kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« О прошлом для будущего» читательская конференция по произведениям А.А. Лиханова

Нажмите, чтобы узнать подробности

« О прошлом для будущего»

читательская конференция по произведениям

А.А. Лиханова

Цель:

- способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, памяти к истории нашей страны;

- познакомить учащихся с  жизнью детей в годы Великой Отечественной войны  на примере книг А. Лиханова.

Оборудование: презентация, выставка книг А. Лиханова, тексты произведений «Русские мальчишки».

 

Ход конференции

 

«Хочется думать, что моим юным читателям, когда они столкнуться с первыми трудностями, книга в чем-то поможет преодолеть их, не падать духом, научиться твёрже стоять на ногах».

                                         А. Лиханов

Библиотекарь:     

    Добрый день ребята. В этом году наша страна  отметила  великий праздник – 70 лет  Победы советского народа в Великой Отечественной войне – это «праздник со слезами на глазах». 70лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них родились свои дети.  И война постепенно уходит в прошлое, становясь для нас  страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?

     4 года! 1418 дней. И 27 миллионов погибших в этой войне. Разве можно это забыть. А сколько среди  погибших ваших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми?

Война и дети.  Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает.

Сегодня мы на примере художественных произведений увидим войну глазами детей.

 /Читает стихотворение ученик/

Мы были серыми, как соль,

А соль – на золото ценилось.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просились. плача: «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – «Нет!»

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Её надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой.

И золотой её запас.

 Библиотекарь: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположный вещей на свете», – так сказал писатель А. Лиханов, чье детство пролегло через войну. Страшна смерть детей, но страшны и те зловещие следы, которые оставила война в душах детей. Война жестока не только тем, что происходит на поле боя,  на фронте, но более всего она жестока по отношению к мирному населению, к детям. А. Лиханов, относится к поколению детей войны, которое забыть не сможет никогда.

И для того, что бы мы с вами помнили нашу историю и не забывали тех ужасов войны, многие писатели посвятили свои произведения теме война и дети. Это  А. Гайдар, В.Катаев,  В.Богомолов, С. Баруздин, Л.Кассиль. А. Лиханов и др.

А сегодня мы с вами поговорим о произведениях А. Лиханова. Ведь в  этом году А. Лиханов  юбиляр. Ему исполнилось  80 лет со дня рождения. Давайте познакомимся с биографией А.Лиханова.

/знакомит с биографией  ученица/

     Альберт Анатольевич Лиханов наш современник, он живёт и работает в Москве. А  родился в небольшом    городке  Кирове в 1935г. Свой литературный путь начал с журналистики. В течение  тридцати лет был главным редактором молодёжного журнала «Смена».

     В 1987г. по инициативе А. Лиханова у нас в стране был создан Советский детский фонд – первая общественная благотворительная организация. А. А. Лиханов возглавил Детский фонд и не оставил этого почетного и трудного поста и сегодня.  Однажды прикоснувшись к детской беде, он стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание, уделяя детям-инвалидам.

     Писатель  организовал издание четырех журналов:  «Путеводная звезда», «Божий мир», «Дитя человеческое» и «Зарубежный роман». Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и за рубежом.

Библиотекарь: Главная тема произведений А. Лиханова   и главная  его боль  это  судьба детей, оказавшихся в тяжких условиях жизни. И одним из таких тяжёлых условий для детей стала война.  Военному детству посвятил А. Лиханов  много произведений, которые собраны в книге «Русские мальчишки».  «Русские мальчишки» – это роман, состоящий  из 10 повестей. Эти повести связаны между собой и в них действует один и тот же главный герой. Дети в этих произведениях живут далеко от линии фронта. Но война обрушила на них не детские проблемы, страдания. И дети решают сложные вопросы добра и справедливости – как человеку оставаться человеком, даже в столь суровое трудное время. Горе учило чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто был рядом.

