Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы по теме «Дети войны» (для обучающихся 5-9 классов)
Цель: - воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Задачи: - обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны; - вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
- показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа; - вызвать у школьников чувство гордости за свой народ; - воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире
Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакаты, выставка книг «Пионеры-герои»
"Детство - это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь".
"Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете:" (А.Твардовский)
Ход мероприятия Учитель: Тебе сейчас 12 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Детям войны посвящается " »
МБОУ «Арабосинская основная общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы по теме «Дети войны»
(для обучающихся 5-9 классов)
Разработала: учитель истории, обществознания высшей кв.категории Николаева Мария Михайловна
Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы по теме «Дети войны» (для обучающихся 5-9 классов)
Цель: - воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Задачи: - обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны; - вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
- показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа; - вызвать у школьников чувство гордости за свой народ; - воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире
Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакаты, выставка книг «Пионеры-герои»
"Детство - это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь". "Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете:" (А.Твардовский)
Ход мероприятия Учитель: Тебе сейчас 12 лет или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.
Мини - сценка « Выпускной бал»
Вед.: Было раннее летнее утро 22 июня 1941 года. Выпускники школ встречали свой первый рассвет после окончания школы.
(Выпускники танцуют вальс)
Вед.: А в это время на пограничные города и поселки уже летели бомбы, сплошной стеной шли танки и пехота. (звучит фонограмма «Священная война»)
Вед.: Вся страна встала от мала до велика, поднялась на борьбу с врагом. В те годы, многие мальчишки, которых на службу еще не брали, сами сбегали на фронт, чтобы быть в рядах защитников своей страны.
Мальчики уходят на фронт Выпускницы в нарядных платьях провожают парней на войну и исполняют песню Булата Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая»
Учитель: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Война - явление жестокое и страшное. Пока существует на земле злоба, ненависть, будут происходить и войны, которые уносят жизни детей и взрослых. Долгих 1418 дней и ночей шла величайшая в истории битва за свободу и независимость Родины, за спасение народов мира от гитлеровской чумы и порабощения, за светлое будущее человечества. Миллионы людей отдали свои жизни, чтобы мы с вами видели чистое голубое небо, спокойно спали, растили детей и внуков, радовались жизни. Около 30 миллионов людей заплатили своей жизнью за наше будущее. Одни погибли на полях сражений, других замучили в концлагерях, третьи умерли в блокадном Ленинграде.
Сегодня наш разговор пойдет о тех, кому в начале Великой Отечественной войны было 5,8,13 лет. Взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь наших поражений, и радость наших побед. Звуковым сопровождением их жизни были тогда сводки Совинформбюро, сообщавшие сначала об отступлениях, потерях нашей армии, а потом, в 1943-45 годах - о победах нашей армии, возвращенных городах, о захваченной вражеской технике. Чтец 1.: Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали ДЕТИ ВОЙНЫ. Что же о них знаем мы? Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ Учитель: Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 60-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами - дети войны. Фабрики и заводы страны остались без рабочих. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях. Лозунг «Все для фронта, все для победы» стал для нашей страны самым важным на долгие 4 года. Эвакуированные заводы начинали работать, как только устанавливали оборудование, под открытым небом. Рабочих не хватало, к станкам вставали дети. Станки были большими, поэтому переворачивали ящики и вставали на них. Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерьми полков. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Этих героев знали поименно все советские школьники. Сегодня я предлагаю вам вспомнить их короткие и часто схожие друг с другом биографии.
Чтец 2 . Герои не забудутся, поверьте!
Пускай давно закончилась война,
Но до сих пор все дети
Погибших выкликают имена.
Ученик 1. ЛАРА МИХЕЕНКО. Ленинградская девочка перед войной находилась в деревне. Захвачена врагами Псковская земля. Героически служит Лара в партизанском отряде. Выполняет задания командира разведки, но попадает в плен к фашистам. Первый раз ей удается бежать. И снова арест, на этот раз последний. Спасая других, девочка осталась одна против врагов – в ее руке спрятана граната… Жизнь короткая, но яркая как вспышка молнии.
Фонограмма песни «Не только мальчишки».
Ученик 2. ЛЁНЯ ГОЛИКОВ. Он был, как и вы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи
военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. 2 апреля 1944 года он погиб. Лене присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтец 3. Бесстрашное имя – награда герою
Он вашим ровесником был
Споёмте о том, как любимец отряда
Бесстрашно в разведку ходил.
