Просмотр содержимого документа
«Дети войны из прошлого в настоящее.»
Сценарий «Дети войны из прошлого в настоящее» (Посвящённый детям военных лет).
Автор сценария :Денисенко В.В.
Звучит голос за кадром на фоне презентации «Деи войны»
Голос: Самые тяжёлые и страшные годы с 1941по1945 года выпали на долю населения Советского союза . Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины Во время Великой Отечественной войны погибло ,26 миллионов из них 13 миллионов детей. Дети умирали по разным причинам. Большая часть от голода и холода. В зимний период топить было нечем, лекарств не было, и дети часто болели и умирали. Подростки шли на войну на ровне со взрослыми погибали от пуль. Многие были в плену в концлагерях , в осажденных городах, где работали до истощения и также умирали от голода. Во многих населенных пунктах немцы расстреливали всех жителей или сгоняли в одно помещение и сжигали. Среди них было также много детей. Вам -дети войны посвящается сегодняшнее мероприятие. И вы сидящее сегодня в зале помните, какой ценой завоёвано сегодняшнее мирное небо над головой!
Звучит музыка « Рио-Рита». На сцене стол, стульчик, появляется женщина накрывает на стол, вбегает и садится растрёпанная девочка.
Мама— Снова дралась во дворе?..
Дочка— Aга! Мама, но я не плакала!..
Вырасту —выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!..
Мама— Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету...
Дочка— Мама, а вырасту я когда?..
Мама— Вырастешь! Ешь котлету...
Дочка— Мама, купим живого коня?..
Мама— Коня?!Да что ж это делается?..
Дочка— Мама, а в лётчики примут меня?..
Мама— Примут .Куда они денутся?!
Ты же из каждого сатана ,
душу умеешь вытрясти!..
Дочка— Мама, а правда, что будет война
и я не успею вырасти?..
Мама: Боже упаси и сохрани, фашисты уже захватили Францию, Данию, Норвегию, Польша .
Дочка: Мама ты не переживай, я сильная скоро вырасту и буду защищать нашу Родину, я побегу сейчас наши пионеры будут маршировать!
Мама берёт газету, читает. Звонок в дверь!
Мама: Сейчас открою дверь!(уходит)
Звучит песня «Эх хорошо в стране советской жить.». Появляются пионеры со знаменем дружины.
Командир: Раз-два!
Все: Три-четыре!
Командир: Три-четыре!
Все: Раз-два!
Командир: Кто шагает дружно в ряд?
Все: Это — смена комсомола, пионерский наш отряд!
Командир: На месте стой раз, два .Равняйсь, смирно! К борьбе за дело Ленина, Сталина будь готов!
Все: Всегда готов!(рука правая над головой)
Хором читают стихотворение.
Коричневая пуговка лежала на дороге
Никто не замечал ее в коричневой пыли.
Но мимо по дороге прошли босые ноги
Босые, загорелые протопали, прошли.
Ребята шли гурьбою из дальнего поселка,
Последним шел Алешка и больше всех пылил
Случайно иль нарочно, того не знаю точно,
На пуговку, на пуговку Алешка наступил.
"А пуговка -- не наша!" - Вскричали все ребята
"И буквы не по-русски написаны на ней!"
К начальнику заставы бегут-спешат ребята,
К начальнику, к начальнику скорей, скорей, скорей.
Звучит музыка. Исполняется пластическая композиция «Танец огня войны» С красными полотнами. Взрывы! Звук поезда, немецкий лай собак и немецкая речь. На сцене поваляются дети- девочки с вещами, кругом суета.
Девочка 1: Мама вы не видели мою маму?
Девочка2: Мама ,мамочка ты где? Я здесь мама!
Девочка3: Бабушка, бабушка вы не видели мою бабушку!?:
Девочка4:Няня? Ня-ня! Я здесь няня! Вы не видели мою няню?
Девочка 5: Катя,Катя? Вы не видели мою старшую сестру Катю?
Девочка6: Я потеряла маму! Мою маму угнали немцы в германию!
Девочка7: Фашисты проклятые, будьте вы прокляты!
Все: Прокляты!
Девочка1(Соня); Мама, мама вы не видели мою маму?
Все: Соня, немцы наших мам, сестёр угнали…..
Девочка2: что же с нами будет?
Девочка3: Девочки как же страшно!(плачет)
Грохот !Взрывы! Появляется молодая девушка.
Девушка кричит :Ложись! (все легли).Голову укрыли руками и лежим, не встаём! Звучит метроном, дети потихоньку встают, садятся кто на стульчики, кто на чемодан,достают с чемодана вещи. Девочка достаёт Мишку.
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь... Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе...
... Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля...
Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я...»
... А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то , что наши сосенки горят...»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек
Осиротила подлая война?!..