 И мы приступаем к обсуждению первой повести из этого сборника «Крутые горы»

Рассказ ведётся от имени Коли, главного героя повести, но уже взрослого человека, который вспоминает своё военное детство. Через много лет Коля отчётливо помнит те страшные годы войны.

Вопросы для обсуждения:

1.Что мы знаем о Коле?

2.Как постепенно  главный герой  ощущает на себе тяготы войны?

3.Давайте вспомним, когда Коля пошёл в школу и как в военное  время учились дети?

4.Какому герою  повести принадлежат эти слова «Мало знать, что идеи война. Надо понимать…» ?

(зачитать отрывок из книги)

5.Взрослые хотели защитить своих детей от войны, в чём это проявлялось?

6.Чью позицию вы разделяете: Анны Николаевны, которая сочла необходимым сводить детей к санитарному поезду, или мамы, которая была категорически против подобных походов?

7.Какую помощь дети оказывали фронту?

8.Вскоре после ранения приезжает на 3 дня отец. Катаясь с горки на лыжах, отец сказал сыну замечательные слова: Главное – одолеть бессилие – всегда и во всем. Главное–   почувствовать себя сильным». Только ли к катанию с непокорной горки относятся эти слова и когда они ещё пригодились Коле?

9.Сравните поведение Коли при отправке отца в первом и во втором случае.

10. Как вы понимаешь эти слова?

 «Много было впереди всего. У меня - крутых гор.  У отца - трудных дней»

 Библиотекарь:  Да, в  целом это история о том, как Коля покоряет в своей жизни крутые горы и в прямом и переносном смысле.

   И далее мы переходим к обсуждению следующей повести  из этого романа «Детская библиотека».

Время действия — «третья военная осень», ге­рой уже второклассник. Действие происходит в течение года, герой становится старше, глубже вникает в происходящее.

Вопросы для обсуждения:

1.Проявление войны в городе становится ощутимее, в чём оно заключалось?

2.Какое событие происходит с главным героем?

3.Детям, с какого  класса можно было записываться в библиотеку. И что же означала для ребят запись в библиотеку?

4.Кто такая Татьяна Львовна, что вы о ней узнали из повести?

5.Какую первую книгу взял Коля в библиотеке? Помните ли вы свою первую книгу, которую взяли в библиотеке?

6.Книгу, какого русского писателя дала Коле Татьяна Львовна и что при этом она сказала ему? Давайте найдём эту сцену в тексте повести.    

7. Какое значение в жизни военного поколения имела библиотека?  И  какую роль в вашей жизни играет библиотека?

8.К какому выводу приходит Коля в конце повести?

Библиотекарь Заключительная повесть в романе  называется «Последние холода»

Вопросы для обсуждения:

1.В какое время  происходит действие  в повести?

2.  Что представляло собой дополнительное питание и получилось ли Коле насладиться едой? (зачитать отрывок из книги)

3.Придя впервые в столовую №8, как Коля начинает по-настоящему ощущать, что такое война?

4.Кто такие «шакалы»?

5.Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих. Им суждено сыграть важную роль в судьбе Коли. Вспомните, как их зовут? Что известно об их судьбе?

6.Ребята  давайте обратимся к тексту и найдём  первую  встречу Коли с Вадимом и Марией?

     Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека   в зверя, агрессивного и загнанного. Голод на время стирал в душе человека признаки человеческого. Нужно было обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное – порядочность, доброту.

7.С каким добрым поступком мы встречаемся в столовой?

 (зачитать отрывок из книги)

8. Как вы думаете, ребята, что помогло Вадиму и Маше выстоять? Какие качества характера спасли детей?

Конец повести ожидается вполне счастливый. Сначала Вадиму и Маше пытается помочь Коля. Потом над ними берут опеку Колины мама и бабушка, наконец, школа, учителя. Дети получают талоны на дополнительное питание.

9. Чем заканчивается повесть?

10.Ребята как вы думаете, почему повесть  называется «Последние холода»?

