Классный час на тему: «Без друзей так трудно жить на свете ».
Форма проведения – деловая игра.
Цель: Формировать понятие дружбы и нравственных отношений.
Задачи:
1.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека.
2.Учить доброжелательности, стремлению понимать другого человека.
3.Воспитывать уважение к окружающим, умение сопереживать, приходить на помощь.
4.Развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
- сформируется понятие «дружба»,
- дети приобретут навыки работы в сотрудничестве,
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему,
- усвоят законы дружбы.
Оборудование: Компьютерная презентация Power Point, аудиозапись песни “О дружбе”. На столах у детей: конверты с заданиями.
Ход классного часа.
-
Знакомство с темой классного часа:
Учитель: - Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.
(Звучит музыка, рассказывается сказка. Слайд № 1 и 2.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
- Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
2. Этап осмысления:
Учитель: - Как вы, ребята, понимаете: что такое дружба, зачем она нужна людям? (Высказывания детей).
- В Толковом словаре приводится такое определение дружбы: Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Сейчас нам ребята прочитают стихи о том, что такое дружба. (Слайды 4 и 5)
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
1.Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
2. Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
3.Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
4.Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
5.Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
6. Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
7. Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
8. Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар.
3. Этап формирования первичных умений:
Учитель: - А что значит – настоящий друг? (Обсуждение в группах, ответы детей. Слайд 6). Дети выбирают следующие качества, необходимые для дружбы: скромный, доброжелательный, общительный, отзывчивый.
Игра «Волшебная рука» (Слайд 7)
- В конверте № 1 найдите ладошки. На пальчиках напишите свои достоинства и хорошие качества. А теперь свои «ладошки» подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
- При подготовке к классному часу дети собирали фотоальбом «Мой лучший друг». Давайте посмотрим, что получилось. (Слайд 8, фотоальбом. Исполняется песня «Настоящий друг»)
Учитель: - Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
Возьмите конверт № 2. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете. (Выступления групп)
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Один за всех, все – за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Плохо человеку, когда он один. Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь».
-Предлагаю вам принять участие в обсуждении рассказа.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Чабаевского «Одинаковые».
(У каждой группы на столе текст рассказа в конверте № 3. Слайд 10)
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
Вопросы:
-
За что мама осудила Соню?
-
Что бы вы сказали Соне?
-
Как ей надо было поступить?
Учитель: - Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе. Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки. Каких карточек больше?
Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться этих правил.
4.Закрепление, формулирование выводов:
Составление «Законов дружбы». (Слайд 11)
- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Законы дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом. (Обсуждение в группах, сверка с доской. Учитель раздает детям памятки.)
Памятка «Законы дружбы»
-
Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь…
-
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет.
-
Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду.
-
Не ссорься с друзьями: старайся работать и игратьс ними мирно,не спорьпо пустякам; не зазнавайся, еслиу тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам.
-
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
- Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните на долгие годы.
«Танец Дружбы» (Слайды 12-13. Дети становятся в круг, исполняют движения, текст читает учитель)
5. Подведение итогов (рефлексия):
- Наш сегодняшний классный час о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? Понимите, кто так считает красные жетоны. О чём заставил задуматься?