы сегодня сделаем вы узнаете если отгадаете загадку.
До чего сияет ярко,
Щедро дарит всем подарки:
Теплоту, добро и свет
Миллионы долгих лет.
Утром выгляну в оконце,
В небе радостное.
(ответ: солнце)
Дети: К?н
Воспитатель: Д?рыс, б?л к?н!
-Как вы думаете почему для нашего музея мне захотелось, что бы сделали поделки солнышка?
А из чего мы будем делать наше солнышко?
В нашей мастерской ребята, сегодня пластилин.
А чтобы наши ручки лучше работали, надо размять наши пальчики.
Гляньте: солнышко над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг
Над деревьями, (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).
Домами, (Руки сложены над головой домиком).
И над морем, над волной, (Нарисовать волну рукой).
И немножко надо мной. (маховое движение)). (Дотронуться до головы).
Воспитатель предлагает рассмотреть образец солнышка. С помощью вопросов дети определяют форму солнышка.
-К?н ?андай б?лшектерден т?ралы?
(-Из каких частей состоит солнышко?). (круг,палочки-лучики)
-Оны? т?сі ?андай?
(Какого оно цвета?)
С помощью воспитателя делают выводы,почему солнышко желтое. Цвет теплый,поэтому всех согревает. Затем воспитатель предлагает рассмотреть контуры солнышка, разложенные на столах. Воспитатель просит детей провести пальчиком по контуру, чтобы зрительно и визуально запомнить форму солнышка. Далее детям предлагается поводить пальчиком от центра к контуру, объясняя это тем, чтобы солнышко не потеряло форму круга нельзя выходить пальчиком за линию контура.
После пальчиковых исследований воспитатель напоминает детям, как нужно
пользоваться пластилином при выполнении работы (отщипывать небольшие кусочки от большого и равномерно разглаживать их от центра к контуру.) Затем дети вместе с воспитателем вспоминают раскатывание пластилина прямыми движениями (колбаски) для лучиков.
Звучит спокойная музыка.
После всех исследований и объяснений воспитатель предлагает детям самостоятельно приступить к работе.
Ж?мыс?а кірісейік.
В ходе самостоятельной деятельности воспитатель поощряет детей, задает вопросы, помогает по необходимости неуверенным детям.
-Вот какие замечательные солнышки для нашего «» «Музея дружбы» у нас получились! Мы потом еще будем делать поделки для нашего музея, будут делать мамы, папы, бабушки дедушки. И когда у нас будет много поделок мы пригласим в музей своих друзей, а так же Машу и Сашу.
Воспитатель: Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Я передаю свое теплое дружеское отношение всем вам.
Я чувствую ваше доброжелательное отношение. Сегодня наша дружба стала еще крепче. И мы этому рады.
Звучит аудиозапись песни «Большой хоровод»
Данная организованная учебная деятельность способствует формированию положительных взаимоотношений между дошкольниками и побуждает их к добрым поступкам.