Библиотекарь   Ребята вот мы и обсудили три повести А. Лиханова. Но   кроме книги «Русские мальчишки» А. Лиханов написал для детей ещё много книг. Это  романы и повести: «Мужская школа» «Никто», «Сломанная кукла»  «Благие намерения», «Солнечное затмение», «Чистые камушки», и др. А за роман «Мой генерал» А. Лиханов был удостоен Государственной премии имени Н.К. Крупской.   А. Лиханова  затрагивает многие темы в своих произведениях. Это взаимоотношения близких людей, душевные переживания героев,  дружеские отношения, но самое ценное и важное это милосердие и  нравственность в человеке. И я хотела бы, что бы вы продолжили дальнейшее знакомство с книгами А. Лиханова. 

А сейчас подошло время подвести итоги нашей конференции.

Рефлексия.

  - Что нового для себя вы узнали, познакомившись с произведениями А. Лиханова?

  - Как вы считаете, стоит ли вашему поколению знакомиться с такими произведениями?

     Ребята я очень благодарна вам за участие в читательскую конференцию, и хотела бы вручить самым  активным участникам грамоты.

Выводы: Да, война это голод, холод, горе и слёзы для людей. Она  рушит судьбы людей, но самое, страшное,  она калечит души детей.  И закончит нашу конференцию, мне хотелось бы словами Анны Николаевны, которая говорила «Да война кончится рано или поздно. Мы  то это помним. Не забудьте и вы,  новые люди. Не забудьте! Ведь это правда. Всё это было». Так давайте ребята  мы это не забудем никогда.

Благодарю всех за участие,  до новой встречи в библиотеке.

Литература:

1. Лиханов А.  Русские мальчишки / А. Лиханов  – М.: Детство. Отрочество. Юность,, 2005.- 634с.

2. Михалёва Т.И. Литература о Великой Отечественной войне и гражданском

    становлении личности. - М.:  Школьная библиотека, 2005.- 128с.

3. Поле жизни Альберта Лиханова: Сборник / В.Бахревский, О.Смирнова, Е.Галицких - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005.- 205с.

4. Слово и дело Альберта Лиханова: Сборник / Е. Федотова.- М.: Детство. Отрочество. Юность, 2010.- 205с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« О прошлом для будущего» читательская конференция по произведениям А.А. Лиханова»

« О прошлом для будущего» читательская конференция по произведениям А.А. Лиханова Цель: - способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, памяти к истории нашей страны; - познакомить учащихся с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны на примере книг А. Лиханова.


Оборудование: презентация, выставка книг А. Лиханова, тексты произведений «Русские мальчишки».


Ход конференции


«Хочется думать, что моим юным читателям, когда они столкнуться с первыми трудностями, книга в чем-то поможет преодолеть их, не падать духом, научиться твёрже стоять на ногах».

А. Лиханов

Библиотекарь:

Добрый день ребята. В этом году наша страна отметила великий праздник – 70 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне – это «праздник со слезами на глазах». 70лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них родились свои дети. И война постепенно уходит в прошлое, становясь для нас страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?

4 года! 1418 дней. И 27 миллионов погибших в этой войне. Разве можно это забыть. А сколько среди погибших ваших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми?

Война и дети. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает.

Сегодня мы на примере художественных произведений увидим войну глазами детей.


/Читает стихотворение ученик/

Мы были серыми, как соль,

А соль – на золото ценилось.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просились. плача: «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – «Нет!»

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Её надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой.

И золотой её запас.

Библиотекарь: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположный вещей на свете», – так сказал писатель А. Лиханов, чье детство пролегло через войну. Страшна смерть детей, но страшны и те зловещие следы, которые оставила война в душах детей. Война жестока не только тем, что происходит на поле боя, на фронте, но более всего она жестока по отношению к мирному населению, к детям. А. Лиханов, относится к поколению детей войны, которое забыть не сможет никогда.

И для того, что бы мы с вами помнили нашу историю и не забывали тех ужасов войны, многие писатели посвятили свои произведения теме война и дети. Это А. Гайдар, В.Катаев, В.Богомолов, С. Баруздин, Л.Кассиль. А. Лиханов и др.

