Примерная рабочая учебная программа профильного учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования для 10-11 классов социально-экономического профиля общеобразовательной школы, составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), программы авторов: Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. «Право. Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Профильный уровень». Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса, содержанием темы и формами контроля.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
- характеризовать : право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов
внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско- правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчета 1 часа в неделю в 10 классе и 1 часа в неделю в 11 классе.
№ п/п | Название темы, поурочное планирование | Кол-во часов | Основное содержание темы | Методы, приемы, формы педагогического взаимодействия | Формы контроля уровня достижений учащихся | Адаптация программы для учащихся с ОВЗ |
Тема 1. Право и государство (7 ч.) |
1 | Происхождение права и государства. | 1 | Возникновение и развитие права. Происхождение государства. | *вводная беседа. *познавательные и проблемные задания | *развернутый устный рассказ | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» * просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
2 | Сущность права. | 1 | Право как средство регулирования общественных отношений. Понятие права. Различие подходов к пониманию права. | * эвристическая беседа *составление плана *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *рассказ по плану |
3 | Сущность государства. | 1 | Государство как публичная власть. Отличие государства от негосударственных политических организаций. Деятельность государственного аппарат как система осуществления публичной власти. | *проблемные и познавательные задания *работа в малых группах | * письменный опрос |
4 | Формы государства. | 1 | Понятие формы государства. Формы правления. Формы государственного устройства. Формы государственного режима. | *объяснение *составление опорных схем *описание с элементами беседы | *тестирование *решение правовых задач |
5 | Функции государства. | 1 | Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства. | * эвристическая беседа *составление плана *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | * выполнение письменных и устных заданий |
6 | Демократическое правовое государство. Гражданское общество. | 1 | Принципы демократии. Демократическое государство. Правовое государство. Идея и принципы правового государства. Условия появления и существования правового государства. Гражданское общество и его правовые черты. Этапы формирования гражданского общества. Элементы гражданского общества. | * эвристическая беседа задания, их обсуждение *работа в малых группах | *тестирование |
7 | Практикум по теме «Право и государство». | | | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект |
Тема 2. Форма и структура права (6 ч.) |
8 | Право в системе социальных регуляторов. | 1 | Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы. Социальные и технические нормы. Право и мораль. Право и другие социальные регуляторы. Право, принципы права. | * вводная беседа *составление опорных схем *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *понятийный диктант | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» *просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
9 | Нормы права. Система права. | | Норма права: понятие, признаки, структура. Элементы структуры нормы права. Основные виды правовых норм. Отрасль права. Основные отрасли права. | *работа в малых группах *решение правовых задач | *выполнение письменных заданий |
10 | Источники права. | | Источник права. Основные формы права. Закон. Виды законодательных актов в РФ. Подзаконные акты и их виды. Действие нормативно-правовых актов. | * эвристическая беседа *составление опорных схем *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *тестирование |
11 | Как найти нужный закон. | | Реквизиты НПА. Действующая редакция закона. | *проблемные и познавательные задания *работа в малых группах | *практикум *дифференцированные карточки с заданиями |
12 | Правовые системы современности. | | Правовые системы, их развитие. Романо-германская правовая система. Англо-саксонская правовая система. Мусульманская система права. Социалистическая система права. Элементы неосновных правовых систем | *описание с элементами беседы *составление опорных схем | *рассказ по плану |
13 | Практикум по теме «Форма и структура права» | | | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект |
Тема 3. Правотворчество и правореализация (10 ч.) |
14 | Правотворчество. | 1 | Правотворчество и формирование права. Принципы и виды правотворческой деятельности государства. Стадии правотворческого процесса. Юридическая техника. | *вводная беседа *работа в малых группах *решение правовых задач | *рассказ | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» *просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
15 | Реализация и толкование права. | 1 | Формы реализации права. Применение права как особая форма реализации права. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды. | * эвристическая беседа *составление плана *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *рассказ по плану |