Споемте о том, как летали с пути эшелоны,
Которые он подрывал.
Всем сердцем в победу грядущую верил,
В бою он отчаянным был.
Недаром однажды фашистского зверя
В чинах генеральских подбил.
Вернулся в отряд он с бесценным пакетом. Ученик 3. ЗИНА ПОРТНОВА. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки.
Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Её выдал предатель. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет…. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. - Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Чтец 4 Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь
То сними свою шляпу, товарищ!
Ученик 4. ВАЛЯ КОТИК. Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка. «Валик ходил по городу, и слезы душили его. Немцы сожгли домик-музей Николая Островского, превратили школу в конюшню. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Валя Котик вместе с товарищами подорвал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. Он прожил 14 лет и еще неделю - в 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей. Похоронен в садике перед школой, в которой учился.
Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:
Чтец 5 Мы вспоминаем о боях недавних,
В них совершен был подвиг не один.
Вошел в семью героев наших славных
Отважный мальчик – Котик Валентин.
Ученик 5. МАРАТ КАЗЕЙ. Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.
Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов. Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Чтец 6. Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов. /В. Алексеев
Ученик 6. ВАСЯ КОРОБКО
С 14 лет в партизанском отряде. Васе и еще двум солдатам был дан приказ взорвать мост , подходов к нему не было. И вот зимой , Вася вошел в ледяную воду и поплыл , толкая перед собой плот с взрывчаткой .Был замечен немцами , ранен , и имея возможность вернуться , Вася всё –таки доплыл до моста и выдернул чеку в гранате. Мост рухнул. В том бою наши войска одержали победу. Вася выполнил задание, но при этом погиб
Чтец 7. Им не встать из под елей густых не подняться,
Пионеры – и тысячи их
Кто умели бесстрашно сражаться
Кто-то в танк бросил связку гранат
Кто-то шёл с атакующим строем
На Днепре и в Крыму
И на гребнях Карпат
Развели обелиски героям.
Ведущий: До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Пришел час – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее захватчикам.
Это не все герои. О многих из них мы даже ничего не знаем. Но, которые известны, вы их должны знать по именам. Учитель: Огромным испытанием для нашей страны стала блокада Ленинграда. На протяжении 900 дней фашисты плотным кольцом окружили и никакой помощи ленинградцы не могли получить извне: ни продуктов, ни медицинской помощи, ни топлива…
А ещё - каждодневные налёты и бомбёжки.
Чтец 3: О детство, нет, я в детстве не был,
Я сразу в мужество шагнул,
Я молча ненавидел небо
За черный крест, за смертный гул.
И тем блокадным днем кровавым
Мне желтый ивовый листок
Казался лишь осколком ржавым,
Вонзившимся у самых ног,
В том городе, огнем обвитом,
В два пальца сатана свистел..
Мне страшно было быть убитым…
Я жить и вырасти хотел..
Учитель: В городе не было воды. Чтобы выжить, жители Ленинграда вырубали на Неве куски льда и на себе тащили их в дома, чтобы растопить и добыть хоть немного живительной влаги. В печи, чтобы согреться, кидали куски мебели. А суп варили из остатков кожаной обуви. Люди пухли от голода, ведь суточная пайка хлеба выглядела вот так: (кусок хлеба 150 г)
Все эти лишения вместе с взрослыми героически перенесли и дети. Фонограмма « Удар колокола. Стук манометра» Вед 1: (зажигает свечу) Блокада… Далеко так это слово От наших мирных, светлых дней. Произношу его и вижу снова Голодных умирающих детей. Вед 2: Как опустели целые кварталы, И как трамваи мерзли на путях. И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести.
Вед 1: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить!»
Вед 2: Нет, надо!
Чтоб снова на планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Фонограмма « Реквием» (В. Моцарт)
Вед 2: «Ленинградские дети»… когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало, как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и вставали…
1 ученик:Я к ним подойду. Одеялом укрою, О чем-то скажу, но они не услышат… Спрошу, не ответят… А в комнате трое, Нас в комнате трое, Нас в комнате трое, но двое не дышат. Я знаю, не встанут, я все понимаю Зачем же я хлеб на три части ломаю? (кладет на стол рядом со свечой кусочек черного хлеба) Вед 1:Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь- дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по доге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
2 ученик: Девочка руку протянула
И головой - на край стола.
Сначала, думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель вымолвил, что снова
Занятья после похорон.
Песня «Ленинградская блокада» в исполнении вокальной группы
Учитель: Эта кровопролитная война оставила глубокий кровавый след, ведь среди миллионов погибших большинство составило мирное население, враг беспощадно уничтожал всех. Над городами, деревнями, поселками беспрестанно кружили вражеские самолеты и бомбили нашу землю. Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену. Вдумайтесь в эти цифры: Каждый день теряли 9168 детей, Каждый час – 382 ребенка, Каждую минуту – 6 детей, Каждые 10 секунд – 1 ребенок.
Вед 1: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. Вед 2:Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
Вед 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравилигазом, а часть закопали живыми. Вед 2: Гитлеровцы, оккупировавшие краснодарский край, казнили и замучили 60 тысяч человек. 30 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию Ейска подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю Стихотворение «Варварство» (Мусса Джалиль) Фонограмма «Бухенвальдский набат» (В. Мурадели, А. Соболева) Вед 2: В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись людским потоком, то немцы бросали живых детей в раскаленные печи.
Ученик1:БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.
Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось познать беспределы невзгод. Был голод. Был холод. Ночами не спалось. От гари чернел небосвод. От взрывов и плача земля содрогалась. Не знали мы детских забав.
Ученик 2: Ночами стояли на вахтах заводов. Им был по плечу всякий труд. Красу их девичью щадила природа. И влюблялись они. Их мальчишки любили. .. Их гнали фашисты по пыльным дорогам. И в рабство везли их, как скот.
Ученик 3: Кому-то из плена бежать удавалось. И даже по несколько раз. Как зрелые воины, дети сражались. Кто шёл в партизаны из нас. Себе прибавляли мальчишечки годы, чтоб их отправляли на фронт. И не было это влиянием моды. Кому-то родным стал завод. Станки малолетки, как крепости брали, на цыпочки встав во весь рост. И навыки взрослых они обретали. Со всех одинаков был спрос.
Ученик 4: Исхожено много дорог километров. Истрачено нервов и сил. Нам выли вдогонку сирены и ветры. Фашист нас, как зверя, травил. Кровь брали фашисты из тоненьких венок, спасая немецких солдат. Мишенью детишки стояли у стенок. Злодейства вершился обряд. А в голод спасала лишь корочка хлеба, очистки картофеля, жмых.
Ученик 5: Дети войны - и веет холодом, Дети войны - и пахнет голодом, Дети войны - и дыбом волосы: На челках детских седые волосы. Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не советскими. Какая разница, где был под немцами, В Дахау, Лидице или Освенциме? Их кровь алеет на плацах маками Трава поникла, где дети плакали Дети войны - боль отчаянна! И сколько надо им минут молчания!
Учитель: Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран. Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.
Минута молчания.
Ведущий 6:Мы живём в тревожном мире, Но не наша в том вина, Что в дневном эфире слова звучат: "Террористы захватили здание в Москве". И потом звучат слова: "Опять война, война опять!!!"
Ученик 1: Хотят ли русские войны. Спросите вы у тишины
Ученик 2:Я не могу прийти в себя
Ученик 3:Опять война
Ученик 4:Зачем нужна она?
Ученик 6:Никак я не могу понять:
Ученик 1: Вы взрослые должны прекрасно знать
Ученик 2:Что я хочу спокойно спать:
Ученик 3: Ну, неужели это тяжело понять?
Ученик 4:Не подвергайте нашу жизнь опасности
Ученик 5:Чтобы мы не увидели ужасов войны
Ученик 6:И мы хотим, чтоб черепа, не стали символом Земли
Все: Запомните, дети против войны!!!
Наше будущее в ваших руках.
Песня « Нам нужен мир»- исполняет вокальная группа. Учитель: С ужасом фашизма боролась вся Россия. Победа пришла! Долгожданная, со слезами на глазах. Мы живём в красивой деревне, в тёплых домах, учимся в красивой современной школе. Мы улыбаемся и не голодаем благодаря солдатам ВОВ, благодаря детям войны. Вед 1: Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам…
Вед. 2 Поклонимся всем тем, кто вынес на своих плечах всю тяжесть минувшей войны.Пусть никогда не зарастет тропа к памятным местам. Пусть всегда на братских могилах будут живые цветы. Вечная память павшим в боях при защите Отечества – сыновьям, отцам, дедам, братьям, сестрам, родным. Вечная память мальчишкам и девчонкам 40 - х. Пусть всегда на планете будет мир и спокойствие.
Фонограмма «Ничто не забыто, никто не забыт» (А. Новикова, В. Харитонова)