А сегодня мы с вами поговорим о произведениях А. Лиханова. Ведь в этом году А. Лиханов юбиляр. Ему исполнилось 80 лет со дня рождения. Давайте познакомимся с биографией А.Лиханова.

/знакомит с биографией ученица/

Альберт Анатольевич Лиханов наш современник, он живёт и работает в Москве. А родился в небольшом городке Кирове в 1935г. Свой литературный путь начал с журналистики. В течение тридцати лет был главным редактором молодёжного журнала «Смена». В 1987г. по инициативе А. Лиханова у нас в стране был создан Советский детский фонд – первая общественная благотворительная организация. А. А. Лиханов возглавил Детский фонд и не оставил этого почетного и трудного поста и сегодня. Однажды прикоснувшись к детской беде, он стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание, уделяя детям-инвалидам. Писатель организовал издание четырех журналов: «Путеводная звезда», «Божий мир», «Дитя человеческое» и «Зарубежный роман». Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и за рубежом. Библиотекарь: Главная тема произведений А. Лиханова и главная его боль это судьба детей, оказавшихся в тяжких условиях жизни. И одним из таких тяжёлых условий для детей стала война. Военному детству посвятил А. Лиханов много произведений, которые собраны в книге «Русские мальчишки». «Русские мальчишки» – это роман, состоящий из 10 повестей. Эти повести связаны между собой и в них действует один и тот же главный герой. Дети в этих произведениях живут далеко от линии фронта. Но война обрушила на них не детские проблемы, страдания. И дети решают сложные вопросы добра и справедливости – как человеку оставаться человеком, даже в столь суровое трудное время. Горе учило чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто был рядом.

И мы приступаем к обсуждению первой повести из этого сборника «Крутые горы»

Рассказ ведётся от имени Коли, главного героя повести, но уже взрослого человека, который вспоминает своё военное детство. Через много лет Коля отчётливо помнит те страшные годы войны.

Вопросы для обсуждения:

1.Что мы знаем о Коле?

2.Как постепенно главный герой ощущает на себе тяготы войны?

3.Давайте вспомним, когда Коля пошёл в школу и как в военное время учились дети?

4.Какому герою повести принадлежат эти слова «Мало знать, что идеи война. Надо понимать…» ?

(зачитать отрывок из книги)

5.Взрослые хотели защитить своих детей от войны, в чём это проявлялось?

6.Чью позицию вы разделяете: Анны Николаевны, которая сочла необходимым сводить детей к санитарному поезду, или мамы, которая была категорически против подобных походов?

7.Какую помощь дети оказывали фронту?

8.Вскоре после ранения приезжает на 3 дня отец. Катаясь с горки на лыжах, отец сказал сыну замечательные слова: Главное – одолеть бессилие – всегда и во всем.. Главное– почувствовать себя сильным».. Только ли к катанию с непокорной горки относятся эти слова и когда они ещё пригодились Коле?

9.Сравните поведение Коли при отправке отца в первом и во втором случае.

10. Как вы понимаешь эти слова?

«Много было впереди всего. У меня - крутых гор. У отца - трудных дней»

Библиотекарь: Да, в целом это история о том, как Коля покоряет в своей жизни крутые горы и в прямом и переносном смысле.

И далее мы переходим к обсуждению следующей повести из этого романа «Детская библиотека».

Время действия — «третья военная осень», ге­рой уже второклассник. Действие происходит в течение года, герой становится старше, глубже вникает в происходящее.

Вопросы для обсуждения:

1.Проявление войны в городе становится ощутимее, в чём оно заключалось?

2.Какое событие происходит с главным героем?

3.Детям, с какого класса можно было записываться в библиотеку. И что же означала для ребят запись в библиотеку?

4.Кто такая Татьяна Львовна, что вы о ней узнали из повести?

5.Какую первую книгу взял Коля в библиотеке? Помните ли вы свою первую книгу, которую взяли в библиотеке?