16 - 17 | Правовые отношения. | 2 | Правоотношения и его субъекты. Содержание правоотношения. Понятие и признаки правоотношения. Состав правоотношения. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность физических лиц. Дееспособность несовершеннолетних. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, государственных органов и должностных лиц. Содержание правоотношения. Виды правоотношений. Юридические факты. Объекты правоотношений. | * эвристическая беседа *составление опорных схем *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *тестирование |
18 | Законность и правопорядок. | 1 | Понятие «законность». Принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка. | *работа в малых группах *решение правовых задач | *выполнение письменных заданий |
19 | Механизм правового регулирования. | 1 | Виды и средства правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность права. | *описание с элементами беседы *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *карточки с заданиями |
20 | Правосознание и правовая культура. | 1 | Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. | *описание с элементами беседы *работа в малых группах *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *практикум |
21 | Правонарушение и юридическая ответственность. | 1 | Понятие и признаки правонарушения. Причины правонарушений. Вина и ее формы. Виды правонарушений. Юридическая ответственность, ее принципы и виды. | * эвристическая беседа *составление опорных схем и таблиц *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *тестирование |
22 | Преступление и наказание. | 1 | Преступность в современной России. Организованная преступность. Терроризм. Борьба с преступностью. Правоохранительные учреждения. | *описание с элементами беседы *работа в малых группах *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *сообщение |
23 | Практикум по теме «Правотворчество и правореализация». | 1 | | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект |
Тема 4. Право и личность (5 ч.) |
24 | Права человека: понятие, сущность, структура. | 1 | Понятие и сущность прав человека. Становление и развитие идей о правах человека. Структура прав человека. Поколения прав человека. | *вводная беседа *работа в малых группах *решение правовых задач | *рассказ | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» * просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
25 | Правовой статус человека и гражданина. | 1 | Понятие и элементы правового статуса. Права человека и гражданина. Основания ограничения прав человека и гражданина. | * эвристическая беседа *составление опорных схем | *тестирование |
26 | Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. | 1 | Понятие юридического механизма защиты прав человека. Система органов защиты прав и свобод человека в РФ. Юридические гарантии защиты прав человека. Защита прав и свобод человека всеми способами, не запрещенными законом. | *описание с элементами беседы *работа в малых группах *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *карточки с заданиями |
27 | Международная защита прав человека. | 1 | Устав ООН Международный билль о правах человека. Контрольные органы, учрежденные международными конвенциями по правам человека. Роль и компетенция главных и вспомогательных органов ООН в области прав человека. Деятельность региональных организаций в области прав человека. | *описание с элементами беседы *работа в малых группах *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *сообщение |
28 | Основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации | 1 | Права и обязанности несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Цели государственной политики в интересах детей. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ. | * эвристическая беседа *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *выполнение письменных и устных заданий |
29 | Практикум по теме «Правотворчество и правореализация» | 1 | | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект |
Тема 5. Основы конституционного права Российской Федерации (5 ч.) |
30 | Конституционное право РФ. Основы конституционного строя РФ. | 1 | Понятие и предмет конституционного права РФ. Методы правового регулирования конституционного права. Конституционное право как отрасль юридической науки. Верховенство Конституции в РФ. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Основы экономической, политической, социальной систем. Федеративное устройство | * вводная беседа *составление опорных схем *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *карточки с заданиями | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» * просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
31 | Система органов государственной власти РФ. | 1 | Понятие и признаки государственного органа. Органы государственной власти РФ. Президент РФ. Федеральное собрание РФ. Исполнительная власть. Судебная власть. Прокуратура РФ. | *описание с элементами беседы *работа в малых группах *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *тестирование |
32 | Система конституционных прав и свобод в РФ. Гражданство РФ. | 1 | Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Понятие гражданства и его специфика. Приобретение и утрата гражданства. Многогражданство и безгражданство. Граждане иностранных государств. | * эвристическая беседа *составление таблиц | *выполнение письменных и устных заданий |
33 | Избирательное право. Избирательный процесс. | 1 | Значение и разновидности выборов в РФ. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система. Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах. | * эвристическая беседа *составление плана *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *рассказ по плану |
34 | Практикум по теме: «Основы конституционного права Российской Федерации» | 1 | | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект |
№ п/п | Название темы, поурочное планирование | Кол-во часов | Основное содержание темы | Методы, приемы, формы педагогического взаимодействия | Формы контроля уровня достижений учащихся | Адаптация программы для учащихся с ОВЗ |
Тема 1. Гражданское право (9 ч.) |
1 | Общие положения гражданского права. | 1 | Гражданское право как частное право. Понятие гражданского права. Предмет и метод гражданского права. Функции, цели и принципы гражданского права. Гражданское законодательство. | *вводная беседа. *познавательные и проблемные задания | *тестирование | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» * просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
2 | Гражданско-правовые отношения. | 1 | Понятие гражданского правоотношения и его место в системе общественных отношений. Виды гражданских правоотношений. Возникновение и прекращение гражданских правоотношений. Субъекты, объекты, содержание гражданских правоотношений. | * эвристическая беседа *составление опорных схем *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | * письменный опрос |
3 | Субъекты гражданского права. | 1 | Понятие и виды субъектов гражданского права. Физические лица. Юридические лица. Публично-правовые образования. | * эвристическая беседа *составление опорных схем *описание с элементами беседы | *карточки с заданиями |
4 | Предпринимательская деятельность и ее регламентация. | 1 | Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Правовые средства государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. | *описание с элементами беседы *проблемные и познавательные задания | *тестирование |
5 | Сделки в гражданском праве. Гражданско-правовой договор. | 1 | Понятие сделки. Виды сделок. Формы сделок. Условия действительности и недействительности сделок. Последствия недействительности сделок. Понятие и значение договора. Заключение и исполнение договора. Обеспечение исполнения договоров. Отдельные виды договоров. | * объяснение *составление плана *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *карточки с заданиями |
6 | Наследование и его правовая регламентация. | 1 | Понятие наследования и наследуемого имущества. Наследодатель и наследник. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Принятие наследства и отказ от наследства. Наследование несовершеннолетними. | * эвристическая беседа задания, их обсуждение *работа в малых группах | *решение правовых задач |
7 | Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве. | 1 | Формы и способы защиты имущественных и неимущественных прав. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Ответственность без учета вины. | *проблемные и познавательные задания *работа в малых группах | *карточки с заданиями |
8 | Права и ответственность несовершеннолетних по гражданскому законодательству. | 1 | Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Опека и попечительство. Недействительность сделок, совершенных несовершеннолетними. Обязательства вследствие причинения вреда несовершеннолетними. Возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия. | * эвристическая беседа *работа в малых группах *решение правовых задач | *тестирование |
9 | Практикум по теме «Гражданское право». | 1 | | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект | |
Тема 2. Семейное право (3ч.) |
10 | Семейное право как отрасль. | 1 | Особенности семейного права. Юридические понятия семьи и брака. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. | * вводная беседа *составление опорных схем *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *понятийный диктант | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» *просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
11 | Права, обязанности и ответственность членов семьи. | | Правоотношения родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья. | *работа в малых группах *решение правовых задач | *Эссе |
12 | Практикум по теме «Семейное право» | | | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект |
Тема 3. Правовое регулирование трудовых отношений (5 ч.) |
13 | Трудовые правоотношения. | 1 | Самостоятельный и наемный труд. Понятие трудовых отношений. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда. | *вводная беседа *работа в малых группах *решение правовых задач | *рассказ | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» *просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
14 | Трудоустройство и занятость. Дисциплина труда. | 1 | Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Правила внутреннего распорядка. Поощрения за успехе в труде. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора. | * эвристическая беседа *составление плана *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *рассказ по плану |
15 | Защита трудовых прав работников. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. | 1 | Охрана труда. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа. | * эвристическая беседа *составление опорных схем *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *тестирование |
16 | Права и ответственность несовершеннолетних по законодательству о труде. | 1 | Трудовой договор: общие положения. Заключение трудового договора. Рабочее время. Время отдыха. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Материальная ответственность несовершеннолетних. Гарантии при расторжении трудового договора с несовершеннолетними. | *работа в малых группах *решение правовых задач | *выполнение письменных заданий |
17 | Практикум по теме: «Правовое регулирование трудовых отношений». | 1 | | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект |
Тема 4. Административное право(4 ч.) |
18 | Административные правоотношения. | 1 | Административно-правовые отношения. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие. | *вводная беседа *работа в малых группах *решение правовых задач | *рассказ | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» * просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
19 | Административно-правовой статус гражданина. | 1 | Понятие административно-правового статуса гражданина. Права граждан как элементы административно-правового статуса. Юридические гарантии прав граждан. | * эвристическая беседа *составление опорных схем | *тестирование |
20 | Административные правонарушения. Права и ответственность несовершеннолетних по административному законодательству. | 1 | Признаки административного правонарушения. Виды административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности | *описание с элементами беседы *работа в малых группах *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *карточки с заданиями |
21 | Практикум по теме «Административное право». | 1 | . | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект |
Тема 5. Уголовное право(5 ч.) |
22 | Уголовный закон. | 1 | Основные принципы применения уголовного закона. Действие уголовного закона во времени и пространстве. | * вводная беседа *составление опорных схем *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *карточки с заданиями | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» * просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
23 | Преступление. | 1 | Понятие и состав преступления.Формы вины. Основные стадии преступления. | *описание с элементами беседы *работа в малых группах *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *тестирование |
24 | Наказание. | 1 | Цели наказания. Виды наказаний. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Освобождение от уголовной ответственности. | * эвристическая беседа *составление таблиц | *выполнение письменных и устных заданий |
25 | Права и ответственность несовершеннолетних по уголовному законодательству. | 1 | Категории преступлений. Лица подлежащие уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Преступления против семьи и несовершеннолетних. | * эвристическая беседа *составление плана *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *эссе |
26 | Практикум по теме «Уголовное право». | 1 | | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект |
Тема 6. Экологическое и международное право(5 ч.) |
27 | Экологическое право. | 1 | Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. | * вводная беседа *составление опорных схем *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *устный опрос | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» * просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
28 | Международное право. | 1 | Понятие международного права. Особенности современного международного права. Субъекты международного права. Источники международного права. Акты международных конференций и организаций. Структура международного права. | *описание с элементами беседы *работа в малых группах *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *тестирование |
29 | Международное гуманитарное право. | 1 | Что такое международное гуманитарное право. Из истории возникновения международного гуманитарного права. Источники современного международного гуманитарного права. | * эвристическая беседа *составление таблиц | *выполнение письменных и устных заданий |
30 | Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта. | 1 | Основные принципы международного гуманитарного права. Нормы международного гуманитарного права, направленные на защиту прав человека. Ограничение на введение военных действий. Нарушение международного гуманитарного права. | * эвристическая беседа *составление таблиц | *выполнение письменных и устных заданий |
31 | Практикум по теме «Экологическое и международное право». | 1 | | *проблемные и познавательные задания, их обсуждение *работа в малых группах *решение правовых задач | *групповой проект |
Тема 7. Процессуальное право(3 ч.) |
32 | Гражданский и арбитражный процесс. Конституционное судопроизводство. | 1 | Основные принципы гражданского и арбитражного судопроизводства. Участники процесса. Прохождение дела в суде. Исполнение и обжалование судебных решений. Компетенции конституционного суда. | *эвристическая беседа *работа в малых группах *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *тестирование | *составление учителем плана/наводящих вопросов *использование опорных схем *составление рассказов по опорному плану *сокращение задания «подготовить рассказ» *просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением |
33 | Уголовный процесс. | 1 | Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в судебном процессе. | *работа в малых группах *проблемные и познавательные задания, их обсуждение | *выполнение письменных и устных заданий |
34 | Игра «Встать! Суд идет!». | 1 | | *ролевая игра | |