Девочка2: До войны страшно любила конфеты. Говорю:
— Дайте мне конфет.
Продавщица смотрит на меня, как на сумасшедшую. Я не понимала: что такое — карточки, что такое — блокада? Все люди в очереди повернулись ко мне, а у меня винтовка больше, чем я. Когда нам их выдали, я посмотрела и думаю: „Когда я дорасту до этой винтовки?“ И все вдруг стали просить, вся очередь:
— Дайте ей конфет. Вырежьте у нас талоны.
И мне дали». Я, конечно, ничего не знала о смерти… Никто не успел объяснить, я ее сразу увидела…
Когда пулеметы строчат из самолета, то кажется, что все пули летят в тебя. В твою сторону.
Девочка 3:Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу,
Запах знакомый вдыхая до чёрных кругов,
Девочка в парке стояла -
с глазами - в полнеба! -
Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов.
Из темноты незаметно щенок появился,
Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза,
Нет, не скулил - он как будто бы Богу молился,
Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя...
Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала,
В зябкой ладони зажав драгоценный кусок,
Бросилась в сторону и, как могла, побежала...
Спал Ленинград.
А чужой, ненавистный щенок
Лёг на живот и пополз по январскому снегу,
Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать.
Та поскользнулась на льду и упала с разбегу,
Несколько раз попыталась подняться и встать,
Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком,
Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать,
Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек,
Нет, не заплакала - Пушкина стала читать.
В воздухе таяла, таяла музыка строчек.
Злая луна почему-то мерцала свечой...
К жизни вернул её маленький тёплый комочек,
Громко сопел он и тыкался носом в плечо.
Из-под ресниц покатились солёные льдинки,
Тонкие руки на ощупь упрямца нашли,
Хлеб разломили и дали ему половинку,
К сердцу прижали и этим от смерти спасли...
Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала!
Но никого не шокировал странный дуэт:
Мёртвая девочка тихо спала у вокзала
С мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет...
Звук поезда. Девочки ищут своих родителей и близких родственников.
Девочка 1: Мама вы не видели мою маму?
Девочка2: Мама ,мамочка ты где? Я здесь мама!
Девочка3: Бабушка, бабушка вы не видели мою бабушку!?:
Девочка4:Няня? Ня-ня! Я здесь няня! Вы не видели мою няню?
Девочка 4. Жили мы: мама, две сестрички, братик и курица. У нас одна курица осталась, она с нами в хате жила, с нами спала. С нами от бомб пряталась. Она привыкла и ходила за нами, как собачка. Как мы ни голодали, а курицу спасли. А голодали так, что мать за зиму сварила старый кожух и все кнуты, а нам они пахли мясом. Братик грудной… Заваривали кипятком яйцо, и эту водичку давали ему вместо молока. Он переставал тогда плакать и умирать…а потом мамку с братиком немцы угнали….будь они прокляты. Как я хочу есть!
Все одновременно: Есть хочется!
Девочка5:Все! Баста! Сильно волнуюсь… Мне нельзя волноваться. Сердце больное. Скажу вам, если не знаете что дети сейчас во время войны , часто умирают раньше своих отцов, которые воюют на фронте. Раньше, солдат. Раньше…Я уже столько своих друзей похоронила, умерли от голода, холода, болезней от пули фашистских солдат!
Звук снарядов ,бомб, немецкая речь.(Звучит куплет песни «Ах как хочется жить») Ткань красная натягивается за не
кричат Дети: больно, как больно ,ах как хочется жить…мама, мамочка.
Звучит вокализ. Дети уходят. С двух концов из зрительного зала появляются дети с игрушками в руках. Ангелы. Медленно идут к зрителям и говорят по очереди стихотворение Снежана Аэндо.
1.Пусть я буду последним ребенком,
Что украла у мамы война…
2Мое фото теперь , как иконка.
Мне не страшно. Я здесь не одна.
3.Со мной рядом Татьяна и Кира,
Еще дядя и тетя с детьми.
4.Из Славянска Светлана и Ира.
Нас здесь тысячи…
Все: Ангелы мы…
3.Я не знаю ,за что нас убили…
Даже Бог не дает нам ответ.
5.Мы мечтали, играли, любили,
Наших близких и солнечный свет.
6..Я Полина…Мне было лишь восемь…
Машке-пять… Вике –два…Лене шесть.
7.Прекратите войну… Мы вас просим…
Столько слез пролилось, что не счесть…
Все :Пусть я буду последним ребенком,
Что украла у мамы война…
Мое фото теперь , как иконка.
Мне не страшно. Я здесь не одна.
.
1.Тут так высоко, и звуков нет.
2.Я так скучаю, по твоему голосу, мама, и по смеху сестрёнки.
3.А ещё тут, мама, без тебя одиноко..
4. И не обняться, да и как, ведь я теперь тоже облако.
Девочки1-3:Мы по небу плывём – Облака,
Спешим, собираясь в стаи,
Из далёка из далека,
А откуда плывём не знаем.
Девочки 4-7:Превратились мы в Облака,
Чтоб парить в небесном тумане
И забыть про военный обман,
Потому что война обманет.
Дети ставят портреты и рядом кладут игрушки. Уходят.
И появляются девушки Вокальный ансамбль «Вдохновение»(учителя) «у них свечи в руках и поют песню « Облака», ангелы исполняют танец с полотнами.
Голос Левитана об окончании Войны. Звучит музыка марша, появляются ученики с портретами «Бессмертный полк».
Голос за кадром «Минута молчания».
1.Помните!
Через века, через года, — помните!
2.О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
3.Памяти павших будьте достойны!
Все: Вечно достойны!
4.Люди!
Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
5.Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
6.Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
7.Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить…
Исполняют 1 куплет песни «Солнечный круг» и спускаются в зал и уходя, словно живые свидетели. На сцене появляется женщина в руках у неё сумка с тремя детьми разного возраста, у них в руках альбомные листы. Наше время.
РЕБЕНОК1: Мам, а что такое голод? Не тот, когда набегаешься, есть хочешь, а другой, настоящий, когда люди умирают?
МАТЬ (объясняет): Представь — входишь ты в кухню, а там пусто. И в кастрюле, и в тарелках ничего нет.
РЕБЕНОК 2: Тогда я просто хлеб пожую.
МАТЬ: Но и хлеба нет.
РЕБЕНОК (вприпрыжку)3: А я сбегаю за ним в магазин.
МАТЬ: В магазине его тоже нет.
РЕБЕНОК 2 : Я в другой магазин...
МАТЬ: Но и в другом, и в третьем, во всех магазинах нет хлеба.
РЕБЕНОК 3. (хмурит брови, потом радостно вскрикивает): А я в деревню бабушке Фене напишу. Она привезет. Они там во какие буханки пекут! (Обеими руками широко обнимает воздух).
МАТЬ: Но и в деревне нет. Представь, что и там, где живет бабушка, и в соседних деревнях — везде пусты магазины и лечи. Нигде нет хлеба.
Ребёнок 1 и 2: Так не бывает! (Упрямо). Не бывает так!
МАТЬ (провожая взглядом): Я хочу согласиться с ними, не поверить самой себе. Но как сокрушить свет памяти?! Как отнять право у прошлого?!
(Звучит мелодия, мать вспоминает.)
Помню, как я шарила в кухне и чулане, обнюхивала пустой сусек, как просила маму сходить за хлебом к соседке или куда-нибудь, к кому-нибудь. Я хотела хлеба хоть маленький кусочек,хоть горстку крошек….но его не было…
Ребёнок 3.: но что же вы ели Мама?
Мама: лебеду, кору деревьев, картофель был по великим праздникам, шелуху от зерна….эту пыль размешивали с кипятком и хлебали….и терпели думали только об одном.
Ребёнок1: о чём?
Мама: о победе! Чтобы больше никогда не стреляли, не умирали люди от голода, холода! Поэтому хлеб ценнее золота!
Ребёнок 2: Мама, я теперь всегда хлеб доедать буду, и постараюсь не крошить!
Мама: -В этой войне погибло 27 миллионов человек…
Ребёнок 1: Их 13 миллионов детей..
Мама: И этой весной 18-летние сыны России встанут на защиту нашей Родины, для того чтобы в наших домах было тепло и по-домашнему спокойно, чтобы не мог враг нарушить покой родных и близких. Каждый день мы слышим о новом конфликте между народами, о новой детской беде. И поэтому о событиях тех страшных лет мы не имеем права забывать. Такое не должно повторяться.
Ребёнок 3: Я нарисую яркое солнце,
Ребёнок 1: Я нарисую синее небо,
Ребёнок 2: Я нарисую свет в оконце,
Мама:Я нарисую колосья хлеба,
Все: Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Мама: Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли ...
Пусть гремит салют Победы.
С праздником поздравляем всех мы!
Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость от победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.
1.Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.
2.Георгиевская лента – двухцвет простых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосованное знамя.
Мама: Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.
(Н. Самоний) Дети спускаются и дарят георгиевские ленты.
Мама «Тяжелые уроки преподает нам порой история, но мы не должны, не имеем права забыть о них. И сегодня на земле льется кровь, война напоминает о себе, проливаясь материнскими и детскими слезами… Помните об этом, люди, берегите мир и жизнь во всех ее проявлениях. Спасибо за внимание! Звучит музыка на сцене вокальный ансамбль «Вдохновение» исполнят песню «Мир без войны!».
Голос за кадром «На этом наше мероприятие подошло к концу, спасибо за внимание!»