6.Книгу, какого русского писателя дала Коле Татьяна Львовна и что при этом она сказала ему? Давайте найдём эту сцену в тексте повести.

7. Какое значение в жизни военного поколения имела библиотека? И какую роль в вашей жизни играет библиотека?

8.К какому выводу приходит Коля в конце повести?


Библиотекарь Заключительная повесть в романе называется «Последние холода»

Вопросы для обсуждения:

1.В какое время происходит действие в повести?

2.  Что представляло собой дополнительное питание и получилось ли Коле насладиться едой? (зачитать отрывок из книги)

3.Придя впервые в столовую №8, как Коля начинает по-настоящему ощущать, что такое война?

4.Кто такие «шакалы»?

5.Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих. Им суждено сыграть важную роль в судьбе Коли. Вспомните, как их зовут? Что известно об их судьбе?

6.Ребята давайте обратимся к тексту и найдём первую встречу Коли с Вадимом и Марией?

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя, агрессивного и загнанного. Голод на время стирал в душе человека признаки человеческого. Нужно было обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное – порядочность, доброту.

7.С каким добрым поступком мы встречаемся в столовой?

(зачитать отрывок из книги)

8. Как вы думаете, ребята, что помогло Вадиму и Маше выстоять? Какие качества характера спасли детей?

Конец повести ожидается вполне счастливый. Сначала Вадиму и Маше пытается помочь Коля. Потом над ними берут опеку Колины мама и бабушка, наконец, школа, учителя. Дети получают талоны на дополнительное питание.

9. Чем заканчивается повесть?

10.Ребята как вы думаете, почему повесть называется «Последние холода»?


Библиотекарь Ребята вот мы и обсудили три повести А. Лиханова. Но кроме книги «Русские мальчишки» А. Лиханов написал для детей ещё много книг. Это романы и повести: «Мужская школа» «Никто», «Сломанная кукла» «Благие намерения», «Солнечное затмение», «Чистые камушки», и др. А за роман «Мой генерал» А. Лиханов был удостоен Государственной премии имени Н.К. Крупской. А. Лиханова затрагивает многие темы в своих произведениях. Это взаимоотношения близких людей, душевные переживания героев, дружеские отношения, но самое ценное и важное это милосердие и нравственность в человеке. И я хотела бы, что бы вы продолжили дальнейшее знакомство с книгами А. Лиханова.


А сейчас подошло время подвести итоги нашей конференции.

Рефлексия.

- Что нового для себя вы узнали, познакомившись с произведениями А. Лиханова?

- Как вы считаете, стоит ли вашему поколению знакомиться с такими произведениями?

Ребята я очень благодарна вам за участие в читательскую конференцию, и хотела бы вручить самым активным участникам грамоты.


Выводы: Да, война это голод, холод, горе и слёзы для людей. Она рушит судьбы людей, но самое, страшное, она калечит души детей. И закончит нашу конференцию, мне хотелось бы словами Анны Николаевны, которая говорила «Да война кончится рано или поздно. Мы то это помним. Не забудьте и вы, новые люди. Не забудьте! Ведь это правда. Всё это было». Так давайте ребята мы это не забудем никогда.


Благодарю всех за участие, до новой встречи в библиотеке.




Литература:

1. Лиханов А. Русские мальчишки / А. Лиханов – М.: Детство. Отрочество. Юность,, 2005.- 634с.

2. Михалёва Т.И. Литература о Великой Отечественной войне и гражданском

становлении личности. - М.: Школьная библиотека, 2005.- 128с.

3. Поле жизни Альберта Лиханова: Сборник / В.Бахревский, О.Смирнова, Е.Галицких - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005.- 205с.

4. Слово и дело Альберта Лиханова: Сборник / Е. Федотова.- М.: Детство. Отрочество. Юность, 2010.- 205с.









































5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« О прошлом для будущего» читательская конференция по произведениям А.А. Лиханова

Автор: Иванникова Татьяна Николаевна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства